23 января 2014 23.01.14 22 5275

История пиратства. Часть 1

+57

Поиграв в AC4, я проникся пиратской романтикой, атмосферой приключения и бесконечной свободы. С темой пиратства я был знаком вскользь и представлял эпоху не полностью, а иногда просто ошибочно. И разобравшись в ней узнал много нового и углубил свои знания по ряду вопросов. А ведь многие не имеют адекватного представления о таком явлении как «пиратство». А своё мнение основывают только на уже отмеченном АС4 и «Пиратах Карибского моря» или «Острове сокровищ».
Я подумал и решил, на правах просветителя, вкратце изложить историю пиратства. Ну и к тому же подобная тема уже была (о Тамплиерах), и была тепло встречена.

В первую очередь с пиратством ассоциируется эпоха великих географических открытий (XV-XVII века). Но лиходействовать в водах атлантики пираты начали на пару веков пораньше (стоит отметить что они оставались вблизи континентальной Европы и Великобритании). Пиратство начиналось как стихийное явление, но набрав размах межгосударственного масштаба было политизировано, в первую очередь, такими странами как Англия и Франция и направленно против тогдашних стран-гегемонов таких как Голландия и Испания.

Истоки терминологии и начало времён

Я уже несколько раз употребил слова «пират» и «пиратство», но так и не дал вразумительного объяснения – что такое «пиратство». Для многих пиратство неразрывно связанно с беззаконием идущим вразрез с нормами морали. Логическая цепочка пират – бандит – убийца – насильник – вор – грабитель и тд выстраивается легко и непринуждённо. Но такая постановка слишком упрощена, когда из сложного исторического понятия выкраивается чёрное полотно с черепом и костями. И для начала попробуем разобраться в том, из чего складывается исторический феномен пиратства. Какие понятия с ним связанны и насколько в них отображён образ пират.

Слово «pirata», «пират» восходит к античным временам, хотя с достоверной точностью его происхождение не выяснено. Его корень, по-видимому, связан с греч. «пейрао» —«пробую», «пытаюсь», т. е., собственно говоря, имеет значение«испытывать судьбу». Производное от него лат. Pirata использовалось в Древнем Риме применительно именно к морскому грабителю, разбойников же вообще римляне обозначали словом latrunculus или praedo. Пиратство было чрезвычайно распространено в ту далекую эпоху, и древние авторы постоянно сокрушались, как опасно плавать по морям, кишащим «мужами, промышляющими морем». Пираты могли быть киликийскими, финикийскими, иллирийскими — существовали и десятки других наименований, подчеркивавших «национальные» черты пиратства, но род деятельности — грабеж, разбой, мародерство на море — оставался неизменным признаком тех, кто всем этим промышлял.
Вместе с тем, люди древности, в отличие от нас, не считали морской разбой чем-то зазорным, к нему относились как приключению и даже почётному занятию.

С V столетия весь Запад был опустошен или погружен в величайшее варварство. Народы, покоренные некогда древними римлянами, жили до V века, по крайней мере, в счастливой покорности. Варвары принесли с собою опустошение, бедность, невежество. В числе этих голодных и диких народов, устремлявшихся на разграбление империи, находились и франки; они существовали разбоями, хотя страна, в которой поселились, была так же плодородна, как и прекрасна. Европа представляла тогда хаос, в котором сильнейший поднимался на трупе слабейшего, чтобы потом быть, в свою очередь, низвергнутым другими. Вся история — история нескольких варварских предводителей, споривших об обладании тем или другим участком земли, людям не доставало разума и мужества. Все было разделено, все было несчастливо и слабо. Этот беспорядок открыл путь народам скандинавским и жителям балтийских прибрежий. Эти слишком многочисленные дикари, обрабатывая бесплодную почву, не имея мануфактур, лишенные искусств, заботились о том, как бы убраться подальше из своей родины. Грабежи и морские разбои были им так же необходимы, как кровь диким зверям. Они разъезжали около берегов, высаживались там, где не находили сопротивления, и возвращались домой с добычей, которую разделяли потом.

