21 февраля 2016 21.02.16 12 2169

Творческо-ретроспективная зарисовка «Пила» или история о том как Голливуд перспективную франшизу убивал.

+6

Затяжные выходные перед короткой рабочей неделей — чем не повод побаловать себя любимым фильмом? А может даже не одним? А может даже целой франшизой? Вот именно про одну из масштабнейших франшиз фабрики грёз сегодня и пойдет речь.

Текст курсивом — «голос» Голливуда
Обычный текст — собственно ретроспектива событий

Здравствуй, “Пила”. Ты явно не ожидала попасть в ловушку, коих полна сама, но так распорядилась судьба, что ты попала в руки конструкторов, куда более хитроумных и расчетливых, нежели Джон Крамер. Я вижу страх, я чувствую тягу к жизни и я хочу сыграть с тобой в игру. Но сначала вспомни, как такая успешная франшиза попала сюда?

И действительно, как же такая, без преуменьшения, сильная и интересная идея попала в ловушку Голливуда? Всё началось в 2003 году, когда на стол голливудским продюсерам легли кассеты с записью короткометражки “Пила”. Это был ход авторов идеи Джеймса Вана и Ли Уоннела, который им подсказал их агент, имя которого история не сохранила.

Эта запись произвела неизгладимое впечатление на трио продюсеров Бёрг/Хоффман/Каулз и компанию Lionsgate. После этого парни получили добро на съёмку фильма. Можно довольно долго рассказывать о продолжительности съёмки, технических аспектах и прочём, но достаточно того, что они сняли всё за 18 дней и на довольно скромные по нынешним меркам 1 200 000 $. Но что именно выделяло “Пилу” и стало залогом успеха? То же, что дальше стало ахиллесовой пятой серии – сценарий.

Он был на высоте. Было всего два персонажа, которых мы видим постоянно и они были прекрасно раскрыты, подробно переданы их душевные метания, все сюжетные ниточки, которые связывали их задолго до того, как они встретились в этой комнате. К тому же здесь неплохая история о самом маньяке – Конструкторе (а именно так он изначально назывался, по крайне мере в русском переводе). Он был действительно маньяком с мотивацией и мозгами, было интересно наблюдать за его действиями. И с ним связан важный сюжетный твист в конце, который хватает зрителя за горло. Но об этом позже. И наконец роль звезды второго “Хищника” и франшизы “Смертельное оружие” – Денни Гловера. Знаменитый актер играет роль детектива полиции, который идет по следу маньяка и старается всеми силами поймать его. Довольно стандартный образ и ничего сверхъестественного на экране он не творит, но передан он на 5+. К тому же нам показывают, что наши два героя далеко не единственные жертвы Конструктора, а одной из них даже удалось выжить. Но вернемся к финальному твисту. Это был тот рояль в кустах, то самое ружье, которое должно было выстрелить, и не в последнюю очередь благодаря этому фактору фильм стал легендарным.

Но постойте, “Пила” это не только история, это еще и ловушки, в которые попали разные персонажи. Они были пугающе эффективными и из них всегда так или иначе был выход. И если все “боковые” от основного сюжета ловушки были, скажем так, одноступенчатыми, то есть не особо глобальными, то главная ловушка – знаменитая заброшенная уборная сильно отличалась своей продуманностью и тем, что из нее было выбраться намного сложнее, как физически, так и психологически. В итоге в чём-то фильм и этим давит на зрителя – той самой невольной мыслью: “А что бы сделал я в такой ситуации?”

В итоге фильм ждал ошеломительный успех.

Ну что, теперь понятно что привело тебя сюда? Теперь перейдем собственно к делу. На тебе финансовый капкан. Он попал на тебя в первую же неделю проката первой части, когда твои создатели увидели как хорошо сработала их идея и предположили, что люди захотят еще. И я, великий и безжалостный Голливуд решил дать им его.

И вот, спустя год выходит продолжение с нехитрым заголовком “Пила 2”. Тут нужно признать, что авторы никогда не мудрили с заголовками, чтобы лишний раз не путать аудиторию и просто меняли номер части в названии.

