10 января 2015 10.01.15 42 8199

Survival horror – от Resident evil до Dino Crisis и обратно

+40

Пролог
Survival horror сложный жанр. Он пережил рассвет, популярность, закат и приобрел нишевый статус. Сейчас же он вроде как приобрел второе дыхание и вновь старается выйти на передовую. Особенно надо отметить такой продукт как Alien Isolation – настоящее чудо прошлого года. А в ближайшие месяцы выйдет HD переиздание Resident Evil Remake и Resident Evil Revelations 2. Если с первым все понятно – это все тот же самый Survival horror, то вторые откровения внушают сомнения. Сегодня для многих жанр это обязательно про темноту, монстров, ограниченное количество аптечек и патронов. А также может быть герой, не способный толком за себя постоять. Но это же в корне не правильно. Если Resident Evil 1-4 можно считать Survival horror’ом, то RE 5,6, а также недавнюю The Evil Within – нет. Почему? Чтобы ответить надо вернуться к истокам.
Origin
Все прекрасно знают о Alone in the Dark 1992 года. А я вот мало знаю о ней. Поэтому могу сказать только, что она есть начало всего. Ее приемы в Survival horror будут использоваться аж до 2005 года пока не выйдет прекрасный в геймплейном плане игра — Resident Evil 4. Но мы забежали немного вперед. Вернемся в 1996 год – год выхода первой Resident Evil. Проходная по задумке игра обретет культовый статус и станет эталоном жанра на долгие годы. Много говорить о ней я не буду, так как на сайте есть прекрасная история серии. Скажу лишь, что на PSOne выйдет еще две части (вообще-то три, но в будущем в расчет буду брать только номерные части и пару спин-оффоф – Code Veronica и Revelations) — Resident Evil 2 в 1998 и Resident Evil 3 1999 года. Но серию я полюбил только из-за другой серии игр данного жанра — Dino Crisis. И позвольте объяснить почему.

Dino Crisis вышла в 1999 году, но раньше чем третья Resident Evil. И она во многом была прорывная. Это прежде всего прекрасная полная трехмерная графика, интересный сеттинг, вариативность развития сюжета. К тому же это моя первая игра на PSOne, которую приобрел в далеком 2004 году. После Денди и SEGA в моей неокрепшей детской психики игра просто впечаталась в память. Меня удивляло все – это ролики, наличие сюжета (да, на Денди и SEGA тоже был сюжет, взять хотя бы трилогию Ninja Gaiden, но он был не заметен для меня). Помню, удивило даже наличие звуков шагов, а точнее их различие в зависимости от материала пола. Звук от походки по металлу отличался от звука бетона.
Но что-то я отвлекся. Давайте по порядку. Что касается графики – она была, как уже говорил, передовая в жанре. Полностью трехмерный мир был до этого только в Silent Hill, но для Capcom это был первый опыт.

Камера хоть и была фиксированная, но в некоторых в местах она меняла ракурс в реальном времени, а иногда даже следовала за вами.
Что касается сеттинга. Игр про динозавров всегда почему-то мало (а их ведь все любят, не так ли?). В основном в жанре были только различные монстры (зомби, мутанты, привидения), но вот динозавры еще никогда. А сам Тираннозавр, который гонялся за вами в течение игры был не менее харизматичнее, чем сам великий и ужасный Nemesis. А вот Nemesis похоже научился троллить главного персонажа также у знаменитого динозавра, но об этом потом.

Сюжет. Он начинался с брифинга. Там четко рассказали о целях миссии (найти и привезти доктора Кирка), а также дали справку на этого ученого. Оказывается доктор работал над принципиально новом видом энергии – 3-ей энергии (Почему так? Не спрашивайте – вас это не касается))) Да и не знаю). Правительство кинуло его, а лаборатория вместе с ученым взорвалась. Но этот негодяй оказался жив и здоров. Он начал снова работать над проектом, чье непонятное финансирование не понравилось доблестному правительству США.

