22 июля 2021 22.07.21 1 725

Carrion (2020)

+2

В хоррор-играх мы чаще всего оказываемся слабой жертвой. Убегаем от маньяков, психов, опасных призраков и агрессивных монстров. Все эти существа страстно жаждут почувствовать сладкий запах страха главного героя, ведь едва ли он может что-то противопоставить их силе, свирепости и неутолимой жажде крови. Мы убегаем со всех ног, прячемся и зажимаем рот и нос, молимся, лишь бы тварь не услышала взволнованное, заходящееся дыхание. Боимся выйти из нашего убежища, ведь знаем — ЭТО совсем рядом, ОНО знает территорию, мы — нет. ОНО уверено в победе, мы же чаще думаем, что в такой плачевной ситуации следующий вдох будет последним, а единственное, что будет маячить перед глазами — иконка во весь экран "Игра окончена", давая лучше почувствовать свой проигрыш на фоне быстро бьющегося сердца от неожиданного скримера.

Но что если представить себя совершенно в другом положении? Имеющим полный контроль? Возвышающимся над эмоциями, распространяя этот самый безудержный животный страх? Идея не нова, однако и не имеет распространения в нашей виртуальной реальности. Известных проектов, в которых игроку давалась бы возможность лицезреть ужас игровых созданий, смотреть за тем, как в панике они превращаются в безмозглых зашуганных зверьков, надеющихся слиться со стеной и избежать ужасной участи, с ходу и не назовёшь. Да, это ведь совсем не то, о чём речь шла выше. Контроль в твоих руках, ты уже поставил приговор каждому несчастному NPC. Ведь ты и есть главный герой — организатор дикой бойни. Вокруг тебя вращается немилосердный к ним сюжет, игра сама позволила тебе это насилие и жестокость.

Зато приходят новые чувства: азарт погони, радость разрушения, желание подмять под себя весь мир. Ведь чего ещё может желать аморфное существо, состоящее из плоти, зубов и зверства? Поглотить своей огромной пастью весь мир, всю вселенную, чтобы всё вокруг состояло из пульсирующей массы мяса и крови с ручейками набухших вен.

Прошлогодний проект поможет любителям виртуального насилия и разрушения почувствовать себя в роли чего-то настолько мерзкого и агрессивного, что может родиться в голове только у другого тёмного гения мысли нашего вида. Все инстинкты к причинению боли, желания лицезреть плоды своей опьяняющей власти, всё самое тёмное и злое выльется здесь — в этом инди-хорроре такого же страшного 2020 года.

"Carrion" — инди-игра в жанре хоррор и платформер, работа над которой началась ещё в 2017 году под руководством Себастьяна Кроскевича из польской студии Phobia Game, а на свет хоррор вышел 23 июля 2020 года благодаря американской компании Devolver Digital. Команда разработчиков презентовала продукт как "хоррор наоборот", в котором игроку как раз предлагается взять на себя роль хищника, а не жертвы, что уже точно привлечёт внимание. Среди игроков же игра описывается как платформер с элементами метроидвании.

Историческая справочка.

"Metroid"
"Metroid"

Метроидвания — концепция жанра компьютерных игр, поджанр приключенческого боевика. Назван в честь серии "Metroid" и "Castlevania", которые сочетают в себе наборы игровых механик и процессов.

"Castlevania"
"Castlevania"

В таких играх существует большой связный мир, который можно исследовать, однако доступ к некоторым его частям перекрыт всяческими препятствиями и недостаточным уровнем развития персонажа. Данные трудности необходимо преодолевать, подбирая подходящие инструменты и способности. Такой сбор поможет главному герою побеждать более сложных врагов, находить секретные места и проходы. Главная особенность метроидвании — искусно переплетённые сюжет и геймплей.

В данном проекте игроку выпадет возможность побродить по подземным запутанным коридорам в образе опасного бесформенного монстра цвета свежей крови, множеством гибких щупалец и смертоносных зубов. Все эти прелести разбросаны в разных местах тела и формируют собой разрушительной силы оружие, способное принести хаос не только в научном комплексе, но и во всём мире, чем мы и будем заниматься добрых три-четыре часа геймплея.

Как в незыблемой классике страшного кинематографа по типу "Нечто" или "Капля" аморфные живые существа никогда не оказываются дружелюбными и миролюбивыми. Как только высшие умы биологического общества лезут изучать доселе невиданных странных существ, ставить на них опыты и прочее, всё заканчивается трагедией и неисчислимым количеством жестоких смертей. В "Carrion" тот же весьма стандартный сюжет.

Существо без определённой жизненной формы, но с высокой агрессией и аппетитом вырывается на свободу из экспериментальной колбы, а игрока с первых секунд обступают крики ужаса работников и охраны, ему нужно двигаться по трубам, вентиляционным проходам в поисках отобранного учёными своего биологического материала для успешной эволюции в более смертоносную и сокрушительную форму.