Самым большим шагом вперед по сравнению с первой частью стала работа режиссера и оператора. Визуально это выглядело лучше первой части. Это был безусловный шаг вперед, который создал для фильма очень крепкий фундамент. И здесь стоит сказать следующее – операторская работа и картинка хороши во всех последующих частях, к ним никогда нет нареканий и вопросов, так как в этом жанре сложно придумать что-то экстраординарное и невероятное, главное – это просто качественно сделать свою работу, с чем так или иначе справлялся каждый оператор на съёмочной площадке каждого фильма франшизы.

От предыдущей истории осталось только два персонажа – Джон Крамер, он же Пила и одна из его жертв, Аманда. Сама же история рассказывает о полицейском Эрике Метьюзе и его сыне. Эрик выходит на след, который приводит его непосредственно к Джону Крамеру, но когда он уже готов арестовать его, он попадает в игру Пилы. При том самую простую за всю серию – ему достаточно сидеть и слушать Крамера и тогда его сын останется жив и будет в безопасности (и с этим моментом связана замечательная игра слов, которую невозможно перевести на русский язык, но он чрезвычайно важна для сюжета). Его же сын в это время оказывается в доме, полном ловушек вместе с семью другими участниками игры, которых в своё время поймал и отправил за решетку его отец. Среди этих семерых есть Аманда, которая уже во второй раз попадает в ловушку Пилы. И именно она довольно важна для развития сюжета. Но это просто факт, без спойлеров. И проблема в том, что если детектив Эрик Метьюз раскрывается не так хорошо, как персонажи первой части, но все равно достаточно, то те, кто находятся в доме, не раскрываются практически никак! И ты абсолютно не переживаешь за них. Но это всё неважно, потому что вторая часть – это бенефис Джона Крамера, его философии и его разума. Именно для полного раскрытия личности Пилы нужна была вторая часть. И именно этот разум (в руках сценаристов) смог соорудить финальный поворот сюжета не хуже первой части.

Кстати да, существует мнение, что второй фильм хуже первого. Нет, он другой. К тому же сложно было сделать что-то лучше, так как первый фильм задал очень высокую планку.

Ловушки… Дом полон их, каждому персонажу приготовлена своя. Они так или иначе связаны с судьбами персонажей, что в принципе повторяет первую часть. Да, они кровавые, они ужасные, они приносят боль, страдания и мучения, вызывают отвращение. Свою роль они выполняют на все сто.

Но это было какое-то другое кино. Это не было похоже на первую часть, что и было странным. Хотя, всё же один вопрос оставался, как и при просмотре первой части “А что сделал бы я?”. Просто количество героев, шкуру которых ты примеряешь выросло. Да вот только сопереживаешь героям не так сильно, как в первой части. И если ближе к концу ты ждешь жирной точки в финале, то в последнюю минуту ты понимаешь, что получил ты запятую в этой истории.

Да, безусловно, отличный ход. У тебя было ощущение, что всё под контролем, но нет. Постепенно капкан прибыли сидел на тебе всё крепче и мой контроль над тобой становился всё сильнее. Но тут произошла попытка взять и покончить со всем.

И вот история продолжилась. Джон Крамер работает по схеме Цоя и Ленина, то бишь, жив и его игра продолжается, однако сам Конструктор находится на грани жизни и смерти, на которой он балансирует еще с первой части, бороться за жизнь и контролировать игру ему помогает Аманда. И вот именно этот фильм положил начало конца.

Перед сюжетом стоит сказать о ловушках. Их тут меньше, чем во второй части, они стали чуть более мерзкими и кровавыми и из них стало намного сложнее выбраться. Как-то не по Крамеровски это, за что фильм и получил дозу критики от зрителей. Но они продолжали справлять со своей задачей – показывать первобытный ужас для человека, чтобы сюжет чем-то перебивался.

Именно с этой части пошло параллельное развитие изначально несвязанных между собой сюжетных линий. Можно воскликнуть: “В предыдущих частях тоже было несколько сюжетных линий!”. Да, было, но они четко связаны с самого начала и было сразу видно их влияние друг на друга. В третьем же фильме идет история хирурга Линн Денлон, которая оказалась в плену Джона Крамера и вынужденна помогать ему выжить, Аманды, испытание которой еще не закончилось и Джеффа, который вынужден столкнутся с теми, кто так или иначе причастен к гибели его сына.
И это абсолютно разные по силе и наполненности сюжетные линии. С Линн Денлон связана самая неприятная и мерзкая для меня сцена всей франшизы, а именно трепанация черепа. И доктор здесь самый беспомощный и ничего не решающий персонаж, через которого раскрывается умирающий Джон Крамер и Аманда.

