9 октября 2014 9.10.14 3 12K

Space Station 13 — катастрофа каждый час [Известные Неизвестные Игры]

+11

Может ли игра быть известной и неизвестной одновременно? Ещё как! У такой игры обычно есть своя вики, энтузиасты клепают к ней моды всех калибров, а раздачи на трекерах никогда не остаются без сидов. В комментариях эту игру знает каждый первый, а все похожие игры называют «клонами». Но когда открываешь для себя такую игру, запоминающуюся и интересную, со всеми её фанатскими форумами и горой сопутствующих материалов, впору задать себе вопрос: «Как так получилось, что я впервые обо всём этом слышу?»

        Обычно в качестве "Известной Неизвестной Игры" для статьи я выбираю такую, которая ещё не освещалась на stopgame. В случае же Space Station 13 на сайте есть аж 7 обзоров! (Уже не меньше восьми, если вы читаете эти строки). Это сравнимо с количеством постоянных игроков в первые годы существования игры. Да и сейчас, когда суммарный онлайн на всех серверах мира обычно выражается трёхзначной величиной, количество отзывов и рецензий в интернете не отстаёт от этой цифры. А всё оттого, что, поиграв в Space Station 13, просто невозможно не поделиться впечатлениями.

Не пугайтесь английского, есть русские сервера. Эта картинка здесь только для демонстрации полного интерфейса
Не пугайтесь английского, есть русские сервера. Эта картинка здесь только для демонстрации полного интерфейса

Фан

        На космической исследовательской станции бурлит жизнь. Исследователи исследуют, грузчики грузят, химики химичат. Охранник обезвреживает шахтёра, который гонялся за клоуном, который отобрал у шахтёра кирку, которой клоун ударил повара за то, что он отравил клоуна подозрительным желе. Всех этих героев вскоре подберёт срочная команда медиков во главе с главврачом (всех, кроме охранника, который подскользнулся на мокром полу и улетел в широко открытый шлюз стараниями секретного агента Синдиката, скрытно работающего на станции уборщиком). Каждый персонаж управляется игроком, который обязан отыгрывать выбранную роль. Поэтому обычный адвокат не станет рваться в бой на световых мечах, а глава персонала не может самостоятельно разработать вакцину от смертельного вируса. Точнее, они могут, но не станут этого делать, если не хотят навлечь на себя гнев администраторов сервера.

Идёт капитан к отбытию. Видит — токсины горят. Зашёл в них и сгорел.
Исследователи огнеопасных газов взорвали свой отдел. Опять. Кэп заметил пожар и решил разобраться с ним — он же тут главный! Никто не объяснял капитану, под каким давлением горящие газы заперты в отсеке.

Space Station 13 — исключительно сетевая игра. Компьютерных игроков здесь не может быть в принципе (пока в мире не создадут полноценный искусственный разум). Отыгрыш роли (roleplay) сам по себе делает игру очень многоликой. Вот вредный старик завхоз. Вот ботаник-раздолбай. А вот очкарик исследователь, панически боящийся пришельцев, женщин и руководства. Даже бортовой интеллект корабля отыгрывается человеком. Никогда не угадаешь, какую задумку кому-то придёт в голову воплотить в этот раз. Пока где-то под руководством начальника исследовательского отдела тестируют комплекс средств для выживания в вакууме без скафандра, какой-то ассистент пробирается в комнату со спящим капитаном и оставляет того в наручниках и с ящиком на голове.

Мне казалось, что стать подопытным в передовых генетических ислледованиях — хорошая идея. Первые сомнения закрались, когда генетик выволок из модификатора громко матерящегося лысого верзилу, светящегося изнутри. Тот немедленно забился в судорогах и вскоре потерял сознание. Генетик невозмутимо оттащил его в клетку с лабораторными обезьянами и пригласил меня занять место в модификаторе.
Первое, что делает генетик на своей работе — превращает лабораторную обезьяну в человека. Потом, манипулируя её генами, смотрит на получившийся результат. Судороги и спонтанные ругательства — это побочная мутация, синдром Туретта.

        Но Space Station 13 не была бы и вполовину такой интересной, если бы базировалась лишь на изобретательности игроков в этой песочнице. Дело в том, что игра проходит отдельными раундами, и почти каждый раунд происходит что-то опасное и необычное. Например, по станции начинает распространяться смертельный вирус. Или чужие. Или бунт. Или ИИ корабля сходит с ума и пытается убить всех людей. Атака спецотряда Синдиката, заговор загадочных культистов, пожирание станции загадочным супер-существом — всевозможных катастроф множество, я не стану перечислять их все, большинство из них заканчивается одинаково: хаос, паника, массовая эвакуация и много, много драмы (трагедия понарошку, веселье по-настоящему). Вдобавок, зайдя в игру, можно обнаружить, что тебе выпала роль предателя (traitor). В таком случае у тебя есть конкретные задания (убить игрока Alan Nevelly и украсть чертежи станции, например) и набор крутых шпионских гаджетов. С парочкой предателей в команде любая катастрофа становится ещё эпичнее. Хотя даже справившись с разрушительными обстоятельствами, команда обязательно сама себя доведёт до проблем: то сингулярность из двигателя вырвется на свободу, то ядовитый газ попадёт в атмосферу. Обычно раунд заканчивается, когда шаттл эвакуации спасёт выживших, сумевших до него добраться. Длится раунд примерно от 20 минут до 2 часов.

