21 марта 2015 21.03.15 23 3105

Мысли о «Frozen 2» или почему я хочу слепить снеговика

+7

Приветствую. Как вы могли слышать, «Frozen 2» официально подтверждён. Многие не видят в подобной новости ничего, кроме ковки студией Disney разгорячённого железа, нагретого на огне массовой популярности. Конечно, спорить с тем, что студия имеет коммерческий интерес к разработке сиквела — бессмысленно. Но лично мне хочется верить, что за этой идеей стоит нечто более сильное и глубокое, нежели просто получение прибыли. И сегодня я хотел бы поговорить о том, что лично меня зацепило в первой части, и почему я жду продолжения.

Хайп, как и любое другое массовое явление, склонно к упрощению и сведению сущности произведения к наиболее ярким и броским его элементам. Таким образом мы и имеем то, что в «Титанике», при всём его трепетном отношении к материалу и тщательном воспроизведении эпохи во всех деталях, главными становятся молодой милашка-Дикаприо и стерва Роуз, которая не уступила ему место. В BioShock Infinite, при всём его богатейшем культурно-историческом бэкграунде, ключевыми героями становятся огромные голубые глаза Элизабет и аккордеон, под который на сцену выходят Лютесы.

В случае же с «Frozen» в топе зрительских симпатий оказались Идина Менцель, громко декларирующая свободу и независимость. Как следствие, мы имеем комментарии в духе «полуторачасовой клип к „Let It Go“» по отношению к одной из лучших диснеевских историй последних лет, которая, по одному только уровню написания, гораздо сильнее, глубже и взрослее, чем вышедшая вскоре после, якобы очень серьёзная и жестокая «Малифисента».

Конечно, в «Frozen» можно долго вылавливать неувязки и дыры в сюжете, придираясь к малейшим деталям, но среди этих придирок большинство можно конструктивно оспорить, и среди них совершенно точно нет таких, которые бы начисто разваливали сюжет. В том, что касается анимационного кино, у студии Disney очень высокий уровень выделки и внимания к деталям, и наивно полагать, что авторы не в курсе всех тех допущений, что они предприняли. Да, местами история первой части смотрится сырой и нераскрытой, но в ней также есть и большой потенциал, который можно и нужно развить.

Одна из тех вещей, за которые я люблю мультфильмы Disney — это то, что в каждом из них есть своя «тёмная сторона радуги», своеобразная тайная тема, понятная лишь взрослому зрителю. В «Дамбо» — это «Розовые слоны» и алкоголизм, в «Короле Льве» — это аллюзии на фашизм, в «Пиноккио» — это работорговля. Но подобные темы всегда присутствовали в этих творениях лишь на второстепенных ролях. В «Frozen» же «тёмная сторона» выходит на совершенно новый уровень, ложась в основу сценария.

 

В сущности, у этой истории, на мой взгляд, есть лишь один серьёзный недостаток. Тролли. Никакой решающей роли в сюжете они не играют, а то и вовсе не вписываются в общее настроение (Анна замерзает, из неё по крупицам уходит жизнь, но мы не можем не спеть о том, какой Кристофф Мальчиш-Кибальчиш). В принципе, их легко можно было бы убрать, или использовать вместо них другой уже имеющийся элемент. По сути, их основная задача — быть защитной прокладкой для зрителя. Через заклятия и пророчества, пляски и песни, они придают истории «лёгкость» и «сказочность», удерживая зрителя от осознания того, какой трындец творится на экране.

Убрать этих троллей — и что останется? История о том, как недальновидные родители, напуганные несчастным случаем, вызванным силами Эльзы, в котором сама девочка едва ли виновата, запирают её в комнате, годами удерживая детей друг от друга. При этом, в отличие от других «провинившихся» героев, вроде Пиноккио или Симбы, Эльза изначально не нарушает запретов, не обманывает и не попирает честь семьи. Всё упирается в параноидальный страх отца с матерью, заставляющий ребёнка чувствовать себя виноватой. И пока кто-то считает подобную «психопатию» истории недостатком, я вижу в ней достоинство. Для меня лучшие сказки — те, что не делают скидки на возраст аудитории.

В российском прокате «Frozen» окрестили «Холодное сердце», и я считаю это очень грубой, ломающей суть истории локализацией. По честному, этот мультфильм следовало назвать «Замёрзшие». Для меня «Frozen» — это история того, как человеческое естество замерзает в одиночестве. Отталкивая от себя тех, кто хочет помочь, ты не сделаешь лучше, а лишь причинишь боль себе и окружающим, в полном соответствии шопенгауэровской «дилеммой дикобразов».