Сюжетная линия Аманды повествует о её работе в качестве помощника Крамера, то есть продолжает действие второй части. Эта линия очень неоднозначна, так как заставляет взглянуть на некоторые детали предыдущих фильмов по новому и выставляет Аманду как откровенно слабого и слишком эмоционального персонажа. Сюжетная линия Джеффа проста по повествованию и тяжела по наполненности. Больше всех испытаний проходит именно он, больше всего боли в фильме получает он. Но не физической, а психологической, так как он вынужден решать судьбы других людей, ведь только он может спасти их от смерти или оставить умирать.
Казалось бы, это уже было в первой части. Но нет, здесь это идет совершенно по-другому, так как изначально взят другой угол взгляда на тех, с кем сталкивается Джефф. Если в первом фильме персонажи изначально не знали друг друга и одному нужно было убить другого, чтобы спасти себя и семью и он сомневался, делать ему это или нет, так как узнавал жертву и открывался сам, то в этом фильме все встречные так или иначе причастны к трагедии Джеффа и изначально он не собирается их спасать, но время у него ограничено и обычно на середине срока он передумывает и пытается спасти, но вот беда, не всегда это выходит. И в конце он не извлекает урок, который пытался донести до него Джон Крамер и в итоге все погибают, что в принципе и является финальным твистом части, слабым по сравнению с предыдущими. Вот она, точка в истории, которую мы ждали.

Да уж, а ведь действительно, точка в истории была однозначной на первый взгляд. Но это только на первый взгляд. Сам фильм создал тебе ловушку, напоминающую что-то из второй части – множество шприцов фанатской ненависти. Это больно для любого творца, да вот только финансовый капкан подсказал, как перебить эту боль.

Внезапно в уже завершенной истории появляется новая глава, а именно четвертый фильм. Этот фильм возвращает в повествование детектива Эрика Метьюза, который внезапно оказывается жив и ставит во главу угла капитана Ригг, командира группы спецназа, который уже мелькал во второй части фильма. Так же этот фильм вводит в повествование детектива Хоффмана, агентов ФБР и жену Джона Крамера. И вот мы получаем сюжетные линии, не сильно зависимых от прошлых частей. И это пугает, так как ты начинаешь чувствовать, что сценаристы таким образом могут продолжать франшизу бесконечно, искусственно продлевая ей жизнь. Прямо как хирург из третьей части, да-да.

Итак, Эрик Метьюз и детектив Хоффман оказались в ловушке Пилы, спасти их должен капитан Ригг, но для этого он должен пройти ряд испытаний, с помощью которых Пила пытается донести до него, как он дошел до жизни такой. Да вот только это выглядит малость так, словно Ригг поехал с катушек и начал сам убивать, так думает полиция.

Но тут приходят бравые агенты ФБР, которые понимают, что все не так однозначно и истина где-то рядом. Пока капитан Ригг проходит испытания так же происходит раскрытие Джона Крамера, а вернее очередных страниц его прошлого. И весь этот коктейль приправлен тем, что в итоге выясняется, что всё это происходит параллельно с третьим фильмом!

Смесь термоядерная, но за ней сложно уследить из-за постоянных скачков повествования от одного персонажа и линии сюжета к другому. И к сожалению, это продолжилось в следующих частях. Да, такие скачки были и в третьей, но там они были не так часты и не так сильно напрягали.

Что сильно подвело четвертую часть? Ответ прост – ловушки. Слишком часто стали вкладывать судьбу одного персонажа в руки другого. И к тому же финальная ловушка, в которой были Метьюх и Хоффман была совсем не по Крамеровским правилам, так как слишком туманным и противоположным сути было её описание для капитана Ригга, что в итоге и создало одну из самых кровавых, зрелищных и лишенных смысла смертей в франшизе.

И вот в чём еще проблема – после этого фильма стало очевидно для зрителя, кто злодей и ему стало уделяться чересчур много экранного времени.

