28 октября 2022 28.10.22 83 5167

Давайте окунёмся в ностальгию: «Лучшие компьютерные игры»

Лучший блог недели
2000 ₽

Сразу предупреждаю: этот пост создан для ностальгии, а не рекламы. Автору очень нравится на уютненьком StopGame, и никуда он уходить отсюда не собирается. Но иногда хочется окунуться в счастливое детство, когда: «Маам, там новый номер вышел!..»

Также, всю внутреннюю кухню что тогдашнего, что нынешнего игрожура я не знаю. Поэтому никакого вытаскивания грязного белья на свет не будет. Только хорошие воспоминания.

Один из логотипов журнала
Один из логотипов журнала

С конца девяностых в России выходило несколько игровых журналов. Навскидку могу вспомнить «Страну игр», «Навигатор компьютерных игр», «Игроманию». Я, лично, покупал последний. Но в 2004 году вместо «Мании» (как её про себя называли читатели) я решил купить тогда ещё малоизвестный игровому сообществу тонкий журнал «Лучшие компьютерные игры». И понеслась…

Лучшие игры — лучший журнал

Сейчас, когда игровая журналистика неплохо развита (о качестве, гусары, скромно умолчим), журналы по компьютерным играм кажутся бредом и анахронизмом. Но в те годы, когда стабильный беспроводной интернет был чем-то из области далёкого будущего, подобные издания были если не единственным, то основным способом получения информации об играх. ЛКИ выделялся даже на их фоне, сдвинув с пьедестала свою старшую сестру «Игроманию» (оба журнала были одного издателя — «ТехноМир»). При поверхностном взгляде непонятно, что же в «Лучших компьютерных играх» особого: те же анонсы, советы мастеров, коды, почта, диск с патчами, демо-версиями и программами и диск с видео. Там были прохождения игр? Ха, настоящие геймеры не пользуются прохождениями!

Но подождите, гусары, самое главное здесь — КАК это всё было сделано…

Самый первый выпуск, который я купил в киоске
Самый первый выпуск, который я купил в киоске

Главред

У руля стоял Андрей Юрьевич Ленский (Ричард Псмит), журналист и сценарист. Его неповторимый стиль изложения, профессионализм и горение собственным делом сделали журнал ведущим среди подобной прессы. Каждый выпуск был наполнен интересными материалами, справедливой критикой игр и множеством других вещей, так или иначе связанных с компьютерными играми. Он умел видеть таланты и зажигать творческий огонь в авторах. Для многих постоянных читателей журнал стал чем-то большим, нежели просто журналом об играх. Помимо советов мастеров и прохождений, в журнале были и материалы околоигровой тематики: «Легенды и сказания» (история игровых миров), «Летопись» (исторические события, которые использовались в играх), «Аллея славы героев» (подробный рассказ о персонаже игры), «Красная книга» (игровой бестиарий) и многое другое. Именно Ричард Псмит превратил ЛКИ в «Первый в России научно-популярный журнал об играх».

3 марта 2010 года, вскоре после выхода юбилейного сотого номера журнала, Андрей Ленский умер от болезни крови. Управление журналом перешло в руки Алексея Шунькова (Stager). Будучи неплохим (на тот момент) автором статей, Шуньков оказался никудышным руководителем. Журнал начал меняться в худшую сторону: упало качество статей, уменьшилось количество страниц. В декабре 2012 года журнал закрыли.

Андрей Ленский (Ричард Псмит)
Андрей Ленский (Ричард Псмит)

Статьи и прохождения

Вот в них и было существенное отличие, и имя ему — Качество. Каждая статья была написана настолько живым и красивым языком, что многие читатели ЛКИ мечтали стать журналистами и авторами именно в этом журнале. Кроме того, прохождения игр были в художественном стиле! Каждая подобная статья — это небольшой рассказ. Это не простое «поди туда, возьми вон то» — это натуральное художественное произведение. Журнал можно было читать как литературный сборник. Было видно, что авторам интересно то, о чём они пишут. Александр Домингес, Николай Жогов, Сергей Зверев (не тот, о ком вы подумали), Кристобаль Хунта (многие авторы в журнале использовали псевдонимы), Феликс Морозовский, Антон Лысенко — эти имена для многих стали синонимом словосочетания «игровой журналист». Эх, где они все сейчас…