Отдельно в этой связи хочется затронуть предфинальную сцену, в которой происходит «оттаивание» главных героинь. Я знаю тех, кто видит в ней ЛГБТ-посыл,* и да, я знаю, что это звучит претенциозно, но мне честно жаль тех людей, что видят подобное в совершенно невинной сцене, проникнутой одним из самых искренних и живых страхов — потерять единственного по-настоящему близкого человека. Лично я верю в то, что любовь между братьями и сёстрами не менее глубокая и значимая, чем абстрактная «истинная любовь». И сцена эта, совершенно точно, поставлена куда живее и честнее, чем её абсолютно пошлый и искусственный аналог из «Малефисенты».

Теперь пройдусь по фактам и выскажусь о том, что лично я хочу увидеть в «Frozen 2». Отбросим «Frozen Fever», потому что это короткометражный спин-офф, изначально рассчитанный на фансервис, и об уровне его каноничности говорить сложно:

1. Раскрытие образов родителей и их мотивации. Я лично не верю, что Эльзу держали взаперти просто так, лишь бы удерживать. Скорее всего, это как-то связанно с происхождением её сил, истоки которых нам наверняка покажут в сиквеле. Также многие сетуют на то, что это за монархи такие, что оставили после себя двух совершенно неподготовленных к правлению дочерей. И почему-то забывают о том, что любая историческая королевская семья, от Российской Империи до Великобритании была склонна к дисфункциональности или даже вырождению, и на одного великого правителя приходилось два-три родственника, к правлению практически неспособных. «Император играет на скрипке — государство уходит из рук.»

К сожалению, у меня не получается вставить работающею гифку, так что проходите по ссылке. Гифка-1

2. Раскрытие образа Ханса. Одной из основных черт качественной истории я считаю то, что после таких историй есть, что обсуждать, о чём спорить. Ханс мне кажется как раз таким удачным примером, когда авторам удалось создать достаточно непростого персонажа, которого не просто месят с грязью, как обычного злодея, а строят теории, приводят иную точку зрения, высказываются в его защиту. По сути, Ханс — это новый Гастон: персонаж, имеющий ряд качеств, которые могли бы сделать его героем, но выбравший путь негодяя. Не хочется, чтобы в продолжении его расценивали как типичное зло.

3. Раскрытие образа Анны. «Frozen» — это, по большей части, история Эльзы. Сюжет вращается вокруг её способностей, и за ней ключевая композиция. Анне тоже уделено внимание, но в меньшей степени, во многом потому, что к ней привязаны двое «женихов», в контакте с которыми она становится инструментом для их раскрытия. Во второй же части, когда все основные способности Эльзы уже представлены, а роли «женихов» определены, мне хочется увидеть больше её личной истории.
«Do You Want to Build a Snowman» — моя любимая песня. Для меня это очень человечная, пронзительная композиция, в которой есть и детская непосредственность (мне кажется, именно её нынешним мультфильмам недостаёт больше всего), и неизъяснимая тоска, и всепоглощающая воля к жизни. Именно этот отрывок, как никакой другой, показывает Анну как сильную личность, готовую бороться за себя и близких людей. Она может быть ключевым героем.

В конечном счёте, мне хочется верить, что «Frozen 2» не постигнет участь большинства диснеевских сиквелов. Один тот факт, что над продолжением работают те же люди, что и над оригиналом, уже говорит о том, что к этому мультфильму относятся с куда большей ответственностью, чем к сиквелам «Короля Льва», «Мулан» или «Аладина». Первая часть после себя оставила достаточно вопросов, да и в героях явно чувствовался задел на дальнейшие развитие и раскрытие, так что есть основание полагать, что уже изначально существует некий глобальный замысел, и сюжет для продолжения не придётся высасывать из пальца. Хочется надеяться, что авторы смогли достойно пройти через ту волну хайпа, что на них обрушилась, и расскажут нам живую, человечную историю, не наступая на горло собственной творческой свободе и не размениваясь на фансервис.

 

PS: Спасибо Shidoaritakato за помощь с оформлением.

* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Лучшие комментарии

Эх, я понимаю, что у всех свои глаза и уши, свои информационный восприниматель, и это довольно хорошо. Но «Frozen», лично для меня, плоха, ибо сценарий в её начале был хорош, местами даже очень, но в конце скатился куда-то глубоко вниз. В мультфильме были затронуты интересные и важные темы, но большинство из них не были раскрыты по достоинству.

Я здесь расписывал об этом подробнее. Если хочешь, то можешь прочесть — потом обсудим )).

