8 декабря 2015 8.12.15 41 5623

Эта странная Life is Strange!

+48

Привет всем тем, кто читает данный блог. И добро пожаловать в очередной мозговынос!:) На этот раз вдохновил меня на размышления TGA (The Game Awards), ну а точнее одна из номинаций: «Игра, способная вас изменить». Надеюсь, все уже изучили полный перечень итогов и знают, что победителем в ней стала Life is Strange. Это событие натолкнуло меня на желание окунуться в игру в ТРЕТИЙ раз. Ну а сам по себе третий раз натолкнул на столько мыслей, что их просто невозможно удержать лишь в рамках одной головы. К сожалению, так получается, что выразить свои эмоции мне больше некому и негде. Так что прошу не серчать и позволить мне снова поразмышлять вслух о том, какая же странная эта штука, что зовётся жизнью, и какие же странные мы. :)

Поехали!

Знаете, я вполне верю, что есть немалое количество людей, кто так и не успел прощупать LiS. Посему наверняка стоит начать с объяснения «что, как, да почему». Итак, Life is Strange – это НЕочередное, но да, эпизодическое интерактивное кинцо, вышедшее в виде первого эпизода в январе этого года. В целом вся игра – это пять интригующих и ошеломляющих эпизодов, отделенных друг от друга месяцами томительного ожидания! Пять безумных этапов на пути к ответу на главный вопрос: … Ой, а какой же из многочисленных вопросов стал важным для вас? Может быть источник суперсилы главной героини Максин Колфилд? Или источник всех проблем в городишке Аркадия Бэй, куда Макс возвращается спустя пять лет после переезда в Сиэтл? Или вам просто интересен результат ваших решений, который пусть и не всегда в значимой степени, но будет отражаться в словах и поступках окружающих вас персонажей? Во всяком случае, надеюсь, не многих интересовал вопрос о наличии лесбийских связей, ведь игра вообще ни разу не о том! Честно говоря, лично мне немного трудно выделить прям самую главную тему повествования. Здесь затрагиваются проблемы доверия, дружбы, смерти, одиночества, адаптации в новом социуме. И это далеко не полный список. Но подробно описать, как же всё это выражено в единой игре я смогу лишь после освещения основных сюжетных событий и знакомства с главными персонажами. Так что не буду медлить, стартуем!

Немножко погружения

Главная героиня, 18-летняя Максин Колфилд, возвращается в родной городок Аркадия Бэй и поступает в академию Блэквелл с целью стать профессиональным фотографом. Однажды после не совсем удачной пары у любимого учителя Марка Джефферсона Макс отправляется в дамскую комнату, дабы освежиться и отойти от публичного позора. Фото на конкурс «Герой дня» она сдать не может, ибо боится чужой критики. На вопрос учителя тоже ответ в голову не залетел. Мало того, ещё и ужасные видения тревожат: торнадо, готовый на своём пути смести весь Аркадия Бэй. Посему неудивительно, что освежить голову и разложить всё по полочкам просто необходимо. Только вот есть одна проблемка… проблема… проблемище! Макс становится свидетельницей убийства странной синеволосой девушки. Вылетев из своего туалетного укрытия с криками «Нееееет!», Макс осознает, что она снова очутилась на той же паре, которая вроде как закончилась 10 минут назад. Всё те же лица, те же слова, те же действия. Какого чёрта?! Ответ прост, хоть и безумен: Макс… эээ… чееееерт, время отмотала!!! Всё, лучшая игра, 10/10! Дайте мне свободу действий, ща я покажу этому Аркадию! А, уроки, убийства… Ну ладно, ладно, едем дальше. Достаточно шустро осознав и приняв свои новые способности, Макс сражает всех не своими знаниями и бежит спасать синеволоску, что ей удается весьма удачно. Но проблем от этого не уменьшилось. Ведь потенциальный убийца – ученик академии, так ещё и самый почётный, Нейтон Пресскот. Мало кто станет слушать, что у идеального студента в одном кармане наркота, а в другом – пушка, да ещё и с психикой проблемы. Ведь данной семье, некогда финансово помогающей городку, теперь в буквальном смысле принадлежит каждый коп, каждый столб, каждый миллиметр асфальта. Нейтону некого и нечего бояться.

Далее по сюжету во дворе самой академии и женского общежития игроку предоставляется возможность познакомиться с местными абсолютно разношёрстными обитателями.
Ну, начнем, пожалуй, с Виктории Чейз, к примеру. Яркая, талантливая, целеустремлённая и достаточно жёсткая особа. Представительница высших социальных слоёв, а потому, разумеется, ещё и член местного клуба «Циклон». Очень дружна с Нейтоном и двумя своими подпевалами. Интересен же именно тот факт, что эти самые подпевалы даже попав под раздачу, всё равно утверждают, что Виктория им хорошая подруга, лучше которой не найти.