Это только 1/5 всех авторов журнала
Это только 1/5 всех авторов журнала

Почта и видеоролики

Я объединил эти два раздела, потому что для меня они связаны одним именем — Татьяна Оболенская. Изначально — автор рубрики «Почта», она стала вести видеоновости на диске…

И это — один из обаятельнейших людей во всём игрожуре. Сейчас бы сказали, что рубрика «Почта» была самой ламповой в журнале — и были правы! Всё это благодаря Татьяне — её ответы на письма, где с долей юмора, где серьёзно, а где и с каким-то покровительством, создавали атмосферу уюта в этой рубрике. Каждому она отвечала в определённой манере, и это превращало сухие ответы на письма в настоящий диалог между автором и читателем. Интересно, сколько читателей влюбились в Татьяну?

Новости игровой индустрии с Татьяной
Новости игровой индустрии с Татьяной

Что до видеороликов — их надо видеть. Это была не «Видеомания» (по качеству к ним она даже и близко не стояла), а краткая рецензия закадровым голосом с кадрами из игры. Слушать было интересно, видеоряд и монтаж составлялся весьма грамотно — скучно смотреть не было. А закадровый голос… Я не вспомню точно, кто озвучивал видеоролики, но если этот человек сейчас не работает в большом кино или на радио — очень удивлюсь. Мягкий, спокойный баритон убаюкивал слушателя и вёл его плавно на всём времени повествования. К — значит Качество!

Кроме этого на диске были и «Клуб игропутешествий», интервью с разработчиками, авторские видео из игр — всего не описать. Но всё было сделано на высшем уровне.

Диск №1 с видео. Программы и прочее были на втором.
Диск №1 с видео. Программы и прочее были на втором.

ЛКИ-Creator

С 2004 года авторы журнала начали разработку бесплатного и общедоступного игрового движка с открытым исходным кодом на языке Delphi. Было опубликовано несколько листингов кода простейших игр и объяснены некоторые теоретические аспекты, такие, как выбор жанра будущей игры и искусственный интеллект. От номера к номеру движок совершенствовался, включая в себя улучшенную совместимость и новые возможности. На основе двумерной версии движка, названной впоследствии «ЛКИ-Creator 2D» (через несколько месяцев вышел «ЛКИ-Creator 3D»), сами авторы сделали три игры. Каждый читатель журнала мог создать собственную простенькую игру. Некоторые из них даже выкладывали на диске. Поздравляем, теперь ты — разработчик!

Дуэльный клуб

Идея столкнуть авторов журнала в игровой дуэли не нова. Но и здесь вся соль была в исполнении замысла: перед нами два внутренних монолога с подробным разбором (в художественном стиле) и анализом предыдущих действий, соёдинённых в один текст. Причём, соединённых настолько грамотно, что создаётся впечатление, будто авторы сидели рядом и придумывали текст, а не писали его отдельно, а потом собирали вместе! Редакторам ЛКИ — орден на грудь! Каждому!

Система оценок

Кстати, об орденах. В «Лучших компьютерных играх» не было стандартных для игрожура 10/10. Вместо них оценок было четыре

— нет оценки — даже до середнячка не дотянула;

— медаль — можно поиграть;

— орден — неплохая игра;

— корона — если не Шедевр, то точно игра на века.

Потом, правда, систему баллов ввели, но не все читатели её оценили. На почте и форуме (а вы думали, у ЛКИ не было сайта?) периодически появлялись просьбы оставить только «медаль-орден-корона».

Кстати, именно в «Лучших компьютерных играх» подняли девиз «Игры — это искусство».

