8 июля 2014 8.07.14 28 5264

[Trainspotting]Глазея на поезда, упал в Грязь

+34

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Допустим, вы выбрали жизнь.

Допустим, у вас есть теплый и уютный дом. Под одним боком мягкая женушка, под другим — холодильник, полный еды. А еще прибыльная работа, вдобавок ко всему остальному. Скорее всего, вы существуете в своем собственном стерильно-розовом мирке. Вы забыли, что такое смерть, насилие и героин. Проблема в том, что они не забыли о вас.

Нельзя забывать.

Потому что никто не знает, кто окажется рядом, когда тебя бросит девушка.

Потому что никто не знает, что та девушка, с которой ты изменяешь своей мягкой женушке, болеет спидом.

Потому что…

Ах, хватит нагонять жути, Литий, давай-ка поближе к делу переходи.

Так вот друзья, к чему я веду: чтобы такие мягкотелые и, безусловно, очень забывчивые существа, как гипотетические «вы» не забывали, существует добрый дядя, которого зовут Ирвин Уэлш. Вот он-то вам запросто сможет напомнить и о полицейском произволе(Грязь, ну, конечно), и о насилии, и о педофилии, и даже о героине. Если позволите, я откину первые три пункта и остановлюсь на последнем. Потому что именно героин станет краеугольным камнем и причиной создания этого топика. Нет, если пойти глубже, то в качестве причин можно также назвать и Денни Бойла, и Чарльза-Габриэля Праваза, и Райта Алдера, которого гугл называет изобретателем чудопорошка, но зачем нам копать так глубоко?

В общем-то, не буду тянуть: речь сегодня пойдет о фильме Денни Бойла 1996 года, основанном на романе Ирвина Уэлша 1993 года, который в свою оч… Ах, вам нужно только название, да? «На игле».

Индивидуальность. Вот что имеет значение, верно?
Индивидуальность. Вот что заставляет отношения продолжаться долгие годы.
Как героин.
То есть, героин обладает охрененной индивидуальностью.

Я, думаю, не совру, сказав, что фильмов про наркоманов выходило ооочень много. Смотрите сами: их диапазон настроений варьируется от героиновой тоски о сломанной жизни до кокаинового Лас-Вегаского веселья, диапазон заложенных идей – от «наркотики это плохо!» до «наркотики это хорошо!», и так далее. Ну, вы поняли, разнообразие такое, что мама не горюй. Однако, «На игле» даже среди такого вороха конкурентов выглядит суровым шотландским Джанки, каким-то чудом телепортации попавшим в толпу русских школьников-любителей спайса. Потому что «На игле» — это никакая не пропаганда. Денни Бойл снял кино, удивительное в своей честности. «Вот вам жизнь наркоманов, а нравится вам она, или нет – решайте сами»,- наверное, именно, так он и сказал на премьерном показе. Ну, мог сказать – это точно.

А честность эта происходит от того, что «Trainspotting» в лучших традициях Страха и ненависти в Лас-Вегасе совсем не давит на эмоции. На отвращение – может(но количество дешевых трюков в кадре по сравнению с тем же Палаником – мизерное), на эмоции – нет. Сидишь ты такой спокойненько в кресле, наблюдаешь за процессом, а потом – «Черт, а ведь пять минут назад [спойлер], почему меня не тянет плакать?!». Вот эта ситуация, скрытая за бляшечкой [спойлер] в другом фильме была бы эпицентром драмы, поворотом сюжета и вообще слезовыкачивателем номер один. А тут – нет.

Правда в том, что в случае с настоящими наркоманами результат был бы тем же самым, что и в фильме. То есть, никаким. Они бы просто этого не заметили. Как и вы во время просмотра. Бойл(и Уэлш) показали настоящую жизнь наркоманов глазами самих наркоманов. Глазами наркоманов, единственная проблема которых – найти новую дозу. А то, что кто-то там умер – это никакая не проблема, особенно на фоне надвигающейся ломки.

Из-за такой своеобразной манеры повествования «На игле» давит по большей части на логику, а не на эмоции, что является более тонким и продвинутым методом. Ну, как давит. Просто показывает, как это все выглядит на самом деле. Не преувеличивая ни достоинств, ни недостатков. А нравится ему оно или нет, человек поймет сам. При помощи той самой логики.

Мы бы даже стали колоть витамин С, если бы они сделали его нелегальным.

О, черт, я, кажется, слишком увлекся описанием манеры повествования и совсем забыл рассказать о том, про что это все вообще. Говорить, что это все про наркоманов, наверное, уже не надо, да?

