Субъективная камера — неоправданно редко применяющийся операторский прием, позволяющий зрителю посмотреть на окружающее глазами персонажей фильма. Пока Хардкор продолжает свое триумфальное шествие по кинотеатрам всего света, время от времени цепляя сомнительные ярлыки вроде «первый фильм от первого лица», предлагаю вам небольшую подборку кино, в котором субъективная камера имела не только функциональное значение, но и художественное. И начну с самой шумной ленты…
Гравитация / Gravity
Первый космический полет для доктора Райан Стоун рискует стать последним — челнок
сталкивается с космическим мусором, оставляя девушке и ее наставнику Мэтту Ковальски минимальные шансы на спасение.
Основная цель субъективной камеры — отождествить зрителя с главным героем — в фильме о бесконечном самопреодолении неопытной девушки приобретает первостепенную важность. Гравитация применяет этот прием очень редко, но по делу — кроме как при периодически возникающей необходимости показать зрителю стремящийся к нулю индикатор кислорода, перспектива от первого лица часто используется при дезориентации и растерянности Райан — тех моментах, где зрителю проще всего увидеть в героине самого себя.
Леди в озере / Lady in the Lake
Частный детектив Филип Марлоу пишет рассказ и отправляет его в редакцию одного журнала — кушать-то хочется. Главный редактор издания, обворожительная Адриен Фромсетт, соглашается его опубликовать, но при условии, что он возьмется расследовать исчезновение Кристал Кингсби, жены владельца журнала. Циничный частный сыщик, femme fatale, запутанный детективный сюжет — все признаки типичного нуара на месте.
Скорее всего, фильм 1947-го пропал бы в пучине безвестности, если б не был (за исключением трех коротких фрагментов) полностью снят субъективной камерой. Будучи адаптацией романа Рэймонда Чандлера, одного из основателей жанра «крутых детективов», лента буквально переняла книжную манеру повествования от лица главного героя.
Поэтапное развитие диалогов порою напоминает таковое в Deus Ex: HR, пусть здравый смысл и подсказывает, что должно быть наоборот.
Русский ковчег / Russian Ark
Нелегкая судьба забрасывает нашего соотечественника из 21-го века в Эрмитаж прошлого, где временные законы перестали действовать. Ему предстоит открыть для себя три века истории Зимнего дворца вместе с таинственным французом в черном плаще, имеющем весьма критическое отношение к русскому культурному наследию.
Весь фильм снят без единой монтажной склейки, полностью от первого лица и напоминает экскурсию по музею — только вместо речей экскурсовода Русский ковчег предлагает наглядные исторические сцены. Главный герой постоянно ведет диалоги со своим спутником, что придает картине хоть какой-то динамики, но препятствует полному погружению зрителя. Кроме уникальной подачи и съемки одним дублем данная лента мало чем выделяется, потому к просмотру рекомендуется строго тем, кого заинтересовала аннотация.
Монстро / Cloverfield (досл. Клеверное поле)
Прощальная вечеринка по случаю отъезда Роба в Японию обернулась катастрофой: сперва он поссорился с самой дорогой для него подругой, а затем нежданно-негаданно огромное чудище напало на Манхэттэн и принялось уничтожать все на своем пути. Компания приятелей во главе с Робом уже собиралась валить из города под прикрытием военных, как вдруг наш герой получил звонок от подруги, умоляющей прийти к ней на помощь. Конечно же, согласно канону жанра, настоящий мужик не мог отказать.
Немного нечестно включать Монстро в подборку, поскольку формально он снят не «глазами героя», а на любительскую камеру, переходящую из рук в руки. Однако об этом довольно редко вспоминаешь — камера редко меняет хозяина, а на бегу оператор не забывает стабилизировать картинку.
Вход в пустоту / Enter the Void
Оскар с сестрой приезжают в Токио за лучшей жизнью, но оказываются на дне — парень подторговывает наркотой, а его сестра танцует в стрип-клубе. И вот однажды… К сожалению, нельзя описать Вход в пустоту, избежав серьезных спойлеров и не навязывая единственной трактовки событий. Это фильм-опыт, который нужно просто пробовать смотреть: не понравится — смело вырубайте.
Благодаря некоторым условностям сюжета вид от первого лица в данной ленте оказывается изобретательнее, чем где-либо еще. Стоит лишь немного увлечься, как фильм затягивает с головой, вызывая просто колоссальный уровень погружения и нестандартный опыт. Порою метод съемки напоминает о предыдущем фильме режиссера — «Необратимости» (тот самый, который 7-минутной сценой изнасилования прославился).
Скафандр и бабочка / Le scaphandre et le papillon
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, после инсульта оказался практически полностью парализован. Единственным средством сообщения с внешнем миром для него остался непораженный левый глаз. Врачи разработали специальный алфавит, с помощью которого Боби, моргая, смог поведать миру о том, каково быть запертым в собственном теле.
Использование перспективы от первого лица позволило режиссеру передать это ощущение зрителю, во многом обусловив хужожественную ценность фильма. Активно эксплуатируя этот прием в начале, лента постепенно переходит к разноплановой съемке по мере раскрытия подробностей биографии главного героя.
Поговаривают, что фильм стоит посмотреть хотя бы за обилие привлекательных француженок.