11 сентября 2021 11.09.21 6 57K

Как Рефлексия создала «Город, в котором меня нет» [Философия Аниме]

0

Тут будут спойлеры. (Не) Много. Так что, читайте лучше после просмотра аниме.

 

Вступление

Когда вышло аниме «Повторная жизнь» многие хвалили его за романтическую линию, упуская название и следовательно цель автора. А ведь история про парня, который потерял смысл жизни. Ему дали шанс изменить свою судьбу, чем он воспользовался и смог в итоге социализироваться в обществе. Именно эта цель проходит красной нитью через всё аниме: цени жизнь, ведь она не бесконечна.
Аналогичная ситуация с «Город, в котором меня нет». И если вы относитесь к людям, которые пишут, что это аниме про глупый детектив и милую детскую романтику… Знаете, мне кажется вы невнимательно слушали этого персонажа из начала первой серии.

Оставим пока его и обратимся к автору манги — Кэй Самбэ.

Погружение

Он родился в префектуре Хоккайдо. Окончив школу, переехал в Токио и поступил в университет на специальность художника фонов. Во время обучения он стал ассистентом мангаки Хирохико Араки — создателя ДжоДжо — и проработал с ним 8 лет. Параллельно пытается написать хоть какую-то интересную историю. А за следующее 7 лет своей деятельности он так и не напишет популярную мангу.

Одни ударялись в попсовое этти, другие в клишированные истории. Всем его работам словно чего-то не хватало. Возможно таланта, опыта или рефлексии.

А вот это уже важная зацепка.

Сатору, главный герой аниме, тоже из Хоккайдо переехал в Токио. И тоже долгое время не мог добиться успеха как мангака. Он боялся открыться миру и писал никому не нужные истории. Но после всех ключевых событий в аниме, он попадает в кому на 15 лет. Меняется. И пишет мангу, которая позже удостоилась аниме-адаптации.

Мне кажется, или они чем-то похожи?
Мне кажется, или они чем-то похожи?

И давайте для полноты картины рассмотрим других персонажей и их роли.

Мама Сатору — идеал родителя, по мнению Санбэ. Её цель — поддерживать сына на протяжении всего пути.

Друзья из школы — инструменты для двигателя сюжета. Помогают в расследовании и создают ощущение того самого идеального детства.

Дзюн — метафора мотивации и пример как неуверенность может загубить всю жизнь. Он как путешественник во времени. Говорит, что курить плохо, это тебя убьет. Но ты продолжаешь курить и неожиданно умираешь через неделю. В нашем случае он мотивирует Сатору быть смелее, быть честным и поступать так, как хочешь. Но как и с курением — Сатору понял это только тогда, когда получил шанс изменить свою жизнь.

Каё — главная героиня, которая выступает метафорой ключевого изменения. Она событие, приведшие к цепи неудач Сатору.

Яширо — учитель и по совместительству убийца Каё, следствие аморфности Сатору. Он как отложенное дело, которое с каждым днём сильнее и сильнее влияет на мир. А потом просто задавливает своей невозможностью откладывать дальше.

Айри по своей одежде, стилю рисовки и фразе…

…похожа на Каё. Айри помогает Сатору справится со своими проблемами и выступает метафорой юношеского максимализма и надежды. Поэтому конец истории помимо любовного воссоединения обретает второй смысл — даже изменив судьбу, твоя надежда не умрёт.

Это всё даёт понимание, что на самом деле история не о мальчике детективе. Подтверждает это и сам автор. Проблема появления этой манги зарыта в голове Кэй Самбэ. Он прошёл путь длинной в 15 лет. Ничего не достиг. И у него зародилась идея. Сделать историю про путешествие во времени с примесью детектива. Он начал набрасывать персонажей, выстраивать фабулу, но чего-то не хватало.

И тут он приходит с этим первым томиком к Редактору, который говорит: «знаешь, в этой истории не хватает тебя».

Самбэ сразу уловил суть слов. В этот же день он переписывает всех персонажей, меняет концепцию и начинает копаться в своём прошлом. Находит там крупицу истины. И теперь вместо «пародии на Врата Штейна» пишет «историю своей рефлексии».

Философия

Ностальгия как Рефлексия

Мы привыкли понимать ностальгию в нескольких контекстах. Один из самых известных, это «раньше было лучше».

Так происходит, когда недоволен своей нынешней жизнью. А из-за когнитивных искажений в голове остаются воспоминания только о хорошем. Поэтому нечто новое для таких людей вызывает отвращение.

Есть другой тип, когда вспоминаешь моменты из жизни и тоскуешь по ним. Это есть медицинское определение ностальгии и это уже депрессивный синдром.