«Народы севера, — говорит Гельмольд Нигель, поэт IX века и панегирист франкского короля Людовика Благочестивого, — носили прежде и до сих пор носят название данов или датчан. Их называют также нортманнами на франкском языке. Они живы, поворотливы и храбры до излишества, слава их проникла в отдаленнейшие страны. Живя близ моря, они ищут себе пищу на ломких судах; высокий рост, красота лица и благородство движений заставили заключить, что франкская нация происходит от них». Достаточно бросить взгляд на карту Севера, чтобы увидеть, что море должно было представлять гораздо более средств к существованию, нежели суша, когда земледелие находилось в младенчестве и минеральные богатства Скандинавских гор были еще неизвестны тем, которые попирали их ногами. Поэтому недостаток хлебных растений и других растительных произведений принудил северные народы прибегнуть к неистощимой плодовитости Норвежского моря, самого изобильного рыбой на нашем полушарии.

Между тем как реки Франции в VIII веке принимали первые посещения пиратов Севера, они выходили также на берега Англии, и грозное появление их пробудило в жителях память о прошедших бедствиях.
В эпоху, точное время которой теряется во мраке, большая эмиграция из восточных пределов Европы, через Немецкое море попавшая в пролив, называемый ныне Ламаншским, бросила часть выходцев на галлский берег, а другую — на британский остров, обширную пустыню, в которой обитали, по древним преданиям, только медведи и дикие буйволы. Это происходило в VIII-IX веках. И примерно в тоже время начались формироваться Англия, Франция, Германия, а пиратские рейды варваров переросли крупные военные столкновения которые уже не получается относить к пиратству. Происходят крупные переселения народов с севера и востока на запад и многочисленные завоевательные войны.

Второе дыхание. Из средневековья в новое время

Второе дыхание у пиратства открылось в XIII веке в то время как полным ходом шла торговля с Индией, а основные торговые пути находились в Индийском океане. И пиратство, в его изначальном понимании (захват и грабёж торговых судов). Но масштабы были адекватны и торговле в целом не угрожало. И были из разряда неизбежных неудобств. Пираты были сродни современным сомалийским пиратам. Никогда пираты Персидского залива не появлялись у Австралии, и малайские морские разбойники не стремились к берегам Африки. Это было «каботажное» пиратство.

В XIII веке такую картину наблюдал Марко Поло. Особенно часто вспоминает он о пиратах, когда описывает Малабарский берег Индии.
«Из области Мелибар, — пишет путешественник, — да еще из другой, что подле и зовется Гузуратом, каждый год более ста судов выходят другие суда захватывать да купцов грабить. Большие они разбойники на море; и жен и детей берут с собой; все лето в плавании; купцам много убытков делают. Иные из этих судов отделяются от других, плавают там и сям, выжидают да подсматривают купеческие суда и всякие гадости чинят. Соберутся словно отряд; один от другого милях в пяти станет; и так расставится судов до двадцати, миль на сто займут море, и, как завидят судно с товарами, зажигают огни и подают друг другу знаки; и оттого ни одному судну не пройти, всякое захватят. Купцы знают разбойнические обычаи, знают, что должны их повстречать; снаряжаются и изготовляются хорошо и не боятся повстречать разбойников; защищаются храбро и разбойникам вред наносят, а все-таки и те кое-какие суда захватывает. А захватят разбойники какое-нибудь судно с товарами, забирают товары, а людям зла не делают. „Ступайте, — говорят им, — добывать другое имущество: случится, может быть, что и его нам отдадите“».

Конец XV века знаменует рождение в Индийском океане морского разбоя; отныне в любой точке океана корабль мог стать жертвой нападения. И момент, когда в Индийском океане возникло такое пиратство, можно установить точно: это день, в который корабли Васко да Гамы обогнули мыс Доброй Надежды и взяли курс на север, вдоль берегов Восточной Африки.

