10 апреля 2014 10.04.14 21 3403

Вьетнам

+24

Весна. В игропроме традиционное ничего, так что есть время заняться любимыми играми прошлого. Сегодня хочу рассмотреть игры в таком своеобразном и противоречивом сеттинге как война во Вьетнаме.
Так сложилось, что данный вооруженный конфликт среднестатистический задрот геймер подросток игрок знает только по фильмам и играм. Геополитику и историю очень кратко затронем походу рассмотрения игр. Во главе угла многих произведений (как фильмов, так и игр) по данному конфликту стоит тема «коммунизм против капитализма», абсурдность военных действий, а также уникальная специфика самих боёв — траншеи, напалм и прочие радости. Пожалуй для введения вполне хватит. У кого есть ещё минута терпения, прошу под кат.

Данный затяжной конфликт начался в 1957 году как гражданская война во Вьетнаме. Причём сначала партизанские конфликты начались только на юге, а позже туда была втянута и северная часть страны. По традиции южан поддержали капиталистические страны, а северяне выбрали путь серпа и молота. Бравые янки как всегда решили срочно помочь и начали вводить свои войска. Воодушевлённо уничтожая поселения и демонстративно изображая демократию, американские бравые солдаты оказались не готовы к ожесточённому сопротивлению, а лесная окопно-траншейная война так и вовсе заставила применять их совсем уж бесчеловечные бомбардировки напалмом. Соли прибавляло то, что солдаты не очень понимали зачем и как воевать, а местная флора у фауна осложняла им жизнь. Плюсом периодический дружественный огонь из-за отсутствия координации действий приводил даже сильных бойцов к потере боевого духа. Тем не менее, янки вырезали вьетнконговцев, или как они их называли «чарли», сотнями за раз т.к. техника американцев была на голову выше. Закончилось всё победой северян. Причины просты — южане воевали гораздо хуже северян, а ещё последние стремились уничтожать как можно больше американцев. Советую ознакомиться с течением данной войны на любимой всеми википедии, ибо она стала не только самым спорным военным конфликтом в современной истории, но и своеобразным культурным феноменом. Стоит только упомянуть что в войну были втянуты Франция, Камбоджа; наркомания стала нормой в войсках; у вьетнамцев до сих пор жёсткая неприязнь к звездно-полосатым флагам. Кроме того стоит посмотреть такие фильмы как «Апокалипсис сегодня» и «Взвод». США считают себя победителями в этом конфликте. Но мы с вами знаем… "

Начнём пожалуй с самого большого кластера игр — разнообразные шутаны. По описанным выше причинам вполне понятно почему многие разработчики использовали именно этот жанр. Всё же не в каждой игре джунгли составляют 90% окружения, а огнемёт становится лучшим оружием почти сразу. Итак, рекомендую включить саундтрек под катом и пробежаться по «вьетнамским» играм.

 

Пятое место — Men of Valor
В 2004 году студия 2015, Inc., выпустившая легендарную MoH: Allied Assault, выпорхнула из-под крыла издательства EA, которое судя по всему не захотела рисковать и отходить от невероятно модной темы Второй мировой, и выпустила свой шутан с напалмом и джунглями. Всё было крайне колоритно, быстро, заскриптовано и достаточно эпично. Присутствовали традиционные игра в американский футбол, засады, персонаж негр афроамериканец, растяжки в джунглях. Геймплей представлял собой качественный линейный шутер в лучщих традициях. Графика была вполне на уровне MoH, что совсем не удивительно.
В целом игра использовала набор исторических битв без прямого указания на это, что и представляло собой подобие сюжета. Из интересного стоит отметить внимание к мелочам — саундтрек; проработка деталей моделей вьетконговцев, включая маскировочный кусты на голове, которые правда иногда отвлекали; письмо родителям «погибшего» ГГ вместо стандартной GAME OVER. Возмутителем спокойствия была система чекпоинтов вместо традиционной в 2004 году кнопки «Сохранить». Сама игра стала финальной полноценной игрой студии, после чего часть сотрудников ушли в казуалки, а часть основали ту самую Infinity Ward. Заслуженное пятое место за крепкий геймплей и детальное внимание к американской культуре.

