30 декабря 2012 30.12.12 23 11K

Хоббит: Нежданное путешествие. Мнение о фильме

+10

Сегодня я, наконец-то, добрался до самого ожидаемого фильма года — «Хоббита: Нежданного путешествия» — первой части экранизации книги Джона Толкина из запланированных трех. Оставшиеся две выйдут в декабре 2013-го и в июле 2014-го, соответственно.
Почему я так долго добирался до этого фильма, хотя он вышел еще неделю назад? Ну, потому что я хотел не только посмотреть фильм, но и заценить эти ваши 48 fps, попросту говоря High Frame Rate — HFR 3D. К сожалению, наши кинотеатры налажали, и первую неделю фильм шел в 2D и обыкновенном 3D. И лишь в этот четверг они доставили копии с 48 fps. И, раз уж «Хоббит» — первый фильм в истории кино с HFR 3D, в данном блоге я расскажу не только о фильме, но и о технологии. Итак, поехали.

Фильм начинается с безумно красивого вступления, в котором рассказывается, как королевство гномов Эребор захватил коварный дракон Смауг, попутно испепелив город людей Дэйл, и никто не пришел на помощь: ни люди, ни эльфы Лихолесья.
Честно говоря, 10-минутный пролог — визуально самая лучшая часть фильма. Таких пейзажей и торжества компьютерной графики вы не увидите, мне кажется, до финала 2-й части точно.
Сразу необходимо отметить, что Питер Джексон начинает пороть не то чтобы отсебятину, но экранизировать воспоминания героев и всячески изменять судьбы героев. Да, кое-что ПиДжей изменил и в экранизации «Властелина Колец», например, добавил орка Луртца, но таких вкраплений было очень немного, здесь же ПиДжей разошёлся.

Дело в том, что первые минут 20 после пролога товарищ Джексон экранизирует не «Хоббита», а все того же «Властелина Колец». То есть, полчаса фильма составляет перенос событий… «Братства Кольца». Помните, тот момент в книге, где Бильбо рассуждал о том, что его родственники крадут столовое серебро. Вот это оно и есть.
В этих же абсолютно ненужных первых 30 минутах есть весьма постаревший за 10 лет Элайджа Вуд, который больше не выглядит как юный хоббит Фродо, хотя гримеры тщательно стараются это скрыть, и у них это худо-бедно выходит.
И лишь где-то на 35-й минуте начинается, собственно, «Хоббит».
Но ПиДжей не только расширил вселенную Толкина, он еще и изменил судьбы героев. Например, орка Азога. По книге Азог погибает в битве при Мории, но в фильме он выживает, и даже является кровным врагом Торина. И несмотря на стычку Торина с Азогом, его все-таки приберегут до Битвы Пяти Воинств, которая, судя по всему, будет лишь в 3-м фильме.

Но есть и весьма приятные моменты. Например, в Ривенделле появляются Галадриэль и Саруман, хотя в книге там один лишь Элронд.
Кстати, в русском дубляже «Властелина Колец» ударение в имени Элронда падает на первый слог, а в дубляже «Хоббита» — на второй. И когда слышишь это постоянное ЭлрОнд, то невольно режет слух. Хотя сам дубляж весьма недурный. Песни гномов не субтитрованы, они полностью дублированы, и сделано это великолепно. Голоса в песнях подобраны просто идеально.
Так вот, возвращаясь к фильму. Еще там есть Радагаст Бурый — один из волшебников Ордена Истари, к которому принадлежат Гэндальф, Саруман, и еще два синих мага — Алатар и Палландо. И, пожалуй, сцены с Радагастом самые интересные:
Очень трогательный эпизод, где маг лечит ежа Себастьяна, высасывая из него Тьму.
И самый захватывающий эпизод фильма, хотя и недолгий, — поход Радагаста в крепость Дол-Гулдур, где он обнаруживает Короля-Чародея Ангмара и Саурона, хотя и не знает еще, что это они.
К слову, сначала в Дол-Гулдур сценаристами был «отправлен» Гэндальф, но потом что-то изменилось, и в сценарии появился Радагаст.

Возвращаясь к визуальным эффектам, все создания в фильме выполнены весьма недурно. Я не удивлюсь, если «Хоббит» получит Оскар за лучшие визуальные эффекты. Даже внешность Голлума малость проапгрейдили, позволив замечательному mo-cap актеру Энди Сёркису развернуться на полную катушку — мимика Голлума шедевральна. В сценах с Голлумом можно смеяться и дрожать (что, собственно, зал и делал), глядя лишь на одно его лицо, передающее полную шкалу эмоций этого персонажа.
Если так пойдет и дальше, то на том же Оскаре придется вводить номинацию на лучшего mo-cap актера, потому что то, что сотворил в «Хоббите» с Голлумом Энди — действительно искусство.

