15 мая 2022 15.05.22 1 1018

Dark Souls. Мир в котором мы живём. Панофобия и формационная теория.

+5

Здравствуйте, дамы, господа, товарищи и неопределившиеся.

 

Видеоверсия

Итак, о чём была серия Dark Souls? Конечно же не ошибусь если скажу, что о боли, страдании и чувстве безысходности, вызываемыми у игрока после пятидесятой попытки завалить имбалансного босса, вот обо всём об этом.

Серьёзно, кому в голову пришла "гениальная" идея сделать телепортирующегося, лечащегося босса с мощными дальними и резкими ближними атаками?
Серьёзно, кому в голову пришла "гениальная" идея сделать телепортирующегося, лечащегося босса с мощными дальними и резкими ближними атаками?

В большинстве своём игроки воспринимают «душную» серию, как хардкорное испытание, в котором просто надо взять дрын побольше и избивать здоровенных монстров, заходя с тыла. Конечно, там был ещё и сюжет, но поскольку, для того чтобы его хотя бы узнать, надо читать описания всех предметов, болтать со всем поехавшими НПС, а затем подвергать всю полученную информацию глубокому анализу. Хотя в конце концов, всё равно придётся идти на Ютуб, чтобы тебе всё объяснили.

В интернете можно найти множество пересказов сюжета серии, но о чём же на самом деле нам рассказывают игры Миядзаки? Почему Dark Souls это самое точное отображение нашей с вами реальности? Что объединяет создателей Соулсов с такими классиками фэнтези, как Говард, Толкиен и Сапковский? И для того, чтобы ответить на эти вопросы, придётся начать с самого начала.

У Dark Souls гораздо больше общего с классикой фэнтези, чем это может показаться на первый взгляд.
У Dark Souls гораздо больше общего с классикой фэнтези, чем это может показаться на первый взгляд.

А начать нам придётся довольно банально, а именно с краткого пересказа сюжета. Итак, в начале были драконы, неизвестно были ли когда-то это самое начало, или драконы существовали всегда как атман в индуизме. В целом не важно, главное, что драконы были самыми первыми, всеведущие и всеблагие. Но даже они были бессильны перед самой великой силой в мире, а именно перед временем. В какой-то момент вечная серость, в которой не существовало ничего, разделилась на Свет и Тьму, Жизнь и Смерть и прочие дуализмы, как и бывает в любой мифологии. Тогда же возник огонь, в котором первые боги нашли свою силу, то есть великие души, а также некий маленький человек Манус нашёл тёмную душу, но не присвоил её себе, а разделил со своими соплеменниками, пришедшими из тьмы, они и стали первыми людьми.

Не стану тут подробно расписывать все перипетии сюжета, тем более Вы легко можете найти статьи, ролики и даже целые каналы, посвященные этой теме. Остановлюсь только на нескольких важных для нас моментах. Одним из богов, можно сказать верховным богом-громовержцем был Гвин, который в последствии стал править людьми и богами, а созданное им королевство Лордран стало местом, по истине, поражающим воображение.

Но, как и в случае с эрой драконов, подошла к концу и эра огня. Только в отличии от драконов боги не стали мириться с таким раскладом дел и попытались искусственно поддерживать жизнь пламени. В конце концов, верховный бог Гвин принёс себя в жертву, чтобы только продлить эпоху богов, но даже это было лишь временное решение.

Далее начинает разворачиваться непосредственно действие игры: избранный, пророчество, долгий путь в поисках силы и новая жертва Огню. Впрочем, сейчас предлагаю обратить внимание не на протагониста игры, а на Гвина.

Можно ли назвать поступок Гвина смелым? Определённо. Правильно ли было то, что он сделал? А вот с этим не так всё просто. Казалось бы, при первом взгляде то, что совершил бог-громовержец, когда пожертвовал собой, ради продления существования источника силы и жизни богов и людей, никак иначе как героическим поступком не назовёшь. Однако, далеко не всегда отважные поступки совершаются ради благих целей.

Конечно же Гвину удалось перезапустить цикл Огня, но только не совсем, мир начал постепенно умирать. С каждым новым витком цикла, сил для нового возжения требовалось всё больше, а результат был всё слабее, мир постепенно погружался в разложение и хаос. И в, конце концов, самое последнее возжигание Огня, не позволило возродить мир, а Пламя, как бы насмехаясь над Чемпионом Пепла, лишь понемногу тлело.

Тогда что же заставило Гвина пойти на поступок, в конечном счёте, приведший мир к такому печальному финалу? Для этого немного поговорим о том, что же пытался защитить Гвин.

Итак, Эра Огня, эра благородных рыцарей, мудрых магов, благочестивых жрецов и всесильных богов. Эра великих городов и монументальных храмов. Казалось бы, что может быть плохого в том, чтобы желать вечно жить в подобном мире. Но вот только боги не смогли понять того, что знали всеведущие драконы, всему, рано или поздно приходит конец. И то, что когда-то поражало сиянием и великолепием, тускнеет и разлагается, добродетель превращается в порок, а благо во зло. Смена эпох является естественным явлением для этого мира, а попытка нарушить ход вещей извращает саму суть того, что пытается защитить.

Но конечно же Гвин жертвовал собой, не имея злого умысла, он пытался сохранить тот порядок вещей, который, как ему казалось, был единственно верным. Главный среди всех богов боялся наступления эры без Огня, Эры Тьмы, впрочем, как и остальные боги. Парадоксально, но на смелый поступок Гвина толкнул именно страх.