Четвёртое место — Shellshock: Nam '67
В том же 2004 году Guerrilla Games выпустила игру, которая должна была резать «правду-матку» про данный военный конфликт. Лично для меня с появлением этой игры открылось слово «трэш» в мире игр. Сюжет представлял собой дюжину вылазок в джунгли. В перерывах можно было бесцельно слоняться по базе, хотя толку от этого было как в еде супа под дождём — вкуса нет и надоедает быстро. Карты были невероятно малы, а в тоннели с видимой точкой спауна врагов при желании можно было припарковать вертолёт «Чинук». Технически проект был на самом деле убог — жуткая анимация всех персонажей, корявые модели, монотонный геймплей, плоский звук — вот в сухом остатке вся игра. Почему же она на четвёртом месте? Да потому что при выстреле из стандартной М16 у вьетконговцев сразу отрывалась голова, рука, нога, да и вообще любая конечность. Плюсом иногда игра демонстрировала всё же неплохие пугающие моменты, чаще просто цитируя культовые фильмы про войну во Вьетнаме. Играть в неё было легко, а проходилась она за пару часов. За первый игровой трэшак будущим создателям Killzone праздничное четвёртое место.
p.s. Вторая номерная часть рассказала нам ВНЕЗАПНО про зомби на территории Вьетнама. На деле не играбельна и глупа чуть менее, чем полностью.

Третье место — Conflict: Vietnam
Тактическая серия Conflict ожидаемо забрела в мир войны во Вьетнаме. Геймплей представляет собой череду заданий в шкуре сопливого курсанта, который внезапно хлебнул вьетнамской жизни сразу по прибытию из учебки. Механика игр не отличается от других частей серии — тактика и ещё раз тактика. В распоряжении четыре бойца между которыми можно переключаться во время боя. При этом в третью часть завезли аркадность транспортными самолётами. Можно получить добрую порцию свинца в грудь, но спокойно продолжать прицеливаться, не опасаясь за жизнь подопечного. При этом ИИ достаточно хитёр и точен, поэтому зачастую соратники и вьетконговцы могут разобраться друг с другом почти без помощи игрока. Весело. Технически проект уныл примерно как и Shellshock. Одно отличие — звуковые эффекты убедительны, а звуки выстрелов можно назвать эталонными для того времени.
Нам опять же демонстрируют различные батальные сцены и спорные эпизоды войны. Во всём этом месиве во главу угла становится вопрос выживания простых солдат, которые больше всего хотят свалить поскорее из этих злобных деревень и джунглей. Снова цитируют шедевры Копполы и Стоуна от мира кино. Всё вместе создаёт определённую атмосферу лихой и глупой войны, где каждый хочет достичь одной цели — быстрее попасть домой. За веселый тактический аркадный геймплей и неплохую атмосферу заслуженная бронза.