Да, этот финансовый капкан сработал как надо. А что фанаты? Ооооо, их реакция была неоднозначной. Им дали новую главу, которая хорошо дополнила уже существующее, но в тоже время открыло новую историю и всё стало слишком кроваво. Чувствуешь, шприцы ненависти начали впиваться! Да вот только капкан хоть и мучает тебя, но в нем есть маленькое обезболивающее, которое смягчает боль от этих шприцов. Давление этого капкана заставило тебя не только сделать четвертый фильм, но и оставить в нём основу для пятого фильма. Ведь что было в конце четвертой части и начале пятой соответственно?

А изначально было вот что вкратце – все хорошие парни мертвы или заперты вместе с Крамером, а плохой парень уходит живой и без свидетелей. Агент Страм внезапно находит выход, оставленный Пилой и про который знал Хоффман. Он должен был умереть, так как из ловушки даже не было выхода, что наталкивает на мысль, что ловушка была трудом не Крамера, а Хоффмана. Но агент Страм остался жив и это путает карты Хоффману. Страм постепенно выходит на след Хоффмана, а Хоффман подстраивает ловушку, в которую попали пять человек и делает всё таки, чтоб в итоге ФБР начало подозревать Страма и в итоге нашли улики его виновности.

Сюжет закручен, но неинтересен. Наверное из-за того, что он малость высосан из пальца и имеет мало общего с предыдущими частями даже на уровне идеи. Если раньше персонажи в ловушках дополняли историю, то эти пятеро никчемных людей даже не вызывают чувства жалости и абсолютно никак не связаны ни с нынешними персонажами, ни с Крамером. Ловушки несколько банальны, но интересны, так как в них есть несколько вариантов выхода, вот только логичный, а не инстинктивный виден слишком поздно, когда ничего уже нельзя вернуть назад.

История противостояния помощника Крамера – детектива Хоффмана и агента Страма не вызывает особого интереса в виду тотально превосходства Хоффмана и беспросветной тупоголовости Страма, который поступает не как опытный агент, а как вспыльчивый патрульный.

Так же здесь раскрывается как именно Хоффман стал помощником Пилы. И сделано это довольно просто, ведь он убил из мести, сделав почерк похожим на Пилу. Что не понравилось Джону Крамеру и он решил наставить глупца на путь истинный.

И опять здесь прилично скачков во времени и между сюжетными линиями, что сбивает с общего сюжета и мешает его спокойно воспринимать. Однозначный минус.

Вывод? Весь фильм создавался ради одного – убийство и подстава агента Страма. И путь к этому придется смотреть полтора часа. И всё это для того, чтобы не оставить ниточек, ведущих к Хоффману, с чем сценарий справляется. Идея, которую пытаются донести с помощью тех пяти бедолаг, которым нужно действовать сообща, а они как идиоты действуют по одиночке интересна, но этих персонажей даже не жалко. Они не вызывают никаких эмоций при просмотре.

Ловушки в этой части стали неоднозначнее. Крамер исхитрился, составляю их, да вот только часть из них Хоффман подкрутил под себя, что не вызывает уважения. А часть просто не так поняли, что привело к довольно глупым смертям, которых можно было избежать. К тому же ловушки слишком кровавые. По какой-то причине акцент в сторону пролитой крови сместился слишком сильно. Настолько, что вызывает отвращение количество пролитой крови, а не способ, которым её пролили.

Чувствуешь это? Да, это ненависть фанатов бьёт тебя. Она с каждым разом всё сильнее и сильнее, но финансовый капкан не отпускает тебя, он дарует тебе ослабление мук. Что же ты будешь делать дальше? О, даааа, я ждал от тебя именно этого.

И вот мы получаем очередную, шестую часть серии. И это уже второй раз, когда франшизу выводят из сюжетного тупика. Вот только в четвертой части это сделали аккуратно, просто сделав шаг назад и показав поворот, который выводит из этого тупика, а в шестом фильме просто нагло взяли кувалду и пробили эту стену сюжетного тупика. Казалось бы, все ниточки, которые вели к Хоффману оборваны, он может спокойно лечь на дно, так как все улики ведут к Страму, которого уже никто и никогда не найдет. Но внезапно ФБР начинает тщательнее перепроверять улики.
Снова активную роль начинает играть жена Джона Крамера, которой он оставил ящик, где находилось еще шесть будущих игроков. Но Хоффман считает себя истинным наследником дела Пилы и забирает всё в свои руки. По крайне мере он так думает. Что в итоге его подводит, так как шестым игроком в конвертах, оставленных Крамером, был он сам. Но жена Джона выполнила последнюю волю мужа.