Следующей стоит отметить Кейт Марш. Милая и добрая девушка, чья набожность стала известным предметом для шуточек. Но ещё больше неприятностей Кейт доставило видео с последней вечеринки Циклона, где девушка демонстрирует непристойное поведение в нетрезвом виде. Ссылка на данное видео облетела всю академию, включая учителей и самого ректора. Тот оповестил семейство Марш, и теперь Кейт не знает, как жить дальше. Ведь никто не поверит, что она лишь глоток вина сделала. Никто и слушать не станет, что её накачали.

Уоррен Грэхем тоже в списке немаловажных героев. Чуть ли не каждый встречный тонко намекает Макс, что парень жаждет её внимания. И девушка ему в этом не отказывает, делится с ним самым сокровенным, обсуждает общие интересы. Парочка гиков – вот как воспринимают окружающие этих двоих. Но не стоит в таком случае недооценивать Уоррена. Даже будучи гиком, именно он принял на себя урон от Нейтона, когда тот хотел поквитаться с Макс за стукачество. И именно в этот момент неожиданной разборки так же внезапно девушка снова встречает синеволоску, только уже на пикапе. Та в свою очередь узнает в Макс лучшую подругу детства и увозит подальше от места инцидента.

Итак, представляю вам одного из самых знаковых персонажей данной игры – Хлоя Прайс. Панкуха, бунтарка, оторва, скандалистка, но на самом деле одинока и несчастна. Пять лет назад в автомобильной катастрофе она потеряла любимого отца, лучшая подруга (как раз-таки Макс) уехала в Сиэтл и больше не давала о себе знать. Затем мать (Джойс Прайс) привела в дом другого мужчину со своими тараканами. Жопотчиму не удалось заменить Хлое отца, а все его грубые попытки заботы лишь ещё больше настроили юную бунтарку против него.

И вот, казалось бы, случилось чудо, в жизни Хлои появилась Рэйчел Эмбер, полностью заменившая Макс, вернувшая надежду и любовь в жизнь потерянного подростка. Но однажды пропала и она. Бесследно. Теперь лишь плакаты с её изображением заставляют весь Аркадия Бэй находиться в состоянии печали и жалкой надежды, что ангел, которого любил почти весь город, когда-нибудь вернётся.

Итак, спустя пять лет Макс и Хлоя снова вместе. И конечно первичной неловкости и чувства вины за молчание не избежать, но именно это воссоединение делает Макс счастливой. Кроме того на повестке дня четыре весомые проблемы:

1) Необъяснимые погодные аномалии вполне могут указывать на то, что торнадо из видения Макс реально. Тогда как же его предотвратить? Ведь оно сотрёт Аркадия Бэй с лица Земли!
2) Исчезновение Рэйчел Эмбер не даёт покоя Хлое. Макс обещает сделать всё возможное, чтобы помочь её отыскать.
3) Кейт на грани срыва, ей нужны помощь, доверие. И Макс верит! И сделает всё возможное, чтобы доказать невиновность подруги.
4) Способность Макс мотать время очень капризная и непредсказуемая. А потому нужно понять причину её появления и правила использования. Иначе эти игры со временем могут обернуться бедой.

Итак, Макс рассказывает о своей сверхспособности и надвигающемся торнадо, Хлоя верит подруге и понимает, что действовать они должны вместе. А к чему приведёт их совместное расследование уж всем непрошедшим придётся узнать самостоятельно. Спойлер ведь!

Глобальные раздумия

Теперь я бы хотела подробно осветить все положительные и отрицательные игровые моменты, которые уловил мой глаз. Заранее предупреждаю, что этот блок весьма субъективен и не претендует на звание истины в последней инстанции! Итак…

Что-то вышло…

1) Английский язык в играх более разговорного жанра обычно является препятствием для русскоговорящей публики. Здесь же это препятствие весьма преодолимое. А я напомню, что официальной русской локализации от разработчика как не было, так и нет. Поэтому самые отважные геймеры просто плюнули на эту погрешность, вооружились словарями при необходимости и пошли играть. Я была в их списке. Будучи по образованию почти дипломированным лингвистом со средним знанием английского, я ощущала себя днищем конечно же, но лишь на протяжение первых двух-трёх локаций. К счастью, фразы сформулированы настолько грамотно, что выучив пару незнакомых слов и выражений, я могла вполне спокойно ориентироваться в диалогах. Уже к четвёртому эпизоду я чувствовала себя вполне уверенно, легко понимая каждую реплику без перечитывания субтитров.