«Хоббит», это уже стало понятно, весьма отличается от книги. Но не только самой историей, но еще и стилем повествования. Это один из маааленьких минусов фильма. «Хоббит», по сути своей, сказка для детей, но ПиДжей делает ее жестче и взрослее, в результате чего в сказочном сюжете мы имеем всякие там отрубленные головы. Минус это, потому что такая полувзрослость в данной вселенной сочетается лишь с тоннами пафоса, коими был полон «Властелин Колец», но каковые абсолютно отсутствуют в «Хоббите».
Даже эпизод, где Радагаст рассказывает Гэндальфу про наступающую Тьму и отдаёт ему Моргульский клинок, не так пафосен и эпичен, как любой эпизод из «Властелин Колец».
Поэтому видеть батальные сцены, отрубленные головы и разлагающихся гоблинов в детском сюжете весьма странно, ведь тогда теряется аудитория: на кого рассчитывают создатели? Маленьким детям такое смотреть еще рановато, взрослым — уже неинтересно.
В итоге, потенциальная аудитория — фаны «Властелина Колец». Их хоть и много, но обеспечить миллиардные сборы фильма в прокате они не в силах (а ведь некоторые умники прочили фильму чуть ли не побить рекорд «Аватара»).

Еще одним минусом является хронометраж. История, разворачивающаяся на экране, весьма интересна. Сама история. Я бы даже не отказался посмотреть фильм, допустим, про становление Саурона, про то, как Саурон, будучи одним из Майар, попал под влияние темного Айну Мелькора, предал свой народ, а заканчивалось бы все это Битвой при Ородруине, где он впервые был развоплощен. Все повествование бы уместилось в те же проклятые три часа, и было бы невероятно динамичным, интересным и захватывающим.
Вместо этого мы наблюдаем, как в погоне за баблом, ПиДжей и команда растягивают 300 страниц книги до 9 часов хронометража! Это весьма утомительно — наблюдать за диалогами героев, которые могут длится от 5 до 10 минут, а то и больше.
Фильм непозволительно растянут. В эти пресловутые 166 минут, что он идет, могло вместиться еще, как минимум, посещение Беорна, ведь повествование на драматичной ноте остановить можно в любой части книги, вспомните «Гарри Поттера», где «Дары Смерти» разделили на два фильма, и первый фильм — это первые 24 главы, а второй — оставшиеся 12 + эпилог. А между этими главами в книге ведь ничего особенного нет. Но ведь финал первых «Даров» сделан на славу.
Остается только надеяться, что оставшиеся два фильма будут более динамичными, на хронометраж я уже не надеюсь, зная ПиДжея, меньше, чем эти 166 минут, ни одна из следующих частей идти не будет.

Ну, а плюсов все-таки так много, что они напрочь затмевают все минусы, и о них можно часами говорить: это и потрясающая музыка Говарда Шора, за которую фильм достоин Оскара, офигенная работа компании Weta Digital, создавшей Средиземье, конечно, костюмы, без них никуда, грим и актерская работа.
Из «новеньких» в Средиземье наиболее харизматичными получились Мартин Фриман, который неплохо вписался в компанию, хотя я и видел Фримана лишь в «Шерлоке» и небольшой роли в «Типа крутые легавые»; Ричард Армитэдж, сыгравший Торина, и, как ни странно, персонажи Фили и Кили в исполнении Дина О'Гормана и Эйдана Тёрнера.
И за возможность погрузиться в мир Средиземья еще раз, но уже на большом экране, «Хоббита» без зазрения совести можно назвать лучшим фильмом года. Лично для меня, это намного лучше всяких там «Мстителей», в которых вообще нет интриги, и даже великолепного «Темного Рыцаря».

Ну, а теперь, как и обещал, про HFR 3D. Если кто не знает, что это такое и как это выглядит — загляните на КиноПоиск, там есть трейлер «Хоббита» в 48 fps, но он ни в коей мере не отражает то, как технология выглядит в самом фильме.
Во-первых, демонстрация со скоростью 48 кадров в секунду не нова, как нам пытаются это представить. На скорости в 15 кадров в секунду человеческий глаз перестает воспринимать фильм как отдельные кадры, а 24 кадра в секунду являются оптимальным вариантом, чтобы передать «магию кино».
Фильмы с увеличенной скоростью видели, пожалуй, все. Практически любой телевизионный фильм транслируется со скоростью 60 fps. И тот же «Властелин Колец» при показе на ТВ конвертируется из 24 в 60 кадров.

У этой технологии, как и у всего нового в кино, есть две стороны медали. Первая, хорошая. Изображение выглядит четче, не размывается, даже в батальных сценах ты всегда можешь понять, где герои, а где враги, и что вообще сейчас происходит. К сожалению, 90% фильмов с экшен-сценами грешат именно этим: когда начинается сам экшен, камера начинает трястись, и тебе абсолютно ничего не понятно, кого убили, кто стрелял и зачем.
Вторая, плохая. Вот вы говорите «мыльное кинцо, мыльное кинцо… Скоро игры станут фильмами, ужос!!!111». А тут наоборот. Тут фильм стал игрой. Вот оно, мыльное кинцо во всей своей красе. Когда начинается экшен, фильм становится похож на видеоигру. Как будто камеру кто-то двигает мышью с этой стороны экрана, уж чересчур все плавно. А когда начинаются сцены на фоне хромакея — туши свет. В этих местах это уже не фильм. Это уже театральная постановка.