Art by David Romero
Art by David Romero

По пути предстоит разрушать разной прочности преграды, умело использовать щупальца для открытия рычагов и дверей, заодно уничтожая живое население базы в целях питания и наращивания новой массы. Можно развивать как основные способности, без которых попасть на следующий защищённый уровень базы просто не получиться, так и дополнительные, что придадут вашему ненасытному существу более угрожающий облик. С попаданием в новые блоки сложность преград, местности и охраны увеличивается, игроку необходимо умело пользоваться способностями и применять их в нужных местах, попутно стараясь не потеряться в бесконечных однотипных проходах, так как игровая карта действительно обширная и запутанная, могут возникнуть сложности в ориентировании.

Сюжет игры довольно-таки слабый, это отмечают в числе общих минусов. Не представлено никакой предыстории или же завязки, игроку сразу же предлагают вырваться из своего заточения и погрузиться в мир криков и крови. Только лишь три раза за всю игру можно увидеть ранние события и поиграть человеком, одним из учёных, что изучал этого самого монстра. В дальнейшем будет показан один интересный эпизод, но он окажется весьма предсказуемым для хоррора данной концепции, да и скорее не вводит игрока в смысл происходящего, а показывает отношение военных структур к научному сообществу и их предостережениям о сомнительном применении нового вида живого организма. Честно сказать, даже анимационный трейлер к анонсу игры выглядит более захватывающим, чем конечный продукт. Но толику удовольствия от разрушения игрового мирка точно можно получить.

  В общем и целом игра получила довольно положительные оценки . Плюсами критики отмечают интересную игровую графику и стиль оформления, а также не особенно запоминающийся, но весьма атмосферный саундтрек, подобный можно услышать в относительно современных фильмах с накалом обстановки или сюжетной сцены. Минусы же не настолько тянут игру вниз по рейтингам, однако из-за них в десятибалльной шкале оценивания ей можно поставить семёрку, а то и вовсе назвать "проходной". Например, по мнению критика "Игромании" Дениса Павлушкина, "Carrion" "не смогла из интересной идеи вырасти в любопытную игру уровня "Hollow Knight" или "Rain World".

"Hollow Knight"
"Hollow Knight"
"Rain World"
"Rain World"

  Геймдизайнеры будто не знали, что с этой идеей делать и как в её рамках бросить игроку вызов". Конечно, эту игру уж точно по сложности и вовлечённости не сравнить с обширным и глубоким миром "Hollow Knight", но всё же нашего пожирателя персонала подземной базы можно назвать "удачным экспериментом" в плане визуала и самой возможности вести историю от лица кровожадного монстра. 

Структура игры

Как в игре с основным элементом метроидвании, здесь развитие и усиление персонажа значит больше, чем глубина сюжета. Продвигаясь уровень за уровнем и заражая собой саму структуру базы, способствуя её стремительной коррозии, существо по частям возвращает себе генетический код, приобретая всё более опасную для всего живого форму. Но что конкретно это за монстр? Как и откуда он взялся? Для какой цели, помимо изучения, оно содержалось на базе в "разобранном" виде? Что станет с миром, вырвись такая тварь на свободу? К сожалению, на многие вопросы игра так и не даст ответов даже после полного прохождения, что достаточно сильно ударит по восприятию и вовлечённости игрока в этот мир глухих, забрызганных кровью коридоров.

Кем же всё-таки является наше смертоносное существо? Сама игра может дать хотя бы возможный вариант современного прототипа этого виртуального монстра. Во время управления учёным, игрок бродит по базе и собирает образцы некоторых червей, которые могут являться частями чудовища. Они сходны с трубочником обыкновенным (лат. Tubifex tubifex) — вид малощетинковых червей. Это тонкие, нитевидные, розового цвета существа длиной до 40 мм.

Сходства и правда есть.
Сходства и правда есть.

На каждом сегменте тела имеют по 4 щетинки, питаются разлагающимися частицами, заглатывая и пропуская через кишечник ил. На такие ассоциации может натолкнуть и Гидрофилия — способность, позволяющая монстру распадаться на рой червей в воде, чтобы проплыть сквозь сетку или решётку. Так что можно предположить, что главный герой есть сгусток невероятно сильно мутировавших червей. Он таковым и является на вид, только с огромным количеством шипов, челюстей, щупалец и глаз (они ещё и меняют цвет в зависимости от стадии эволюции). Всего их 3 на 15 ячеек биомассы.

1) Первая стадия (1-5 биомасс) — цвет глаз и полоска здоровья зелёный. На данной стадии монстр маленький, быстрый и очень уязвимый. Используемые способности имеют больше защитный характер и для атаки из ловушки. В бою следует проявить терпение и построить план нападения, так как существо не сможет применить грубую силу. По большей части эта стадия применяется для решения головоломок и прокладывания пути дальше по карте.