Один мой знакомый сбежал с тюремного спутника при помощи перчаток, отвёртки и такой-то матери. К сожалению, он погиб, когда рассказывал об этом в баре за стаканчиком экспериментального коктейля с серной кислотой.
От этого коктейля погибло немало народу. Просто кто-то добавил лишний нолик в рецепт напитка на вики для Space Station 13. (И один мой знакомый в самом деле сбежал с тюремки как-то так)

        За всем этим весельем наблюдают модераторы и администраторы сервера. Они внимательно выискивают игроков, нарушающих правила поведения. А заодно добавляют немного разрушений, если очередная катастрофа покажется им недостаточно впечатляющей. Иногда вместо привычных бед они устраивают необычные события. Например, может понадобиться временно приютить девочку со сверх-способностями, или исследовать загадочный инопланетный артефакт. А может быть скучающий админ просто раздаст каждому по лазерной пушке и скажет «Fight».

  - Профессор Горски, у Вас есть результаты аутопсии жертвы?
  - Да, детектив, только что закончил. Глубокое сканирование тела показало, что потерпевший погиб в результате травм, полученных от 74 ударов маленьким тупым предметом, предположительно кислородным баллоном.
ЗАБОЛОНИЛИ, если коротко. Убить баллоном или ящиком с инструментами может каждый, но понадобится много-много раз щёлкать мышкой.
Какой-то админ любит пони
Какой-то админ любит пони

        К сожалению, ещё игра отличается чудовищной графикой, адовым управлением и бесконечными тормозами. Space Station 13 писалась многими людьми независимо друг от друга на очень нестандартной социально-игровой платформе BYOND (Build Your Own Network Dream). Игра, по сути, создавалась фанатами. Space Station 13 чем-то похожа на нагромождение любительских модов к себе самой. Иногда отдельные части плохо взаимодействуют друг с другом, особенно новые. Чтобы объяснить, почему всё так плачевно, мне придётся окунуть читателя в непростую историю создания сего творения.

Охранник шёл к ботанику, чтобы арестовать его за выращивание наркотической травы. Заглянул в отсек, а там помидоры жуют. Ну он доложил шефу и пошёл дальше. Подумаешь — в гидропонике помидоры жуют тело ботаника.
Одна из разновидностей помидоров, которые можно вывести — томаты-убийцы. Этих тупых и опасных существ почти невозможно уничтожить: их защищает криворукость кодера, который их придумал.

История

        Рождение Space Station 13 скрыто туманом. Мне пришлось провести целое расследование, чтобы более-менее проследить развитие игры. Итак, всё началось с некой личности под ником exadv1. Трудно сказать, много ли он сделал. Ходят слухи, что он просто готовил какую-то самостоятельную работу по распространению газов для университета. Я заглядывал в код игры и склонен верить этому слуху — часть, ответственная за атмосферу, совсем не похожа на всё остальное и больше подойдёт для иллюстрации научного проекта, чем для игры. Тем не менее он выпустил это на проклинаемый кодерами BYOND в начале 2003 года, и несколько никому не известных людей что-то делали на единственном сервере. Исходный код постоянно переходил из рук в руки и изменялся. Со временем он даже действительно стал похож на игру, обзавёлся большой картой, и около десятка игроков иногда собиралось на ней вместе. К 2005 году было реализовано немало: основные профессии, трейторы, плазма и другие фишки. И тут исходный код потерялся. exadv1 не знал, где он, да ему тогда было уже всё равно.

        К счастью, некая героическая личность (ник я найти не смог) восстановила игру почти в полном объёме. То ли он выцеплял ресурсы, играя на пока действующем сервере, то ли просто хорошо попросил данные у Тома Хейра, автора BYOND. В 2007 игрой заинтересовались на форумах Something Awful, но понадобится регистрация и доступ к архивам, чтобы в попытаться в этом хаосе найти первые темы о Space Station 13. Необычная концепция привлекла множество игроков. Разработка шла ни шатко, ни валко, пока кто-то не догадался опубликовать исходники на sourceforge.net для свободной модификации в 2008 году. С этого момента игра начала развиваться со скоростью раковой опухоли (и примерно в том же направлении). Новшества добавлялись в безумном потоке идей, отбрасывались, переписывались. Сервера Goonstation (или Gibbed) прекрасно отражали суть и стиль самого Something Awful: там можно было кидаться фекалиями, насиловать пришельцов и тому подобное. Разработчики появлялись и исчезали, оставляя в наследство куски кода, работающие на жвачке, запятых и воображении.