И вот наша бравая четверка десантируется на остров. Одному не повезло и он оказался в джунглях, где устроил Тираннозавру поздний ужин. К сожалению это был связист Купер, так что наша команда осталась без связи со штабом. В живых остались – бравый вояка и командир Гейл, компьютерщик Рик и наша красавица, спортсменка, но не комсомолка – Регина (оперативная сводка: с Аншлагом ничего общего не имела). И вот здесь, наверно, одна из самых атмосферных подготовки к презентации врага. Рик убегает в отдел управления и жалуется на отсутствие энергии. И мы начинаем искать генератор. Тем более база на первый взгляд брошена – везде нет света, нет людей. Тишина и покой царит в этом месте.
Но при подробном осмотре обнаруживаются теплые гильзы, порванная сеть забора. А далее находим половину человека (верхнюю, если быть точным) и необходимый генератор. А при его запуске и появляется он – тот самый раптор, прям как в фильме «Парк юрского периода». И с этих пор начинается ужас.
Главной целью у наших героев станет – выжить и выбраться с острова, хотя Гейл будет все-таки пытаться выполнить миссию. Мы будем исследовать объект, спускаясь все ниже и ниже в подземный комплекс. А когда мы наконец поймаем Кирка и вызовем вертолет, то придет Тирекс и все испортит (тот же трюк выполнит потом Nemesis, и как Nemesis Тирекс будет нас преследовать до конца игры). Кирк сбежит, а мы будем дальше бороться за жизнь. В итоге будет три концовки. Все зависит от того выживет ли Гейл, поймаете ли Кирка и будете ли вы спасаться на лодке или же на вертолете. Но до этого разгадаете тайну третьей энергии и запустите генератор той самой энергии. А это целая история… Но суть в том что она способна менять куски пространства во времени – так собственно и появились на острове динозавры.
И вот теперь то, что делает из игры Survival horror – геймплей. Синдзи Миками, создав Resident evil, дал название новому жанру. И что же он из себя представляет — это квест с элементами экшена. Survival horror по своей сути — это не игры которые должны пугать, а игры с интересной, гнетущей и таинственной атмосферой. Размеренный геймплей и режим детектива (решаешь задачки, ищешь ключи и предметы) способствует поддержанию той самой атмосферы. Интересно построение уровней — их нет, а есть один большой уровень, по которому можно свободно передвигаться и открывать новые области. Старые игроки поймут, а вот для новых примером может служить какой нибудь Batman Archam Asalum, ну или первый Revelations.
Такое построение уровней тоже способствует созданию той атмосферы неспешности и расследования. Ресурсов мало, но не так мало чтобы приходилось считать каждый патрон. Просто там, где врагов можно не убивать, то не стоит их убивать. И тогда этой нехватки вы не почувствоваете до конца игры.
Это же справедливо и для Dino Crisis. Вот только если в RE есть условности типа странных ключей, головоломок, кристаллов. То Dino Crisis стремится к большей реалистичности. Все задачки органично смотрятся в мире игры (И так, на заметку – кто помнит загадку с именами LEO и SOL?). Также сюжет развивается в некоторых местах не линейно, можно выбрать два пути продолжения. Такое будет потом в RE3. Но в Dino Crisis эта идея развита лучше. Кроме того, помните, как все говорили, что в RE6 можно будет ходить и стрелять? Так вот в Dino Crisis это можно было уже тогда.
Правда были и минусы: это прежде всего малое количество видов динозавров (всего 5), небольшая продолжительность игры (в среднем 2-3 часа). Ну и наверно все.
На дворе 2000 год. В этот год вышла Resident Evil Code: Veronica. И все будут восхищаться тем, что уже во многом было реализовано в Dino Crisis. Правда только в новом RE будет очень красивая графика. Но кроме этой игры, на свет появилась еще одна из этого жанра – это Dino Crisis 2.