На этом можно было бы и закончить, если бы не ещё одна вещь, которая заставляла читателей ЛКИ ждать нового выпуска сильнее, чем дети ждут Новый год, а вышедшие журналы разлетались с витрины киосков печати быстрее, чем пирожки у бабушек. И имя этому

Бета-тестеры

Цикл научно-фантастических рассказов Николая Ромашкина (Призрак). Главные герои, как следует из названия, бета-тестеры, сотрудничающие с журналом «Лучшие вирт-игры». По сути, Призрак описывал в своих рассказах будни игрожурналиста, да и игры, которые проходили главные герои, совпадали с теми, которые были в том же выпуске. Но всё это было написано с искромётным юмором, герои попадали в смешные и нелепые ситуации и приправлено всё научной фантастикой — действие происходило в самой настоящей виртуальной реальности! Кто сказал: » Это же про VR?» Тогда о таком только начинали мечтать… Ксенобайт, Махмуд и Мак-Мэд, Мелисса, Внучка и Банзай — если эти имена вызывают у вас улыбку, поздравляю, нам с вами, батенька, лечиться от ностальгии в одной палате. Тем же, кто ещё не ознакомился с данным циклом, но желает — он остался на сайте ЛКИ. Сайт ещё жив, но используется лишь как архив статей.

Команда молодости нашей... Кстати, на YouTube есть аудио версия цикла
Команда молодости нашей... Кстати, на YouTube есть аудио версия цикла

Цикл рассказов «Бета-тестеры» планировали издать отдельной книгой, но не судьба…

На сегодняшний день

Журнал «заморожен на неопределённый срок». По-русски — закрыт навсегда. Нужно ли его возрождение? Спорный вопрос — сейчас множество различных сайтов на игровую тематику. Но первая любовь, как известно, не забывается: смахиваешь пыль со старых выпусков и погружаешься в детство…

P.S. Есть желание (и возможность) создать новый цикл во вселенной "Бета-тестеров".Так сказать, по мотивам. Вопрос: оно вам надо?


Лучшие комментарии

Sardonix 28 октября 2022, 13:09

Да, по ЛКИ мы «проходили» игры ещё до YouTube) Эх, половина моей подшивки при переезде в 2008 потерялась…
«Бета-тестеры» тоже в fb2 на компьютере и мобильнике хранятся. Периодически перечитываю некоторые эпизоды под настроение.

Сергей Песец 28 октября 2022, 13:03

О, был у меня один их журнальчик. Кажется, май 2009, тема номера — «King's bounty Принцесса в доспехах», хоть в Легенду о рыцаре я не играл, благодаря стилю написания автора всё равно было очень интересно почитать, что же там такого нового придумали разработчики, но больше всего понравилось текстовое прохождение Necrovision, его я раз двадцать перечитывал.

Бета-тестеры тоже глубоко запали в душу: в журнале была одна глава про строительство планера, позже нашёл fb2 файл с полным циклом рассказов, перечитывал на компьютере пару раз. Про аудио версию не знал, надо будет послушать, благо на работе для этого есть все условия.

Ania 28 октября 2022, 21:17

Спасибо за статью.

ЛКИ прошёл мимо меня. Мой отец в основном покупал PC Игры и реже Игроманию. У меня была довольно большая коллекция, но однажды моя мама решила устроить генеральную уборку и избавиться от «бесполезной» макулатуры. Увы, под это определение попали и почти все мои журналы. Спастись удалось только двум выпускам, 12-ти постерам и 29-ти наклейкам, которые по великой случайности лежали отдельно от общей стопки. Это было очень давно, но мне всё ещё обидно.

Кста, у DA2 стоит оценка 8.5! Ну точно занесли. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Артем Ерохин 30 октября 2022, 15:45

Спасибо за статью. До сих пор остались дома эти журналы и диски. Это не была игровая журналистика, это было приключение. Помню проходил первую fable строго по руководству из журнала, и прошёл её на 100 процентов.

Особенно приятная грусть по клубу игропутешественников, где Ярославцев (Золтан, Зератул, Оптимус Прайм и другие) рассказывал нам о красотах Азерота.

Это смешивается уже с ностальгией по wow и по юной игровой индустрии, поэтому сворачиваюсь)

Textoplet 29 октября 2022, 17:29

По поводу статей дополню: нравились их познавательные рубрики, косвенно связанные с играми. Когда они писали про оружие, исторические события, бестиарий — в результате получалось не только познавательно, но ещё и упоминали в каких играх интересным образом затронут или раскрыт предмет статьи.