А я все равно скажу(потому что я могу, не иначе): «На игле» — это фильм про четырех наркоманов и одного синяка. Про четырех бедняг и одного урода(хотя он тоже тот еще бедняга, но об этом в фильме не говорится). А в центре сюжета находится Марк Рентон. Марк – это такой обычный шотландский парень. Он слушает Игги Попа и считает, что шотландцы – самая хилая нация на свете. В общем-то, каждый второй шотландский парень слушает Игги Попа и разделяет пессимистичные убеждения относительно Шотландии. Но не каждый второй долго и основательно сидит на «черном». (Черным наркоманы называет героин, если что,- прим. меня :3)

Но-но. Марку совсем не нравится быть наркоманом. Даже с учетом нехилого профита в виде общего пофигизма и крышесносящих приходов.

Так вот, Рентон пытается завязать. Множеством способов. Он пробовал запереться дома с кучей еды и отсутствием шприцов. Не вышло. Он был в клинике, но она не помогла. Его держали под домашним арестом родители. Даже так получилось, мягко говоря, никак.
И сюжет как раз таки и повествует о том, как Рентс пытается бросить, а друзья и жизненные обстоятельства ему мешают. Вернее, он думает, что ему мешают друзья и жизненные обстоятельства :3

Да-да, это именно то, что вы подумали. Главгерой, ныряющий в унитаз. Что тут необычного-то?

А теперь, дабы избежать сомнений в дальнейшем – немного о концовке. Ее можно понимать двояко. Оптимистично,- и тогда идея сводится к «от наркотиков можно убежать»,- и пессимистично,- соответственно, «от наркотиков убежать нельзя». Лично я склоняюсь к суровому пессимизму, и вам советую, ибо логичнее и честнее.

А ежели кого-то из читающих интересует мое мнение о книге — Уэлш не писатель. Ну, серьезно, как так можно-то вообще, а? Он может выдумать кучу разнообразных фишек, продумать сюжет до мелочей и все такое, но все его усилия улетают в трубу из-за кривого исполнения. Что в Грязи, что в Траинспоттинге, повествование настолько кривое, что приходится буквально продираться сквозь килотонны знаков, разбросанных по тексту как-будто безо всякого умысла. То есть, все настолько разрозненно, что до самого конца понять происходящее(именно происходящее, а не всякие там подтексты и подсмыслы)можно только лишь принеся жертву пресвятому Заратустре. А ежели вы не обладаете связями с потусторонним миром — увы, придется довольствоваться лишь обрывками понимания. А теперь внимание: помимо кривого повествования ухватить суть происходящего мешают также какие-то совершенно непонятные и ненужные события и люди. И этих вот людей вперемешку с событиями в книге больше, чем азиатов-эмигрантов в столице Рашки. Впрочем, я не исключаю вариант моего же непонимания оригинального продукта в следствие тотальной быдловатости и отсутствия интеллекта. Иными, словами, конченный или я, или, простите, Уэлш. А теперь немного о фильме, как о экранизации, а не самостоятельном продукте: экранизация — шедевральная. На игле — первый на моей памяти пример грамотного обрезания книги и, по совместительству, кажется, первый пример экранизации, более годной, нежели сама книга. Все дело как раз в том, что там накорябано выше — Уэлша читать сложно чисто физически, а вот На игле за счет общего упрощения и тотального выпила ВООБЩЕ ВСЕХ левых и ненужных событий(с которыми у Ирвина Ирвиновича, как уже говорилось, явный перебор) смотрится достаточно бодро. Жаль только лишь, что под горячую руку Денни Бойлу попалась также и та безобидная сцена на заброшенном вокзале, давшая название книге.

Кто сказал, что «завязать» это легко?

На заднем плане,- о, как я резко перелетаю с темы на тему,- помимо проблем Рентса разбираются также и проблемы с наркотиками и мозгом его друзей. В общем-то, На игле можно воспринимать даже как вполне цельную энциклопедию причин, по которым люди прибегают к помощи наркотиков. Например – Томми. Томми подсел на иглу, не сумев вынести груза депрессии. Или сам Рентс, севший из-за боязни надвигающихся проблем самостоятельности. Картошка – просто глупый и наивный чувак, принимающий все, что ему дают. Дохлый,- относительно которого однозначно и сказать-то нельзя,- начал колоться, скорее всего, ради поиска новых ощущений. А еще есть Франко Бегби, который хоть и не колется, но тот еще моральный урод, принуждающий всех остальных к ограблениям и избивающий иностранцев в туалетах.

