Меню
StopGame  Блоги Персональный блог Блог UsatyiMysh КАК РАЗВИВАЛАСЬ СКАЗКА: ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦЕСС

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 24.04.2019 — Королевская битва про викингов, Кодзима — гений, Square Enix на E3, Street Fighter V бесплатно…
  • Обзор игры World War Z
  • Видеообзор игры Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy
  • Обзор игры Katana Zero
  • Обзор игры God's Trigger
  • Рефанд?! — Risk of Rain 2, Grimshade, Weedcraft Inc, I hate this game, Unheard, Deck of Ashes…
  • История серии Dead Space, часть 4. Мультфильмы, комиксы, Extraction
  • Мы вернулись в Borderlands и поняли восемь вещей
  • Блоги. «Хардкор хардкору рознь (и сложность сложности тоже)»
  • Блоги. «Rebel Inc. — наследница Plague Inc. или простая калька?»
  • Видеопревью игры Lost Ark
  • Обзор игры Supraland
  • Превью по бета-версии к игре Steel Division 2
  • Во что зарубиться под «Игру престолов»
  • Magic: The Gathering Arena. Карто-пацан 5
  • Magic: The Gathering Arena. Карто-пацан 4
  • Sekiro: быстрейшее прохождение на планете [Спидран в деталях]
  • Обзор игры Yoshi's Crafted World
  • Обзор игры Operencia: The Stolen Sun
  • «Что? Где? Когда?». Состязание ХII
  • Обзор игры Grimshade
  • Блоги. «Mass Effect и дизайн: Как рассказать историю, не сказав ни слова»
  • Блоги. «Ностальгический обзор дилогии No One Lives Forever»
  • Обзор игры The Walking Dead: The Telltale Series — The Final Season
  • Magic: The Gathering Arena. Карто-пацан 3
  • Magic: The Gathering Arena. Карто-пацан 2
  • Magic: The Gathering Arena. Карто-пацан
  • Хеллбой. История недооценённого героя
  • Как умирала Dragon Age 4 и что с ней стало? Расследование Kotaku
  • Видеообзор игры Tropico 6

КАК РАЗВИВАЛАСЬ СКАЗКА: ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦЕСС

0
С древнейших времен люди рассказывают друг другу сказки: добрые и злые, волшебные или максимально приближенные к реальности. Они — один из важнейших факторов, закладывающих основу в будущее человека. Много веков назад они служили способом воспитания и образования ребенка, но сейчас, в эпоху интернета и максимальной свободы слова, сказки это еще один из способов развлечения и, как следствие, зарабатывания денег. Но одно дело, когда мультфильмы создают исключительно в коммерческих целях, из-за чего сильно страдает их качество, а совсем другое, когда этому сопутствует крепкий захватывающий сюжет, интересные персонажи и хорошее качество производства. Самых больших успехов на этом поприще добилась именно компания Disney.

Для справки, компания Disney — одна из крупнейших финансовых конгломератов индустрии развлечений в мире. Основанная 16 октября 1923 года братьями Уолтером и Роем Диснеями, как небольшая анимационная студия, в настоящее время является одной из крупнейших голливудских студий, а также владелицей одиннадцати парков развлечений, двух аквапарков и нескольких сетей телерадиовещания, к числу которых относится небезызвестная Американская телерадиовещательная компания.

Одной из самых ярких специфических сторон этой компании является гениальнейшая в своей простоте идея быстро набравшей популярность линейки так называемых «диснеевских принцесс», многими осуждаемая и обсуждаемая, но как бы люди не любили или ненавидели ее, стоит заметить, что равнодушных среди них нет. И действительно, на эту тему было сказано очень много. Так, например, 24 декабря 2006 года в New York Times была опубликована статья «Что случилось с Золушкой?» под авторством Пегги Оренстайн. Сутью эссе оказались опасения журналистки по поводу последствий влияния принцесс на девочек. Тамара Уэстон из Time также критиковала франшизу, ссылаясь на принцесс, как на «девиц в беде» и плохому примеру для подражания для маленьких зрительниц. Прочие источники также выразили обеспокоенность тем, что франшиза может дать молодым девушкам неверный сигнал. При этом, другие родители считают, что девочки в конечном итоге вырастают из этой фазы.

