30 июля 2013 30.07.13 97 5484

Насилие в играх как искусство

+12

Квентин Тарантино, известный эстет насилия, как-то сказал, что оно (насилие) является лишь кинематографическим приёмом. В действительности, тоже самое и с видеоиграми. Одно дело безвкусные поделки с литрами крови и расчленёнкой, коих тысячи. Но вот тех проектов игровой индустрии, в которых разработчики умудряются сотворить из насилия настоящую поэзию — безумную смесь жестокости, точно выверенного стиля и садизма на грани с красотой, считанные единицы, но каждый из них, если вы в него играли, остаётся в памяти на долгие годы. Сегодня речь как раз пойдёт о таких вот штучных проектах с настоящей эстетикой насилия. Не каждый игрок может оценить их по достоинству: кого-то отпугнёт их жестокость, кого-то — специфичность жанра, кого-то — устаревшая графика, но если вы не играли в эти игры и ищете новые впечатления — вы определённо открыли нужную статью. Сразу скажу, что это ни в коем случае не топ, каждая игра занимает своё место и их нельзя сравнивать друг с другом. Итак, начнём наше путешествие через столь притягательный мир насилия.

Condemned: Criminal Origins

Тёмные подворотни, убогие трущобы, в которых обитают наркоманы, серийные убийства: подскочившая до предела волна преступности захлёстывает город жутким мраком, полиция просто физически не может с этим совладать, а тем временем количество жестоких убийств, изнасилований и грабежей растёт в геометрической прогрессии… В Condemned: Criminal Origins основным проявлением насилия являются схватки в ближнем бою с использованием подручных предметов, которые и составляют основу геймплея игры. Каждый удар металлической трубой по лицу какого-нибудь слетевшего с катушек или обдолбанного бандита сопровождается до жути реалистичным глухим звуком удара, в совокупности с преображением лица оппонента в кровавое месиво с выбитыми зубами, раздробленным носом и зияющим кровью пробитым черепом. Порой игроку предоставляется возможность совершить добивание: выдавить глаза жертве пальцами, забить до смерти коленом и т.д. Причём анимация всего этого далека до идеала по современным меркам (игра вышла в 2006). Однако пугает и шокирует не то, как это выглядит, а кто, как играется: во всех этих драках чувствуется первобытная злоба и жестокость. А галлюцинации, которые для главного героя не редкость, добавляют ко всему вышеперечисленному ощущение отчаяния и страха. Плюс ко всему довольно оригинальный сюжет про серийного убийцу серийных убийц притягивает своей таинственностью и держит в напряжении до самой развязки.

Manhunt

Если Condemned: Criminal Origins геймплей яростный и стремительный, то Manhunt более вдумчивая игра, так как жанрово относится к категории stealth-action. Надо сразу отметить, что стелс в игре довольно примитивный и несложный (ближайшие аналоги – Splinter Cell Conviction или же недавний Dishonored), однако увлекательность геймплея достигается огромным множеством способов убийств, начиная с тривиальных “застрелить” и “зарезать ножом”, заканчивая экзотическими и безумно садистскими вариантами, вроде возможности отрезать человеку голову, обмотав его шею колючей проволокой, или выпотрошить его внутренности серпом. Благодаря такому количеству возможностей, начинаешь получать удовольствие от убийства каждого врага. Ты плавно подкрадываешься к вооружённому убийце, сжимая в руке полиэтиленовый пакет, накидываешь его на голову неприятеля и упоительно наблюдаешь красивую анимацию мучительного удушья. Между прочим, с сюжетом и атмосферой тут не хуже, чем с геймплеем. Если кратко, то главный герой просыпается в городе, наполненном самыми разными видами человеческих отбросов (скинхеды, готовые забить главного героя бейсбольными битами, какое-то подобие военных с огнестрельным оружием, фанатики-сатанисты, психопаты, одетые в маски-смайлики и женские платья, разгуливающие по городу с мясницкими ножами в руках). А дело в том, что в этот город “арендован” одержимым режиссёром-психопатом, чтобы снять какое-то жуткое сочетание реалити-шоу и снафф-видео с реальными убийствами и нашим героем в главной роли. Свалка, заброшенная тюрьма, пустующие городские кварталы, постоянная ночь и стилизация каждого убийства под видеосъёмку (когда наш герой выкалывает кому-нибудь глаза осколком стекла, камера в этот момент демонстрирует происходящее с разных ракурсов как будто мы смотрим на происходящее через видеокамеры, расположенные по всему городу) – всё это складывается в крышесносный коктейль, вкус которого невозможно спутать ни с чем другим.