Насчёт того, что я жду от второй части.
В основном, я надеюсь, что сценаристы выберут одни-две темы для повествования и полно их раскроют. В остальном, мне пофигу )). Захотят рассказать больше об Эльзе — пусть рассказывают. Найдут, что сказать про Кристофера — пусть скажут. Может быть вся вторая часть будет посвящена Стену — я не буду против. Главное, чтобы всё то, что они сделают, было обосновано идеей и хорошо, и правильно подано. Большего не требую.
А вы хотите слеПить снеговиКа?

Думал вставить это в статью, но решил, что это перебор, поэтому оставлю здесь. Видео на любителя, смотреть на свой страх и риск. Я предупредил.
Мультфильм мне очень понравился. Но одновременно и что-то в нем меня напрягает.
Понравился он мне скорее всего необычностью затронутых тем — родители-идиоты, первая любовь, поцелуй истинной любви… Фрозен практически выворачивает наизнанку все эти детские ванильные туповатые мультики. И это очень круто! Я действительно был удивлен и не один раз.

Второстепенные персонажи, они же ужасны. И если тролли и снеговик просто нелепы и раздражают, то все остальные настолько плоски и неинтересны, что плакать хочется. Если бы из мультфильма убрали всех, кроме Эльзы и Анны, я бы даже не заметил.
Грустно это.
Кстати, рекомендую послушать версию без мелодии. Песня ощущается совершенно по-другому.

Красивый голос и песня) Я ещё эту песню слушал в исполнении Анники Хёрлитц, которая Эльзу на шведском озвучивала. Анника даже под впечатлением от этой песни написала и спела свою, весьма похожую.
Кстати как по мне этот тот редкий случай, когда песня и в русском дубляже звучит практически не хуже оригинала.
айнино — мамано по-японски доставило:D
Совершенно ВНЕЗАПНО узнал о том, что делается Фроузен 2. Спасибо тебе, друже, за это!

Приятно было почитать твое мнение по поводу первой части — я сам произведения анализировать не умею, поэтому у меня просто долгое время было чувство, что в произведении все просто очень неправильно касательно этих родителей… Думал, что это ошибка произведения вместо того, чтобы попытаться осознать значение их действий для сюжета… Да я до сих пор негодую, почему они не наняли какого-нибудь там придворного мага для обучения Эльзы! Бедая девочка коронации ждала, чтобы раскрыть свои способности!
Да, для меня это тема также стоит слегка выше темы «Хочешь слепить снеговика?»…
Алсо, может ли мне кто-нибудь объяснить, почему финал Frozen какой-то не очень? Как-то незаконченно произведение ощущается.
Ну, как бы Эльза пока позиционируется как единственный маг в королевстве (хотя, думаю, продолжение это исправит). А способности Эльзы, на мой взгляд, для истории вторичны. Ключевой элемент здесь — это одиночество, которое с ними следует. И Do You Wanna Build a Snowman про это. И я думаю, уже с первой части был задел на сиквел.
Ну, идею, заложенную в Олафа еще можно понять. Это пародия на Пиноккио: снеговик, который чувствует себя настоящим мальчиком и мечтает увидеть лето. Момент, где у него двигается нос- это прям жирная отсылка. Да и на счет Ханса, на мой взгляд, нельзя сказать, что он плоский, все таки на нем завязан весь стеб над «любовью с первого взгляда».
Вот именно, что идеи есть, а персонажей нет. Точнее есть, но они какие-то… Я вот пытаюсь вспомнить какие они, но вспоминаю только продавца из того магазина, но никак не здоровяка с лосем или этого принца-гаденыша.
Сложно объяснить, у меня это на эмоциональном уровне больше. :)
Анна не принцеса, как таковая, а лишь wannabe Disney princess

А что её отличает от других принцесс Диснея?
Что ж, как я и сказал, с материалом я ознакомился и выскажу своё мнение.

В дополнение уже сказанного о потенциале и мысли, заложенных в «Замерзших», хочу добавить еще вот что: конечно, сценарий Frozen местами неровный, местами сбивчивый, местами резко обрывающий отдельные линии, но он живой. Я невольно сравниваю его с последовавшими за ним откровенно попснявой «Малафисентой» и лощенной и выхолощенной «Золушкой» и понимаю, что Frozen меня тем и цепляет, что он не стерильный, в нем есть тьма, есть холод и есть творческая жилка. Он а этом плане куда ближе к классике Диснея, чем сами ремейки этой классики. Да он, местами слишком амбициозный и, может, «Рапунцель» была более выстроенной, но у меня Фроузен вызывает те же чувства, что и фильмы Блокампа: вроде, и есть за что ругать, и это не так сложно, но мне совершенно не хочется это делать.