И в одной глобальной ловушке оказывается глава страховой фирмы, с которым при жизни контактировал Джон Крамер. И Конструктору не понравилось, как страховщик распоряжается жизнями людей спокойно в офисе. И он заставляет его решать судьбы его сотрудников. Привет, третья часть. Мы возьмем у тебя сюжетный ход и испортим его слабой мотивацией персонажа и совершенно жалкими жертвами в ловушках. И в итоге всё будет смотреться скучно и нелепо.

Ловушки просто кровавые. Очень кровавые и неинтересные. Они напрочь потеряли какой-то шарм, стали даже в чем-то примитивные и просто в них боль ради боли.

Говорить про этот фильм много не хочется, так как он плох. И у него плохие сборы – худшие среди всех фильмов серии.

Да, боль. Вот она, чистая боль. Она нужна для перерождения, ведь еще один такой удар к таком состоянии ты не переживешь. Тебе нужно что-то, чтобы продолжать жить. О, я смотрю, у тебя есть идея? Ну давай попробуем, я тебе даже помогу. Я дам тебе то, что изменит тебя – 3D.

И вот она – лишенная номера часть Пилы. Попросту Пила 3D. По хронологии это седьмая часть и она продолжает линии, которые не были завершены в шестой.

Детектив Хоффман сумел избавиться от капкана (кстати да, забыл упомянуть, в конце шестого фильма он получил на голову награду за труды – измененный капкан из первой части) и теперь начинает охотиться за Джил, женой Крамера, чтобы остаться единоличным и истинным наследником Крамера.

В начале фильма присутствует то, что отличает его от остальных в серии – ловушка в людном месте. Любовный треугольник с циркулярной пилой на глазах толпы зевак. Что может быть более идиотским и ненужным сюжету, чем это? Ничего. Это ловушка по праву заслуживает звание самой бессмысленной во всей серии. Серьезно, она даже никак не связана сюжетно. Во всех остальных фильмах, такие ловушки, показанные в самом начале фильма и имеющие посредственно отношение к основному сюжет, хотя бы имели связь с этим сюжетом! Но нет, здесь же она просто есть и всё! Примите это как должное, “насладитесь” 3D эффектами и смотрите дальше.
Джил знает, что Хоффман охотится за ней и поэтому идет в отдел внутренних расследований, чтобы там укрыться от Хофммана. Да вот только он не глуп и создал план из множества ходов, чтобы добраться до неё.

И еще одна сюжетная линия, линия писателя Бобби Дагена, который пережил встречу с Пилой. Что, вы не помните этого персонажа? Всё верно, дальше вы поймете что к чему. Так вот, на деле Бобби оказывается обычным балаболом, сказки которого жутко не понравились Джону Крамеру и он давненько припас для него сюрприз. Да вот только как он работает, если Хоффман занят другим, а Крамер уже несколько фильмов мертв, хоть и продолжает двигать сюжет? Ответ чуть позже.

И молодой детектив из отдела внутренних расследований, которому давно спас жизнь Хоффман и который теперь за ним охотится. Хотя, кто еще за кем охотится.

Итак. Весь план, составленный Хоффманом выглядит и реализуется пугающе точно и кроваво. Он действует как форменный маньяк, создает ловушку, чтобы привлечь туда полицейских и в мешке для трупов проникнуть в морг, устраивает кровавую бойню в участке, заманивает полицейских в своё логово, где их хладнокровно расстреливает автономная ловушка-пулемёт, убивает Джил тем самым капканом из первой части и в итоге… Его схватывают последователи Пилы. Удивительно? Позже объясню

Джил в этой части просто бежит и спасается от Хоффмана, ничего особо интересного, кроме её сна она не представляет в фильме.

А что же наш мальчик-балабол Бобби Даген? Ну, его ветка сюжета живет отдельной жизнью от основных. Она жестока, в меру кровава и чем-то сравнима с ветками персонажей в третьей и шестой частях. Только как-то атмосфернее выглядит, напоминает первые две что ли. Но эта атмосфера развеивается в тот момент, когда не смотря на все попытки, его спутники умирают.

