17 июня 2014 17.06.14 9 4211

Искусственные миры как культ в реальной жизни

+30

В современном мире, фантазия имеет по-настоящему необъятный характер. Человек, не лишённый воображения и обладающий даже самыми примитивными возможностями к его выражению, способен создавать десятки вселенных, сотни историй, бесчисленное множество персонажей.

Такие люди не редкость, они облекают плоды своего воображения в реальную форму с самого зарождения цивилизации, давая остальным возможность прикоснуться к этим плодам, пережить целый калейдоскоп эмоций, вынести пищу для размышления, или просто с интересом провести время.

Актуацельчи

Постоянно развиваясь и совершенствуясь, распространяясь по миру пропорционально динамике роста населения планеты, желание человека «что-то рассказать» росло вместе с ним, на протяжении всего этого времени. При этом, возрастало количество людей, которые хотели это «что-то» послушать.

Лет сто назад, подобное вряд ли могло быть возможным, но мы живём в удивительное время, когда выдуманные кем-то миры, могут найти вполне реальное воплощение в нашем собственном. Я имею ввиду не именитых фантастов двадцатого века, чьё видение будущего вполне может разворачиваться прямо за вашим окном. Я говорю о тех уникальных случаях, когда сама идея автора захватывает других людей настолько, что они по-настоящему начинают верить в неё и готовы приложить определённые усилия, чтобы перенести эту идею, или какую-то её часть в реальную жизнь.

Подобные «переносы» могут носить самые разные формы: от безобидного косплэя, вплоть до настоящей мании, которая, подобно вирусу, может мгновенно заразить умы сотен людей, видоизменяясь и даже извращая оригинальную идею.

Такого рода отклонения в человеческом восприятии получили термин «потребительские культы», которые, в свою очередь, являются ответвлением хорошо знакомого всем из уроков истории «культа идеи». Разница лишь в том, что потребительские культы зачастую носят более локальный характер, менее долговечны и относительно безопасны.

Объект, предмет и на дуде игре…

Сейчас, во время настоящего пика развития индустрии развлечений, нет недостатка в интересных проектах, будь то игры, фильмы, книги, комиксы и прочее, а каждая яркая идея имеет солидный шанс на зарождение собственного культа, пусть и с течением времени.

Году в 2005-ом, несмотря на выход уже четвёртой книги из основного цикла, словосочетание «Игра престолов» не способно было вызвать и десятой доли того ажиотажа, который «Песнь льда и пламени» производит сейчас. Сериал 2011-го года дал сильнейший импульс и результатом послужил новый культ: даже маленькие дети знают, что Ланнистеры всегда платят свои долги, футболки с принтами а-ля «Оберин Мартелл – мой чемпион» сметают с электронных полок интернет-магазинов, а плакаты «Свободу Тириону» развешиваются даже в российских городах.

Это, разумеется, наиболее свежий и актуальный пример, я бы даже назвал его идеальным, ведь он имеет явный ступенчатый характер, ввиду того что развивался постепенно: от слабо выраженного интереса узкого круга читателей до динамичных скачков по широким массам с каждым новым сезоном сериала. Книги на полках не успевают появляться, на чтениях Джорджа Мартина могут и затоптать, а магазины легко уравнивают бородатого программиста и школьницу-старшеклассницу, распродавая одежду и атрибутику с эмблемой главных Домов. Всё в меру безобидно, пока где-нибудь не всплывёт очередной спойлер.

Правда, данный случай не совсем подходит для нашей сегодняшней темы, поэтому отмотаем время немного назад, к другой серии книг, также получившей экранизацию: Гарри Поттер. У истории успеха юного волшебника не так уж много аналогов, ведь даже до выхода первого фильма на экраны, миллионы людей во всём мире, буквально зачитывали до дыр новые приключения мальчика в круглых очках. Хотя как раз именно после появления «Философского камня» в прокате и началось самое интересное.