В ролях замечены: наишикарнейший Оби-Ван Кено… Юэн МакГрегор в роли, собственно, Рентона; Юэн Бремнер(Картошка), когда-то засветившийся в «Большом Куше»; Кевин Маккид(Томми), самая рейтинговая роль которого – «Посейдон в Перси Джексоне»; Роберт Карлайл(Бегби, ага) – Дон из «Двадцать восемь недель спустя»; а также всякие другие, которых мне и перечислять-то лень.

Напоследок — если у вас под рукой блокнот со списком достоинств и недостатков фильма, то запишите туда музыкальное сопровождение. Оно тут не просто шикарно само по себе, оно еще и божественно вписывается в происходящее на экране. Отдельными подпунктами можете записать сцену передоза под «Perfect Day» группы The Velvet Underground и ту сцену, о которой я не буду говорить :3, под песню Игги Попа. А еще, (если боитесь завышенного количества субьективизма и вкусовщины на квадратный сантиметр экранного пространства, переходите сразу к следующему абзацу — прим. меня) можете записать туда песенку «Mile End» группы Pulp.

Плавно переходя к завершению — все, описанное выше ни в коем случае нельзя считать какой-то рецензией или, что еще хуже, б-гмерзким обзором, это скорее напоминание и совет всем тем, кто в свое время упустил, поэтому традиционного итога не будет. Или будет, лол.

«На игле» — это такой развеселый фильмец о наркоманах, который, хоть и кажется на первый взгляд удалой комедией для молодежной, и не очень, молодежи(тавтология намеренная, все нормально), на самом деле является вполне законченным описанием жизни наркоманов и всех связанных с ними элементов. И, кроме того, свою задачу, о которой написано во вступлении, по отбиванию тяги к вызывающим привыкание веществам На игле обьективно(это важно!) выполняет на все сто. Потому что в этой наркоманской жизни, в общем-то, хорошего не так уж и много. В общем, кто видел – идите и пересмотрите, а кто не видел – идите и смотрите. У меня все.

И позитиватора тут тоже нет. Какой позитиватор без сисек? :c


Лучшие комментарии

Ну, не смотреть этот фильм — страшный грех, ага. НО ВОТ НЕ ВСТАВИТЬ В ОБЗОР ЭПИЧНУЮ МУЗЯКУ ИЗ НЕГО!!! Это ад жопы сатаны! Как ты мог? :(

Прослушать или скачать Iggi Pop The Passenger бесплатно на Простоплеер

Прослушать или скачать Trainspotting Sleeper — Atomic бесплатно на Простоплеер
Trainspotting — это практически описание моей работы. Нет я не ширяюсь, и с фильмом никак не связано, просто на работе я таращусь на поезда:)
А фильм эпичен и шикарен да.
Я не читаю песни, я их слушаю Оо
Почему люди с буквой «м» возле ника превращаются в жутких зануд, нихрена не смешных и вообще глупых? Не все… Но один точно D:
А вот для меня лично самым впечатляющим фильмом на эту тематику стал «Рэквием по мечте», дня три еще после просмотра плющило, очень сильный фильм, рекомендую.
В ролях замечены: наишикарнейший Оби-Ван Кено… Юэн МакГрегор

ЮЭН?! Ты серьезно?
Чеееееееерт. Видимо, восемь лет — это уже старость, склероз и маразм :c
МакГрегор, как всегда, распрекрасен (видимо, в Шотландии что-то понимают в выращивании отличных актеров, которые играют в великолепных фильма), фильм крепкий и годный.

Если кто интересуется темой наркоманов и посмотрел уже три целых и семьдесят четыре сотых раза «Реквием» и сабж, советую 'The Panic in Needle Park'. Там тема наркотиков и трагедий тоже раскрыта крайне хорошо.
Не смотрел, но наверно фильм хороший)))
Читать было интересно и на удивление легко, зацепило ещё со вступления. Спасибо за материал и отдельное спасибо за отсутствие спойлеров, несмотря на то что фильм довольно старый. Давно держу в голове, что надо бы ознакомиться, но каждый раз не попадает под настроение.
Насчёт Уэлша согласен — «Грязь» я так добить и не смог, прежде чем посмотреть экранизацию, что-то просто отталкивало во время чтения и всё. Нередко в таких случаях бывает виноват перевод.
Я еще ни разу не смотрел фильмы про наркоманов, может про придурков, да, а вот про наркоманов нет. Скорее всего это будет первый фильм на тему наркотиков, который я посмотрю) А так пост отличный, прям посмотреть захотелось)
Что-то я не совсем понял причин твоего дичайшего удивления, но:
1)Да, это Юэн МакГрегор играет Рентона.
2)Да, его действительно зовут Юэн.
Читай также