21 августа 2011 21.08.11 133 8953

Рецензия на Deus Ex: Human Revolution. Перевод статьи от PC Gamer. МНЕ С ПАРОЧКОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОМОГ ТАЯ, СПАСИБО ЕМУ =*

+60

Для тех, кто не врубился — переводил я сам, лично. Это не копипаста. Однако, перевод вышел достаточно вольным.

Ссылка на сам журнал.

И сперва я передам слово редактору раздела новостей, Крэйгу Пирсону (Craig Pearson).

Страшные конспирологические теории — пустая болтовня в нашем мире, но в мрачной, искажённой реальности Deus Ex: Human Revolution они все становятся настоящими. Главный герой этой экшн-рпг, Адам Дженсен, встречается не с предположениями, а с фактами. И единственная причина, по которой он ещё не носит тефлоновую шапочку, — его зашкаливающая крутизна.
Мы все стояли у Тома за плечом, наблюдая за тем, как он играет. В определённые моменты каждый из нас просил его выбрать иной маршрут или попробовать другую тактику, а порой и врезать иному персонажу. И наблюдать затем, как меняется история и уровни в зависимости от наших решений, было поразительно.
Мы не думаем, что хоть что-то сможет достичь уровня оригинального Deus Ex, но Human Revolution подобралась настолько близко, насколько это вообще возможно без переноса оригинала на новый движок.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

А вот уже и сама рецензия.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Прошло одиннадцать лет с момента выхода лучшей игры из когда-либо созданных. Сможет ли Deus Ex: Human Revolution занять её место?
Автор — Tom Francis.

Адам Дженсен, идеальный киборг, возится с автоматом по продажи соков. Нет, не потому, что зловредная машина отказывается продавать ему баночку апельсинового — она просто не пролазит в дверь.
Наш герой, так как играю им я, — самый худший начальник безопасности в мире. Он работает на Sarif Industries, компанию, производящую роботизированные протезы рук и, в то же время, создавшую его собственные механические руки, которые понадобились после того, как он не смог защитить компанию от нападения неизвестных и получил пулю в голову. Правда, как это ранение заставило его прежние руки отвалиться, до конца не ясно.
Дженсен наконец-таки пропихнул автомат по продаже соков через дверь и вынес его на крышу. У него есть план: «Может быть если я сброшу эту бандуру вниз...»
На этом план успешно заканчивается.
Он, вообще-то, находится на территории, принадлежащей банде и пытается найти путь на улицу. И решает использовать внезапное появление автомата по продаже соков, падающего с неба, для отвлечения внимания головорезов, чтобы он сам мог спрыгнуть и незаметно войти в дверь, не привлекая излишнего внимания. Такой вот pepsi ex machina.
Дженсен наугад швыряет тяжеленную махину и сигает вслед за ней. Имплантированная Icarus Landing System активируется и он плавно спускается вниз, окружённый ослепительным золотым пузырём (в игре выглядит офигенно, сам несколько раз прыгал просто чтобы посмотреть, как это выглядит — прим. переводчика, игравшего в утёкшую бету).
Когда брошенный автомат наконец приземляется, все гангстеры неподалёку удивлённо оглядываются. А затем они все оборачиваются, замечают медленно опускающийся источник золотого свечения, явно намеревающийся приземлиться на улице, и достают пушки. Дженсен оказывается на твёрдой почве и моментально сгибается за ближайшим укрытием. Только он успевает достать свой самолично модифицированный бесшумный десятимиллиметровый пистолет, как один из ганстеров подходит прямо к нему, смотрит с высоты естественного роста нормального человека и выдаёт: «Вали отсюда».
Дженсен прячет своё оружие, встаёт и скромно проходит в нужную ему дверь.

Игры серии Deus Ex представляют из себя экшн-рпг от первого лица, в которых вы можете достигать своих целей так, как захочется именно вам: с применением насилия, если оно вам нравится, бесшумно, если стрельба вам не по душе, или просто разбрасывая вокруг тяжёлые предметы, если вам хочется быть пойманным, избитым и, в итоге, застреленным.
Несмотря на то, что в 2003 году вышел сиквел, первая игра серии всё ещё считается мною лично, этим журналом и многими из наших читателей лучшей игрой из когда-либо созданных.
Human Revolution — приквел, глобальный конспирологический триллер, чьё действие разворачивается в мире, где замена частей тела высокотехнологичными протезами стало устрашающим и жестоким трендом. Ну, а ещё (и я обязан это отметить!), это лучшая игра их тех, что мне удалось попробовать за последние четыре года (в 2007 вышел Bioshock — прим. переводчика).
Я буду рассказывать о игре в трёх частях: о том, что Human Revolution взяла из оригинального Deus Ex (весьма весомую часть), о нескольких деталях, что она упустила (их не так уж и много) и, в конце концов, о том, в чём она преуспела больше, чем это когда-либо делал оригинал (как это ни поразительно, во многих моментах).