Почему? Ну нужно же в Пиле кому-то умирать. Да вот только чем дальше заходила Пила, тем больше смертей происходило и всё меньше выживало, что печально. И что самое печальное, смерти в этой сюжетной ветке обусловлены отнюдь не слабостью Бобби (ну кроме одного испытания), а тупостью спасаемых или простой случайностью.

И вернемся к последователям. Вот тут вышло то, что у сценаристов не получалось с четвертой части – сносный финальный поворот сюжета. Последователи Пилы, которые схватили Хоффмана – это те, кто выжил в его ловушках. В том числе и доктор Гордон из первой части, который всё это время помогал Джону Крамеру в его планах. Кроме него седьмая часть берет еще немного неплохих вещей и фишек из первых частей, что даёт слабую надежду на адекватное продолжение и завершение франшизы.

Ну что же, на этот раз тебе удалось перебить боль. Да вот только сколько ты еще продержишься? Игра еще не закончилась, игра продолжается!


Лучшие комментарии

То же, что дальше ахиллесовой пятой серии – сценарий.

Наверное, тут должно быть «стало»
Констуктора


По блогу — отлично расписано, мб, блог недели
«Пила» давно просила разбора
Смотрел всю франшизу очень давно, но мое мнение — заканчивать нужно было на третьей
Или сделать четвертую, но грамотно подвязать в нее сюжет будущих частей, то есть вписать туда жену Крамера и Гордона
Вот тогда не было бы перенасыщения и франшиза бы закончилась крышесносяще, хотя финальный твист с Гордоном мне невероятно доставил и так
Прочитано, интересно. Сам фильмы не смотрел, так как не любитель гуро-хорроров (да и в принципе фильмов ужасов), но прочитал не без интереса. Спасибо за старания.
За поправочки благодарствую — видать, немного увлекся и упустил, пока писал и переносил из файла в блог.)
Первая — отличный творческий эксперимент для своего времени и своеобразный «билет в Голливуд» для создателей. Ситуация примерно как с первым Чужим, созданного чуткой рукой Ридли Скотта.
Хорош.
С некоторыми оценочными моментами не совсем согласен, с некоторыми — совсем согласен, но энивей повспоминать франшизу, читая неплохой текст, всегда добро.

Я только одного не понял (возможно, ввело в заблуждение название и не заявленные ожидания от содержимого): а почему Голливуд-то убивал франшизу?
Не оспариваю этого, но из текста я так и не вдуплил (может, пропустил — тогда не стесняйся тыкать носом в буквы соответствующие), почему вот именно Холливуд, а не отдельно взятые сценаристы (которые как раз с четвертой части и сменились на каких-то пацанов вместо Уонелла-Вана-Боусмэна), например, или определенные режиссеры (которые тоже менялись, словно перчатки), или 3D и в целом тот странный фильм, который проспойлерили во всех трейлерах, или творческая импотенция, или желания нахапать бабла, или самолично Тобин Белл, или тупо количество фильмов, или вообще Иисус.
Просто «Голливуд» — это слишком размыто, и не шибко понятно, на кого именно надевать намордник из первой части, чтобы намекнуть, что не надо так делать с неплохими авторскими творениями.
Жадность, приводящая к назначению кого-попало, лишь бы мог командовать съемочным процессом и как-то переносить приступы бреда сценаристов на экран.
И повторюсь, всё-таки в последнем фильме появился маленький лучик надежды на хорошую новую часть, главное, чтобы улучшили немного команду, работавшую над фильмом.
заканчивать нужно было на первой, остальные для любителей сериалов
Хоть поставил и плюс, данный тип блога не особо люблю. Просто порядком надоели блоги: «Истории серии», «Разбор по полочкам фильма», «Как серия скатилась». Ну а вообще текст хорош, согласен со всем вышеперечисленным.
Блин, какой пост на блоге не открою — полкилометра текста, который настолько трудно перевариваемый, что ни один не осилил до конца. Трындец…
Всегда пожалуйста.)
Ну и в гуро-хоррор скатилось всё далеко не сразу, так что хотя бы первый три части точно стоит заценить.
Формат не претендует на что-то нереально новое.
Но как-то ничего особо и не планировалось, откровенно говоря. Всё писалось экспромтом, после недельного марафона всех частей по ночам.
Читай также