Несмотря на то, что технология весьма сырая, она весьма перспективна. Над ней бы грамотного человека поставить, и поработать бы еще годков пять — десять, я думаю, на выходе была бы эволюция в кино, что-то, сравнимое с появлением звука и цвета. Но не сейчас. Сегодняшний HFR 3D — лишь жалкий огрызок того, что может быть, причем огрызок местами гнилой.

Собственно, подводя итог. «Хоббит: Нежданное путешествие» — замечательный фильм, и, несмотря на все свои недостатки, лучший фильм 2012 года. Те, кому нравится «Властелин Колец» — смело идите, ни разу не пожалеете. Те, кому и «Властелин Колец» не понравился — лучше вообще не смотрите, потому что для вас «Хоббит» вполне возможно будет худшим фильмом года.

10 из 10


Лучшие комментарии

Эта история в сочетании с картинкой — затягивает. Мы с мамой попали на сеанс в вип зал. Этому факту я очень обрадовалась на 2-ом часу просмотра, когда смогла практически лечь в кресле. Удивительно, но, несмотря на заполненный зал, смеялись только мы. :)
Теперь вот сижу пересматриваю саму трилогию, а то многое забылось.
Ну не знаю, у нас зал смеялся постоянно:)
Больше всего мне не понравилось в Хоббите то, что следующей части целый год ждать
А я вот что думаю. Сейчас на улице мороз, метель, до кинотеатра идти и тем более платить там всем лень. Поэтому организовываем показ прямо тут.



А теперь выкладывайте в ответы, как вам вышеприведенная постановка? :D
Но вообще современные киношники постарались.
Определенно новое творение американцев заслуживает уважение.
Я б в такой постановке Властелин Колец посмотрел бы :D
А мне наоборот понравился, пусть он и анимешный, но я никогда не видел у компьютерного персонажа столько эмоций сразу. Мимика потрясающая)
Хороший обзор. По теме. Одно замечание: да, полностью согласен с автором в том, что сам фильм в стиле повествования отличается от книги Дж. Р. Р. Толкиена, но сами подумайте о том, что придерживаясь оригинала, фильм бы продали бы вообще (кассовые сборы были бы ниже змеиной задницы). Что очень сильно не понравилось — сцены побега гномов во главе с Гендальфом: перемудрили с компьютерной графикой. Если во «Властелине» массовые сцены боя на глаз были вполне адекватны, то в «Хоббите» отчетливо видно, что это графика.
ПК что ли. А я удаляюсь спать — у нас уже почти три ночи=) И да, если что не понравилось: слишком длинно, слишком мало, картинки все нужно под спойлер или необязательно или что-то еще, пишите, ибо мой первый блог=))
Только сегодня посмотрел: Фильм великолепный, больше всего понравились воспоминания минувших битв. Книга небольшая и на 3 части растягивать как-то слишком. Думал будет 2 части и значит меньше ждать завершения :)
Нет, я не минусую Джексона-Санат-Клауса. Просто книжка детская совсем. Но вот я боюся, ежели он наскребет денег на Сильмариллион (может я ошибся, но я уже в ауте). Мне в целом понравилось, реально; тя отсебятина, это — попытка связать «Властелина» с «Хоббитом». Но вот комп-графика полное гумно, т.к. наших специалов не наняли… Наверное. С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Ну, во всем, что касается технической составляющей — костюмы, грим, визуал — фильм достоин всех премий. Вот с художественной малость проблемы.
Могу сказать, что фильм просто шикарен, но имеет ряд минусов. Во-первых, его, блджать, затянули на эти чёртовы три часа! Около половины фильма путешествия и показательные крутости ландшафта и природы так сказачно, нарисованные дизайнерами(?), без каких-либо запоминающихся действий и оставшаяся половина — само повествование. Во-вторых, лол я забыл, что хотел написать. И в-третьих, твоё блого-мнение состоит на 80% из спойлеров и умением работы с Вики и Кинопоиском.
Блин, я ж нажимал кнопку ответить…
И в некоторых местах — очень зря. Перегнули они с этим. Чуть-чуть можно было. Но уж точно не экранизировать «все 125 страниц приложений к Возвращению Короля».
По мне идеальным было бы разделение книги на две части, причем чтобы у второй продолжительность была примерно как у «Возвращения Короля», и в финале они бы вместили такое послесловие о том, что было после «Хоббита», но до «Властелина Колец». Они примерно так и хотели сделать, когда другой режиссер был, но под послесловие тогда отдавали целый фильм, а это многовато.
Ну, спойлеров в следующий раз будет поменьше, спасибо, а в том, чтобы черпать инфу с Вики или КП ничего плохого не вижу)
Ну, я ожидал меньше отсебятины просто. Книга ведь замечательна. Отрубленные головы и убийства гоблинов крупным планом именно в этой части не нужны. А то, подозреваю, и низкие оценки критиков как раз из-за этого. А насчет графики, да, вы правы, видно абсолютно все. Вроде, и бюджет побольше, чем у трилогии, и делать это все уже умеют, а получилось немножко похуже.
Читай также