Газеты тех лет пестрели самыми разными заголовками о массовом помешательстве: не один и не два смертельных случая отравлений начинающих волшебников «оборотными зельями», тщетные попытки найти школу чародейства и колдовства с итоговыми прыжками под поезд, повальная мода на очки в круглой оправе.

Кто-то может сказать: «Ну в большинстве случаев это же были дети! Неокрепший разум подорвать намного легче!» — и бесспорно будет прав, но давайте отмотаем время ещё немного назад.

1999 год. Несомненно, один из самых, САМЫХ ярких периодов в истории кинематографа. В этом году вышло столько по-настоящему сильных и незабываемых картин, что не хватит пальцев обеих рук, чтобы их перечислить. Не удивительно, что две из них как нельзя кстати подходят для нашей темы.

Первым таким фильмом, конечно же, стала «Матрица» — эпохальное творение братьев Вачовски, сломавшее головы огромному количеству человек. Простая идея о том, что весь наш мир – фикция, все наши знания и ощущения – ложь, настолько перевернула мировоззрение зрителей, что для многих вышла далеко за переделы кинозала. Необязательно говорить о каких-то крайних формах, когда, к примеру, человек бросается на людей с криками: «Матрица существует! Мы должны выбраться!» — с такими ребятами пусть разбираются уколы и таблетки, хотя подобные случаи тоже имели место.

Я говорю лишь о том, что саму идею, которую — и создатели этого никогда не отрицали — они заимствовали, Вачовски умудрились преподнести так ярко и глубоко, что массовый зритель воспринял её не иначе как инновацию, мало кого оставившую равнодушным. Многие покидали зал с вопросами в голове и начинали по-новому, даже с сомнением смотреть на окружающие их вещи. Конечно же, через некоторое время наваждение пропадало, но вы только вдумайтесь, какой эффект произвела картина. Люди реально теряли грань между своим собственным миром и тем, что был показан в фильме! Сумасшедший эффект, который… а вообще удалось ли кому-нибудь повторить?

Всего через полгода, на экраны вышел фильм «Бойцовский клуб» и сломал людям голову второй раз. Режиссёр Дэвид Финчер с любовью подошёл к экранизации контркультурного романа Чака Паланика, отсняв втрое больше материала, чем было нужно. Результат известен всем: фильм, роман, писатель, режиссёр, актёры, диалоги – всё-всё-всё получило статус «культового».

Хотя «Бойцовский клуб» является не столько показательным примером очередного потребительского культа, сколько его преображением в культ деструктивный. Сама идея клуба, где группа мужчин собирается с одной единственной целью – «принять бой» – закладывалась Палаником не только ради противопоставления устоявшимся социальным нормам, но и чтобы показать, как легко человек поддаётся внушению, насколько массовым может быть подобное явление и к каким последствиям это может привести. Но люди, как обычно, поняли по-своему.

Создание «бойцовских клубов» в реальной жизни волной прокатилось по всему миру. Идея была популяризирована, основной её пик пришёлся на середину нулевых. Удивительно, но и наши соотечественники прониклись западными веяниями – пара метких запросов в поисковик дают понять, что подобное успешно функционировало во многих городах.

При желании, это можно объяснить стремлением человека, скованного рутиной повседневных забот хоть как-то получить эмоциональную разрядку. А уж сама идея выпускать пар, делая друг другу больно – ну когда человек от подобного отказывался?
К слову, на Comic Con'e 2013-го, Паланик объявил, что работает над продолжением – Тайлер Дерден для поколения Твиттера? Было бы очень любопытно посмотреть.

Оба вышеназванных примера, пусть и являются наиболее яркими, но до нашего фаворита им далеко. Перевернуть осознание окружающего мира? Сильно, но ненадолго. Зародить целую сеть мест для избиения себе подобных? Было множество раз, на протяжении всей человеческой истории, лишь с разной спецификой. А вот похвастаться созданием нового, официально признанного религиозного движения – это без комментариев.