Второе место — Battlefield Vietnam\Battlefield: Bad Company 2 — Vietnam
Подробно останавливаться на BC2 не очень логично, т.к. сервера её живее всех живых, наверняка найдутся те, кто мне ещё расскажет про достоинства этой игры. А вот оригинальный же BF Vietnam сейчас мало доступен для широкой игры, поэтому третье место разделим между дедом и внуком.
Battlefield Vietnam представлял собой развитие идей оригинальной игры. Были четыре класса персонажей, в которых не нашлось места медику, а аптечки появились у пехоты. Остальные классы — гранатомётчик, инженер, разведчик. В начальных версиях гранатомётчик получил сразу пулемёт М60 и ручной гранатомёт, что привело к превращению двух-трёх подобных солдат в какие-то невероятные машины смерти. Стоит отметить, что стороны отличались друг от друга в действительности, а не только моделькой и начальным набором оружия. США имели в своём арсенале изначально мощное оружие и технику, а пехота вьетконга имела некоторое количество противопехотных мин и ловушек. Техника была крайне щедро разбросана по карте и даже была возможность сесть за штурвал «Фантома» и знатно облить врагов напалмом. Была и довольно забавная фича — тяжёлым вертолётом можно было подхватить технику, включая артиллерию и танки, быстренько перевезти её на передовую. Сложность доставляла немного странная физическая модель винтовой техники, но чаще всего это было вопросом привычки. По картам вышла спорная ситуация. Сами по себе они были отлично сбалансированы и создавали разнообразные игровые ситуации, но зачастую нам демонстрировались огромные открытые пространства, которые не очень свойственны для территории Вьетнама. Джунгли есть, но на фоне того же Men of Valor они напоминали кустарник на остановке общественного транспорта. Кроме того, игроки могли создавать мобильные точки респауна, что в корне меняло ситуацию на карте в данный момент. Крайним сильным моментом стала атмосфера. В 2002 году многопользовательские шутеры зачастую представляли собой исключительно CS-образные игры, в которые не завозили атрибуты сильных одиночных игр. Здесь же ситуация была другая — из громкоговорителей слышалась пропаганда, из радиоприёмников играла музыка 60ых годов, а аутентичная техника и оружие завершали чувство войны в этом регионе.
Одной строкой про техническую часть игры — всё лучшее от Battlefield 1942 плюс подтянутые текстуры; звук аутентичный и чистый. Главной особенностью игры стало то, что 95% игроков в РФ и странах СНГ не поняли её как сетевую игру. В силу того, что интернет чаще всего представлял собой дохлый Dial-up, многие рубились с ботами, либо в домашних и городских сетях. И если во втором случае игровой процесс мог быть вменяемым, то про игру с ИИ такого явно не скажешь.
Про Bad Company 2 -Vietnam скажу совсем немного. В ней нас лишали технологичных гаджетов из оригинальной игры, но выдавали нам такие вещи как РПК и огнемёт. К слову огнемёт не самое эффективное оружие, но до жути эффектное и атмосферное. Бои стали представлять собой дикий замес в нескольких точках, чаще всего траншеи или здания, проходящие под аккомпанемент той самой (да-да, снова) музыки. При этом во главу угла здесь ставится всеобщий фан разбавленный тактикой. Играть в этот Vietnam крайне интересно и задорно. Впрочем все желающие могут и сейчас найти кучу серверов, где люди бьются в один из лучших аддонов к современным Battlefield. Настоятельно рекомендую.
За развитие жанра и крепкие проекты второе место уходит серии Battlefiled.