2) Вторая стадия (6-10 биомасс) — жёлтый цвет, увеличение размера и силы. Монстр способен выпускать кератиновые шипы (получается что-то вроде брони) и перемещает вес тела в переднюю часть, становясь живым тараном, что позволяет выбивать деревянные и металлические препятствия, а также наносить значительные повреждения противнику.

3) Третья стадия (11-15 биомасс) — кроваво-красный, предостерегающий цвет. Последняя, самая мощная и громоздкая стадия. Большинство проблем можно решить только лишь силой и тараном в виде себя же. Кератиновая броня покрывает собой всё тело и выдерживает мощность самонаводящихся взрывных снарядов. Можно применить пробивную атаку на данном этапе — удар шквалом щупалец, способную разрушить крупные боевые строения, типа мехов или тяжёло экипированных солдат. Однако на данной стадии существует проблема с передвижением — существо слишком крупное и теряет манёвренность, сложнее проникать в узкие проходы и уворачиваться на поле боя.

Всеми тремя стадиями игрок должен умело пользоваться в зависимости от территории нахождения монстра. Есть возможность оставлять мясистые коконы с биомассой в специальных резервуарах, а затем благополучно возвращаться за ними.

У существа присутствуют целые классы способностей: от активных и используемых на постоянной основе, до пассивных и служащих в качестве устойчивости к агрессивным внешним условиям. В большинстве случаев же они имеют защитный характер (невидимость, броня). Для более мощной и эффективной атаки используется последняя стадия эволюции с ранее приобретёнными силовыми усилителями. Самая полезная и основная способность — Паразитизм двухуровневый. На первом монстр выпускает совсем маленькую часть себя, проникая в живого человека или уже убитого и заставляя открывать себе двери, даже можно застрелить товарищей своей куклы. Финальным и сюжетно важным уровнем паразитизма является полное заражение существом жертвы и захват её тела и нервной системы.

Разных способностей в игре хватает, и казалось бы, это в совокупности делает монстра совершенно неуязвимым. Однако всё же понимаешь, насколько отвратительный главный герой хрупок, когда лбом в лоб сталкиваешься с натиском его разношёрстных врагов.

Противников в игре действительно много с разным уровнем сложности и опасности. На пути будут встречаться и беззащитные, кричащие от ужаса рабочие, что сгодятся только для кормёжки, и более вооружённые труднодоступные солдаты, которые не побоятся применить против вас огнемёты, пулемёты и силовые поля. Хотя стоит отметить, что интеллект у тех и других уровня овоща, ведь стоит только уйти из виду, как выжившие сразу забудут про огромную плотоядную тварь, опустят пушки и продолжат спокойную прогулку по полу-разрушенному и закиданному кусками товарищей помещению.

А вот орудие человечества в этом хорроре поумнее и опаснее самих создателей, вот уж кто действительно способен принести вам проблемы и заставить регениться по нескольку раз. Дроны и турели - самые проблемные враги, так как первые налетают всем скопом и быстро вас аннигилируют, а вторые нужно отключать самостоятельно, если вам удастся проскочить незамеченными мимо чутких сенсоров.

Если вы играли в отцов-основателей метроидвании, то точно можете сказать, что "Carrion" слабовата именно в этом плане. Она берёт цепляющим глаз визуалом и самой редко где применяемой концепцией главного героя монстра, так сказать. Как уместно было подмечено критиками, чувствуется незавершённость интригующей идеи по большей части из-за приедающегося и местами неудобного геймплея.

Геймплей

Однозначно, играть стоит на геймпаде, движения монстра чувствуются куда лучше, что только усиливает ощущение невредимого людоеда, кем игра так любезно позволяет побыть игроку. Неизвестным существом легко управлять одним только движением стика — оно уже автоматически вытягивает щупальце и хватает какой-либо объект. Другие же кнопки и их зажатие отвечают за применение разных способностей. Поначалу это и впрямь увлекательно: проскальзывать прямо перед носом ничего не подозревающих людишек, нападать на них исподтишка, поглощая их изуродованные тела, не оставляя на этажах ни одной живой души. Разрушать всё на своём пути, заражая собою каждый уголочек базы. Превращать боевые машины в груду бесполезного металлолома. Замечательное чувство всесилия, правда? К сожалению, оно может продлиться недолго, хотя это ведь достаточно индивидуально, может, вы проникнитесь куда глубже. Казалось бы, целых 12 разных локаций удовольствия хаоса и разрушений, и всё же процесс становится однотипным. Всё сводится к тому, что игрок слоняется по похожим уровням, выискивая новые лазейки, где он ещё не всё разрушил. Ухудшает ситуацию и полное отсутствие игровой карты, так что игрок вынужден напрягать память и пытаться ориентироваться самостоятельно. Конечно, в основном игра как бы сама ведёт монстра по уровню, однако заблудиться легко, особенно на финальных этажах базы.