2) Нельзя не отметить разнообразие в Life is Strange. Одним из примеров вполне могут быть даже сами студенты академии. Здесь есть грубоватая и неудачливая Алиса, которая всегда попадает под удар мяча, туалетной бумаги, брызг лужи. Есть бедный художник Дэниел, который делает замечательные портреты, но не очень разбирается в фотографии, а также терпит постоянные издёвки. Но если хорошенько постараться, его можно кое с кем свести!;) Есть, к примеру, скейтбордист Джастин, обкуренный дурачок, но всё же милый и своего рода несчастный. Можно ещё вспомнить Брук, девушку-гика, которая быстро невзлюбит вас за шашни с Уорреном. Но даже при этом с ней можно найти общий язык, главное стараться. Кроме разнообразия персонажей в пример можно привести немалое количество локаций. И на изучение каждой у вас уйдёт больше времени, чем на прохождение целой главы без деталей. Пока оценишь стоимость вещей в чьей-то комнате, пороешься в мусорке, почитаешь почту на ноуте, разглядишь тайные фото или документы, может пройти около 20 минут, за которые в реальности вас бы уже успели застукать! Хотя какая разница, ведь всегда можно эти минуты отмотать…

3) Очень хочется отметить ещё один факт, который меня изрядно подкупает: в Аркадия Бэй протекает самая настоящая странная жизнь! Взаимоотношения с высокомерными одноклассниками, допекающими родителями проходят не беспрепятственно. Переходный период после смерти отца затягивается. У кого-то долги поджимают, у кого-то сроки для сдачи фото на конкурс. А взрослые всё так же увлечены алкоголем, но только не детками родителей-спонсоров, которые размахивают оружием в женском туалете. В этой игре мне чётко показали, что ждать помощи из ниоткуда не стоит. Если вы будете сидеть сложа руки, дерьмо вокруг вас перестанет случаться и превратится в ежедневный тест на прочность. Разве вы не видите в этом кусочек своей реальности?

4) Музыка… хм… а разве нужно тут вообще что-то говорить? Лично я в каждой песне слышу непередаваемую лёгкость, смешанную со сладкой печалью, которая дёргает струнки души, но не рвёт до состояния изнеможения, просто перебирает. В этих звуках я чувствую покой внутри себя. И из этого покоя я не хочу возвращаться в реальный мир. Никогда…

5) Ничоси, как мне кажется, я уже в каждую понравившуюся игру вписываю. Но здесь это оправданно! Не стоит забывать, что игра-то эпизодическая. А расстояния между эпизодами длиною в несколько месяцев будут терпеть лишь в том случае, если конец каждой предыдущей части действительно заинтриговывал или вообще шокировал. Здесь у меня претензий нет! Каждый новый эпизод проходила со страхом, что сейчас, вот в следующий момент случится какая-то жесть. Ибо как показывали третий и четвёртый эпизоды, игра могёт!

…что-то нет!

1) Ох уж эта эпизодичность… ну слишком растянуты промежутки между эпизодами. Я могу точно сказать, что они грамотно разделены. Но за два месяца ожидания ты полностью забываешь и персонажей, и детали сюжета, и сам ход истории! Я, конечно, понимаю, что за счёт таких отрезков времени игра ещё дольше могла оставаться на слуху, раз за разом всё больше взрывая умы игроков новыми сюжетными поворотами. Но при прохождении всей игры залпом я поняла историю, персонажей, да и саму Макс гораздо лучше! Поэтому вся эта эпизодичность для меня вышла даже боком.

2) Использование мата в русской локализации порой весьма неудачно. Да, я понимаю, что это упрёк уже не в сторону игры, а скорее локализаторов, но всё же хочу его тоже озвучить. Когда я играла в английскую версию, Макс казалась мне скромной, далеко не глупой девчушкой, с глубоким внутренним миром. При всей её приличной наружности, она могла иногда ругнуться, но это было что-то на подобие «чёрт возьми», «какого хрена» и т.д. А тут Макс так отборно заговорила богатым русским, что мне аж самой смутиться пришлось. Было обидно терять в Макс некую невинность пускай не действий, но хотя бы выражений.

Что-то глубоко внутри…

Итак, давайте вспомним номинацию, в которой Life is Strange вышла победительницей? Да, игра, способная вас изменить. Хлоя за игру не раз говорит, что силы Макс меняют её, делают взрослее. Так вот именно в этом и заключается влияние игры. Я взрослела вместе с Макс. Да, мне, конечно, не 18, я уже та ещё корова старая, но при этом LiS позволила мне на многие мои принципы взглянуть по-другому. Знаете, так приятно видеть, что каждому персонажу есть, кому сказать привет, кого обнять или кому даже поплакаться. У каждого есть тихая обитель под названием друг, будь то даже пёс. В этой обители тебя выслушают, поймут, тебе поверят, тебя поддержат. И только там ты преодолеешь всё. Просто потому что будешь не один.

