28 сентября 2015 28.09.15 11 3236

Субъективная писанина о SOMA от того, кто ненавидит хорроры! [SPOILER ALERT!]

+3

Человек ли ты? А что такое «человек»? Совокупность белковых соединений, обладающая разумом? Наличие абстрактной души? Что же это? Разработчики из Frictional Games стараются ответить на этот вопрос в привычном им амплуа. В виде хоррор-игры. Только в отличие от предыдущих их проектов (Penumbra и Amnesia) теперь действие происходит не в особняке, а …. под водой. Что уже необычно для игр жанра. Особенно в последнее время. И особенно это страшно для меня, так как я боюсь глубины и её обитателей.

После релиза последнего проекта студии, Amnesia: The Dark Descent прошло 5 лет (не считая помощи Chinese room c Amnesia: A Machine for Pigs). Все это время они делали свой новый и крайне многообещающий проект — SOMA. Подогревали нам интерес атмосферными и загадочными live-видео.

 

Хорроры бывают разные. Одни пугают стандартными «БУ-моментами», когда из-за угла выскакивает бабайка и кричит на тебя. Это пугает всегда в силу неожиданности, но это скучно и неизобретательно. Другие ужастики пугают вязкой атмосферой ужаса и помещают игрока в неуютные места и ситуации, даже если нет того (или тех) от кого нужно бежать и прятаться, боясь за свою жизнь. Вот SOMA относится как раз к последним. Нет, тут есть монстры. Это не «гулялка» вроде Dear Esther или Everybody`s Gone to the Rapture (за авторством, кстати, тех же Chinese room). Но убить их или хотя бы оглушить нельзя. Игрок беспомощен и вынужден прятаться от них за углами и ящиками, и это страшно, хоть и многим не нравится такая беспомощность. Но и правда, почему один робот нападает на другого, а тот не может отбиться? не хочет? Да, я знаю, что это объясняется ударом током и повреждением микросхем, но сопротивляться то надо!

«Мы это уже видели в других ужастиках!», — скажете вы. Но нет. В этом «соме» есть очень серьезное отличие. Сюжет. Очень интересный и философский сюжет. Фактически разработчики в плане истории впервые подались в фантастику и настолько увлекательную философию. Игрок просыпается у себя дома от звонка доктора, который должен был провести томографию после автомобильной аварии. Найдя маркер и выпив его для лучшего эффекта от сканирования игрок отправляется к доктору, садится в кресло, проходит сканирование, теряет сознание и просыпается в каком-то другом, оббитом железом, помещении. Доктора нигде нет и по стенам и потолку, капая с него, течет какая-то черная жижа.

Из разговора с роботом Карлом далее по сюжету, который в целом состоит из реплик: «ты же робот, Карл!», — «нет, я вижу свои руки, ты бредишь!», становится понятно, что роботы на станции не совсем роботы в привычном понимании. Но это лишь верхушка айсберга. Поднявшись наверх и поговорив с Катрин, которая обещала ответить на все вопросы, потолок обрушивается и комнату заполняет водой. Мы на дне океана. И с этого момента начинается путешествие по дну. Понимание ГГ того, что он уже не человек (особенно после прогулки по дну океана), осознание этого и своей миссии по спасению человечества (не плюйтесь от клише, тут это построено в разы интереснее и оригинальнее). Дабы не спойлерить сюжет и не портить вам удовольствие от прохождения, я не буду продолжать его пересказывать. Скажу лишь, что диалоги крайне интересны, их не хочется «скипать», актеры прекрасно играют людей, оказавшихся в железной оболочке, а финал хоть и не получается неожиданным, зато удивляет и заставляет сердце сжиматься. И далеко не от ужаса.

Как уже понятно — я в восторге от этой игры, хоть и не являюсь поклонником хорроров. Скажу больше, я их вовсе не люблю. Но SOMA – именно тот хоррор, который нужен Готэму сегодня. Он силен в первую очередь историей, своими откровениями. Чего только стоит только первый взгляд в зеркало ГГ где-то через 4 часа игры. Для меня это один из самых…. Нет, даже самый страшный момент игры. Осознание, что игрок… А впрочем лучше поиграйте сами и почувствуйте это на себе. Если вы умете погружаться в атмосферу игры или фильма и чувствовать то, что хотели от вас разработчики и сценаристы, то это станет одним из самых атмосферных и страшных приключений в этом году.

А теперь о самом главном в игре — атмосфере. В начале, когда мы должны связаться с Катрин и станцией «Лямбда» (да, да, HL 3 confirmed), терминал связи обесточен, а кабели питания подсоединены к чему-то железному и просящему не трогать её. Отсоединяя кабели и слушая мольбы с плачем о нежелании умирать, мы отсоединяем все кабели и подключаем терминал. Сердце кровью обливается, когда слышишь мольбы вроде бы бездушной машины не убивать её, но без этого не продвинуться дальше. И так будет не один раз по ходу истории. И это просто вынос мозга, серьезно! Ведь фактически мы убиваем людей, которые являются единственными, с кем можно перекинуться словечком! Учитывая что и ГГ не совсем человек. Погружению способствуют также освещение и конечно же звук. Скрипы переборок станций, гул системных блоков и серверов. Шаги редких монстров. Все это в наушниках ночью и пустой комнате так действует на психику, что невольно смотришь по сторонам, чтобы успокоиться и убедиться, что ты человек и ты у себя дома. Хотя если психика как у терминатора, то скорее всего игра не понравится, а оставит в недоумении? «а где должно быть страшно?».

ВердиктSOMA – это лучший хоррор года, это не обсуждается. Важнее то, что посоветовать я его могу даже тем, кто не любит ужасы, но интересуется фантастикой, киберпанком и вообще темами, которые изложил в своем монументальном труде «Сумма технологии» Станислав Лем, который я даже рекомендую почитать всем любителям фантастики. Это объективно прекрасный хоррор, который подойдет почти всем геймерам, чтобы скоротать 2-3 вечера. Игра не очень длинна и при неспешном прохождении заканчивается через 10 часов. 10 часов ужаса и киберфилософии.


SOMA

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
22 сентября 2015
1.8K
4.4
1 560 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Чот спойлеров много, ящитаю.

Поднявшись наверх и поговорив с Катрин, которая обещала ответить на все вопросы, потолок обрушивается и комнату заполняет водой.

А за такое вообще постукать надо с:
Стукать я предлагаю не за спойлеры, а за то, что у него потолок говорил с Кэтрин.
Ну то такой себе спойлер. В таком случае спойлерами утыканы все трейлеры игры и live-видео.
И я предпочитаю читать его как «Патос-II». «Пафос» как-то вообще несерьезно. То есть все в игре происходит на пафосе?))))
Атмосфера пишется через «А»
эт да, за спойлеры нужно надавать
Сорян, читаю сквозь пальцы, не проснулся, теперь увидел, что к чему, есть свои несвязанности. Но сполерить и говорить: «Сами пройдите»; это уже перебор
Сейчас устанавливаю, потом сравню со своим впечатлением.
ну первый спойлер при запуске появляется, ведь разрабы показывали только «Пафос-II»
Видимо надо писать такие вещи днем, а не в 4 утра, чтоб таких ошибок не было)

Ну а про спойлеры… Если вовсе без них, то рассказ свелся бы к минимальному. Так как первый же спойлер через 15 минут после начала уже появляется.
Знаю. 4 утра делают свое сонное дело) Исправил)
Читай также