Самая главная вещь, которую сохранила Human Revolution — разнообразие возможностей, с помощью которых игрок может добраться до намеченной цели: каждую миссию можно выполнить с помощью целой россыпи различных подходов. Вентиляционные шахты размером с человека, конечно, являются клише, но взглянем правде в глаза — тихо обойти группу противников или закрытую дверь всегда приятно.
Плюсы подобной свободы в том, что позволяет игроку самому влиять на сложность, разнообразие и темп движения игрового процесса. Если стелс кажется слишком трудным, можно всегда выбрать путь попроще. Если вам надоело ползать по вентиляции, вы всегда можете открыть огонь. А если у вас до сих пор звенит в ушах после последней стычки, вы можете проскользнуть в следующую зону без боя.
И я перечислил только те пути, что заранее придуманы разработчиками. Сердце Deus Ex таится в её системе: простой набор правил без заскриптованности, ограничений и внимательного надзора над тем, что в игре делает игрок, с выдачей предупреждений при пересечении невидимых границ. Если вы возьмёте коробку и перенесёте её, открыв себе альтернативный путь на первом уровне, это значит, что вы можете сделать точно так же в любом другом месте в игре и добраться туда, куда это возможно физически.
В Human Revolution действует та же система — хотя тут наблюдается не так уж и много логики в том, какие коробки можно подбирать, а какие нет. Но это с лихвой восполняется взаимодействием разных элементов игры (порой совершенно неожиданным образом).
Например, тут есть чудесная и очень органичная система укрытий, которая позволяет прилипнуть к любой вертикальной поверхности — даже той, что ты установил лично. Или вот AI, который теперь в дружественных локациях обладает тонким нюхом на подозрительное поведение, и, чтобы избежать ненужного внимания, вы теперь можете построить уморительно конспирологический замок из коробок, дабы скрыть своё преступление. Даже турели теперь стали физическими объектами, и их можно брать в руки, перемещать и даже бросать.
Я свою турельку назвал Гюнтером (фаны первой части, ловим момент ностальгии — прим. переводчика). Чтобы добраться до его консоли управления, мне пришлось проскользнуть перед ним за картонной коробкой. Нет, картон не спасает от пуль, на зато отлично блокирует видимость. В потенциально смертельной игре «Вы рассчитали время, мистер Вольф?» я прошмыгивал на парочку шагов ближе к Гюнтеру каждый раз, когда он отворачивался и замирал за брошенной коробкой, когда он снова оглядывался на меня. Но как только я хакнул компьютер рядом со спящим охранником, турель стала моим другом на всю жизнь.

Hermann Revolution

Я принёс Гюнтера в комнату, откуда за ним осуществлялся контроль и дал ему расстрелять парня, который должен был вести мониторинг. Нехрен было спать на рабочем месте! Ну а затем я поставил моего любимца на верхушку пандуса, откуда он методично расстреливал целую банду, в то время как я проскальзывал за их спинами и убивал вражин спрятанными в руках клинками.
Несколькими битвами спустя особо толстый противник с миниганом уничтожил Гюнтера и это было действительно больно. Потому что я в этот момент использовал его как укрытие.
Как и Deus Ex, Human Revolution всё ещё представляет из себя линейный набор уровней. Но, так же как и в оригинале, все они ощущаются как настоящие места — если вам нужно проникнуть на завод, он будет ощущаться реальным, большим зданием с несколькими этажами и отдельными крыльями, которые вы можете изучать в любом удобном вам порядке.
Правда, в этом моменте есть два отличия от оригинала, хорошее и плохое. В обоих играх наличествуют обширные городские локации, но в Deus Ex: Human Revolution они куда больше и насыщенней (и это позитивная сторона) — здесь есть огромное количество мест для посещения и много на этих локациях можно интересного натворить. В Deus Ex возможности были меньше. Негативная сторона же куда утончённее. Некоторые миссии в оригинале, включая знаменитую на Liberty Island, позволяли свободно изучать пространство в зоне задания, без захождения в главное здание. И только парочку таких можно насчитать в Human Revolution, а потому игра не всегда даёт такое головокружительное чувство свободы, как это делала первая часть.
Есть ещё две области в которых Human Revolution не достигла уровня, на который забралась первая часть. Во-первых, грубый подход в игре всегда немного эффективнее. Пока есть боты и турели, которых можно хакнуть, бочки с газом, которые можно взорвать и копировальные аппараты, которыми можно швыряться в людей, тихое прохождения и импровизация в очень редких случая можно назвать лучшими путями для решения ситуации. Выстрелы из бесшумного пистолета в голову тут куда более эффективно помогают решать задачу, что разрушает полноту удовольствия от прохождения наиболее изысканным способом.
Вторая проблема (и последняя) встречается только четыре раза за всю игру и является довольно странной. Это схватки с боссами. Они ужасны. И от них никак нельзя уклонится. Они настолько противоречат игре, что есть даже ачивмент в Steam, дающийся за прохождение игры без единого убийства, что автоматически наводит на мысль о том, что эти бои в счёт не идут.
Да, это так, ребята. Если вы хотите играть скрытно, уклоняясь от столкновений и умно, то знайте — в игре есть четыре момента, в которых вы это сделать не сможете. И это выглядит абсолютно несовместимым с остальной частью игры.

