25 мая 2017 25.05.17 4 52K

Обзор игры Stronghold: Crusader

+5

МАУЛАЙ! © крик типичного фаната Stronghold: Crusader, когда спустя пару бессонных ночей его просят, наконец, освободить компьютер

Лирическое отступление, или почему Stronghold — это хорошо, но не всегда

У каждого из игроков есть свой любимый сеттинг. Кому-то по душе поля Второй Мировой, кто-то обожает научную фантастику, кому-то подавай стимпанк… И практически ВСЕ любят Средние Века.
«Всех под одну гребенку, автор!» «Что за позорная субъективщина!». А вот и нет.
Бешеная любовь геймеров всего мира к средневековому сеттингу заключается не только в какой-то особой романтике тех времен, которая, разумеется, имеет место быть. Популяризации средневековья очень способствует фэнтези, ведь в большинстве случаев фэнтезийные миры не так уж сильно отличаются от какой-нибудь Англии XIII века. Законы, философия, взаимоотношения с религией, феодализм, устройство армий… Зачастую популярные фэнтези-вселенные многое просто копируют с реальной истории, попутно адаптируя отдельные элементы под свои «подземелья-с-драконовскими» нюансы.

Так что Средние Века остаются в тренде. Как и игры в данном сеттинге. Серия Stronghold когда-то стала для меня великолепным открытием – игра, которая хорошо использует правило золотой середины.

На одной чаше весов у нас любая классическая RTS – мы можем обводить юнитов в рамочки и посылать их кучкой на убой, для победы зачастую нужно разбить базу противника, для успеха нужно непременно добывать всяческие ресурсы, главный из которых – старые-добрые деньги… На другой чаше весов располагаются заветы очень даже хардкорных немецких Settlers – ресурсов много, а самые ценные находятся в конце производственных цепочек. Тех же солдат вы не наймете без нужного оружия – хотите создать отряд мечников? На рудниках добывают железо и доставляют его на склад, кузнец и мастер-бронник (это два разных ремесленника!) из этого железа создают мечи и доспехи. Доставляют их в оружейную – и только потом из казарм появляются закованные в броню болванчики!

Надеюсь, не я один при виде экрана загрузки слышу «ту-самую-музыку»…

Сложно? На словах, может быть. На деле механика Stronghold раза в 3-4 проще, чем у тех же Settlers. А главное – она всегда была интуитивной и логически понятной. Уже ко 2-3 партии ты запоминал, что и для чего тут нужно. Хочешь собирать больше налогов? Увеличь рацион, построй церковь, открой трактир… Хочешь заставить крестьян быстрее работать? Поставь дыбу, виселицу, костер инквизиции… Хочешь осадить вражескую цитадель? Куда уж тут без инженеров и осадных орудий…

Беда серии оказалась в том, что разработчики из Firefly почему-то решили, что изобрели идеальную геймплейную формулу. Первый Stronghold и аддон Crusader вышли в начале 2000-х, в период безумной популярности стратегий в реальном времени. Это были отличные игры, появившиеся очень вовремя. А потом…

Stronghold 2 попыталась развить оригинальные идеи, усложнив геймплей – но все испортила ужасная графика и забагованность. Спин-офф Legends оказался казуальным и невразумительным бастардом Stronghold и WarCraft. Stronghold 3 и Stronghold Crusader 2… Эти две игры, несмотря на громкие названия не сказали ничего нового. Разработчики из Firefly перекрыли кислород своей «цитадельной» серии, страшно боясь хоть как-то эволюционировать. Все старые наработки подаются в новой (и то не очень привлекательной) обертке, практически без новшеств. Без свежей крови Stronghold рискует загнуться окончательно – печально, но пока что серия движется именно к такому исходу.

Кроваво-красное солнце пустыни

Для несведущих это прозвучит забавно, но в самом первом Stronghold, фактически, не было нормальных одиночных миссий, не привязанных к сюжету одной из двух кампаний. Были осады с заранее сгенерированными замками, карты для свободного строительства, несколько заскриптованных карт с боевыми челленджами… А вот обычного для RTS дела: «база противника versus база моя, и да пребудут с нами Боги мяса, топора и раша» не было. Непорядок.

Наверное, это одно из не очень заметных, но одно из важнейших в Crusader нововведений. Да, здесь можно просто выбрать одну из карт, накидать себе компьютерных противников и устроить чисто средневековую поножовщину, не обремененную сюжетными интригами. Иногда для счастья нужно так мало, верно? Особенно учитывая, с каким креативом разработчики подошли к созданию местных ботов.

А как доставляют прозвища врагов! Вы только посмотрите на «полное семейство» Калифов...

Враги здесь являются, ни много ни мало, личностями: старый квартет дико живучих гадов из первой части (Крыса, Змея, Кабан, Волк – четверка лордов, каждый из которых своим характером полностью оправдывает полученный животный «псевдоним») + новые лорды, правители Востока. Ах да, еще есть Ричард Львиное Сердце – он тут всюду! И на коробочках с игрой, и на экране загрузки, на него разве что не молятся… Но машет топором этот бравый английский парень будь здоров, и как противник – явно не выбор для новичка.

