22 января 22 янв. 2 2000

Castlevania: Symphony of the Night. Игра, сломавшая серию

Легенда о вампирах и охотниках

Как-то раз мне пришлось услышать необычную историю о Трансильвании. Раз в столетие на её территории поднимался невиданных размеров замок, который наводил ужас на ближайшее поселения. Сам замок был наполнен дьявольскими существами, механизмами и магией, которыми управлял один человек. Имя ему — Дракула. Мертвец продал душу ради бессмертия и каждый раз пытался усеять мраком весь мир, но …

На любое действие найдется противодействие. Древний (как и сам Дракула) род Бельмонтов каждый раз вставали на защиту смертных и успешно отправляли упыря обратно в могилу. Ровно до одной ночи.

Вернёмся в реальный мир

Понятное дело я говорил о Castlevania. Культовая серия игр, которая запомнилась людям готической атмосферой, геймплеем и визуальным стилем. К сожалению, сейчас серия находятся в коматозном состоянии и причин тому много: провальная  Lords of Shadows 2, уход главных лиц из Konami и скотство последней. Непонимание того, куда двигать игры убила почти все главные линейки компании. Перечислять не буду, вы сами прекрасно знаете какие это серии.

 

Призрачным лучом надежды стал анонс кроссовера с Dead Cells. Звучит, как минимум, интригующе

Но давайте отправимся в конец 20-го века. В 1993 году вышла  Rondo of Blood, ставшая вершиной «Бельмонтовских» игр в серии. Часть собрала огромное кол-во положительных отзывов, но финансовый успех испортила одна маленькая деталь — выход игры на провальную приставку PC-Engine (или TurboGrafx если вы американец в душе). Не спас провал и выход порта на SNES, который перекраивал некоторые детали сюжета и геймплея.

К моменту выхода порта для SNES в 1995 году во всем мире гремела первая Playstation, которая обогнала по популярности приставки от SEGA и NINTENDO. «Грех не выпустить игру на такой консоли», подумали в Konami и направили на разработку трех лиц, которые изменили серию до неузнаваемости- программиста Кодзи Игараси, художницу Аями Кодзима и композитора Мичиру Ямане (да простят меня японоведы за написание имён).

Спустя два года разработки игра упала на прилавки магазинов в 1997 году. Продажи были не особо хороши и виной тому несколько причин: переход с Sega 32X на первую PS, неуверенность компании в успехе и небольшой тираж. Не смотря на это игра купалась в положительных отзывах, а после её нарекут классикой «метроидваний», на которую будут равняться многие игры, в том числе и последующие игры серии.

Journey back to 1792 and Transyvanian contryside of Romania

Рихтер поднимался на самую высокую башню замка. Финал был близок, ведь ему придется сразиться с самым страшным и древним существом — с самим Дракулой. Однако он не боялся его, ведь сам Рихтер был из древнего рода охотников — Бельмонтов, которые уже множество веков истребляли Дракулу. Теперь пришла очередь ему защищать смертный мир.

Легендарный момент 
Легендарный момент 

Вскоре, Рихтер, как и его предки, сразился с Дракулой. И повинуясь воле судьбы, он одержал победу и вновь отправил графа на покой. Но что-то пошло не так.

1797 год. Замок снова восстал из руин, а Бельмонт загадочным образом исчез. На поиски пропавшего охотника выходит Мария Ренард- девушка с магическими способностями и родственница Рихтера. В другой части некие силы света возвращают Алукарда — сына Дракула, который много лет назад сверг своего отца. Взяв фамильные доспехи и меч, главный герой решил снова отправится в замок и сразится с отцом. Это будет долгая ночь.

Ломая канделябры и принципы серии

«Игры в жанре экшен можно пройти довольно быстро, но я хотел создать игру, которой можно было бы наслаждаться гораздо дольше»

Кодзи Игараси

«Симфония» не была первой игрой в серии, которая ввела элементы «метроидваний» и РПГ.  Castlevania 2: Simon’s Quest была первой пыталась ввести необычные механики, но они попросту не работали. Говорить много я о ней не буду, потому что я не играл и есть более сведущие люди (именно с обзора этой игры началась карьера ютубера Angry Video Game Nerd например).

Но давайте все же поговорим о «Симфонии». Ведь говорить есть о чём, т. к. игра, как и сам замок это огромный лабиринт, наполненный монстрами, ловушками и иногда полезными вещами.

Не забудем и про слона в комнате. Не для кого не секрет что источником вдохновения стал один хитов для SNES —  Super Metroid. Никто этого и не отрицал, но и своих идей хватало.

