
Просыпайся!
Представьте чудесный сон, в котором вам показывают очень красивый мячик. Вы уже тянете к нему свои руки, чтобы схватить, но тут его отбирает местный хулиган, и чудесный сон превращается в кошмар. С главным героем Happy Game все произошло буквально, а для меня — мячик — трейлер Happy Game, увиденный мной в прошлом году.
Я захотел купить её, как только увидел, но потом пришли «хулиганы» — прочие релизы, скандалы в видеоигровой индустрии, и игра просто затерялась в информационном потоке. Но вот «кошмар» заканчивается, и на свет выходит новое детище Amanita Design — Happy Game. Игры этой чешской студии всегда вызывали у меня неподдельный восторг. Начиная с Machinarium, открытой мной в 2010 году, я попал в ловушку атмосферности этих игр.
Именно стиль произведений Amanita Design во многом и привлекает аудиторию. Визуальная и музыкальная составляющие создают такую густую, уникальную атмосферу, что кажется, ее можно срезать ножом с экрана и намазать на хлеб.
Поэтому, как только Happy Game появилась на прилавках виртуальных магазинов, я купил и прошел ее за один присест. И знаете… Это был самый необычный опыт из всех игр студии. И вот почему:
Happy Game, как и большинство проектов студии — point-and-click-квест. По сюжету маленький мальчик ложится спать, и во сне видит три кошмара, в которых ему надо спасти три любимые вещи — мячик, плюшевого зайца и щенка. Управляем мы им с помощью клавиш передвижения или курсора. Как и полагается, на пути достижения целей надо решать головоломки. Все более чем классично.
Если сравнивать Happy Game с самыми известными играми студии этого жанре — Samorost и Machinarium, она гораздо проще. На каждой из локаций нас ждет загадка, решение которой всегда лежит на поверхности. В Samorost иногда приходилось наугад подбирать предметы из-за абсурдной логики, в Happy Game почти нельзя ошибиться. За всю игру, которую можно пройти за час, я встретил всего одно место, вызвавшее у меня затруднение. И то, только из-за моей невнимательности. В игре нет сложных комбинаций из предметов, как в Machinarium, да и вообще мир скуп на загадки. Чаще всего нам надо за что-то потянуть и на что-то нажать. Игра больше напоминает Chuchel, в котором тоже были относительно простые головоломки. Но у меня есть теория о том, почему игра настолько простая. О ней я расскажу позже. Сейчас о более важной составляющей игры.
Выглядит и звучит Happy Game, как и все остальные игры студии — восхитительно. Переняв сюрреалистический стиль Cuchel, игра насмотрелось всевозможных хорроров, перебрала с кислотой и стала визуальным адом (в хорошем смысле). Если герои Чучел — милые существа, то население Хэппи Гейм — представители хардкорного психодела. При виде нового монстра я с выпученными глазами пялился в монитор, не понимая: пугает меня этот кровавый медведь, которому я отрываю пасть, или чарует.
Скриншоты я делал стабильно два раза в минуту. В этом огромная заслуга художника и ведущего дизайнера игры — Яромира Плахи. Существа, придуманные им, настолько же милы, насколько и ужасны. Гиперболизированное насилие и чересчур миловидные монстры создают очень яркий контраст, который отлично работает над созданием атмосферы кошмара.
Happy Game — игра страшная, действительно страшная. И она пугает не за счет громких звуков и резких кадров (хотя в игре присутствует и то и то), а за счет атмосферы и настроения, которые она создает.
Например, в одной из самых интерактивных сцен — собирания игрушек, мы должны поочередно взаимодействовать с каждым из предметов. И по началу мальчик радуется каждой из игрушек, но со временем все они превращаются в психоделических, кровавых, одержимых призраков. Чтобы достать детальку от кубика, надо разорвать куклу пополам, а достать барабанную палочку можно только вытянув у собаки голову. Жутко? Жутко. Но больше всего меня испугала маленькая уточка. Может помните, как в детстве вы брали с собой в ванну игрушки, а после вытряхивали из них воду? Здесь тоже самое, только из уточки надо вытряхнуть кровь. И то, с каким она звуком это делает, вселяет ужаса больше, чем обе части OutLast.
Музыкальное сопровождение за авторством DVA тоже под стать ночному детскому кошмару: веселые напевы ребенка сочетаются со скрипящими, царапающими звуками, что заставляет нас чувствовать себя крайне неуютно.
Единственное, разочаровало, что под конец игра от слова совсем перестала меня пугать: то ли я прикипел, то ли образы на экране стали действительно менее стремными. НО! Менее шикарными они от этого не стали! Чего стоит только ритуал местных ведьм, раздирающих очередного ребенка на куски
Во время прохождения в моей голове зародилась теория о том, почему игра именно такая. Почему она настолько простая, и почему мы видим то, что видим. Вы удивитесь, но при всей своей жестокости и кошмарности Happy Game — игра для детей. Конечно, не буквально. Я бы не рекомендовал ее ни одному ребенку. Да и сам, если бы прошел ее лет в 7, стал жертвой ночных кошмаров. Но в случае с игрой работает все крайне занимательно.
Главный герой — маленький мальчик, и путешествуем мы именно по его кошмарам. А чего боится почти каждый ребенок ребенок? Быть обиженным — кошмар с мячиком, потерять любимую игрушку — кошмар с плюшевым зайцем, остаться одному — кошмар о потере щенка. Всем известно, что сон — это проекция нашего сознания, и мы не можем видеть или чувствовать то, с чем не сталкивались в реальной жизни.
Поэтому и образы в кошмарах — проявление самых частых детских фобий. Отсюда и простота заданий с загадками. Детский мозг просто не в состоянии придумать более сложные задачки.
Впрочем, Happy Game не о загадках вовсе, а об удивительных образах и монстрах, воплощенных Якубом Дворски. Этих персонажей с таким же успехом можно было бы реализовать как на картине, так и в мультфильме. Но, как и в случае дипломной работой, Якуб выбрал формат видеоигры. За что мы, естественно, благодарны.
Минусы: небольшая продолжительность, простые головоломки.
Плюсы: действительно страшные персонажи, выразительный визуальный стиль, липкая атмосфера ночного кошмара.
Просыпайся!