21 апреля 2016 21.04.16 35 8405

[От первого лица] Подборка фильмов, использовавших субъективную камеру до Хардкора

+25

Субъективная камера — неоправданно редко применяющийся операторский прием, позволяющий зрителю посмотреть на окружающее глазами персонажей фильма. Пока Хардкор продолжает свое триумфальное шествие по кинотеатрам всего света, время от времени цепляя сомнительные ярлыки вроде «первый фильм от первого лица», предлагаю вам небольшую подборку кино, в котором субъективная камера имела не только функциональное значение, но и художественное. И начну с самой шумной ленты…

Гравитация / Gravity

Первый космический полет для доктора Райан Стоун рискует стать последним — челнок
сталкивается с космическим мусором, оставляя девушке и ее наставнику Мэтту Ковальски минимальные шансы на спасение.

Основная цель субъективной камеры — отождествить зрителя с главным героем — в фильме о бесконечном самопреодолении неопытной девушки приобретает первостепенную важность. Гравитация применяет этот прием очень редко, но по делу — кроме как при периодически возникающей необходимости показать зрителю стремящийся к нулю индикатор кислорода, перспектива от первого лица часто используется при дезориентации и растерянности Райан — тех моментах, где зрителю проще всего увидеть в героине самого себя.

Леди в озере / Lady in the Lake

Частный детектив Филип Марлоу пишет рассказ и отправляет его в редакцию одного журнала — кушать-то хочется. Главный редактор издания, обворожительная Адриен Фромсетт, соглашается его опубликовать, но при условии, что он возьмется расследовать исчезновение Кристал Кингсби, жены владельца журнала. Циничный частный сыщик, femme fatale, запутанный детективный сюжет — все признаки типичного нуара на месте.

Скорее всего, фильм 1947-го пропал бы в пучине безвестности, если б не был (за исключением трех коротких фрагментов) полностью снят субъективной камерой. Будучи адаптацией романа Рэймонда Чандлера, одного из основателей жанра «крутых детективов», лента буквально переняла книжную манеру повествования от лица главного героя.

Поэтапное развитие диалогов порою напоминает таковое в Deus Ex: HR, пусть здравый смысл и подсказывает, что должно быть наоборот.

Русский ковчег / Russian Ark

Нелегкая судьба забрасывает нашего соотечественника из 21-го века в Эрмитаж прошлого, где временные законы перестали действовать. Ему предстоит открыть для себя три века истории Зимнего дворца вместе с таинственным французом в черном плаще, имеющем весьма критическое отношение к русскому культурному наследию.

Весь фильм снят без единой монтажной склейки, полностью от первого лица и напоминает экскурсию по музею — только вместо речей экскурсовода Русский ковчег предлагает наглядные исторические сцены. Главный герой постоянно ведет диалоги со своим спутником, что придает картине хоть какой-то динамики, но препятствует полному погружению зрителя. Кроме уникальной подачи и съемки одним дублем данная лента мало чем выделяется, потому к просмотру рекомендуется строго тем, кого заинтересовала аннотация.

Монстро / Cloverfield (досл. Клеверное поле)

Прощальная вечеринка по случаю отъезда Роба в Японию обернулась катастрофой: сперва он поссорился с самой дорогой для него подругой, а затем нежданно-негаданно огромное чудище напало на Манхэттэн и принялось уничтожать все на своем пути. Компания приятелей во главе с Робом уже собиралась валить из города под прикрытием военных, как вдруг наш герой получил звонок от подруги, умоляющей прийти к ней на помощь. Конечно же, согласно канону жанра, настоящий мужик не мог отказать.

Немного нечестно включать Монстро в подборку, поскольку формально он снят не «глазами героя», а на любительскую камеру, переходящую из рук в руки. Однако об этом довольно редко вспоминаешь — камера редко меняет хозяина, а на бегу оператор не забывает стабилизировать картинку.

Вход в пустоту / Enter the Void

Оскар с сестрой приезжают в Токио за лучшей жизнью, но оказываются на дне — парень подторговывает наркотой, а его сестра танцует в стрип-клубе. И вот однажды… К сожалению, нельзя описать Вход в пустоту, избежав серьезных спойлеров и не навязывая единственной трактовки событий. Это фильм-опыт, который нужно просто пробовать смотреть: не понравится — смело вырубайте.

Благодаря некоторым условностям сюжета вид от первого лица в данной ленте оказывается изобретательнее, чем где-либо еще. Стоит лишь немного увлечься, как фильм затягивает с головой, вызывая просто колоссальный уровень погружения и нестандартный опыт. Порою метод съемки напоминает о предыдущем фильме режиссера — «Необратимости» (тот самый, который 7-минутной сценой изнасилования прославился).