Но существует и третий тип, когда анализируешь свое прошлое с целью улучшить будущее. Это и называют Ностальгия как Рефлексия.

Суть её в том, чтобы вместо самобичевания на почве неудачи начать её анализировать. Рассмотрим на примере аниме.

В начале Сатору предстаёт как замкнутый и не уверенный в себе человек. Он создал мнимый барьер от окружающих и пытается выглядеть нелюдимым.

Таким он стал благодаря своим решениям. И нам известно, что самым ключевым стало решение не помогать Каё. Он понимал, что что-то не так, но его общественная маска мешала в этом разобраться. И даже Кэнъя, друг Сатору, хоть и видел синяки, но ничего не делал. Но как только происходит убийство Каё, в Главном Героем ломается внутренний стержень. Единственный аргумент, который убеждал его не лезть в чужие проблемы. Аргумент, что Каё жива. Всю оставшуюся жизнь он убеждает себя, что именно он виноват в смерти Каё. Что зная о проблеме — не попытался помочь её решить.

Чувство вины одно из самых сильных негативных чувств. И чем дольше мы с этим живём, тем сильнее замыкаемся в себе. Поэтому Сатору стал таким. И поэтому метафорический погиб в этой мировой линии.

И в обычной жизни стоило бы прибегнуть к рефлексии и отпустить чувство вины. Но так как всё же это аниме, то Сатору дают второй шанс всё исправить. Поэтому зная к чему приведут его решения — он начинает планомерно их исправлять.

Решение как часть жизни

Знаете, это довольно удобно. Допустить ошибку, откатится назад и исправить её. Именно так в своих размышлениях считал Кэй Самбэ о 15 творческих годах. И когда создавал эту историю.

Как было уже сказано, Сатору стал замкнутым после смерти Каё. В метафорическом плане — Сатору сделал выбор, который оказался ошибочным. Не смог с этим смирится и загубил всё своё будущее. Приведу более близкий нам пример, как неудача на контрольной или как неудача на собеседовании. Можно всё бросить и превратить ошибку в трагедию. А можно спокойно сесть, проанализировать и вынести какой-то урок.

Это нас подводить к той самой рефлексии Кэй Самбэ и поиску своей цели, чтобы мотивировать себя. Он перенёс своё состояние на Сатору. И используя концепцию путешествия во времени начал менять ключевые решения. Здесь и заложена основная метафора.

Сатору погрузился в своё сознание и начал выстраивать цепочку действий с самого начала. Он перебирал все возможные варианты, чтобы исправить случившееся. И таким образом проводил терапию своего пути.

Если мы рассматриваем смерть Каё как ключевое решение, то на его место можно поставить другую ситуацию. Игровой пример, когда не помогаешь Цири из-за своей неуверенности. Или просто принимаешь решение не вмешиваться. Тогда она в конце истории погибнет. Можно привести реальный пример, когда поступаешь в университет потому что все поступают. И даже не думаешь какое направление тебе ближе. Поэтому просто отсиживаешь ещё 4 года за партой.

Все эти решения приводят к плачевным или не очень последствиям. Если они уже наступили, как-то было у Сатору, то остаётся принять их и начать анализировать путь.

Сатору делает тоже самое. Погибшие дети в его истории — это такие же решения. Когда он их спасает, то таким образом принимает прошлое. И следовательно меняет оставшуюся цепочку событий. Но остаётся ещё один важный компонент. Убийца этих детей.

Изначально Яширо предстаёт как классическое зло. Убивает без какой-то явной на то причины. И причём автор даже не пытается выстроить в сюжете детективную линию. Всё потому, что для истории совершенно не важно кто убийца. Это лишь инструмент для повествования, который выступает как противодействующая сила. Если ничего не делаешь, то она тебя и не трогает. Но если начинаешь взаимодействовать с миром, то получаешь от неё в ответ.

Но история Яширо на этом не заканчивается. На самом деле его роль более чем важна.

«Пустота в сердце» как Смысл жизни

Как социальные существа мы нуждаемся в других людях. Для нас важно общение и перенятие полезной информации. Но есть другой важный и немного абстрактный элемент жизни. Это заполнение пустоты в сердце.

Первое что приходит на ум при подаче такого определения, это любовные отношения. На самом же деле это лишь малая часть всей концепции данного понятия.

В ситуации с Яширо заполнением пустоты в сердце будет убийство. Было бы логично, но нет. Давайте пойдем по порядку.

