3 ноября 2021 3.11.21 1 6615

Happy Game: Мир детских кошмаров

Представьте чудесный сон, в котором вам показывают очень красивый мячик. Вы уже тянете к нему свои руки, чтобы схватить, но тут его отбирает местный хулиган, и чудесный сон превращается в кошмар. С главным героем Happy Game все произошло буквально, а для меня — мячик — трейлер Happy Game, увиденный мной в прошлом году.

Я захотел купить её, как только увидел, но потом пришли «хулиганы» — прочие релизы, скандалы в видеоигровой индустрии, и игра просто затерялась в информационном потоке. Но вот «кошмар» заканчивается, и на свет выходит новое детище Amanita Design — Happy Game. Игры этой чешской студии всегда вызывали у меня неподдельный восторг. Начиная с Machinarium, открытой мной в 2010 году, я попал в ловушку атмосферности этих игр.

Именно стиль произведений Amanita Design во многом и привлекает аудиторию. Визуальная и музыкальная составляющие создают такую густую, уникальную атмосферу, что кажется, ее можно срезать ножом с экрана и намазать на хлеб.

Поэтому, как только Happy Game появилась на прилавках виртуальных магазинов, я купил и прошел ее за один присест. И знаете… Это был самый необычный опыт из всех игр студии. И вот почему:

 

Не беги, подожди

Happy Game, как и большинство проектов студии — point-and-click-квест. По сюжету маленький мальчик ложится спать, и во сне видит три кошмара, в которых ему надо спасти три любимые вещи — мячик, плюшевого зайца и щенка. Управляем мы им с помощью клавиш передвижения или курсора. Как и полагается, на пути достижения целей надо решать головоломки. Все более чем классично.

Одна из задач — засунуть эту морковку в кролика. Не переживайте, поместится.
Одна из задач — засунуть эту морковку в кролика. Не переживайте, поместится.

Если сравнивать Happy Game с самыми известными играми студии этого жанре — Samorost и Machinarium, она гораздо проще. На каждой из локаций нас ждет загадка, решение которой всегда лежит на поверхности. В Samorost иногда приходилось наугад подбирать предметы из-за абсурдной логики, в Happy Game почти нельзя ошибиться. За всю игру, которую можно пройти за час, я встретил всего одно место, вызвавшее у меня затруднение. И то, только из-за моей невнимательности. В игре нет сложных комбинаций из предметов, как в Machinarium, да и вообще мир скуп на загадки. Чаще всего нам надо за что-то потянуть и на что-то нажать. Игра больше напоминает Chuchel, в котором тоже были относительно простые головоломки. Но у меня есть теория о том, почему игра настолько простая. О ней я расскажу позже. Сейчас о более важной составляющей игры.

Плюшевые мишки Сатаны

Выглядит и звучит Happy Game, как и все остальные игры студии — восхитительно. Переняв сюрреалистический стиль Cuchel, игра насмотрелось всевозможных хорроров, перебрала с кислотой и стала визуальным адом (в хорошем смысле). Если герои Чучел — милые существа, то население Хэппи Гейм — представители хардкорного психодела. При виде нового монстра я с выпученными глазами пялился в монитор, не понимая: пугает меня этот кровавый медведь, которому я отрываю пасть, или чарует.

Этот мишка — мой фаворит.
Этот мишка — мой фаворит.

Скриншоты я делал стабильно два раза в минуту. В этом огромная заслуга художника и ведущего дизайнера игры — Яромира Плахи. Существа, придуманные им, настолько же милы, насколько и ужасны. Гиперболизированное насилие и чересчур миловидные монстры создают очень яркий контраст, который отлично работает над созданием атмосферы кошмара.

Пожалуй, хорошо, что играю я днем

Happy Game — игра страшная, действительно страшная. И она пугает не за счет громких звуков и резких кадров (хотя в игре присутствует и то и то), а за счет атмосферы и настроения, которые она создает.

Например, в одной из самых интерактивных сцен — собирания игрушек, мы должны поочередно взаимодействовать с каждым из предметов. И по началу мальчик радуется каждой из игрушек, но со временем все они превращаются в психоделических, кровавых, одержимых призраков. Чтобы достать детальку от кубика, надо разорвать куклу пополам, а достать барабанную палочку можно только вытянув у собаки голову. Жутко? Жутко. Но больше всего меня испугала маленькая уточка. Может помните, как в детстве вы брали с собой в ванну игрушки, а после вытряхивали из них воду? Здесь тоже самое, только из уточки надо вытряхнуть кровь. И то, с каким она звуком это делает, вселяет ужаса больше, чем обе части OutLast.

Музыкальное сопровождение за авторством DVA тоже под стать ночному детскому кошмару: веселые напевы ребенка сочетаются со скрипящими, царапающими звуками, что заставляет нас чувствовать себя крайне неуютно.

 

Единственное, разочаровало, что под конец игра от слова совсем перестала меня пугать: то ли я прикипел, то ли образы на экране стали действительно менее стремными. НО! Менее шикарными они от этого не стали! Чего стоит только ритуал местных ведьм, раздирающих очередного ребенка на куски

Нет, это не тот самый мем.
Нет, это не тот самый мем.

Теория о замысле игры

Во время прохождения в моей голове зародилась теория о том, почему игра именно такая. Почему она настолько простая, и почему мы видим то, что видим. Вы удивитесь, но при всей своей жестокости и кошмарности Happy Game — игра для детей. Конечно, не буквально. Я бы не рекомендовал ее ни одному ребенку. Да и сам, если бы прошел ее лет в 7, стал жертвой ночных кошмаров. Но в случае с игрой работает все крайне занимательно.
Главный герой — маленький мальчик, и путешествуем мы именно по его кошмарам. А чего боится почти каждый ребенок ребенок? Быть обиженным — кошмар с мячиком, потерять любимую игрушку — кошмар с плюшевым зайцем, остаться одному — кошмар о потере щенка. Всем известно, что сон — это проекция нашего сознания, и мы не можем видеть или чувствовать то, с чем не сталкивались в реальной жизни.

Страх того, что скрывает темнота.
Страх того, что скрывает темнота.

Поэтому и образы в кошмарах — проявление самых частых детских фобий. Отсюда и простота заданий с загадками. Детский мозг просто не в состоянии придумать более сложные задачки.

Впрочем, Happy Game не о загадках вовсе, а об удивительных образах и монстрах, воплощенных Якубом Дворски. Этих персонажей с таким же успехом можно было бы реализовать как на картине, так и в мультфильме. Но, как и в случае дипломной работой, Якуб выбрал формат видеоигры. За что мы, естественно, благодарны.

Минусы: небольшая продолжительность, простые головоломки.
Плюсы: действительно страшные персонажи, выразительный визуальный стиль, липкая атмосфера ночного кошмара.


Лучшие комментарии

Читай также