И отдельно про Олафа. Олаф – это ребенок, воплощение тех беззаботных и инфантильных дней детства, что сами Анна с Эльзой оставляют позади. Ему не так важно, что он оттает, он, скорее всего, и сам это осознает, но ему очень хочется попробовать лета. А еще это утрированная версия Пиноккио. Он хочет быть настоящим мальчиком, он чувствует себя настоящим мальчиком. Момент, где у него задвигается и выдвигается нос — это прям жирный намек.


Это твой коммент, чтобы материальчик помнить.

но он живой.


А что означает живой? Похожий на нашу жизнь? Своенравный? Неоднородный? Имеющий разные настроения? Имеющий недостатки? Похожий на характер Анны))?

И что имеется ввиду под живым сценарием — живые герои или его живая колия (изгибы русла, если с рекой сравнить)?

Про «Малифисенту» ничего сказать не могу — не лицезрел. А что, есть ремэйк Золушки?

А о чем идёт речь в словах «классика Диснея»?

Про Олофа я в подобной манере не задумывался и отсылки к Пиноккио не разобрал. Но даже при подобной идеи, я всё равно считаю, что идея с таяньем героя могла быть показа глубже и изящнее.

Раскрытие образа Ханса.

Я вообще за него боюсь )). С ним не пойми что сделали в первой части и, если за него возьмутся во второй, то могут перегнуть палку, сделав его «Настоящим Злыднем».

Кстати, ещё насчёт темы «первой любви». Во «Frozen» попытались показать опасность подобных отношений и их несостоятельность, но из-за преображения Ханса получилось это довольно грубо. «Коль будешь верна первой любви, то получишь нож в спину». Изящнее было бы, если бы поцелуй Ханса и Анны просто не дал нужного результата, ИМХО.

Насчёт того, что можно было бы вырезать из первого мультика.
Самая первая песня про ледорубов. Я не нашёл ей применения в сюжете мультфильма, как и причастности Кристоффа этой братии (имеется ввиду именно его причастность, а не любовь ко льду).

А тролли, как и Олоф, вносили детскую непосредственность и веселье в мультик. У подобного типажа героев есть даже свою название (Пс-с, коль кто-то его узнает, то подскажите — благодарен буду). По идеи, тролль-шаман является неким наставником, который указывает путь героям.
Как минимум, ни одна из диснеевских принцесс до нее не гналась за возлюбленным намеренно (у всех девушек от Бэллы до Рапунцель были свои личные цели, отличные от истинной любви). А Анна ищет Того Самого. При чём, этот поиск имеет характер одержимости, так как она тут явно пытается компенсировать неудачную попытку воссоединения с сестрой.
Let It Go — шикарная песня. Услышал её, влюбился, под впечатлением решил глянуть мульт:) Не прогадал, он тоже стоящий.
Есть огромная разница между Фрозен 2 и прочими сиквелами Диснея. Продолжения Короля Льва, Аладдина и остальных делала левая студия. Ну как левая… Малобюджетное отделение Диснея для выпуска на носителях.
Фрозен 2 производит основная часть Диснея и для широких экранов. Так что сравнивать их очевидно бессмысленно.
Я думаю, на то, что я подразумеваю под словом «живой», указывает выделенное мной далее «не стерильный». Да, мне нравится его неоднородность, эксперименты с темпом-ритмом. Это то, чего не хватает последовавшим за «Отмороженными» киноребутам «Золушки» и «Спящей красавицы», которые все такие из себя красивые, украшенные дорогими костюмами и хромокеем, но стерильные и пресные творения, в которых все острые углы пообтесали и обстругали до практически полной бесформенности.

Я не хочу подробно разъяснять, что подразумеваю под «классикой Диснея», так как это отдельный разговор, которого хватит на отдельную статью. Скажу лишь, что если бы по «Пиноккио» сегодня делали киноремейк, сцену с ослами, что представлена в посте, скорее всего, вырезали бы или сделали из нее нечто безобидное, показав уже готовых зверей.

С Хансом ситуация сложная, да. Я думаю, что в этом предательстве показано прежде всего то, что Анна не принцеса, как таковая, а лишь wannabe Disney princess и «принц» оказывается под стать ее неуклюжести и доверчивости.

На счёт сцены с ледорубами — согласен, мне кажется, это не более, чем дань форме, типа любой фильм Диснея начинается с представления мира, в котором происходит действие.

Это называется comic relief. И да, тролль-шаман мало тянет на наставника, это не Рафики. Он, скорее, неумелый советчик.
Читай также