16 августа 2016 16.08.16 18 4037

«Серьёзные игры» или привлекательность войны

+31

{ALERT! Много «буков» и длинное вступление, заранее прошу простить меня ибо пишу первый раз}

4 года назад я познакомился с замечательной игрой «Красная капелла 2: Герои Сталинграда» (на расовом английском «Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad»). Игра буквально взбудоражила меня. Реализм, озвучка, люди и главное — атмосфера. Конечно, до этого была OFP, но там был лишь суровый реализм и ничего лишего. Для меня RO2:HoS всё ещё эталон подобных «реалистичных» шутеров размеров «взвод на взвод» (30на30+-5). С тех пор я заинтересовался подобными проектами.

Прошло время. Вышла ArmA 3, допиливалась ArmA 2 OA. Инди не отставало и порадило Insurgency и Squad (что примечательно, обе игры изначально были модами. Как и Red Orchestra, но к этому мы ещё вернёмся). Были и другие, менее популярные проекты. И я начал спрашивать себя: а зачем люди пытаются моделировать войну такой, какая она есть или хотя бы прикручивать к шутерам поправки на реальность? Вопрос риторический.

Война — двигатель прогресса. Мало кто задумывается, но раньше самые передовые технологии напрямую или косвенно касались военного дела. Если «научный проект» или изобретение могли дать пользу военным — то финансирование этого направления вырастало. В конце концов, даже атом ведь сначала научили не добывать людям энергию, а уничтожать целые города.

Ну и в целом, людям свойственно сражатся за идеи, идеалы и религию. Ведь даже сейчас по миру ведётся достаточно войн и гремят выстрелы. Сирия, Афганистан, Ирак, арабо-израильские «тёрки», Африка, индийско-пакистанские споры, пограничные перестрелки Вьетнама и Китая, конфликт на юго-востоке Украины. У всех стран есть армия и своя военная история. И несмотря на ужасы войны, она всё ещё… притягательная что-ли. Да, последнее время пацифизм распротраняется всё больше, но чёрт возьми, многих привлекает оружие, форма и железные коробки, которые военные почему-то называют танками и боевыми машинами. И что самое странное, многих завораживает это странное действо — война.

Мой отец, ефрейтор запаса пограничных войск КГБ РБ, всегда говорил, что ему нравится война. Но не нынешняя, а прошлая, средневековая. Когда ты выходишь на честный бой и вы с оппонентом дерётесь на равных. Тогда и война была повседневностью и умирало в ней мало. Не то что сейчас — одно неудачное движение и либо снайпер пробъёт черепушку, либо пулемётчик скосит очередью насмерть. А то и вовсе снаряд на голову прилетит. Согласитесь, в среденвековых битвах есть что-то романтическое. То есть любовь к честному поединку у мужчины всегда будет. Это попросту не вывести.

Да и не надо выводить. Не всем людям хочется жертвовать всем, в т.ч. и жизнью, ради каких-то идей. Ибо как говорил один человек: «Война — не про 'убивать'. Война — это про 'умирать'. Всё новые и новые средства уничтожения человеков просто заставляют инстинкт самосохранения трубить человечеству о том, что не надо горячится и лезть решать вопросы оружием.

Но вот, чёрт возьми, всё равно люди хотят войны. В глубине души. Им интересно, какого „там“, на поле брани. И тут на помощь приходят игры.

Сначала были т.н. спинно-мозговые шутеры (СМШ), которые характеризовались фразой: „отключаем мозг, включаем реакцию и тайминги“. Современными примерами таковых можно считать DOOM, Wolfenstein: The New Order и Call of Duty и вообще, ТЫСЯЧИ ИХ!

Но они не дают то самое ощущение войны. Так и появилась OFP. Да, до действильно симулятора настоящей войны её было далеко, но фанаты принялись исправлять это напильниками. Вскоре, самые смекалистые поняли, что тоже самое можно делать и с теми самыми СМШ. Отсюда появились модификация к Unreal Tournament (внезапно, да) Red Orchestra: Combined Arms, которая позже выросла до самостоятельной игры и сиквела к ней (сейчас разрабы вообще упоролись и делают сиквел к дополнению сиквела, причём он будет про Вьетнам).
Так же к винрарному шутану Battlefield 2 сделали не менее годный мод Project Reality, который относительно недавно перерос в полноценную Squad. На базе Source сделали мод Insurgency: Modern Infantry Combat, которой скоро перерос в самостоятельную игру, откинув 3 слова в названии.

Русское сообщество OFP и ArmA сообразило из различных модификаций к ArmA 2 свой „пак“, основав проект „Серьёзные игры на Тушино“, где реализм и атмосфера реальной войны и вовсе возведены в максимально возможный абсолют с той самой ролевой системой, где каждый занимается своим делом: командир отделения — командует ввереными 10-ю дЭбилами, танкисты — управляют большими и бесполезными железяками, гранатомётчики — охотятся за теми же железками, медики — вытаскивают и восстанавливают калек, командир стороны — пытается управлять вообще всеми и так далее. Короче, вы поняли. При этом, всё в соответствии с реальной организацией подразделений симулируемых армий. А перед самим „боем“ командир стороны собирает командиров отделений и танкистов и вооружившись картой проводит брифинг — кому, куда и что делать. Всё это происходит в тимспике с помощью специальных плагинов, которые в игре имитируют рацию и переговоры без неё „голосом“ (правда, после перехода платформы на ArmA 3 уже позникли проблемы с предславутой серьёзностью).