Это чудо. Это ё*аное чудо, что игра вообще скомпилировалась.
   — Tom Hehre, создатель движка BYOND
Примерно такими были первые слова Тома в сообществе Goonstation.
Goonstation такой goonstation
Goonstation такой goonstation

        Примерно в 2010 анонимусы с форчана решили устроить свою собственную станцию. Но взялись за реализацию не обычные жители форчановской клоаки, а ролевики. Они добавили отыгрыш и привели в порядок всё, до чего дотянулись. 4chan один из самых популярных сайтов интернета, и разработка /tg/station велась ещё быстрее, хотя это трудно себе представить. Код переписывался на треть едва ли не ежемесячно. Вскоре от них откололись Baystation 12 с очень строгим отыгрышем и трёхэтажной станцией. Вместе с Goonstation, развитие которой тоже не стояло на месте, эти три форка являются столпами игры. Они постоянно смешиваются, крадут друг у друга особенности и перебрасываются забаненными игроками. От этих серверов берут начало бесчисленное множество других реализаций игры. Вряд ли сейчас какие-либо из них имеют что-то общее с первой версией от exadv1.

Согласно бэкграунду на серверах Goonstation и /tg/station, искусственная гравитация на станции поддерживается клоунами. Самим фактом их существования.
Большинство начальников охраны на серверах Goonstation и /tg/station полагают, что все клоуны совершают преступление. Самим фактом их существования.
Клоун — это профессиональный тролль и грифер. У него есть все возможности, чтобы покалечить кого-нибудь своими «розыгрышами». Объяснять, зачем они нужны с точки зрения сюжета, бесполезно — они нужны только для экстремального фана.

        Особого упоминания стоит игровое сообщество, которое вобрало в себя все лучшие худшие черты анонимного общения. Игроки в Space Station 13 ненавидят друг друга. Абсурдный угар и тотальное презрение пронизывают всё общение, от обычного обсуждения чьих-то мам на форумах, до раздачи админами пожизненных банов. На этом фоне не сильно выделяется и крупное русское сообщество Animus Station 13. Существуют также не такие крупные Soviet Station и Nanotrasen Station (а куда ссылочка-то ведёт, лол), но кому какое до них дело? Новичков-ассистентов не любят за дурацкие вопросы и отсутствие отыгрыша, старичков-ролеплееров за замкнутость в своём кругу известных игроков, а остальных не любят просто так. Заранее.

Ассистент услышал крики о помощи из глубин церковного отсека. Корабельный священник оказался заперт в тесной нише за стеклянной перегородкой. Он попросил нажать на кнопку, открывающую дверь. Ассистент нажал. Через секунду он уже провожал взглядом вопящего священника, которого вынесло в открытый космос через внезапно открывшуюся за его спиной дыру.
Эта «ниша» предназначалась для торжественного отправления покойников в последнее путешествие. Ну не знал ассистент, что дверь открывалась другой кнопкой.

        Надеюсь, я не слишком отпугнул читателя, потому что несмотря на все сложности, Space Station 13 стоит того, чтобы надолго в ней зависнуть. Двух одинаковых раундов не бывает. SS13 — как бесконечный сборник эпичных историй. После нескольких игр невозможно отделаться от желания рассказать кому-нибудь о своих похождениях. Только вот важный совет: чтобы сразу легко и задорно влиться в игровой процесс, сначала всё-таки почитайте руководства и вики.

P. S. Играя, я обычно не задерживаюсь на одной игре долго, «высасывая» все возможности до дна за десяток насыщенных дней. В Space Station 13 я играл суммарно почти год. И это самая лучшая из всех возможных рекомендаций, какие я только могу дать игре.

Лучшие комментарии

Если бы не постоянные лаги, была бы бест игра евер.
Вспоминаю, сколько хохм на русском сервере подарили говорящие кристаллы. Что-то вроде такого:
Учёный: «Инопланетные кристаллы, которые мы исследовали, заговорили!»
РД: «Они проявляют признаки разумности?»
Кристалл: "разумности? которые мы Они которые проявляют которые разумности?"
Учёный: «Нет, просто повторяют слова, которые говорили в их присутствии»
Кристалл: "капитан идиот РД идиот работать работать небуду отстой повторяют которые разумности?"
[пауза]
Учёный: «С другой стороны, может они так пытаются вступить в контакт?»
Кристалл: "РД идиот идиот убить, разумности? стащил то которые идиот заметил не так стороны"
Учёный: «Мне срочно нужно продолжить исследования, понесу кристаллы обратно в лабораторию, пока.»
Читай также