Маулай! А и шухи, хэд мэтикум? Лиль меж! Биттар кит! Мата харра!

А вот на этом месте все старые фанаты Stronghold должны были залиться ностальгическими слезами. Речь о следующем нововведении аддона: арабские юниты. Эти ребята стали серьезным пополнением для игры и повлияли на механику в целом, став настоящей находкой для любителей блицкригов.

Тактика мгновенного раша в стандартных условиях Stronghold выглядит крайне затруднительной: ведь каждый солдат прикреплен к той или иной производственной цепочке. Да, каким-нибудь копейщикам для боя и нужно-то, то самое несчастное копье – но этими дохляками много не навоюешь. Арабы – дело другое.

Это называется «assasin's blitzkrieg». Несколько зловещих парней в черном, нанятые в первые минуты игры, быстро отправляют вражеского лорда на тот свет...

Нанимаемые в лагере наемников исключительно за презренный блестящий металл, бравые защитники Святой Земли оказываются достойными конкурентами своим европейским коллегам. Даже при мизерном стартовом бюджете в 2000 золотых можно обзавестись небольшой, но эффективной армией в первые минуты игры – нужно только знать, в кого вкладываться. Помимо до скрежета зубовного стандартных лучников и мечников есть и более интересные кандидаты: мобильные конные лучники, устрашающие огнеметатели, невидимые стенолазы ассасины… Парк восточных войск действительно позволяет поэкспериментировать с тактикой. Но самое приятное: Firefly не стали вводить обременяющие ограничения на найм юнитов для игрока. И, хотя большинство противников четко придерживаются войск либо европейской, либо арабской стороны конфликта – мы вольны забыть об этническо-религиозных разногласиях и вести в бой объединенную армию, совмещая сильные стороны Запада и Востока. Это ли не равноправие во всей его красе?

Ну и отдельная тема для шуток, перлов и мемов (да называйте, как хотите): это, конечно же, озвучка. Stronghold – из тех редких игр, где фразочки юнитов не просто НЕ ВЫЗЫВАЮТ раздражения. Они западают в душу, радуют, веселят, подбадривают во время тяжелой партии. Мечники сипят: «Тяжелая вещь – броня!». Арабские коллеги, в более легких кольчугах, насмешливо отвечают: «Амурак кайя маулай!». Арбалетчики кричат: «Прыгай!» (куда, зачем, почему?!). А арабские лучники отзываются: «Сумоукум!». И да, ни в детстве, ни сегодня, я ни черта не понимаю из того, что говорят арабские юниты в Stronghold: Crusader. И менее крутыми или харизматичными они от этого не становятся!

Добываешь много камня — строишь много башен. Все просто!

Летописи крестовых походов

Но какая же RTS без полноценной одиночной кампании? А если речь идет о «как бы исторической» стратегии, то и сюжет, вполне возможно, будет «как бы историческим». Если оригинал сочинял свою собственную историю, то Crusader предлагает 4 кампании по 5 миссий в каждой.
К оружию! – эта кампания строго обучающая, возглавляем силы европейцев времен Первого Крестового Похода и учимся заново всему. Миссии простенькие, подсказок много, а шансов проиграть – мало.
Завоевания Саладина – данная кампания также выполняет функцию обучающую – здесь мы подробно знакомимся с арабской армией и, собственно, ничем кроме военных действий нас здесь не порадуют. Но по сложности миссий она на голову, а то и на две выше предыдущей – если в реальности, по поверью, сарацины разгромили крестоносцев у Хаттина на раз-два, то здесь с этой миссией придется неслабо попотеть…
Королевский Крестовый поход – дзен-буддистское правило Вселенского баланса заставило разработчиков сделать эту кампанию полной противоположностью предыдущей. В прошлый раз мы все время шли в атаку арабами, вообще не занимаясь экономикой? Значит, на этот раз будем сидеть в защите крестоносцами, гадая, что страшнее – неправильно развитая экономика или очередное сарацинское нашествие. Кампания не из легких, с самых первых миссий дает понять, что щадить вас никто не будет. Неожиданно простой оказалась, разве что… последняя миссия.
Войны крестоносцев — а в четвертой кампании историю отправили за борт и решили поностальгировать, заодно отдав дань фанатам оригинала (особенно тем, кто полюбил тамошних злодеев). Объяснять, как эта четверка вдруг вернулась с того света нам никто не собирается – да и не нужно. Раз они воскресли – значит, нужно снова спровадить их в мир иной. По сути, данную кампанию можно считать разминкой. Ведь впереди каждого игрока в Stronghold: Crusader еще ждет…

Длинная, очень длинная, слишком длинная дорога крестоносца

У вас когда-нибудь бывало так, что кто-то солгал вам, а вы не обиделись? Причем солгал по-крупному, о каких-то серьезных вещах, но вы… просто восприняли это как данность. И эта данность пришлась вам по вкусу. «50 сюжетно-связанных миссий» — именно такая фраза красовалась на коробке с диском Stronghold: Crusader. Я приобрел игру в местном магазине, еще будучи совсем сопливым юнцом, и спешил взглянуть на все эти жестокие побоища в пустыне…

И это еще только начало!