Вот и всё. Да, только эти три вещи действительно мне не понравились. Если бы Human Revolution просто переносил старую схему Deus Ex с небольшими упущениями, это уже было бы замечательно. Но в игре добавлено куда больше того, что было в Deus Ex изначально, отполированы его самые неприглядные моменты и добавлены великолепные новые, прекрасно дополняющие концепцию.

Система укрытий незамедлительно улучшает две важные вещи, на которые вы потратите немало времени: прятки от зорких врагов и их же выпиливание с помощью огнестрельного оружия. В Deus Ex стелс был возможен только благодаря смехотворно маленькой дальности видения врагов. Human Revolution исповедует иной принцип, основываясь на переходе в вид от третьего лица каждый раз, когда вы зажимаете кнопку, чтобы прилипнуть к стене. Это помогает вам точно понять с каких направлений вас не видно и позволяет ненамного оглядеться вокруг, не рискуя быть замеченным. Да, это не очень реалистично, но благодаря этому стелс работает в игре, где противники внимательны, агрессивны и способны убить протагониста за пару секунд.
Боёвка же превратилась шутер с укрытиями, весьма сложный и отполированный до блеска. Вы можете стрелять вслепую или высовываться для более точной стрельбы, что обучены делать и ваши противники, с умом выбирающие себе спасительные стенки и коробки. Практически у каждого оружия чувствуется отдача и свой шарм — особенно у потрясающего выстрела нелетальной пушки PEPS, размётывающего противников — и вам будет из чего выбирать для создания собственного стиля игры.
Пока я не точно ещё разобрался в сюжете и не знал определённо, кто заслуживает смерти, я прочно прилип к несмертельному вооружению. И это стало для меня проблемой, когда один из ключевых конспираторов подослал ко мне команду вооружённых охранников в тупике. Вот дерьмо, подумал я — в этой ситуации нет нелетального выхода. Всё, что у меня с собой было — жалкий тазер, предназначенный для боя на коротких дистанциях и множество гранат.
Хм… (так было в оригинальной статье, чесно! — прим. переводчика)
Я был брутально замочен, но на втором подходе у меня уже была идея. Как только противники наводнили переулок, я бросил на левую сторону группы оглушающую гранату. Она не убивает людей, но отправляет их в полёт. Все те, кто были слева, повалились на тех, кто стояли справа, прибивая их к весьма маленькому участку. Затем я бросил одну газовую гранату в центр шевелящегося клубка из тел. Никто из них не поднялся.

