18 января 2023 18.01.23 6 1927

Расскажу вам историю о том, как Витька «Чеснок» вёз Лёху «Штыря» в дом инвалидов

+19

По-своему душевное и притягательное кино о семейных ценностях, пусть и понимаемых через призму окружающей действительности нашей страны.

Помню, как в далёком 2017-м году мне удалось посетить кинофестиваль Arctic Open. В то время я жил и учился в Архангельске, а поэтому стать зрителем Арктического кинофестиваля для меня не составляло никакого труда, если не считать покупку билета в кино и на знаменитый архангельский ПАЗик до кинотеатра.

Одной из главных премьер того фестиваля был фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Более того, на премьере присутствовал сам режиссёр, у которого по неопытности мне удалось задать всего один вопрос. И тот оказался, пожалуй, глупым.

Не без иронии ответив, почему Витька — Чеснок, а Лёха — Штырь, Хант объявил об окончании сессии вопросов и дал старт показу. Все зрители уютно устроились в своих креслах, под которыми малая часть смогла обнаружить небольшие презенты, свет в зале погас, на экране появились первые титры.

Будучи ещё более «воодушевлённым» находчивости собственного вопроса, не обнаружив под креслом ничего кроме засохшей жвачки и выцветшего чека, я с головой погрузился в историю о парне из детдома и его отце из тюрьмы.

«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» — режиссёрский дебют выпускника ВГИКа Александра Ханта, написанный в сотрудничестве со сценаристом Алексеем Бородачёвым. В своё время картина получила множество наград и номинаций в общей сложности на восьми различных кинофестивалях.

Родители, которым повезло с детьми, обычно имеют детей, которым повезло с родителями.

Франсуаза Дольто, французский психолог

За таким необычным, но в то же время запоминающимся и, более того, отражающим основное сюжетное событие, названием, кроется простая и до боли знакомая история о человеческой ненужности.

Двадцатисемилетний бывший детдомовец Витька «Чеснок» (Евгений Ткачук) живёт самой заурядной жизнью в провинциальном городке. Всё чего он хочет – это сбежать от своей «надоевшей и мешающей» семьи. Неожиданно для себя Витька узнаёт, что в городе находится его уголовник отец, прикованный к инвалидному креслу – Лёха «Штырь» (Алексей Серебряков).

Недолго думая, «Чеснок» решает отвезти «Штыря» в дом инвалидов, чтобы впоследствии присвоить себе его квартиру, вдобавок ещё и избавившись от лишней обузы. Герой ещё не представляет, с какими приключениями и моральными выборами ему предстоит столкнуться.

Несмотря на такое, на самом деле, вызывающее название, ассоциируемое исключительно с воровским и тюремным миром, на проверку оказывается, что это очень добрый и светлый фильм, где за ширмой аморального поведения и наигранного максимализма неуемных амбиций дворовой шпаны скрываются такие чувства как любовь, сострадание и страх одиночества, а также обиды прошлого и боль утраты близких.

Хант показывает совершенно обыденную историю российских реалий, не пытаясь гипертрофировано очернить ни происходящие события, ни главных героев, а скорее только возвышая последних на фоне всеобщей бездушности и безразличия.

Вместе с Витькой и его отцом зритель проезжает всю дорогу до дома инвалидов на старом красном «пикапчике», погружаясь душой во взаимоотношения родственников полностью. Где-то ты презираешь «Штыря», невзирая на его нынешнее состояние, за то, что он бросил семью, сделав сиротой Витьку, а где-то с таким же успехом и сам Витька становится ничем не лучше отца в своём совершенно идентичном желании. Но в конечном итоге, к обоим проникаешься чувством жалости.

Как отец, так и сын находят между собой безмолвное примирение. До конца не в силах подобрать нужные слова, оба начинают прекрасно понимать друг друга. «Штырь» осознаёт, что по возвращении из тюрьмы, он оказался никому кроме сына и не нужен. Что все, на кого он надеялся, отворачивались, потупив глаза.

Витька же понимает, что отец продолжает любить его, и что ближе человека у него нет и вряд ли когда-либо будет. Однако при этом становиться похожим на своего отца Витька никак не желает. Но разве это уже не случилось?

Все эти чувства режиссёр, на удивление, смог передать не через ожидаемые бесконечные выяснения отношений на повышенных тонах, что свойственно многим среднестатистическим драмам. Наоборот, Хант смог показать всё предельно тихо и спокойно. Показать так, что по одному взгляду ощущаешь все внутренние терзания персонажей.

Львиную долю в раскрытии характеров и отношений главных героев имеют также актёрские воплощения. Дуэт Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука вызывает самые разнообразные эмоции по ходу повествования. Оба актёра гармонично дополняют друг друга и в то же время ярко контрастируют между собой.

Если роль Алексея, к слову, снявшегося совершенно бесплатно, можно назвать, в какой-то мере второстепенной, взяв во внимание немногочисленность его реплик и действий, то Евгений в прямом смысле – звезда экрана! Ювелирное попадание в образ, исполнение которого может вызывать только восторг, но и опасения за целостность носа. Своего носа.

Александр Хант во время работы с Ткачуком и Серебряковым 
Александр Хант во время работы с Ткачуком и Серебряковым 

С точки зрения операторской работы особых художественных прорывов не наблюдается, но самобытность оператора Даниила Фомичева прослеживается безусловно. Фомичев не скупится радовать зрителей интересными ракурсами и визуальными решениями. Картина снята в серых и жёлтых приглушенных тонах, что дополняет атмосферу и без того грязной и холодной России.

Отлично дополняет атмосферу и саундтрек фильма. Выбор именно такой музыки наилучшим образом как создаёт ощущение «бандитской панельной» России, так и раскрывает природу главного героя. Помню, что после ознакомления с картиной на фестивале в наушниках не переставали переключаться между собой «Панелька» Хаски и песня «Я буду рядом» группы Не Твоё Дело.

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» – фильм не без проблем, но проблем настолько несущественных на фоне вложенных в него сил физических и душевных, что хочется назвать его достойным быть в списке лучших российских картин в области авторского кино за последние пять - семь лет.

Очень решительное и унитарное произведение. Простая история, призванная напомнить о глубине «русской души» и важности кровных уз, которые делают нас теми, кто мы есть.

Прекрасная дебютная работа в области полнометражного кино теперь уже состоявшегося мастера. Посмотрите обязательно!

Подписывайтесь на мой StopGame-блог, чтобы не пропускать качественные материалы!      


Лучшие комментарии

Посмотрел этот фильм совсем недавно. Особого сострадания никто из героев как-то не вызвал, но вот

идея с открытым финалом, где нам самим нужно решать, насколько аморален Чеснок, мне показалась отличной

Да и в целом, снято приятно. Как и сказано было в материале, отлично подходящая музыка звучит («Я буду рядом» в финале — особенно).

Ну и Женя Ткачук — талантище. До этого видел его в фильме «Казнь», и там он был абсолютно другой. Только к концу фильма узнал таки парня.

Поначалу скептически относилась к этому фильму(как и к современным русским фильмам последние пять лет). Но весь скепсис ушёл после повторного просмотра. Хорошее кино, приятно снято, хороший саундтрек.

И совершенно напрасно

Ну, я из русского тогда смотрела в основном мелодрамы… А там разнообразия особо не было.

Что значит унитарное произведение?

Славные ПАЗики Архангельска, в самом деле, экспириенс не хуже игр Миядзаки

FromSoftware experience IRL. Особенно боссы-кондукторы в час пик в забитом автобусе

Читай также