Так что же это был за страх? Итак, страх перед будущих, а точнее страх перед переменами является одной из крайних форм панофобии, то есть той разновидности фобии, которую принято называть боязнью всего. При этой форме расстройства, индивид начинает боятся вообще любого фактора, который хоть как-то может изменить привычную картину мира.

Вообще страх перед будущим, является нормальным состоянием для любого человека. Чтобы там не утверждали в передачах с Рен-ТВ, мы не можем заглянуть в будущее, а следовательно, для любого человека, каждый новый день — это шаг в неизвестность. Но в крайних формах подобный страх может принимать формы фобий. Страдающие данной разновидностью панофобии могут боятся вообще любых изменений, пытаясь законсервировать своё нынешнее существование, и в конечном итоге превращая своё жизнь, в её подобие.

Конечно же всем нам в той или иной степени приходится испытывать страх перед переменами, будь то переезд, смена места работы или профессии. Что ж говорить о такой глобальной вещи, как смена эпох и кардинальные изменения самого уклада жизни.

И именно попытка отрефлексировать психологию эпохи перемен ставит серию игр Dark Souls в один ряд с такими произведениями как «Властелин Колец», цикл ведьмака и «Час Дракона» Роберта Говарда. Ведь не смотря на то, сеттинг фэнтези является чуть ли не синонимом эскапизма, но лучшие фэнтези-произведения повествуя о других мирах, всегда, всё же, рассказывают о нашем.

Тема жизни во времена смены эпох прослеживается и во «Властелине Колец» с его окончанием эры колец и уходом эльфов, в знаменитой серии Сапковского также зачастую поднимается тема глобальной смены парадигмы существования, под конец саги всё чаще персонажи начинают повторять мысль: «Что-то кончается, что-то начинается». В единственном романе Роберта Говарда про Конана-варвара «Час Дракона» также зачастую проскальзывает мысль об уходящей эпохе таких героев-одиночек как Конан и чего-то нового, приходящего им на смену.

Конечно же, всё это, как говорится, лирика. Но можно ли как-то избавиться от страха перед будущим, если позволите, систематизировать смену эпох? И я сейчас говорю не о констатации факта самого существования панофобии из психологии и не о религиозном или философском смирении перед неизбежным, а чём-то другом.

С самых первобытных времён только научное познание мира позволяло человечеству побороть страх перед тьмой и неизвестностью. Как только появляется возможность разложить непознанное на понятные формы, то отступает и страх.

И я сейчас говорю о формационной теории исторического прогресса, описывающей всё развитие человеческого общество через смену формаций, зависящих от отношения к производительным силам. Хотя, не стану Вас тут грузить научной терминологией, Вы можете самостоятельно найти в интернете объяснение данной теории от людей более компетентных.

Но главное, что нам стоит вынести из формационного подхода, это понимание неизбежности смены общественного уклада.

Последнее утверждение стоит разобрать на примерах. Итак, давайте по порядку. Вспомним как капитализм занимал ведущую позицию в мире, сменяя феодализм. Несмотря на то, что современные медиа пытаются убедить нас в том, что подобные глобальные изменения могут происходить по желанию одного или нескольких людей, на самом деле, даже представить, что просто в какой-то момент Кромвель, Робеспьер или кто иной, вдруг просто захотели сменить строй, и поэтому, как говориться, всё завертелось. Тогда не могут не возникнуть вопросы «А почему же такие люди не возникали раньше? Почему одинаковые изменения происходили в разных местах, но, примерно, в одно и то же время?».

На самом деле, глобальные изменения в обществе происходят не из-за чьего-то доброго или злого умысла, не из соображений о чьём-то благе, не из альтруистических или эгоистических побуждений. Изменения происходят, потому что не могут не произойти, а попытка законсервировать текущее положение вещей, лишь приводит к кризисам внутри системы. Достаточно вспомнить всю кровь, пролитую в революциях, с помощью которых капитализм прорубал себе дорогу. Притом многим живущим в то время, казалось, что всё летит в бездну, человечество деградирует, и возможно близок конец света, иначе как объяснить, почему некогда благородных рыцарей, величавых монархов, и сиятельных аристократов сменяют обычные то

Ост-Индская торговая компания. Когда-то даже предположение, что ведущие роли в обществе займут купцы, а не рыцари казалось бредом сумасшедшего.
Ост-Индская торговая компания. Когда-то даже предположение, что ведущие роли в обществе займут купцы, а не рыцари казалось бредом сумасшедшего.

И вот почему серия Dark Souls произведение затрагивающие, возможно, одну из самых глобальных тем в человеческой истории. Игры Миядзаки повествуют о том, что касается абсолютно любого человека на нашей Земле. Все мы так или иначе испытываем страх перед будущим, многим кажется, что после Эпохи Огня, наступит Эра Тьмы, в которой не будет ни света, ни огня и ничего хорошего. Но Эра Тьмы – это эра, в которой люди будут полагаться не огонь, данный им богами свыше, путеводным огнём станет тот, что находится в душе у каждого.

И не надо думать, что в эре тьмы не будет света, в противном случае, что тогда могли увидеть глаза Хранительницы Огня, если бы это было так?


Теги

Лучшие комментарии

По  началу думал, что статья слегка СПГС, поэтому читал со скепсисом. Но потом и сам задумался — что то в этом есть . 

Как минимум, интересный взгляд  даже не на Соулс лор, а скорее на идею в его основе  и ее  репрезентацию в реальном мире.

Читай также