Первое место — Vietcong
Довольно странно и немного даже волнительно писать про лучшую игру своего времени в жанре. В 2003 году чехи из Pterodon и Illusion Softworks сотворили настоящий шедевр, который стал лучшим не только во «вьетнамских» играх, но и смог приподнять планку для игр от первого лица в целом. Обо всем по порядку.
Сюжет рассказывает нам о добровольце Стиве Хоукинсе, который является образцовым зелёным беретом. Действия охватывают один год его службы — с 1967 по 1968. Миссии представляют собой периодические вылазки в составе команды весьма колоритных и запоминающихся персонажей, либо единоличный заброс ГГ на вражескую территорию. Стоить отдать чехам должное — данный шаг вызван не смелостью начальства героя или развитым чувством долга, а… ростом главного героя. Его компактность позволяет ему действовать в туннелях как те самые «туннельные крысы».
В перерывах мы можем побродить по базе, почитать дневник главного героя. При этом Vietcong показывает ужасы и абсурдность этой войны. Обычный солдат далеко не всегда согласен со своим законным президентом, но у него есть приказ. Стив и его товарищи не рассуждают об этом в течении длинных роликов или диалогов, а просто делают свою работу. Все их переживания скрыты в сухих буквах личного дела, а на лицах только стремление выполнить свою работу максимально хорошо. Только в редкие момент в конце боя, ваш напарник мог сделать контрольный выстрел в голову вьетконговца и отпустить по этому поводу едкий комментарий. А могут и немного задуматься. Здесь если манипулируют твоими эмоциями, то тонко и деликатно.
Что касается самих уровней, то они способны как выдать адреналина в огромных дозах, так и стать причиной создания кирпичного завода под стулом. Почти каждый командный уровень представляет собой битву в джунглях, где каждый куст может оказаться злобным чарли. Катание на катере с пулемётом, местное развлечение, удивляет пейзажами и не даёт расслабиться, т.к. враги прут с каким-то невероятным упорством. В свою очередь туннели вызывают приступ страха — карты нет, куда идти не понятно, число сейвов ограничено, враг может оказаться перед тобой в любой момент. Только вот с количеством таких вылазок немного переборщили, крайняя больше напоминает просто пытку, нежели способ напугать. Хотя кто знает на что чехи рассчитывали.
Уровни были заскриптованы, но не до уровня MoH или СoD. Основная заслуга в этом лежит на плечах очень и очень неплохого ИИ. Боевые товарищи умело используют разнообразные укрытия, прикрывают друг друга. Тоже самое можно смело сказать и про врагов — воюют они ни чуть не хуже. В результате бои проходят не одному сценарию, а приличный уровень сложности и вовсе заставляет периодически осторожничать.
Технически игра была хороша для 2003 года. Сочная зелень, неплохая лицевая анимация, хорошо нарисованные текстуры — всё это есть. Движок легендарной Mafia смог отрисовать как детали, так и большие открытые пространства. Звук доставлял невероятные эмоции, а голоса в оригинале были подобраны точно в цель. Одной из причин слабой популярности игры на территории РФ и СНГ стала отвратительная оптимизация. Уровни грузились долго, баги лезли словно чарли из кустов, а даже топовые конфигурации падали иногда без видимого повода.
Из минусов отметим почти полное отсутствие «советской» линии. Иногда складывается впечатление, что СССР никак не участвовали в конфликте, а только закинули на территорию военных действий несколько десятков тонн оружия. Хотя стоить отметить, что всё же Vietcong довольно умело оставил геополитику за рамками программного кода. Чехи, судя по всему, отнеслись к этому как к работе — холодно и профессионально. Геймплей провисал только в одном аспекте — излишне долгие блуждания по лесам и слишком короткие перестрелки. Да, реалистично. Интересно ли?.. На третий раз уже не очень.
Vietcong стала игрой, которая незаметно, но очень тонко и технично изменила направление в жанре и частично сам жанр. В ней было всё — атмосфера, драйвовые перестрелки, напряжённые вылазки в туннели, хитрые ловушки от чарли, и горы цинизма и ужасов войны. Заслуженное первое место и почётное место на моих жёстких дисках уже на протяжении многих лет.
p.s. Аддоны в целом развили успех оригинала. В них учли ошибки и подчистили огрехи в геймплейном плане. В конце 2005 года вышла полноценная вторая часть, которая получилась несколько слабее оригинала. Кампания за США стала городскими баталиями, а уровни за вьетконг были больше похожи на первую часть игры. Ознакомиться обязательно стоит, но второго откровения как-то не получилось.

Special olympics
Несомненно, достаточно проектов и дополнений остались за кадром. Перелопатить целый пласт игр было бы откровенно неуместно. Тем не менее, нельзя выделить пару проектов не action направленности.
DLC — Magicka Vietnam
Совсем недавняя озорная аркадная RPG c внушительным уровнем сложности наделала много шума в игропроме. DLC, которое явно и не очень, пародировало Battlefield: BC2 — Vietnam, стало приятным дополнением к необычной игре. Правда смысловой нагрузки не несло, да и не пытались шведы. Just for fun.
RTS — Диверсанты: Вьетнам
Разработчики из 1C-СофтКлаб сделали вполне годный и антуражный аддон для знаменитой серии «В тылу врага». В основе геймплея лежала тактика, а также интерактивность всего и вся. Из минусов стоит отметить высокую сложность и порог вхождения. Если вы не играли в предыдущие игры серии, то тут вам не рады.
Fly Sim
Здесь, к сожалению, победителя нет. Почему? Потому что вариантов как кот наплакал. Если вы поклонник серии Ил-2, у вас есть невероятно крутой штурвал Saitek, то вам следует проследовать прямиком в Wings over Vietnam. В случае, если не хочется вникать в особенности управления и ощущать влияние турбулентности воздушных масс Индокитая, то лучше обратить внимание на Whirlwind over Vietnam и Air Conflicts: Vietnam. Первая представляет собой симулятор вертолёта, а вторая является аркадной пострелушкой с посредственной физикой и качеством. Несмотря на значимость авиации в данном военном конфликте, с играми как-то не сложилось. Бывает, что ещё сказать.