Hotline Miami

И наконец гвоздь программы. Уникальное явление в мире видеоигрового насилия. Игра, которая при отсутствии отвращения к ретро-пиксельному графическому стилю и наличии определённой доли фантазии и воображения у игрока, пробирает до костей, вызывая мурашки по всей коже. Как я уже писал выше: Condemned – это первобытная жестокость, это зверские драки с лошадиными дозами адреналина. Manhunt – это своего рода симулятор маньяка, жестокого и умного, методичного и находчивого, с пугающей натуралистичностью сцен убийств. Но Hotline Miami – это иррациональная и невероятно драйвовая ода насилию. Тяжело описать чувство, когда ты входишь в комнату с тремя бандитами с ножом в руке и начинаешь яростно их убивать под энергичную электронную музыку. Ты будто бы чувствуешь игру. Словно под каждый бит саундтрека ты наносишь одну резаную рану. Но особенно игра шокирует, если взглянуть на происходящее в целом: совершаемые игроком убийства не объясняются до самого финала. Тут действительно уместно популярное сравнение игры с кислотным трипом – всё настолько нелогично и странно, что начинаешь воспринимать жестокие убийства и галлюцинации как что-то естественное и получать удовольствие от происходящего. Игра как бы отбрасывает такие мелочи, как мотивация, показывая нам чистое насилие, насилие на грани с искусством, насилие без причин и следствий, без цели и смысла. И поверьте, ничего похожего на это в игровой индустрии до Hotline Miami не было.


Manhunt

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
18 ноября 2003
718
4.1
495 оценок
Моя оценка

Condemned: Criminal Origins

Платформы
PC | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
15 ноября 2005
712
4.2
482 оценки
Моя оценка

Hotline Miami

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | Android | Stadia
Жанр
Дата выхода
23 октября 2012
2.4K
4.4
1 954 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Насилие, в общем, для человека явление нормальное, как и разрушение. Потому использование насилия и разрушения, как элемента самовыражения хоть в тех же играх, хоть в фильмах — вполне нормальное явление, которое, как мне думается, не может не доставлять удовольствия совсем. Ибо это разрушение, а оно притягательно, оно на уровне подсознания, оно сдерживается в реальности обществом. Пусть оно будет в искусстве, пусть в играх, пусть смакуется там. Хотя его достаточно и по эту сторону экрана. Хороший и честный пост.
Папа, я хочу тебя убить.
Мама, я хочу тебя трахнуть. Трахнуть, трахнуть, да! Давай, детка, давай.
Можно. Но я писал про насилие, близкое к реальности. Именно своей реалистичностью меня и пугали эти три игры. Всё, что происходит в них, вполне может произойти (а может уже происходило) в реальности. А God of War жестокая, довольно садистская, но нереалистичная.
Да, Каратель мне показался весьма жестоким, согласен. Но всё же это как сравнивать жестокий фильм «Хостел» и какой-нибудь Тарантиновский фильм. Первое может быть более садистским фильмом. Но во втором у жестокости есть стиль. (Это я сейчас только с Хотлайном сравниваю. У Мэнханта и Кондемнеда нет такого ярко выраженного стиля).
Насчёт Фоллаута. Я не любитель РПГ, и мне даже как-то странно воспринимать ролевку в качестве жестокой игры)
В играх, которые я описывал, насилие тоже не самоцель. Насилие в них — лишь средство выразительности. Как мат в книгах Берроуза и Чарльза Буковски, как эротические сцены в во многих фильмах. Без обид, но это поверхностная позиция — то, что я призываю кого-то к насилию и упиваюсь игровой жестокостью. Rockstar в Manhunt не делали игру про «жестокие и бесчеловечные убийства», жестокость в ней — лишь необходимая часть игровой атмосферы, атмосферы жуткой и пугающей. атмосферы отчаяния, если хочешь.
Да всё ничего, я не говорю что не должно быть насилия в играх, мне наоборот нравится освежевать кого то или более изысканно убить, но одно дело я играю и это мои мысли, другое дело как эти мысли изложить… в какой форме! Прости, но я просто изложил своё мнение, ничем тебя обидеть не хотел, а если какими то словами обидел то извиняюсь. Но моё мнение — это моё мнение.
Насилие ради насилия — fail. Насилие в играх ради сюжета, фана, и просто оправданное это win.
Почему Тарантино рулит? Потому, что в его фильмах оправданное насилие. Почему Манхут 2 говно? Потому, что там насилие ради насилия. Игра для психов.
А как же, например, творчество группы The Doors, в песнях которой существует недвусмысленные описания инцеста, серийных убийств и так далее. Или книга Брета Истона Эллиса «Американский психопат», которую ещё экранизировали, там Кристиан Бейл в главной роли играл. В ней тоже много жутких натуралистичных сцен насилия, секса и прочей чернухи. Тем не менее, многие считают книгу культовой. И не волнуйся, ты мне не обидел, просто я немного в замешательстве от такой реакции на обычное изложение своих мыслей.
Это классический психоделический рок, там очень интересные тексты, так что да, я читаю переводы.
Ты так говоришь, будто он зарезал кого-то и теперь хвастается отрезанными пенисами и итальянскими галстуками.
Очередной пост с заделом на неплохую в общем-то тему и достаточно хороший текст, который при этом сливает из-за своих несерьезных объемов.
Не буду спорить о том, что Dead Rising очень мясная игра, но там насилие шуточное, вроде как в Postal, красивое, зрелищное, но несерьёзное. А я писал именно о жестокости.
Игры, эксплуатирующие тему насилия, — не есть плохо. Это своего рода направление в искусстве. Мы же смотрим жестокие и аморальные фильмы, мы наслаждаемся работами Тарантино, Роберта Родригеса, кому-то даже нравится фильм «Пила», целиком и полностью состоящий из сцен насилия.
Согласен, хоть в The Suffering полным полно мистики, зато она очень символичная.
Читай также