Ряд обстоятельств сделали из Португалии страну, первой пославшую корабли в дальние плавания. Значительная часть средних веков прошла в этой маленькой стране, обращенной к Атлантическому океану, в борьбе с арабами. Мавры были вытеснены из Португалии уже в XIII веке, но борьба с испанцами продолжалась, и лишь в 1385 году в битве при Альжубарроте португальцы нанесли такое сокрушительное поражение кастильской коннице, что Португалия на двести лет обеспечила себе независимое существование.

Португалия была страной рыбаков, крестьян, кое-как перебивавшихся на неплодородных и сухих землях, она была также страной многочисленных фидалго — мелких и средних дворян, большей частью бедных, солдат из поколения в поколенье, лишь в войнах рассчитывавших поживиться добычей, а морское расположение маленькой страны послужило стимулом для превращения сухопутных рыцарей в рыцарей морских. Португальцы с переменным успехом штурмовали Сеуту и Танжер, высаживались в Марокко, но до тех пор, пока они не вышли за пределы Средиземного моря и Северной Африки, их успехи были преходящи. Мимо Португалии, «оседлавшей» выход в Атлантический океан, морским путем проходили товары с Востока на север Европы, и в этой торговле посредниками были мавры, а из европейцев — венецианцы и генуэзцы. Португальцы могли лишь наблюдать за тем, как доходы проплывают в чужие руки.

Исследование Африки и путь в Индию

Когда португальцы захватили Сеуту (1415), молодой португальский принц Энрике приказал доставить к нему захваченных в плен купцов. Энрике тщательно и последовательно собирал сведения о торговых путях, по которым достигали Сеуты перец и гвоздика, слоновая кость и фарфор, шелк и драгоценные камни. То, к чему фидалго стремились неосознанно, он облек в форму планомерного поиска. Это был первый великий путешественник, прямой предшественник Колумба, Васко да Гамы и Бартоломеу Диаша, хотя сам он никогда не отплывал далеко от Португалии. Энрике Мореплаватель покупал книги Марко Поло, венецианские и генуэзские карты.

Энрике собрал лучших корабелов, географов, ученых своего времени. В стране, задавленной гнетом католической церкви и охваченной слепой ненавистью к еретикам и «неверным», Энрике приближал к себе генуэзцев и евреев, каталонцев и мавров, португальцев и венецианцев, датчан и гамбуржцев, астрономов, плотников, картографов, кормчих, математиков и искателей приключений. Под наблюдением принца изобретались и строились лучшие в мире корабли и составлялись точные карты. Энрике посылал корабли на юг и на запад. Его люди совершили множество географических открытий.

В Португалию стали поступать слоновая кость, шкуры леопардов и, главное, невольники. Невольники были важным подспорьем в португальском хозяйстве: долгие годы войны и междоусобицы вызвали нехватку рабочих рук. Трагическое событие в истории Европы — падение под ударами турок Византийской империи в 1453 году — показало, сколь прав был Энрике, направляя корабли к берегам Африки. Турция стала непроходимым заслоном на пути азиатских товаров в Средиземноморье. Венецианцы и генуэзцы были вынуждены платить за них втрое, а соответственно с этим подскочила цена на пряности и предметы роскоши во всей Европе. Португалия как первооткрыватель западного побережья Африки и своим могуществом была обязана сырьевой базе Африки. Португальцы не были в восторге от резкого наплыва конкурентов. Нападения на торговые суда конкурирующих держав были естественной реакцией. Это классифицировалось как морской разбой. Однако называлось не пиратством а рейдерством. Рейдерство явление нового времени когда стало ясно, что убыток противника всегда прибыль. В отличии от пиратов, рейдеры топили суда не грабя.