В 2016 году группа психологов под руководством профессора Сары Койн из Университета Бригама Янга опубликовала статью о том, что диснеевские принцессы делают детей восприимчивыми к гендерным стереотипам. Термин «девица в беде» означает архетипичный образ вымышленной героинях литературного произведения, картины или фильма, которые обычно являются молодыми привлекательными женщинами, терзаемыми ужасными злодеями, монстрами и ожидающими героев. И разумеется, именно ”Дева” одним из распространённых стереотипных персонажей художественной литературы, особенно мелодраматических произведений. Основная же негативная идея данного образа гласит, что девушке ничего не надо из себя представлять, ей не нужно образование или личностный рост, а имея симпатичную внешность стоит только подождать мужчину, который решит все твои проблемы.

Да, признаться честно, подобная критика для таких персонажей, как Белоснежка или Золушка, вполне резонна, но стоит ли подводить всех принцесс под один гребень? Прежде всего, стоит рассмотреть всех персонажей бренда. Если умолчать, что среди «принцесс» можно найти королев, дочерей вождей, героинь Китая, львиц, и других не менее харизматичных личностей, то диснеевских принцесс вполне можно разделить как на официальных, и на неофициальных, так и тех, кто родился в королевской семье, и тех, кто вышел замуж за представителя высшей монархической власти.

Я же хочу разделить принцесс по временным рамкам, не затрагивая их знатность или неофициальность, чтобы увидеть общие для каждого временного отрезка условности и как эти условности влияли на характеры персонажей. И отсюда мы видим первую группу — «типичные девицы в беде». Созданы в первой половине двадцатого века, включающие в себя Белоснежку (м\ф ”Белоснежка и семь гномов”, 1937) и Золушку (м\ф ”Золушка”, 1950), как самых несамостоятельных героинь Disney. Их можно охарактеризовать, как ведомых и послушных судьбе, ждущих принцев и для своего спасения не сделавших решительно ничего своими силами. Впрочем, Аврору (м\ф ”Спящая красавица”, 1959), пусть и созданную на 18 лет позже Белоснежки, так же можно включить в эту группу, так как по аналогии с подругой гномов, она провела большую часть истории во сне, являясь скорее призом, чем цельным персонажем. И еще одним сильным сходством между тремя историями можно выделить сильных и решительных антагонистов-женщин, хитрых и умных, в противовес протагонистам.

К следующей группе, «любопытным исследователям», уже не получается применить предыдущие рамки. Такие персонажи как Алиса (м\ф ”Алиса в стране чудес”, 1951), Ариэль (м\ф ”Русалочка” 1989), Белль (м\ф ”Красавица и Чудовище”, 1991) и Жасмин (м\ф ”Алладин”, 1992) уже не могли усидеть дома под надзором. Они стремились познать мир и себя, не желали оставаться на месте, развивались. Рамки «девиц в беде» были слишком тесны для них. Это отражало события реального мира: информационная и сексуальная революция второй половины двадцатого века не оставляла пространства для жизни стереотипам о вечных жрицах домашнего очага. Отношение мира к женщинам и женщин к миру менялось, и вместе с ним менялись и с виду такие простые женские персонажи в сказках. Противником тут выступал уже большой неизвестный мир с его законами.

Третья группа, «принцесс-воительниц», зародилась на столкновении двух тысячелетий, и отличалась она от предыдущих тем, что на первый взгляд слабые, беззащитные девушки не чурались даже брать в руки оружие, чтобы защитить свои ценности и дорогих им людей. Они уже не были ведомыми, они вели за собой людей. Создатели наделили их лидерскими качествами и сильными характерами, порой перегибая с храбростью, силой воли и серьезностью, как будто пытаясь гиперболизировать их: так Мулан (м\ф ”Мулан”, 1998) стала солдатом, а после и героем Китая, так же как и Покахонтас (м\ф ”Покахонтас”, 1995), не побоявшаяся не согласиться с привычным им миром; или принцесса Кида (м\ф ”Атлантида: Затерянный мир”, 2001), защищавшая свой народ на протяжении многих веков собственными руками. В эту же группу входят: Эсмеральда (м\ф ”Горбун из Нотр-Дама”, 1996), Мегера (м\ф ”Геркулес”, 1997), Джейн Портер (м\ф ”Тарзан”, 1999).