«Звёздные войны» — один из величайших, космических и эпических феноменов нашего времени, за авторством Джорджа Лукаса. Именно усилиями фанатов STAR WARS в начале нулевых британское Министерство юстиции, по предварительным итогам переписи населения в Британии, Австрии и Новой Зеландии, было вынуждено официально признать существование новой религии – «Рыцарь Джедай» («джедаизм» разг.) – с регистрацией под кодом 8968.

Построенные на достаточно подробном бэкграунде первоисточника, основные принципы джедаизма, в том числе и понятие «Силы» как описания жизненной энергии, во многом перекликаются с традиционными религиозными постулатами и социально-этическими нормами, не вступая с ними в прямое противоречие.
Конечно же есть и альтернативный подход, хоть и не получивший официального признания минюста ;)

При желании, в Сети можно найти упоминания «ситхизма»

Выводы-шмыводы

Человек привык к определёнными моделями поведения в повседневной жизни. Такие модели мы используем ежедневно: чистим зубы, управляем автомобилем, обмениваемся рукопожатиями. При этом, разумеется, можем действовать и сознательно. Контролировать и обдумывать каждое своё телодвижение и каждый поступок, но это требует слишком больших ментальных затрат, которых нам практически не оставляет бешеный ритм 21-го века. В таком ключе, модели поведения – это благо, действующее автономно и оставляющее время на решение творческих задач.

Увы, но полная утрата контроля приводит к возникновению моделей особого рода. Основанные на ярких, сногсшибательных идеях, они мутируют, искажаются и приобретают способность к самораспространению и саморазвитию — самый настоящий вирус, а медиа-индустрия — просто идеальная для него среда обитания. Именно отсюда вирусу легче всего забраться к кому-нибудь в голову.
«Зараженный» человек перестает адекватно оценивать себя и свое окружение, теряет способность произвольно менять поведение и начинает выполнять заданные в модели алгоритмы. Кроме того, он стремится внушить эту линию поведения всем окружающим, «заразить» их.

Существует ли универсальное средство защиты? Безусловно — голова на плечах. Ведь потребительские культы — не всегда плохо. Они делают жизни десятков и сотен тысяч людей ярче и разнообразнее. Что же до болезненных форм такого рода увлечений, то на сегодня они всё-таки носят единичный характер и вызывают скорее интерес, чем опасения. Все мы живые люди и каждый сходит с ума по-своему ^_^


Лучшие комментарии

Как можно было не упомянуть в такой статье о Толкинизме и о поклонниках СтарТрека? Стартрек уделывает Звездные войны по фанатам и их активности просто на раз два. А уж в мир средиземья уходили от реального, столько людей, что Роулинг и Мартину и не снилось.
Ааааа… Позитиватор мой мозг!!!
-Мы пришли спасти тебя из замка с двумястами девственниц
— Может вы меня спасете потом?
Почему, читая название поста, сразу-же всплыл этот диалог оО
Слишком мало, многое не затронуто, про БК во многом не согласен, не лойс. ;(
Если начать перечислять все литературные и киноисточники, не хватит ни места в статье, ни терпения у читающих. Общее количество сотворенных кино- и литературных вселенных — это число составляет, примерно, 15000 самых различных проявлений… Считая, только по количеству их авторов. И не считая фанфики, апокрифы и прочее творчество «по мотивам»…
Отличный блог, не жалко и плюс поставить)
А меня в фильме так бесила внушаемость персонажей, прям вообще.
Значит, это как раз не упрощение а фича?
Сама идея клуба, где группа мужчин собирается с одной единственной целью – «принять бой» – закладывалась Палаником не только ради противопоставления устоявшимся социальным нормам, но и чтобы показать, как легко человек поддаётся внушению, насколько массовым может быть подобное явление и к каким последствиям это может привести.

А ведь и правда… Я столько лет был идиотом(
Читай также