С этой игрой я познакомился примерно так. Один мой друг обмолвился, что мол есть вторая часть, мною любимой игры. Я его остановил, посмотрел в глаза и переспросил. Он все подтвердил. Хоть я внешне признаков не подал, но в душе я плясал от счастья. Далее примерно месяц я мониторил магазин на наличие данного объекта. И когда надежды почти не осталось, мои молитвы были услышаны, я купил все-таки игру. Когда ее включил… Несмотря на то, что многое поменялась она безумно мне понравилась, хоть и не так как первая.
Теперь забежим немного вперед. В 2005 вышла многострадальная Resident Evil 4. Если сказать, что она была прорывная, то этого ничего сказать. Игра была бомбой. И если не считать Revelations, то она была последней в серии в жанре Survival horror. Главной заслугой считается развитие экшена от третьего лица. Этого у игры не отнять. Но…
Ну а теперь вернемся в 2000 год к Dino Crisis 2. Я буду писать о ней, но вы думайте о RE4 и посмотрим кто из них опять своровал идеи.
Начальный ролик задает темп всей игре. Теперь это не размеренность, а ураганный экшен. Если врагов раньше было мало, то теперь стало неприлично много. Хоть на экране и было не больше трех, но был респаун. Правда не бесконечный. В связи с этим появилось много различного оружия. Про нехватку патронов можете вообще забыть.
Появился магазин. В нем можно покупать оружие, улучшать его (правда только количество патронов), покупать дополнительную экипировку (например новый бронекостюм). Валютой для оплаты служили очки убийств. Они зарабатывались путем убийств динозавров. Если в комнате тебя ни разу ранили и набил высокое комбо, то давали дополнительные очки. Увеличилось количество видов динозавров – 11 против 5 из первой части. Причем появился уровень под водой, где были водные существа. Ну как вам, ничего не напоминает?
Но при всем этом это был все тот же Survival horror. И вот почему. Как я уже говорил Survival horror – это квест плюс экшен. А квест также предполагает карту для ее исследования и открытия новых областей путем решения загадок/задачек, нахождения паролей, карточек, ключей.
Да экшен здесь перестал быть неторопливым, но квестовая составляющая никуда не делась, как например в RE 5-6. Правда, справедливость ради, надо сказать, что она уменьшилась по сравнению с первой частью.
Немного о графике. Здесь она вернулась к формуле RE т.е. трехмерные персонажи на фоне рисованных задников. Но это обусловлено было тем, что действие игры разворачивалось в основном джунглях. А первая плоечка врядли бы смогла вытянуть красивые трехмерные леса.

А теперь о сюжете. События разворачиваются спустя год после оригинальной игры. Доктор Кирк теперь работает на правительство. Но у ученых как всегда пошло что-то не так и огромную территорию включая город, военную часть и исследовательский комплекс унесло далеко в прошлое к динозаврам. На спасение выживших отправляют группу спасателей, где кроме статистов записались два главных – Дилан и Регина. Стоит еще отметить индейца — Девида. Но его роль в основном эпизодическая.
Высадившись на сушу, наших спасателей выносит стая рапторов и завершает дело большой папочка Тираннозавр. Хотя и он получил травму – потерял глаз из-за гранаты выпущенной Девидом. В живых остались только трое вышеуказанных героев. Причем индеец надолго пропадет из виду. Игра начинается с исследования джунглей, где находилась военная база. В процессе поисков мы встретим странных, агрессивно настроенных людей в комбезах. Они же сломают ворота времени, которые располагались на нашей лодке. Так что застрявшим в этом мире теперь еще надо думать о том как вернуться назад во времени.
Стоит отметить, что одного странного человека удалось захватить. Им оказалась молодая девушка Паола, которая убежит впоследствии и при этом будет испытывать теплые чувства к Дилану. Далее наши герои отправляются в исследовательскую зону, где располагается новый реактор третьей энергии. Он теперь под водой. И судьба тоже занесет нас сюда. После герои попадают в город Эдвард. Там мы встретим вновь Девида и на танке будем валить, преследовавшего нас все время, Тирекса. А впоследствии найдем и противогаз, который поможет исследовать остальную часть джунглей.
В новой неисследованной зоне увидим трагическую смерть Тирекса от клыков Гигантозавра и остановим пуск ракеты. Кроме того, собой пожертвует Девид ради спасения Дилана. А самого Дилана унесет река к дальним берегам. Там его встретит девочка Паола. И она отведет нас к последнему комплексу. В комплексе узнаем две страшных тайны. Первая – в результате игр со временем возникла вероятность исчезновения человечества из-за изменения истории после мелового периода. Чтобы пережить кризис люди решили переселить динозавров в другое время. А когда он пройдет, то вернуть животных. Таким образом план вроде как сработал и человечество было спасено. Но вот кто осуществлял план – это вторая тайна. Оказывается план осуществил сам Дилан с группой людей. Он каким то образом остался в этом времени. А все эти странные люди в комбезах – это их дети. А Паола как оказалось – дочь Дилана. Они были ранены и помещены в капсулы для лечения. Но эти капсулы предназначались для динозавров. И поэтому их поведение изменилось. Все это мы узнаем из сообщения в виде голограммы постаревшего Дилана. Далее происходит эпическое выжигание Гигантозавра с помощью лазера орбитального спутника.
Нас нагоняет Регина. Начинается запуск ворот времени. И что-то пошло не так – Паолу придавливает к полу огромный системный блок. Дилан решает остаться с дочерью, а Регину посылает в ворота со словами: «Уходи домой, построй новые ворота и вернись за мной» (реконструкция фразы). Регина растворяется в воротах, а комплекс взрывается ко всем чертям. Все. Так заканчивается вторая часть.
В итоге мы получили довольно прорывную игру в жанре, ушедшею от реализма первой части в сторону аркадности. Но это все воспринималось как игровые условности и в целом игра довольно хорошо смотрелась. В дилогии Dino Crisis прослеживался тот феномен «Чужого». Где первый фильм был медленным и таинственным, а второй довольно динамичным и экшеновым. Продолжения пришлось ждать три года. И эта была уже совсем другая история. В прямом смысле этого слова.

