29 сентября 2014 29.09.14 7 11K

The Battle for Wesnoth — тактика, только тактика [Известные Неизвестные Игры]

+8

Может ли игра быть известной и неизвестной одновременно? Ещё как! У такой игры обычно есть своя вики, энтузиасты клепают к ней моды всех калибров, а раздачи на трекерах никогда не остаются без сидов. В комментариях эту игру знает каждый первый, а все похожие игры называют «клонами». Но когда открываешь для себя такую игру, запоминающуюся и интересную, со всеми её фанатскими форумами и горой сопутствующих материалов, впору задать себе вопрос: «Как так получилось, что я впервые обо всём этом слышу?»

        Говорят, жанр пошаговых стратегий и тактических варгеймов умирает. Это неправда. Напротив, в последние годы они переживают тихий расцвет. Просто варгеймы всегда имели свою нишу заинтересованных игроков. Разработчикам не требуется дорогая маркетинговая кампания, чтобы привлечь аудиторию: она сама найдёт игру и сама же её разрекламирует. Отсутствие громких новостей и анонсов — это единственная причина, по которой кто-то мог ещё не слышать о The Battle for Wesnoth.
        Битва за Веснот — настоящий титан игрового мира. Она переведена на 50 языков! Список поддерживаемых операционных систем существенно длиннее, чем список ОС, о существовании которых я знаю. Оценивать количество пользовательских сценариев бессмысленно — их станет больше ещё пока я пишу эту статью. Всё это благодаря открытому коду и массе деятельных поклонников.

        Основа проста. Двухмерная карта разделена на гексы. Игрок управляет юнитами, которые могут перемещаться и бить (в основном). Боевая система интересно устроена и очень хорошо сбалансирована. Я просто не могу не упомянуть некоторые ключевые особенности:
  1) Шанс попадания по юниту зависит от характеристик сражающихся бойцов и (в особенности) от местности, на которой стоит юнит. Это основная характеристика, которой придётся манипулировать. Дварфы получают бонус в горах, эльфы — в лесах, наги — в воде и так далее. Грамотное расположение войск и использование преимуществ местности, вот ключ к победе.
  

2) Время суток меняется и играет существенную роль, особенно, если одни имеют бонус днём, а другие — ночью. Нельзя просто замкнуться в глухой обороне навсегда, нужно использовать своё временное преимущество на полную катушку.
  3) Каждый боец индивидуален, имеет процедурно сгенерированное имя, несколько «врождённых» личных особенностей (например, «быстрый»: скорость +1) и может прокачиваться. Когда он впервые достигает нового уровня (из 3, иногда 4 максимально возможных), то игроку необходимо выбрать путь его будущего развития. Например, эльфийский лучник может стать мощным дальнобойным снайпером, а может рейнджером-разведчиком, который не виден противнику, если перемещается в лесу. Вот только для получения опыта персонаж обязательно должен совершить добивающий удар по юниту противника.
  4) Есть бойцы, которые влияют на соседние гексы и юниты. К примеру, белый маг освещает: для соседей сумерки кажутся днём, а ночь — сумерками. Кроме того, формация в конце хода должна быть такой, чтобы дать противнику как можно меньше возможности атаковать и не позволить потом отвести раненых. Поэтому строй также немаловажен.
  5) Обычно по карте разбросаны гексы-деревни, которые защищают и лечат юнита на них, а главное — приносят золото каждый ход. Контроль над наибольшим количеством деревень почти гарантировано принесёт победу в дальней перспективе.
        В итоге игроки не прут кучами друг на друга, а постоянно маневрируют, выхватывают друг у друга деревни, дразнят наглыми разведчиками в тылу, выманивают на невыгодную местность, сражаются за ключевые точки, отводят раненых назад, но при этом пытаются добивать низкоуровневыми персонажами. И при всём этом элемент случайности не допустит гарантированных тактик и одинаковых раундов.

        Конечно, вся суть подобных игр обычно раскрывается в противостоянии между игроками, но и в синглплеере найдётся чем заняться. Нет, это слишком мягкая формулировка. В Битве за Веснот игроку найдётся чем заняться в одиночку на всю жизнь. Даже встроенных в игру и полностью переведённых на русский язык кампаний хватит надолго, а уж пользовательского контента просто завались. Скачать новые карты/сценарии/кампании можно не выходя из игры. Кроме того, существуют эры — наборы глобальных новых правил, графики и рас, объединённых общим сюжетом. На базе The Battle for Wesnoth энтузиастами было реализовано множество разных эр. Например, про киберпанковое будущее Веснота. А есть эра, гейплей в которой больше похож на Civilization.

        Игру начали писать в 2003, первый релиз состоялся в 2005. С тех пор она успела обрасти обширной историей, множеством фич и более-менее приличной графикой. Анимации в Битве за Веснот почти нет, в целом игра выглядит достаточно плоско. Это может отпугнуть в начале, будто она сделана совсем кустарно. Но это ложное впечатление. The Battle for Wesnoth проработана до мелочей, просто у неё такой графический стиль.
        Часто так бывает, что широко известная в мире игра не завоёвывает популярности среди русскоязычных геймеров. К Битве за Веснот это точно не относится. Русское сообщество крупнейшее после основного, англоязычного. Есть русская вики, а перевод самой игры включает в себя и справку (кстати, очень удобную).

        Что в итоге? Типичный пример «известной неизвестной игры». The Battle for Wesnoth полностью использует преимущества открытой разработки. Она работает на любой системе (на Android и iOS, кстати, тоже), даже на очень старых конфигурациях. Игра бесплатна, имеет множество обличий и не надоедает со временем. Только из-за недоразумения какой-либо геймер мог не знать о столь огромном проекте. Что ж, надеюсь, это недоразумение я частично исправил.

Полезные ссылки:

Скачать
Официальный сайт
Русский сайт
Исходный код
Главный форум
Русский форум
Русская вики


The Battle for Wesnoth

Платформы
Жанр
Дата выхода
2 августа 2005
35
4.2
23 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Там без оплаты только учебные миссии доступны.
Надеюсь продолжение будет, или отдача слишком мала? И, если таки будет, пронумеруй свои посты, пожалуйста, а-то пропущу и даже не пойму. Хоть почти все игры знал, но все равно интересно. Да и написано хорошо.
Большое спасибо за этот отзыв, тяжело было писать без обратной связи. Продолжение точно будет, пока удаётся писать по статье каждые 3 дня. Следующий пост уже готов и будет опубликован во вторник. Сейчас я потихоньку делаю тему к пятнице.
Чтобы не опасаться что-либо пропустить, можно нажимать на тег Известные Неизвестные Игры, там хорошо видно все статьи.
Интересно получается. Версии для Android и iOS платные, но при этом любой желающий может бесплатно скачать исходный код, чтобы попытаться собрать игру для своего девайса самостоятельно. То есть можно легально купить и играть, а можно легально не покупать и играть.
Вышла версия 1.12

Основные изменения:

Обновлена графика: новый стартовый экран, больше
Мультиплеерная кампания «из коробки»
Изменения в кампаниях
Разные режимы для отображения миникарты
Новая раса

Подробности:
wesnoth.org/start/1.12/
Читай также