Учиться быть киборгом

Аугментации разнообразят и боёвку и стелс, делая их более интересными. Что примечательно, большинство аугов для скрытного прохождения делают это, просто предоставляя больше информации. С правильными апгрейдами вы можете видеть конусы зрения всех вокруг на вашей миникарте, радиус распространения каждого подозрительного звука, который вы сделали и даже позиции всех врагов, ботов и терминалов безопасности на некотором расстоянии от вас.
Честно говоря, я получил куда больше фана от чистого стелс-подхода в Deus Ex: Human Revolution по сравнению с целым Splinter Cell: Conviction. Он заставляет сердце биться чаще в напряжении, изысканно высокотехнологичен, приятен и лёгок в управлении.
Ауги для боя могут быть приспособлены для разных стилей ведения боя, но раскрываются они при ближнем контакте. В любой момент, как только вы оказываетесь близко к врагу, и у вас есть как минимум одна ячейка энергии — вашего «топлива» для аугментаций — вы можете убить его или вырубить нажатием одной кнопки. В виде от третьего лица Дженсен совершает стремительные, мощные, жуткие вещи с врагами с помощью своих роботизированных рук — или клинков из этих рук, если вы задержали кнопку подольше, для убийства.
Мне эти моменты кинематографического порно о боли кажутся необходимым злом для того, чтобы умная игра смогла продать себя на современном рынке мэйнстрима. Я не знаю точно, что это говорит обо мне, но в результате я нашёл их наиболее неустанно завораживающим и яростным взаимодействием во всей игре. Я смотрел на них со смешанным чувством страха и восхищения до самого конца Human Revolution. Движения Адама настолько неотвратимо жестокие, что переключение в иную перспективу не неприятно: ты даже рад появившейся дистанции (по сравнению с автором этого текста EagleHawker — образец выдержки и хладнокровия — прим. переводчика).
Есть даже аугментация, позволяющая свалить двух врагов за раз, что превращает планирование атаки в забавную логическую игру: «если я, стоя здесь, убью этого парня выстрелом в голову, то смогу убрать двоих его дружков в рукопашной и оттащить его тело за дверь, пока камера не повернулась обратно.»
А когда такой приём включает в себя захват одного противника и его последующее метание на другого с пронзанием их обоих одним лезвием… Я не горжусь этим, но эта мелочь приносит мне массу фана.

Процесс взлома куда более захватывающий и поглощающий, чем практически в любой предыдущей игре (см. «Net hack») и он отлично сочетается с системой аугов: порой невыносимо сложно решить, выбрать ли увеличенный лимит времени или уменьшение риска быть обнаруженным системой всё-таки важнее.
Да и в общем выбор какой-либо аугментации является практически мучительным — каждый из 60 причудливых вариантов, кажется, решит все ваши проблемы. Искусственные лёгкие? Да это произведёт революцию в моей карьере надувальщика воздушных шаров! Видение сквозь предметы? Я больше никогда не съем драже Revel с апельсиновым вкусом (вроде M&M's, но вкус каждой отдельной конфетки нельзя определить по оболочке, придётся надкусить — прим. переводчика). А один из них даже помогает в новой системе разговора, сканируя мозги собеседника и выпуская феромоны, чтобы сделать вас более убедительным.
Но даже без аугментаций диалог в Deus Ex: Human Revolution — отдельная игра. Вы пытаетесь разговорить практически каждого встречного, от бандюков до лидеров мирового уровня, раскрывая ту сеть тайн и интриг, в которой они все замешаны. И для этого понадобится сноровка.
Это настоящая словесная баталия, где ты выбираешь три возможных реакции на каждой стадии разговора в зависимости от того, какую из них считаешь более убедительной. Это совсем не выбор между плохим/хорошим вариантом ответа: вам придётся внимательно следить за тем, какие аргументы вы используете, ведь всё, что вы скажете, повлияет по-своему. И, конечно, здесь можно легко проиграть, после чего вам придётся добираться к цели другим маршрутом и навсегда забыть о дополнительной информации (которую вы могли получить).
Эта вероятность, а также учащённое сердцебиение, которое она вызывает, делает диалоги по напряжению похожими на настоящие битвы с боссами. И даже когда вы встречаете последнего врага, вы выбираете не в какое слабое место стрелять, нет — ваши варианты это «Просить», «Критиковать» и «Экстраполировать».
История в Human Revolution обширна и комплексна, она распихана по всем уголкам этого мира. В каждой квартире, в которую вы можете войти, в каждой тайной комнате, что вы нашли, на каждой крыше, на которую вы забрались, вы можете обнаружить маленькие кусочки информации, раскрывающей личности и маленькую часть историю, которые вы можете прочитать и интерпретировать. Это заставляет охочих до сюжета людей впадать в блаженство от передоза информации.
Здесь есть маленькая заметка в первой комнате игры, смысл которой не станет до конца ясным до тех пор, пока вы не дойдёте до самого конца. И куда больше чем несколько раз, одно-единственное слово, увиденное в электронной почте будет причиной неожиданного озарения — вы начинаете видеть сотни скрытых отсылок, которыми Deus Ex: Human Revolution создаёт фундамент для оригинального Deus Ex.
Мир Human Revolution непрерывно реагирует на действия игрока. Да, здесь есть несколько моментов, когда вы не можете убить ключевых персонажей, но куда чаще я удивлялся тому, что это возможно: когда экспериментальное нажатие на кнопку привело к протыканию моими лезвиями матери экс-девушки Дженсена, например. Наоборот, как минимум одну кажущуюся неизбежной смерть одного из важных персонажей можно предотвратить, а некоторые решения, принятые в середине игры, раскрываются лишь к концу.