Честно скажу – не играл. Но смотрел некоторые летсплеи и читал статьи. В общем история двух первых частей забыта. Нет Регины, Дилана, нет третьей энергии, да и динозавров настоящих нет. Сюжет крутился о том, что спустя долгое время возле Юпитера появился пропавший корабль. Туда отправляется военная группа. В итоге их челнок был уничтожен, а они сами застряли на корабле. Главных героев снова двое – Патрик и Соня. Так что же здесь произошло, а произошло то что бортовой компьютер спятил. Он уничтожил экипаж и начал создавать мутантов из имеющихся ДНК. В результате появились существа очень похожие на динозавров. В конце наши двое героев спасаются на шлюпке, уничтожив трехголового мутанта гигантозавра и, собственно, сам корабль.
В геймплейном плане это все тот же Survival horror. Только здесь попытались совместить идеи прошлых частей в одной игре. Все тот же ураганный экшен, но с большим уделением внимания к квестовому составляющему игры. Графика для того времени смотрелась довольно хорошо.

Игра провалилась. Провалилась из-за много. Это и малое количество видов врагов, малое число оружия. А главное при таком ураганном экшене, камера была до сих пор фиксированная. Это мешало адекватно вести бой. Такая проблема уже была во второй части, но своего апогея достигла как раз в третьей. И по-моему главной ошибкой было выпуск игры только на первом XBOX’е. Из-за небольшой популярности по сравнению со второй PlayStation игра не окупилась. Порт задумывался, но так и не был реализован. Ну и кто-то ждал продолжения второй игры, но как по мне, то это лишнее. История была окончена. Дилан застрял в петле времени. А Регина вернулась домой. Ворота никто не стал строить – это опасно, ведь один раз человечество уже чуть не исчезло.
Заключение
Серия Dino Crisis забыта в какой-то степени. Постоянно витают мысли о ее возрождении, но боюсь делать этого не надо. Ведь на примере Resident Evil все свелось к терроризму. Адекватных историй придумать они не могут. И мне трудно представить террористов, которые совершают свои теракты с помощью динозавров. Мне кажется это глупо. Представьте себе если где-нибудь в городе выпустить стаю львов, тигров, злых слонов и носорогов… Вот это был бы теракт.
Зато есть Resident Evil. Правда статистика печалит. Из всех игр серии, выпущенных на приставках предыдущего поколения (RE5-6, Revelations, ORC), только Revelations оказался survival horror. Остальные же это просто хорошие игры в антуражах ужастика. Так же было и с The Evil Wihin. Игра прекрасна, но это не было survival horror’ом.
И вот теперь скоро выходит вторая часть Revelations. И есть опасения, что игру опять превратят в просто шутер в темноте и с монстрами. Почему? А потому что как видно в роликах у героев нет карты (нигде, не на раскладеровки клавиш, не в инвентаре), а это значит, что уровни будут прямыми как кишка. Может не такими узкими, как в шестой части, а как в The Last of Us, но будут. А это в свою очередь ведет к потере квестовой составляющей, которая так важна для жанра. Но надеюсь, я ошибаюсь, и я получу ту игру, о которой уже так давно мечтаю)))
На этом у меня все. Спасибо за внимание!


Dino Crisis

Платформы
PC | PS | PS3 | PSP | PSV | DC
Жанры
Дата выхода
1 июля 1999
275
4.2
185 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Прочитал статью. Сразу хочу написать, хорроры нравятся, много их поиграл :D. Dino Crisis проходил обе, о 3й узнал позже, намного позже.) По поводу сравнения с 4м Резидентом перебор, как и с Evil Within. Survival Horror, это необязательно игра с головоломками, а как следует из дословного перевода «Выживание, Ужасы». И уж тем более не КВЕСТ( адвенчура, да, но не квест)! Капком предъявила идею в 1м Резиденте, а Конами подтянулась. Evil Within, как-раз и является обычным survival horror. А в 4м Резиденте, этого хоррора стало меньше, просто изменился геймплей. А что же касается Дино Кризиса, то согласен со всем. Сравнение с 1-3 Резидентами правильное, а с остальным бредовое. За статью +.
Я не понял, почему Resident Evil 4 survival horror, а The Evil Wihin нет?