И в десятых годах двадцать первого века грянула группа «обычных девушек». Они не были ни сильными, ни слабыми — они были обычными. В них не было ни утрированной храбрости, ни гиперболизированной умильности. Наконец-то принцессы Диснея приблизились к живым людям, таким разным и умеющим учиться на своих ошибках. Они все еще были трудолюбивыми, как Тиана (м\ф ”Принцесса и лягушка”, 2009), любопытными и настороженными, как Рапунцель (м\ф ”Рапунцель: Запутанная история”, 2010), ответственными, как Моана (м\ф ”Моана”, 2016), ответственными и профессональными, как Джуди Хоппс (м\ф Зверополис, 2016 ) наивными, как Анна (м\ф ”Холодное сердце”, 2013) или серьезными, как Эльза (м\ф ”Холодное сердце”, 2013), но они уже были хорошей ролевой моделью для девочек. Они говорили на одном языке со зрителями. Иногда они опровергали самые основополагающие, идущие еще из начала двадцатого века идеи. О том что не надо выходить замуж за первого встречного, о том, что, да, ты можешь быть милой и трудолюбивой, но неплохо было бы еще быть умной и критично смотреть на мир, да и неплохо было бы уметь о себе позаботиться. Они говорят правильные вещи.

Если в прошлом Дисней в чем-то и упрекали, то они работали над собой. Развивали персонажей, сюжеты, затрагивали другие этносы, не боялись экспериментировать с форматами и подачей. Ведь стоя на месте и зацикливаясь на чем-то, вы вряд ли угонитесь за вечно спешащим, развивающимся миром.

Однако есть еще одна группа, малочисленная и не очень большая, группа «стойких маленьких принцесс». Они не принцессы в общем смысле этого слова и к диснеевский принцессам их ничего не относит. Они появились когда Дисней и компания Пиксар решили говорить со своими маленькими зрительницами напрямую, лицом к лицу. Лило (м\ф ”Лило и Стич”, 2002) и Райли (м\ф ”Головоломка”, 2015) — обычные девочки, на долю которых выпало не рассказать захватывающую историю, не спасти Китай или свою деревню, Лило рассказывает о настоящей дружбе и как важна порой поддержка другого человека, а Райли говорит о том, как страшно нам порой взрослеть и как важна для нас наша семья, как любую напасть можно пережить, когда родные рядом.

Компания Дисней, вот уже на протяжении чуть менее века дарит своим взрослым и маленьким зрителям сказки и мечты. Они охватывают максимальный зрительский диапазон, и с каждым годом количество фанатов их творчества только увеличивается. И можно долго дискутировать о пользе или вреде ролевых моделей диснеевских принцесс, о их ценности или ненужности, но стоит ли попрекать компанию создающую персонажей порой опережающих свое время и стремящихся сделать мир чуть лучше для всех людей, не обращая внимание на их социальный, религиозный, национальный, половой, ориентационный статусы? Может стоит просто не мешать сказке развиваться?
Комментарии (1 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Продавец-консультант
Персональный блог , сломанных ног, ManaBanana
Мини-обзор Europa Universalis 4
Блог обзорщиков
Курилка страны Восходящего Солнца
Блог курилок и длинных разговоров
Ретрореквест
Блог Глеба Мещерякова
Обзор Sekiro: Shadows Die Twice
Блог обзорщиков
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
JoJo Eyes of Heaven — первая демонстрация перевода.
Персональный блог «Независимая Конторка»
Ace Attorney Trilogy — первая демонстрация перевода.
Персональный блог «Независимая Конторка»
Дота 2 саппорты
Блог azzazzell
Наверх ↑