Скафандр и бабочка / Le scaphandre et le papillon

Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, после инсульта оказался практически полностью парализован. Единственным средством сообщения с внешнем миром для него остался непораженный левый глаз. Врачи разработали специальный алфавит, с помощью которого Боби, моргая, смог поведать миру о том, каково быть запертым в собственном теле.

Использование перспективы от первого лица позволило режиссеру передать это ощущение зрителю, во многом обусловив хужожественную ценность фильма. Активно эксплуатируя этот прием в начале, лента постепенно переходит к разноплановой съемке по мере раскрытия подробностей биографии главного героя.

Поговаривают, что фильм стоит посмотреть хотя бы за обилие привлекательных француженок.

 

Лучшие комментарии

И начну с самой шумной ленты…

Имхо, тут надо было ставить Doom. Ибо тема взгляда из глаз героя муссировалась там, как минимум, не меньше чем в «Хардкоре». По сути, одна из главных фишек фильма, которую пихали в каждый трейлер. Да и общий ажиотаж у фильма был солидный.
Ну тащемта можно и упомянуть всю порноиндустрию в POV формате:D
Нормальный фильм, если б он не вышел после over9000 фильмов про выживание после аварии/нашествии зомби/вырвавшегося монстра в лаборатории/космической станции/заброшенном заводе шахте на астероиде и тп.
Ладно, боже упаси его кому-нибудь пересматривать, так что пусть сидит в спойлере в конце. ;P
Подобная Doom'у сцена есть в фильме «Брат-2» :)) Короткая, конечно, зато со стрельбой и от первого лица. Когда смотрел в 2000-м году, вспомнил Doom (игру, разумеется).
Ну, вообще «Монстро» здесь совершенно не к месту, потому что там вид не из глаз, а из объектива камеры, и в руках её держали несколько разных людей.
Немного нечестно включать Монстро в подборку, поскольку формально он снят не «глазами героя», а на любительскую камеру, переходящую из рук в руки. Однако об этом довольно редко вспоминаешь — камера редко меняет хозяина, а на бегу оператор не забывает стабилизировать картинку.


Тут дело такое: камера формально находится в руках героя, но ведет себя подобно его глазам. Если герой замечает чудище — камера обращает на него внимание, если герой бежит — камера смотрит вперед, а не мотается из стороны в сторону. Да, она переходит из рук в руки в начале и в конце, порою падает, местами изображение перебивается якобы прошлой записью на пленке (фактически — монтажными склейками), хотя часто об этом просто забываешь.
Ога, то есть если б он вышел лет эдак 20-30 назад, то да, был бы неплохим фильмом категории Б.
Ну многие фильмы Б класса стали культовыми. Примеры не дам, а то разорвут. Посмотрите лучше Ностальгирующего критика.
А где «Маньяк»? Ну и «Отель Инферно» добавить можно? К тому же есть много фильмов, использующих «вид из глаз» в отдельных сценах.
Ещё не так давно был фильм Запретная Зона 3D, трешачек конечно, но для желающих ознакомиться сойдёт. И почему-то никто не упомянул наш сериал Моими глазами, который был бы посредственной фантастикой, если бы не тип съёмки «из глаз» и не особая манера повествования, когда каждая серия была от лица нового героя, позволяя взглянуть на одни события с разных точек.
Я не ставил себе целью собрать их все, потому что нет времени сейчас все пересмотреть, и эти две ленты отправил в дальний ящик из-за того, что их балл на Кинопоиске низок. Конечно, его нельзя считать критерием качества, а вот степенью принятия фильма аудиторией — вполне. Если хотите, можете добавить комментарий к ним от себя, и я прикреплю к посту.
Может я ошибаюсь, но помнится, что в Думе сцена от первого лица была просто элементом фансервиса. В вышеуказанных же фильмах субъективная камера работает на идею. Я вот очень хотел «Быть Джоном Малковичем» включить, но удержался. ;]
Сам фильм — «элемент фансервиса») Сцена от первого лица, я думаю, это кульминация фильма и плюс, там по сюжету ему хромосом добавляют или что-то такое, что он становится мегасильным, ну и камера от первого лица дает почувствовать эту мощь так сказать.
Ну, отчасти это тоже «идея», всё таки речь шла о экранизации FPS. Тем более, что исполнение «странное». По сути, да — фансервис-замануха и то чисто для трейлера, ибо в фильме этот момент весьма невзрачен. Но шумиха то была какая, именно из-за этого момента. В этом плане, значимость именно этого фильма как использовавшего кадры от первого лица, поболее чем у представленных в блоге будет. Вещь знаковая для кинематографа, хоть этот знак скорее минус.
Да там одно раза с головой хватает. Но, типа как лекарство, горькое, но надо. )
И в этом плане фильм даже удачен, ведь оставляет после себя некоторые эмоций и довольно прочно оседает в памяти. Не всякий блокбастер на такое способен.
Да, её частенько тогда вспоминали, ведь сцена из Doom Тоже иногда позиционировалась как «первая».
Читай также