Потому что все современные игры казуальное говно ^^)
А раньше была хардкорная еда. Они похожи как братья, первые главы вообще один в один. Понятно что Визин далеко не всем понравился но жанр у этих игр абсолютно идентичен.
Если считать информацию по теме, то интересное мнение. Кроме того, интересно почитать про Dino crisis и survival horror'ы. Тема хорошая, одобряю. Раньше все-таки, на мой сугубо скромный взгляд, больше души в играх было такого жанра: помню как меня лично пугал RE 3 только своей музыкой, когда мы с папкой проходили.
По-моему, дело еще в том, что раньше игры намного дольше делали. Например, Final Fantasy IX (вышедшая в 2000 году) семь переделывали Square Enix в процессе разработки на протяжении 5 лет. Тот же Transistor или Bastion от Supergiant были сделаны каждая игра примерно за год, вроде бы. Просто, когда у тебя больше времени на работу, то само собой в хорошей группе выйдет хороший материал с кучей оригинальных идей.
не знаю чем там нашумел Alien Isolation… вообще не был не страшен и не интересен
поиграв часа 2-3 не зацепил, не удавшийся клон аутласта по геймплею… если бы вышел до аутласта возможно бы было другое впечатление
The Evil Within о котором писалось гораздо более интереснее и если уж говорилось о РЕ 4, то The Evil within такой же… но уже с новой граффикой
Речь шла о том, что загадки есть, но отгадки не дальше пяти метров от пазла.В отличии от SH где надо было на другой этаж здания переться
Эх, жаль что когда была приставка так и не прошел первого динозавра), спасибо что заинтересовал, перепройду с легкой долей ностальгии и большим интересом.Хотя как помню игра меньше меня пугала(скорее всего потому что с отцом до этого re3 проходили).Плюсую.
Спасибо. Это может быть потому что раньше «трава была зеленее»))) А может потому, что не было таких технологий как сейчас и приходилось стараться чтобы твою игру полюбили. А сейчас достаточно напихать побольше спецэффектов и пафосных героев. И блокбастер готов.
Dino Crisis 1,2 — отличные игры, причем полностью самостоятельные. Мне кажется, что если и возвращаться к этой серии, то только в виде перепрохождения на оригинальной консоли (в моем случае, т.к. и диски и приставка живые). Если бы серия переделывалась бы в «наше время», то явно в сторону геймплея аля RE4. Но Dino Crisis от 3-го лица… ну не знаю. Ремейк по типу RE HD Remastered… Вряд ли. В году 2005 возможно, но не сейчас. Так что пусть лучше дино кризис (именно так называл игру в детстве) не трогают.
Спасибо за материал, интересно было почитать, надо бы первую часть наконец осилить до конца)
Хорроры это над жанр. Например среди шутеров от первого лица это и F.E.A.R., DOOM 3, частично Half-Life 2. Среди шутеров от третьего лица — Dead Space 2-3, RE 5-6, The Evil Within. А вот survival horror — это RE 1-3, Code Veronica, ObsCure 1-2, Dino Crisis 1-2, наконец. Это чистокровные квесты, если вырезать экшен составляющую. Просто для такого жанра Миками придумал этот термин. А вот уже в RE 4 и Revelations расширили экшен составляющую и сузили квестовую часть (но не до крайней степени). Поэтому они стали больше похожи на шутеры.
Тем более — поиграй в Dino Crisis 2 и скажи, где там хоррор? А ведь он все равно survival horror.
И если считать The Evil Within Survival Horror'ом, то тогда и The Last of us, Doom 3, Left 4 Dead и даже Half Life 2 тоже можно считать им.

Все хоррор, а ХЛ2 лишь имеет одну локацию с элементами.
Ну, собственно, если внимательно прочитаешь, то как я и написал:
Капком предъявила идею в 1м Резиденте, а Конами подтянулась.
в The Evil Within есть и загадки закрытые двери как ты их не заметил во время прохождения?
Разграничивай текст параграфами. Пожалуйста. Очень трудно читать.
Я не понял, почему Resident Evil 4 survival horror, а The Evil Wihin нет? И фактические ошибки и справь пожалуйста.
Читай также