Васко да Гама как основная сила разбоя

В тогдашней истории Португалии стоит отметить две персоналии Бартоломеу Диаш и Васко да Гама. Если первый может считаться исключительно путешественником на службе короля Португалии Жоана II. То второй имеет самое прямое отношение к морскому разбою. Жоан послал его захватить все французские суда, стоявшие в португальских гаванях, в отместку за то, что французский корсар захватил груженную золотом португальскую каравеллу, возвращавшуюся из Гвинеи. Когда весной 1493 года Васко да Гама вернулся ко двору, там царило возбуждение. И вдохновлённые его успехами его отправили в следующее путешествие на поиски Индии (1497-1499). Португальцы в Индийском океане, начиная с первого путешествия Васко да Гамы, вели себя как рейдеры, то есть попросту уничтожали все мусульманские суда, которые попадались им на глаза, и даже не всегда предварительно грабили их. Также португальцы грабили и разоряли города. Ведь в них жили мусульмане, а для них они были вне закона. В Индию Васко да Гама успешно добрался и остановился в Каликуте. В отличии от африканской Мамбасы, Каликутские торговцы были искушёнными торгашами, и португальские товары для них были не конкурентоспособны. Торговцы мусульмане распространяли идеи о злых намерениях португальцев. В итоге им предложили продать что есть, и убраться восвояси. Но да Гама выбил ещё одну аудиенцию с заморинам (правитель местного масштаба). Но тогда же из Африки прибыли корабли из Африки с сообщениями о зверствах португальцев. И Васка да Гаму взяли под стражу. Спасли да Гаму индусы, для которых мусульманские купцы были конкурентами. Индусские советники уговорили заморина отпустить португальцев. Более того, заморин решил сам купить весь португальский груз и продать взамен пряностей которые в Европе стоили в десятки раз дороже. Вернулся он в Португалию героем.

Васко да Гама уходил в новое плавание в 1502 году адмиралом Индии с наследственной ежегодной пенсией в триста тысяч рейсов. Основной целью его экспедиции был подрыв и, если возможно, полное уничтожение мавританской торговли в Индийском океане. Для этого с первого же дня пребывания там Васко да Гама стал выдавать пропуска кораблям, которым он счел нужным разрешить плавание. Все остальные были обречены на разграбление. Кроме того, да Гама предложил королю оставить часть эскадры у берегов Индии. Этот постоянный патруль должен был приучить местных торговцев к мысли, что хозяева Индийского океана — португальцы. А Каликуту было решено стереть с лица земли. В назидание остальным.

Резня в Каликуте

Эскадра обстреливала город целые сутки и прервала бомбардировку только тогда, когда в расшатанных залпами корпусах кораблей появилась течь. В это время в гавань вошло двадцать четыре индийских корабля, на которых не подозревали о том, что творится в Каликуте. Все они, за исключением шести судов из Кананора, были тут же захвачены и разграблены. В плен попало более восьмисот моряков и торговцев.
Пленникам отрубили руки, уши и носы и свалили все это в лодку. Затем к адмиралу подвели посла заморина — верховного жреца Каликута, которого еще недавно португальцы принимали как главу местных христиан и который никакого отношения ни к маврам, ни к исламу не имел. Старому жрецу тоже отрубили нос, уши, руки и положили его, залитого кровью, в лодку. На грудь ему прикрепили письмо, в котором Васко да Гама советовал приготовить плов из содержимого лодки.

Со слов очевидца: «Когда так поступили со всеми индусами, он приказал связать их ноги вместе. У них не было рук, чтобы развязаться, а чтобы они не развязали путы друг другу зубами, он приказал выбить им зубы клепками из бочек… Потом их навалили кучей на корабль. Сверху адмирал велел покрыть их циновками и пальмовыми листьями и, подняв паруса, пустить корабль по ветру к берегу, а сам приказал стрелять по нему. Там было более восьмисот мавров. Маленькую лодку, где был жрец и все уши и руки, он тоже приказал послать под парусами к берегу, запретив стрелять по ней. Корабли эти быстро добрались до берега, а там толпа начала спасать из огня тех, кто еще был живым, громко оплакивая их».