В таких играх всё без дураков. Моральное состояние солдата, реалистичная в меру баллистика, связь либо рацией, либо криком на всю округу. И что самое характерное — содружество игроков именно таких проектов является самым сплочённым. Они отзывчивы, готовы помочь новичкам, подскажут разрабам как надо, а если что — сами сделают и предложат им.

Вообщем, к чему я вёл весь этот бессмысленный трёп. К тому, что несмотря на всеобщий настрой на прогрессирующий пацифизм, война всё ещё будет привлекать людей. И всё ещё будут востребованы игры, в какой-то мере заменяющие нам настоящую, жестокую войну. Просто чтобы оставаться людьми. Не зря ведь конкурс модов для ArmA 3 имеет характерное название, хех.

P.S. Спасибо, что дочитали :)


Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
13 сентября 2011
583
4.2
318 оценок
Моя оценка

Arma II: Operation Arrowhead

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
29 июня 2010
287
4.1
150 оценок
Моя оценка

Arma III

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 сентября 2013
643
4.1
454 оценки
Моя оценка

Insurgency

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
22 января 2014
273
3.9
229 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я так однажды пришел к выводу, что самая точная и реалистичная кампания в военных играх, представлена в третьей Арме. Серьезно.

Только там ты собираешься послужить отечеству, и из-за этого оказываешься в полной жёппе. Затем все твои друзья выбираются из этой жёппы, но тебя как последнего лоха обстреливают и откидывают обратно. Вернувшись назад, ты находишь кучку бичей, к которым присоединяешься лишь потому, что они стреляют в тех, кто стреляет в тебя. Некоторое время тусуешься вместе с ними, ибо больше некуда. Затем, ваши враги решают что эта самая кучка бичей что-то больно разогналась, и проводят жесточайшую акцию по выпиливанию всех несогласных. Ты снова чудом выживаешь. И вот, на волоске от гибели, тебя под шумок от своих дел спасают какие-то мутные типы, которые говорят: «ДА МЫ СВОИ, ЧЕ ТЫ!».
И вот ты сидишь на базе этих «своих», а потом бац-бах-трататах, чезахерня, френдли фаер, НАЙДИ ОМП, шо за говно?! Ну находишь ты это ОМП, подвозишь к братюням, а тебе: «Ну это… короч не твоего ума дела че это такое и чье оно — но его забираем мы. А ты тут будешь. Удачки.». И оставляют тебя на острове выбираться оттуда своими силами.

10 жиз из 10-и.
А также война это грязь и смерть, бесчеловечная жестокость, несмотря на все конвенции, матери, которые не увидят своих сыновей или даже дочерей, дети, которые будут жить без родителя/ей, простые люди, которые страдают независимо от стороны и в конце концов, это трагедия, о которой нужно помнить. Поэтому добавь пожалуйста в этот блог игру «This War of Mine», которая хорошо показывает другую сторону этой войны
Предлагаю к ознаКомлению!
Как по мне, вся суть современной войны, идеально показана и полностью раскрыта: в сериале generation kill. Там показана и глупость командования, и неуважение к командованию, и личные терки между солдатами и командирами на войне. А так же, там раскрыта тема, «Омерзительной привлекательности войны». Отличный и один из самых правдивых сериалов о современной войне.
Мало кто задумывается, но раньше самые передовые технологии напрямую или косвенно касались военного дела

ммм, если снять розовые очки, и чутка присмотреться, то можно увидеть, что сейчас все абсолютно также
Ну или приписку, что это тема для отдельного разговора
Но не нынешняя, а прошлая, средневековая. Когда ты выходишь на честный бой и вы с оппонентом дерётесь на равных. Тогда и война была повседневностью и умирало в ней мало. Не то что сейчас — одно неудачное движение и либо снайпер пробъёт черепушку, либо пулемётчик скосит очередью насмерть. А то и вовсе снаряд на голову прилетит. Согласитесь, в среденвековых битвах есть что-то романтическое.
Да ну, были же и лучники, и засады, и ловушки с кольями, и кипящее масло со стен, катапульты те же. Как-то вы очень идеализировали прошлое, тогда возможность убивать издали тоже имелась, хоть и не такая эффективная, и хитрости у командующих хватало. Но и поединки один на один, конечно, присутствовали.

А статья хорошая. Пусть бы действительно война оставалась только в играх.
Day of Infamy и до сих пор служит модом для неё (в игре есть вкладки поиска серверов с этим модом). Зачем её отделяли — не понимаю
Про TWoM и другие игры, где именно человек выживает на войне, я, может, позже поговорю
Насколько я помню, OFP зародилась из голов братьев Шпанели, а уже потом переросла в тренажёр для западных армий
Лично мне больше зашёл сюжет ArmA 2. Славянский колорит, всё же, работает. Ну и этот сюжет как черпал идеи из прошлого (Югославский войны), так и «предвидел» будущее (Конфликт на Донбассе)
Всё же, в средние века людей в войнах умирало очень мало. К примеру, пока монголы не пришли на Русь, в междуособных войнах людей умирало столько, что это было повседневностью
Сейчас ситуация немного изменилась, но да — старая концепция работает (да и очки я не ношу)
А еще недавно вышла игра которая была модом для insurgency, который сам был модом на движке source. Day of infamy. То же insurgency только в антураже ВМВ.
Минутка занудства, ofp и arma выросли из симулятора, которым пользуются военные Великобритании и не только.
Читай также