Бестиарий был особенно полезен, чтобы наконец разобраться — кто такие гоблины, орки, гномы и… опять гномы!.. Всё из-за перевода, когда есть дварфы — гномы, и гномы — gnome, которых для избежания путаницы можно переводить как карлики. Вот где бы ещё книгу найти, в которой в такой же увлекательной и доходчивой форме, как писал Андрей Ленский, продолжили традицию рубрики «Красная книга»!..
Ещё интересный был «Дуэльный клуб» — позволял иногда узнать об играх, мне незнакомых. Да и тактику свою авторы там лихо описывали!..

Iskrit 28 октября 2022, 20:13

Я любил этот журнал, и с печалью воспринял эго закрытие. Мне нравились статьи с советами и прохождением игр. Такого больше нигде не делают. Сейчас нормальных текстовых гайдов как играть в игру просто нет. Руководства в Стиме наверное ближе всего к этому понятию, но все-равно не то.

Сейчас жанр грамотных гайдов жив, наверное, только в мире онлайн игр, и то там есть туча своих проблем.

И да, ЛКИ был лучше игромании.

Ierarh 28 октября 2022, 22:56

Крайне забавно читая блог про ЛКИ на СГ не увидеть нигде упоминания КироСлава =3

Я в своё время на СГ так и попал, узнав от друга уже после закрытия журнала, что Шалашов с Орешкиным осели тут. Но, по иронии судьбы, когда я сюда пришёл их уже и тут не было х)

iom 5 ноября 2022, 1:46

Помню, как на несколько докладов на уроке истории в школе меня вдохновили статьи из ЛКИ.

А чтение вслух Бета-тестеров помогло убедить моего «антигейминг» дедушку в том, что болеть играми не страшно, а может быть здорово!

Эх, где ещё найдёшь так здорово описанную историю каноничной (на тот момент) вселенной Star Wars и многих других.

Спасибо за порцию доброй ностальгии! Сохраним в себе приятное чувство, особенно в нынешнее время

Sardonix 29 октября 2022, 11:21

Я вот частенько задумываюсь: а каким бы был сейчас ЛКИ? Сумел бы приспособиться к новым реалиям?
А Ленский, конечно, глыба игрожура, тут сомнений нет.

shadowlordm 28 октября 2022, 14:55

Эх. Каккие были времена. Этот журнал покупал каждый месяц и номера не пропускал. каждый месяц ходил за ЛКИ. Игроманией и Мирам Фантастики. Каждый журнал дополнял друг друга.

В ЛКИ было прекрастно все. авторы. изложения текста. конечно прохождение некоторых игр. даже советы от читателей там были по играм.

Sardonix 28 октября 2022, 15:30

После закрытия ЛКи долгое время обитал на «Игромании» (и туда авторы уходили), но не то. StopGame как-то лично мне ближе кажется к любимому журналу. Есть здесь что-то от ЛКИ, что-то неуловимое...

Textoplet 29 октября 2022, 16:57

Хороший был журнал.
Немного стыдно, что я его не стал покупать значительно раньше. Предпочитал тогда «Игроманию», которая своими DVD подкупала (в эпоху без интернета именно с дисков доставал всякие интересные штуки).
Тем более, что на дисках они публиковали тексты прохождений игр из журнала ЛКИ. Этого мне хватало.
Потом, наконец, ради любопытства попробовал взять журнал ЛКИ и оценил!.. От «Игромании» совсем отказался (ПК-игрок я и журнал «Лучшие компьютерные игры» идеально ложился на мою философию жизни.

Очень жаль, что закрыли форум. Пропали интересные темы и записи оттуда. Удивительно, что при этом до сих пор работает форум Игромании, хотя, кажется, будто нынешняя редакция сайта даже не подозревает о нём. Хорошо, что сайт ЛКИ сохраняют как архив выложенных статей и прохождений игр. До сих пор выручает.

Читай также