Лучшие комментарии

Стоит сразу сказать, что часть своих скриншотов я бездарно прое потерял буквально на днях. Большая часть текста была уже написана, так что пришлось гуглить. В мини-обзорах я не стал затрагивать плотно геополитический и моральный вопрос этой войны, т.к. ресурс всё же другой тематики. От себя скажу так — пусть лучше бы сами вьетнамцы разобрались. Отмечу, что в игропроме совсем мало игр, где нам дают возможность выступить на стороне северян. А жаль.
Если данный материал заинтересует публику, то есть небольшие наработки по другим сеттингам. Спасибо что дочитали. Если же нет, то всё равно спасибо.
И простите мне моё периодическое косноязычие. Всё же первый раз так много на СГ.
Так сложилось, что данный вооруженный конфликт среднестатистический задрот геймер подросток игрок знает только по фильмам и играм.

Фильмов и игр по этому конфликту раз, два и обчелся. А вот книг и исторической литературы просто тонны. Так что советую тем кому игры понравились, и не просто сами игры а именно историческая составляющая, ознакомится с этим конфликтом со исторической стороны. Мне как человеку профессионально занимающемуся изучением Вьетнама, каждая игра и фильм дорог и близок) А пост хорош, плюс за Вьетнам)
Может раз два и опчелся, но один фильм Апокалипсис сегодня/сейчас стоит сотни фильмов.
Я думал вьетномовед.
Разве что Vietcong 2. Правда там мало очень по сравнению с остальными играми.
А как правильно называется профессиональное изучение Вьетнама? Правда интересно.
Игр и фильмов мало, но все культовые. Так что лучше начать с фильмов, да игра. А там уже и историю почитают кому понравилось. А говорят игры детей портят.
Я не говорю что они плохие, я говорю что их мало.)
Люди профессионально изучающие Вьетнам, культуру, язык и много всего прочего называются вьетнамистами.
Особенно в версии Redoux.
Не согласен например. В том же Апокалипсисе показывается безумие и безрассудство.
С французами сцена вообще очень сильная на самом деле.
Понимаешь, в фильме не сильно раскрывают какими были солдаты на гражданке. Всё понятно только с главным героем — он уже не может без войны. А вот остальные персонажи просто выполняют приказ в тяжёлых условиях и медленно сходят с ума.
Лично я это «безумие и безрассудство» рассматриваю, как «безумие и безрассудство» из конрадовского «Сердца тьмы»(вольной интерпретацией которого «Апокалипсис сегодня» и является) — война в данном случае лишь подчёркивает их и является своеобразным оправданием, но никак не первоплановой вещью. Да, он про войну, и в то же время не совсем про войну.
Другое дело, что война во Вьетнаме там отходит на задний план.
стоит сотни фильмов

Но этого не отнять, да.
По мне так Men of Valor лучшая игра про Вьетнам после первого Вьетконга, шелшок67, конфликт- это всё фигня, батла вьетнам это всё таки мультиплеер
Режиссёрская версия. В ней вернули пару сцен(на самом деле я не очень представляю, как могла подняться рука у Копполы их вырезать при монтаже, ибо они классные): кража доски для сёрфинга, встреча с французами на фабрике и ещё что-то.
Читай также