  Так как точное ориентирование на местности представляется затруднительным, неравнодушным пользователем Demajen был создан целый набор карт основных локаций с указанием всех биологических материалов для полной прокачки вашего монстра. Также трудность в управлении видна на последнем этапе эволюции, где громоздкое и неуклюжее, но не менее от этого опасное, существо должно протискиваться в узкие проходы или взаимодействовать с мелкими рычагами и другими головоломками. Ещё может раздражать явная уязвимость. Как такому мощному существу, находящемуся на последнем этапе своего развития, состоящему полностью из могучих щупалец и крепких зубов, что могут пробить буквально что угодно, в состоянии что-либо навредить? Несмотря на это монстр чересчур быстро гибнет от огня и очередей выстрелов, игрок вынужден часто восстанавливаться, чтобы нападать снова и снова, пока не удастся удачно зачистить локацию.

В общем, привлекательно, конечно, чувствовать себя в роли монстра, но на первом часе, потом же ты просто ищешь рычаги, срываешь решётки, протискиваешься в трубы, чтобы попасть в похожее место и начать всё по новой.

Опять же, это обобщённое мнение, может именно вам игра покажется тем самым недостающим элементов в игровом опыте. Лично мне нравилось быстро расправляться с уровнями, искать проходы и дополнительные способности, но меня путало отсутствие карты, а одни и те же переходы с уровня на уровень давили на голову. Впрочем, это не помешало мне насладиться необычной ролью монстра.

Графика

Игра точно с первого взгляда привлечёт ваше внимание интересным стилем старых-добрых восьмибиток и грамотной анимацией монстра. Элементы убийства, разрывание тел и их дальнейшее поглощение точно оправдают свой высокий возрастной рейтинг.

Интересный момент: в пре-альфа версии игры разработчиками был показан несколько иной дизайн и взаимодействие.

Сам стиль выглядит немного другим. Будто фигурки людей увеличили, а самого монстра наоборот. Да и нападение на жертв было даже больше кровавым (имелась возможность щупальцем хватать человека за голову, бить об стену и отрывать от тела вместе с частью хребта с достаточно неприятным звуком, любуясь, как из дыры в трупе фонтаном бьёт кровь), однако подробности и без того высокого уровня насилия снизили, и теперь существо просто питается телами для собственного развития. Узоры крови и заражения на стенах в коридорах выглядят весьма завораживающе.

Музыкальное сопровождение

Безусловно, чрезвычайно атмосферный саундтрек к игре был записан Крисом Веласко. И пусть он не запоминающийся, зато служит хорошим фоном под происходящее мясо. Благодаря ему можно почувствовать импульсы, что пронизывают игрока перед очередным нападением на жертву, уже давно предрешая её судьбу. Саунд в меру напряжённый, в меру энергичный, особо не влияет на настрой игрока, просто играет фоном, словно в лифте, путешествие в котором будет вашим последним и самым худшим.

Ну что же, если подвести итоги, можно смело назвать "Carrion" занимательным проектом на несколько часов. Да, он, скорее всего, не запомнится, а просто будет числиться в списке пройденных игр в силу проблемного геймплея, скудности окружающего мира, общей истории, однотипности действий и задач. Даже наличие поиска новых способностей для совершенной прокачки не особенно спасает, так как под конец все улучшения будут заточены под нажатие рычагов и выбивание препятствий.

И всё-таки не стоит упускать из виду, что сама идея уже может крепко завлечь вкупе с интересным графическим стилем и чувством управления неудержимым жестоким монстром. Этот хоррор-платформер позволит на добрых три-четыре часа побывать в шкуре твари, целиком и полностью состоящей из чистой жестокости, смертоносных зубов и совершенных охотничьих инстинктов, исполняя своё единственное желание — почувствовать щупальцами свежий воздух и уничтожить всё, что может помешать этому.

Работая в условиях подземной секретной лаборатории, являясь важным учёным, солдатом или простым охранником, внимательно приглядывайтесь к своим коллегам. Течёт ли у кого из них кровь носом? Двигается ли как-то неровно и рвано? Имеет ли усталый вымученный вид? И не относитесь так пренебрежительно к шуму в вентиляции или в трубах. Редко когда они оказываются простыми техническими проблемами.


Лучшие комментарии

Странно видеть скриншот именно той части Castlevania в разделе с расшифровкой жанра, которая метроидваней не является.  А скриншот с Metroid больше похож на мокап, а не настоящий скриншот игры.

Читай также