Главная проблема дачи конкретного определения в том, что все мы разные. Можно взять за основу синонимичное понятие — смысл жизни. Каждый сам определяет для себя, чем заполнить пустоту. Для одних это может быть хобби, другие любят созерцать природу, третье фанаты своей работы. Единственно чем можно объединить все типы заполнения пустоты, дак это получение удовольствия от жизни.

Классическая философия здесь тоже сводится к понятию блага. То есть не столько важно к какому течению ты прильнешь, сколько личное удовлетворением им.

Например, Аристотель полагал, что целью человеческих поступков является счастье. Оно состоит в осуществлении сущности человека.

Эпикур же провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия. Не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Но чем дальше развивался человек, тем большими терминами обрастал смысл жизни. В нашем, современном мире, главной проблемой стала философия успеха. Она обесценивает человеческую индивидуальность. Пытается свести всё к одному правилу. Подменить личную ценность другой, популярной сейчас в обществе.

И возвращаясь к Яширо. Он так же стал заложником этого состояния.

Он убивает людей у которых видит над головой нить паутинки. Да, звучит как психическое расстройство только вот в чём дело. Это тоже не заполнение пустоты в сердце. Это оправдание и попытка обмануть самого себя. Ведь на самом деле Сатору является тем самым элементом. И если он умрёт, то Яширо последует за ним.

«Город, в котором меня нет» как Big in Japan

Когда автор пишет свою историю, то помимо сюжета продумывает ёмкое и характерное название. Это не обязательно автор книги или манги. У статьи, которую вы сейчас читаете, тоже оно есть.

Задача названия привлечь аудиторию и дать понимание о содержании. Но со вторым пунктом часто любят играться.

Название «Город, в котором меня нет» присутствует внутри самого аниме. Так называется рассказ Каё. В нём она пишет о том, что хочет уехать ото всех на какой-нибудь остров. Тем самым, рождает метафору о Городе, в котором её не будет.

То есть название говорит об отрешённости от действительности. И нам подают это исключительно как проблему Каё. Что она одна даже живя в городе, уже не существует в нём. Никто не общается с ней в школе. Никто не пытается помочь даже если видит. Все вокруг словно делают вид, что её не существует.

Но Каё в этой истории помогает Сатору. И в итоге она уезжает из этого города. Избавляется от метафорического статуса и делает его фактическим.

Только на этом всё не заканчивается.

Сатору попадает в кому. Через 15 лет он просыпается в городе, где его не было. Теперь он снова вынужден выстраивать всю цепочку связей. И в этом ему помогают школьные друзья.

Если зная все эти вводные снова обратится к названию, то можно понять сокрытый в нём смысл. «Город, в котором меня нет» это авторский термин человека, который не подходит этому месту. В концепции творчества это называется Big in Japan. Так говорят о тех, кто не смог стать известным в США. Но стал популярным в Японии.

В контексте «Города, в котором меня нет» это мечтать быть значимым где-то далеко. При этом здесь уже являясь никем.

Произведение как авторская рефлексия

Таковым был Кэй Самбэ до момента написания своей манги. В своём творчестве он был никем. И единственным спасителем его жизни стала рефлексия. Поиск своей цели, мечты. Поэтому он нуждался в произведение, через которое смог бы сублимировать свои переживания. И даже пускай его к этому подтолкнули. Он всё равно сам прошёл весь этот путь. И вынес для себя ценный жизненный урок.

Нужны не только талант и видение. Вам нужна такая точка в мультивселенной, когда вы окажетесь в своём месте и в своё время. Для каждого из нас шансы оказаться в этой лучшей точке стремятся к нулю. Но даже если не смотря на это продолжать бить в одну и ту же идею — однажды, у вас всё получится. (С)Дмитрий Кунгуров

Лучшие комментарии

Вот оно что… Добавлю тогда сейчас «Варнинг!» в начале.
Спасибо :)

Я делал с мыслю, что раз это текстовые блоги, то текст главнее.
Закину тогда вторым спойлером для удобства. Спасибо :)

Небольшой совет: видео версию лучше вставлять перед текстовой. А то сейчас выходит, что пользователь сначала читает полностью блог, а только потом узнает, что мог бы посмотреть ролик

Твою работу обесценили спойлеры, о которых ты не предупреждал, имхо. 

Что касается меня, то я прочел блог с интересом. Моего мнения о данном тайтле это не изменит в положительную сторону, однако в контексте глубины задумки оно стало все же лучше :)

Он убивает людей у которых видит над головой нить паутинки. Да, звучит как психическое расстройство

А разве не так ? 

Удивлён, что Кунгурова цитируют. Лучше уж тогда В, Черчилля:

«Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма.»

Блог не плохой, а музыка после, каждой серии — ещё лучше.

Читай также