Начнем с RPG механик. Тут все просто: убиваешь монстров, получаешь уровни, качаешь хар-ки и т. д. У героя также есть скрытый список сопротивлений к определенным типам урона, от огня до света (враги также обладают определенными сопротивлениями и уязвимостями).

Помимо стандартного снаряжения в инвентаре лежат и расходники. Список обширен: зелья лечения, еда, бомбы, пилюли с эффектами и т. д. Золото теперь не бонус к очкам, а ресурс, за который можно было покупать предметы, расходники, заклинания и тактику битвы над боссами (самая бесполезная статья расходов) у библиотекаря.

Тот самый библиотекарь. Любит драгоценные камни 
Тот самый библиотекарь. Любит драгоценные камни 

От серии Metroid игра взяла поиск способностей и постепенное исследование карты. Список приличный: двойной прыжок, превращения в животных или в туман, магическая отмычка и т. д. Помимо способностей в замке можно найти и фамильяров — дружественных существ, которые помогают и развиваются по-своему.

Также с самого начала Алукард может использовать заклинания при знании комбинации и при нужном количестве маны. От призыва мелких духов до высасывания душ противников в пределах экрана, от лечения кровью (Алукард у нас дампир) до телепортаций с фаерболами (яблоко от яблони недалеко падает).

Конечно классические детали также остались. Монстры остались такими же, часовая башня все так же бесит, расходники из канделябр никуда не делись и также активируются за сердца, а Дракула все ещё самый слабый главный босс.

По итогу игра стала более комплексной. Количество комбинаций приемов, заклинаний и предметов позволяют создавать интересные и необычные моменты при прохождении.

 Это лишь часть того, что с вами произойдет в игре 
 Это лишь часть того, что с вами произойдет в игре 

А теперь серьёзно

Одним из главных сломов устоев серии стал новый визуальный стиль персонажей и самой игры. «Симфония» стала более мрачной и готической.

Арт из европейской версии обложки игры. Именно благодаря ему я влюбился в эту игру
Арт из европейской версии обложки игры. Именно благодаря ему я влюбился в эту игру

Все персонажи Rondo of Blood претерпели огромные изменения, а Алукард из  Castlevania 3: Dracula’s curse и  Symphony of the night — это два совершенно разных персонажа. Новый визуальный стиль закрепился в серии, а статуэтка с Алукардом стало одним из моих желанных приобретений.

Локации также претерпели изменения. Вместо разорванных штор и обветшалых стен теперь прекрасно обустроенные коридоры с дорогим убранством, а подземелья и темницы не сливаются в единую серую массу и навевают немного жути. Также в некоторых из них есть небольшие, но особо не влияющие на игровой процесс секреты, которые лишь дополняют атмосферу таинственного замка, созданный энергией хаоса (да все именно так).

Музыка это отдельное достоинство игры. В предыдущих частях в саундтреке преобладали электронные мотивы и создавали определенный темп действию. Однако в новой части была сделана ставка на атмосферу, что привело к смене электроники на классическую оркестровую музыку.

Помимо классики в «Симфонии» присутствовали джазовые треки, а во время битв с боссами играет напряжённая рок композиция.

Итог — игра создавала уникальную атмосферу, которая медленно затягивает игрока и заставляет его играть дальше. Музыка в купе с визуалом создавало невероятный спектр эмоций и не может оставить кого-либо равнодушным.

Треснутое зеркало

«Симфония» навсегда останется в топе моих любимых игр до конца моей жизни. Но почему это та игра, что в итоге сломала всю серию?

Ответ прост. «Симфония» стала пиком серии. Компиляция старых и новых идей был настолько хорош, что оставалась только копировать или пытаться делать что-то иное. И с последним были проблемы.

Попытка вернуться к «Бельмонтовским» устоям серии на Nintendo 64 оказались полным провалом, а игры для Gameboy Advance копировали идеи «Симфонии» и изредка добавляли новые фишки (копирование приемов монстров в  Aria of Sorrow например). Дальше было не лучше: попытка уйти в слешеры, неровные игры на Nintendo DS и спорная попытка перезапустить серию по-западному. Происходил очень медленный спад серии.

Не смотря на это, «Симфония» остаётся классикой, в которую стоит сыграть не смотря на возраст. Ну, а если вы не любитель пикселей то для вас есть его духовный наследник —  Bloodstained: Ritual of Night, также собравшее лучшее из серии.

Хоть серия Castlevania находится сейчас в коме, однажды темные силы захотят её разбудить. И мы все будем готовы к этому.


Лучшие комментарии

Читай также