Также игра заставляет серьёзно задуматься о своих решениях. И даже не только в игре, скорее даже в жизни в целом. Ты вот просто начинаешь размышлять, а почему поступил именно так в такой-то ситуации? И что тобой управляло? Вот, к примеру, на протяжении игры я пыталась всем помогать, со всеми поговорить, а где не надо говорить, то просто выслушать. И чтобы знать наверняка, как определённому персонажу будет лучше, конечно же мотала время. Позже мне это жестко припомнили, задав вопрос: ты хотела помочь другим или просто быть хорошей в их глазах? И теперь всякий раз, когда я делаю доброе дело в реальной жизни, я задаюсь этим вопросом. Действительно ли мы искренне дарим добро или просто ждём, что в итоге нам это зачтётся? Это тот жизненный вопрос, который до этого мне в играх не встречался. И ответ на который мне бы так хотелось найти внутри себя. И я думаю, что с помощью приведённых в игре ситуаций я более близка к ответу, нежели ранее.

Знаете, по итогу Life is Strange показала мне, что не стоит бояться своих решений и их последствий. То, что должно произойти, произойдёт в любом случае, только возможно при других обстоятельствах. Не стоит винить других в собственных проблемах. Нужно взяться за протянутую руку, встать и побороть всё то, что мешает быть счастливым. И ни в коем случае нельзя бить по протянутой руке, ведь оставшись наедине со своей болью, ты можешь однажды её не перебороть.

***
Каааак же долго длился процесс написания! Сколько слёз было пролито, сколько корректировок переделано! А всё лишь потому, что Life is Strange для меня очень важна. Эта игра засела в душу настолько глубоко и надолго, что я просто не могла себе позволить писать нечто, не устраивающее меня по качеству.

Но в итоге кажется, мне всё же удалось высказать именно то и именно так, как хотелось. Я безмерно благодарна DONTNOD Entertainment и Square Eniх за то, что эта игра увидела свет, а свет увидел её. То, что вы мне показали через призму этой истории и чему вы меня научили, бесценно! И я обещаю, что буду хранить это глубоко в своём сердце.


Life is Strange

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанры
Дата выхода
30 января 2015
2.3K
4.2
1 890 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Определённо лучше, чем в ходячих!!!!))
при первом прочтении сабжа, я аж удивилась: «Надо же, Заславский смог написать что-то, не упоминая пресстарт, свои игры или еще что-то. НУ, личные впечатления от игры опустим, здесь это уместно».

Перечитала второй раз… Да нет, всё на месте, Заславский здоров:

Надо качать тогда, благо Гейб за мои же деньги игру подогнал)


а главное, зацените как завуалированно. Растешь!
— Чувак, смотри, дельфины!
— Угу.

— Смотри, опять дельфины!
— Угу.

— Сереж, а вон там тоже дельфины!
— Нет, Вика, это у тебя пристрастность…
— Но, Сереж… Но дельфины же!
— Мне пофиг, ты просто достала меня со своими дельфинами, поэтому ты пристрастна.

Окай :)
Хорошо, что я его нашел и вернул хозяйке)
Поиграть, что ли… А то я на первом эпизоде всё так и бросила.
Т.е. можно творить абсолютно что угодно и последствия будут все равно те же, что запланированы… свыше? Улыбаемся и машем? :)
Эх, в жизни не смогу понять фаталистов… Ну и ладно.
Но ведь «слезовыжималки» вполне могут быть и для мальчиков
Вначале полезла сама искать, но среди 600+, боюсь, потеряюсь :) Да, кидай.
Что вижу — о том пою ^_^ Если ты не видишь суслика, это не значит, что его нет :)

А вообще, иди в пиарщики. Ты там горы свернешь просто.
ДЕЛЬФИНЫ!!! КРУГОМ ДЕЛЬФИНЫ!!!

И да.

То, что должно произойти, произойдёт в любом случае, только возможно при других обстоятельствах.


фатализм, сударыня? :)
Интересное мнение. Несмотря на простынность текста, прочитал легко и с удовольствием.
К слову об игре: как раз начал позавчера её проходить. За полтора дня осилил два эпизода и уже собираюсь после окончания проходить игру на второй раз. Настолько затягивающих проектов давно не видел.
А что касается «подумать»… Пока я как-то не сильно рефлексирую от игры, наверное потому что ещё не всё прошел. Но вот финал второго эпизода (здесь как бы спойлер, но чтобы избежать, просто скажу, то я получил плохой вариант развития событий) меня сильно задел. Пока я сидел и осознавал случившееся в игре, чуть не опоздал в очень даже реальный универ.
Таки да, от меня однозначный плюсик)
Читай также