Так вот, странное дело: этого неизвестного коварного лжеца, вставившего фразу про «сюжетно-связанные» миссии наказывать было совершенно неохота. Путь Крестоносца в Stronghold: Crusader действительно есть – это 50 миссий на разных картах с разными стартовыми условиями, вообще не связанные никаким сюжетом. Просто фигурка крестоносца, движущаяся по огромному полю, напоминающему какую-нибудь старенькую настольную игру. Забавно, но в те лихие года, когда (ОСТОРОЖНО! СТАРЧЕСКОЕ КРЯХТЕНЬЕ 20-ЛЕТНЕГО ПАРНЯ!) сосны были выше, а WarCraft еще не превратился в MMO и был королем стратегий, этого было более чем достаточно. Прохождение всех этих испытаний затягивало – миссии были разнообразные, к тому же было чертовски интересно – ну, что покажут, когда пройдешь все 50? Не выскочит же просто черный экран, верно?..

Но Путь Крестоносца оказался сильно длиннее, чем можно было предположить. К Stronghold: Crusader со временем подоспели две добавки. Первая из них – Warchest – добавила 8 новых противников (и это очень хорошо, ибо старые рано или поздно надоедают, а все их тактики заучиваешь наизусть) и еще 30 миссий, как этакое продолжение Пути Крестоносца. Ну, пожали плечами – побежали выполнять…

От замка маршала Лонгарма осталось всего-ничего. А скоро и сам маршал отправится на покой...

А потом вышел Extreme. Stronghold: Crusader. Extreme – если быть более корректным. Зачем-то он продавался за отдельные деньги как самостоятельный аддон (самостоятельный аддон к самостоятельному аддону! Вы вдумайтесь! А говорите, что сегодня разработчики делают деньги из воздуха). И все, что Extreme делал – это ломал баланс и превращал происходящее на поле боя в какой-то цирк и балаган. Появился «Экстремальный путь крестоносца» — еще 20 миссий, набитых противниками из оригинала и WarChest. А также появилась… магия. Самые натуральные колдунства на манер Lord of the Rings: Battle for Middle-Earth: возможность призвать подкрепления, обрушить на врага дождь стрел или камнепад… Магией пользуется только сам игрок, и это даже не смешно, когда ты можешь накопить на дождь камней за 5 минут, а потом обрушить его на набитый хлебом вражеский амбар. Вроде и радоваться надо, что от врага подданные уходят из-за голодухи. Да только ты же этого добился не хитрым стратегическим маневром, а просто кучей камней, внезапно упавшей с неба…

Ах да, еще в Extreme были форпосты, генерирующие бесконечное количество войск в огромных количествах. Как правило, форпостов больше было у врага. Это вроде бы как помогало балансу не погибнуть в первые пять минут партии, однако тот же камнепад можно было направить и на форпосты, а восстанавливать их нельзя, так что…

Подведем итоги…

Ну, о технической стороне Stronghold: Crusader много и не скажешь. Движок от первой части, милая изометрия, при желании все это добро сейчас можно найти в HD-качестве – так что совсем уж рябить в глазах от местной картинки у вас не будет. Музыка и звуки как были хороши и завораживали несколько лет назад, так и сейчас сохранили свое гипнотическое воздействие, а пара композиций из здешнего саундтрека даже настойчиво просятся в плейлист для прослушивания вне игры.

Резюмируя, можно сказать, что Stronghold: Crusader – не уникальная игра, не феномен игровой индустрии. Нет. Но это действительно качественное продолжение оригинала, которое добавило новые фишки, поменяло стиль и антураж, разнообразило геймплей… Дьявол сокрыт в мелочах. Забавно, но вспоминая эту игру хочется рассказывать не о сложных внутренних механиках или особенностях ведения хозяйства в условиях пустыни… Хочется рассказать обо всех забавных фразочках юнитов, о том, как тебя бесит назойливый Калиф с его вечными восклицаниями «Невееерный!», о той самой осаде, когда тебя зажали с двух сторон, ты изо всех сил клепал копейщиков, чтобы защитить лорда, а в это время мангонель…
Stronghold: Crusader – не хит всех времен и народов, но это не мешает данной игре обладать, простите за сентиментализм, душой. И разве этого мало?


Stronghold: Crusader

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
27 сентября 2002
466
4.5
325 оценок
Моя оценка

Stronghold

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 октября 2001
437
4.5
316 оценок
Моя оценка

Stronghold Crusader Extreme

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
28 мая 2008
110
4.2
78 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ностальгииия…
И жили они все долго и счастливо… Ну может и не все.
Блин, тыкал же в «Новый комментарий».
Хороший обзор, любил эту игру за стилистику и озвучку, но далеко не прошел — в те годы она для меня оказалось сложноватой. Надо устроить второй заход)
Читай также