Путешествующий агент

Места, в которых вам придётся побывать по долгу службы, выглядят потрясающе. Начинаете вы в Детройте, мрачном индустриальном городе, который слишком много раз находился на грани вымирания и возрождался вновь. Позже, вы посещаете Хенг Ша, столицу Китая, вечно находящуюся в тени огромного второго уровня, в котором жизнь могут позволить себе лишь богачи и ощущаете себя действительно находящимся в другой стране. Подёрнутое туманной дымкой скопление неона, полувертикальный город, в котором нет разницы между крышами и улицами — громадный, удивительный и волнующе чужой.
Игре не хватает, пожалуй, лишь ещё одной городской локации, чтобы окончательно воплотить перед нами мир будущего — мы лишь мельком наблюдаем сверкающую утопию верхнего Хенг Ша, насыщенный огнями и зданиями горизонт Монреаля, видный с вертолётной площадки, и нам так и не дают возможности в них погрузиться… Тем не менее, зоны миссий, на которые вы отправляетесь, выглядят невероятно красиво: их смелая, безупречная, узнаваемая стилистика сделает честь даже Mirror's Edge.
Кажется поразительным то, как игра, взявшая так много из гениального Deus Ex, смогла также совместить это с элегантным визуальным стилем, умной полировкой и таким приятным привкусом кинематографической крутизны.
Настолько же хороша игра, как оригинальный Deus Ex? Не совсем — небольшой отход от импровизации и больших открытых пространств останавливает её на миллиметре от оригинала. Но это абсолютно точно Deus Ex наших дней, достойный гениального оригинала приквел, и он заставляет всех своих собратьев в этом жанре покраснеть от стыда.
Ещё это игра, созданная с уважением к игрокам. На каждой стадии, разработчики из Eidos Montreal спрашивали себя «Что если игрок захочет сделать это?» И вместо того, чтобы отвечать «Ну тогда мы поставим невидимую стенку, чтобы он точно не сумел этого сделать», они продолжали работать до тех пор, пока он не мог осуществить задуманное. Они продолжали работать до тех пор, пока игрок не был вознаграждён за оригинальность мышления, вместо того, чтобы шлёпать его по лицу и отпихивать обратно на рельсы.
Я не знаю как вы, но я ждал подобной игры чертовски долгое время. Я пытался перепрыгнуть низкие стены, убить дружественных NPC, взорвать к чертям запертые двери, и каждая игра на этом ломалась, отступала и отказывалась реагировать. До сих пор.
Причина, по которой ничто ещё не заменило Deus Ex может быть не в том, что никто не понимает эту игру. Просто она не была коммерческим хитом, так что как может кто-либо решиться вложить большие деньги в разработку столь неоднозначного проекта?
Упорство, полировка и клинки в робо-руках Eidos Montreal сделали своё дело и я надеюсь, что до следующей подобной игры нам не придётся ждать ещё один добрый десяток лет. Я бы хотел, чтобы Deus Ex: Human Revolution показала, что умные игры могут продаваться, и геймеры любят свободу больше, чем пальбу из автоматов на Ближнем Востоке.

Вердикт


Мрачное, крутое и прекрасное возрождение великолепной игры. Умное, насыщенное, смешное, изобретательное и бесконечно увлекательное.

94 и Выбор редакции


Лучшие комментарии

УУУУУУУУУУУУУУ!!! Совсем!!!
Хорошая работа! Хоть я и ставлю + всем темам посвященным грядущему Deus EX/ =3
Едва ли. Я в неделю меньше 10-ти голосов даю.
Секрет, ну ты прям гигант (: 94 впечатляет…
Я про лимит вообще не заметил…
Еще 3 дня и сам оценю (в бету играл, не удержался, бета клевая была хоть и не без косяков) Статью обязательно прочту, но уже после игры. Добавил в избранное. 94 это — это сильно.
А мне одного синематика хватило, чтобы окончательно удостовериться в годности игры и её покупке. С: И никаких пятистраничных обзоров не надо. %)
Это читабельно и понятно, а больше, на самом деле, лично мне не надо.
Шикарная статья. Шикарный перевод (с парой мелких помарок).
И добавить к рецензии похоже нечего. Остается только купить игру)
Ну ты конечно могешь…
Читай также