Даже на фоне жестокости, царившей в годы, когда горели костры инквизиции в Испании и Нидерландах, когда испанцы избивали инков и майя, эти поступки — явление из ряда вон выходящее. Это не единичный акт мести, а холодная политика. Действия Васко да Гамы нельзя оправдать религиозным рвением или ненавистью к исламу. Известно, что он хорошо обращался с правителем Малинди и с мусульманами из Кочина и Кананора, изъявившими готовность подчиниться. Ненависть его была избирательна, а посему говорить о каких-либо чувствах не приходится.

Уход с мировой арены
К 1505 году террор зашёл слишком далеко, а турецкий султан даже пригрозил, что разрушит все христианские святыни в Палестине и Сирии, если португальцы не прекратят террора.
От португальской политики пострадали не только мусульманские торговцы Ближнего Востока — это был удар и по христианской Венеции. Поэтому, когда египтяне стали собирать флот, чтобы разгромить португальцев в Индийском океане, их тайно поддерживали венецианские купцы. Из Венеции поступали корабельный лес и пушки, оттуда прибыли и советники.
В 1508 году египетский флот вышел в Красное море. Под Чаулом он настиг португальскую эскадру, которой командовал сын вице-короля. В бою португальская эскадра была уничтожена и ее командир погиб. На этом гегемония Португалии закончилась. Былого величия достичь было уже не возможно. Началось медленное увядание. Тем временем на западе началось освоение Америки. Христофор Колумб успешно провёл 4 экспедиции к берегам Северной и Южной Америк. Но тогда только начинали подозревать что открыт вовсе не новый путь в Индию. А уже через несколько лет туда начнут перебираться поселенцы из Европы, военные, исследователи а также всякий сброд. Берега Америки станут пристанищем для морских разбойников всех мастей на ближайшие 200 лет.

P.S.
Пост получился скомканным, но нужно было изложить максимум информации, дать общее представление о явлении не катая простыню. Надеюсь получилось. Ну так вот, всё это требует много времени и сил. Ну и продолжение будет зависеть от отзывов.


Лучшие комментарии

Йо-хо-хо. Вообще, сначала подумал, что немножко про другое пиратство будет идти речь
Копи-паста здесь цитаты, которых много, и определения терминов которые переиначивать смысла не было. Это не бездумное копирование, а работа с текстом. В этом посте вкратце изложено содержание почти сотни страниц из нескольких книг, из которых, действительно, скопировано несколько абзацев. Насчёт сайтов не знаю не смотрел, использовал только книги, и википедию немного полистал.
Интересно было почитать, узнала много нового. Обязательно продолжай писать
Всегда любил историю. Если бы её в школе преподавали в таком формате. Спасибо. И плюсик.
Если ты про пиратство в Карибском море, то про это будет и подробно.
Так ты ещё и мой земляк — крымчанин. Респект тебе.
Пиратство, говорите?
Сабатини и Стивенсон к вашим услугам;))
Я про современное пиратство.
Классика!) Там настолько красиво эта эпоха описана, что прямо зачитаешься. Помню, так было приятно, когда я единственный в детском лагере ответил, почему главного героя звали
«Капитан Блад». :) Ну, то есть, почему его прозвали кровавым капитаном.
И про него будет, но в самом конце.
Интересный пост, продолжения необходимо. Я вот тоже проникся пиратской тематикой, играя в АС4, даже по совету Максима начал читать Одиссею капитана Блада.
Просто уточню, я про интернет-пиратство…
Не планировал, но всякое возможно.
Да, по этой теме есть еще отличная книга Фихтенгольца, в ней повествование примерно такое же интересное как тут
Это один из источников, но не самый лучший.
Это да, но я не столько тебе советую, а остальным. У многих кто читал по этой теме что либо, редко кто шел дальше Сабатини
Читай также