Serious Sam — ретроспектива
Серьёзный Сэм. Ярчайший игровой персонаж, культурная икона и, чего уж мелочиться, герой Хорватии. Эта непревзойдённая звезда видеоигр соткал своё имя из чистейшей неприкрытой крутости в легендарной серии игр Serious Sam.
Как он попал в них? Откуда он пришёл? Кто породил этого мастодонта зубодробительных шутеров от первого лица? Давайте разбираться.
Алло, белобрысый, это ты?
Начать стоить с истории компании Croteam. Эти ребята выживали на футбольных симуляторах, но талант и стремление молодых разработчиков не кончались на создании однотипных игр. В 1996 году команде пришла в голову идея создать шутер, который сможет почивать на лаврах наравне с легендарной игрой DOOM. Но проблема была с выбором движка...
Период конца девяностых был полон инноваций в играх. Сначала вышла Duke Nukem 3D, где герой мог вертеть головой по всем сторонам, взаимодействовать с различными объектами и смотреть в зеркало. Через полгода Джон Кармак презентовал игру Quake. Тогда хорваты поняли, что покупать движок во время быстрого развития технологий совсем не вариант, по этому придётся создать свой.
Ночами ребята разрабатывали инструментарий S-cape 3D. Как вспоминает сейчас креативный директор Croteam Давор Хунски: «В то время игры могли выдержать до десяти врагов на экране за раз, а мы хотели добраться до сотни».
Ребята, бесплатные билеты в Ад обеспечены!
По легенде, одному из главных разработчиков шутера In the Flesh приснился парень в майке с изображением бомбы, красных кедах и джинсах. "Назовите игру Сэмом" — сказал этот парень. Разработчики восприняли сон со всей серьёзностью, так и родилось название Serious Sam.
Хорваты начали распространять демонстрационные варианты среди издателей, но всюду получали отказы, либо гробовое молчание. И они решились на последний шаг — выложить публичную версию, дабы заручиться поддержкой игроков. Как вы понимаете, игровая общественность восприняла игру очень положительно, а один из испытателей так воодушевился, что отправил письмо Croteam с просьбой взять его на озвучку главного героя. Этим парнем оказался Джон Джей Дик, работник стриптиз-клуба, чей голос мы до сих пор слышим в играх про Крутого Сэма.
Добавим ритма, попляшем пободрее!
Serious Sam: The First Encounter отлично выстрелила. Игроки насытились сюжетными шутерами, а Крутой Сэм мало того, что возвращал в строй классическую формулу отстрела монстров, так ещё и прибавлял к этому множество нововведений. Отличный движок с красивой графикой и эффектами, армии из сотен врагов, которых было несколько десятков видов.
У разработчиков оставалось ещё много контента из альфа-версии, по этому они приняли решение создать ещё два эпизода. "Второе Пришествие" считается среди игроков лучшей игрой серии. Сэм отправлялся в путешествие по разнообразным локациям, на которых ему встречались новые монстры. Но герой не промах: в его арсенале появились бензопила, огнемёт и снайперская винтовка.
Очередной успех заставил Croteam пересмотреть планы на выпуск эпизодов. Теперь они взялись за продолжение на новом движке.
Нравится, не нравится — спи, моя красавица!
Сэм заимел успех не только на персональных компьютерах. Оба эпизода первой игры были изданы на консоли Xbox Original. Они включали в себя графические улучшения и переработку некоторых аспектов дизайна. Без того юмористичная игра стала ещё более забавной.
По этому Croteam выпустила на Playstation 2 игру "Serious Sam: The Next Encounter". Это можно назвать третьим эпизодом "мультяшного" Сэма, ведь стиль был взят из Xbox версии. Данная игра отметилась множеством интересных механик, уникальными врагами, альтернативным огнём у вооружения, транспортом. Вектор развития второй части был предопределён.
Serious Sam 2 попала на экраны игроков в 2005 году. Сообщество фанатов разделилось на два лагеря. Кому-то пришлись по нраву разнообразнейшие локации, слегка детский юмор, интересные битвы с боссами. Остальные же ругали игру за "несэмерскую" атмосферу.
Забегая вперёд, следует сказать, что Croteam гордятся игрой, но не стали делать её каноничной для основного сюжета.
Помнишь меня? Ты была моей юношеской любовью.
После второй части Croteam брались за множество проектов, но, к сожалению, не доводили их до конца. Из двух таких проектов можно выделить шутер в стилистике современной войны и продолжение DOOM.
После всех неудач разработчики решили не выкидывать наработки, а использовать их для Serious Sam 3. Между делом, для обкатки новой версии движка, хорваты выпустили HD перезапуски "Первой крови" и "Второго пришествия". Игроки вспомнили старого друга и были в ожидании новой части. Под конец 2011 года выходит приквел - Serious Sam 3: BFE.
Юмористическая составляющая прошлых игр отпала, зато всё остальное осталось на месте. Сэм остался крутым и отпускает шутки во время сражений с толпами разнообразных врагов.
В основном игру ругали за долгую раскачку игрового процесса на первых уровнях и отсутствие былой красочности в локациях. Проект удался и пришёлся по нраву критикам и игрокам.
Началась разработка Serious Sam 4. Игра должна была выйти в 2014 году, но творчество Croteam зашло слишком далеко. Их идеи вылились в головоломку The Talos Principle.
Чувствуется серьёзная огневая мощь.
Вплоть до 2018 года о Serious Sam 4 практически не было ничего слышно. Появились инди-ответвления от сторонних разработчиков, переиздание классики под названием "Serious Sam: Classics Revolution", VR версии и ремастер обоих HD пришествий и третьей части.
Но в апреле на официальном канале Croteam появился короткий тизер, где под весёлую музыку Сэм рассекает поля Франции. В конце ему на встречу бегут тысячи разных монстров...
До мая 2020 года никто не знал, когда примерно выйдет игра, какие у неё будут основные особенности. Но 24 сентября Serious Sam 4 вышла и получила шквал хвалебных отзывов как от критиков, так от игроков.
Это великолепное возвращение Сэма в строй. Игра не потеряла динамики, зато приобрела альтернативный огонь для оружия, транспорт, улучшения для самого Сэма.
В основном игру ругают за плохую оптимизацию на выходе и практически полное отсутствие системы легионов, заявленной в рекламных материалах.
Меня зовут Сэм, если кто не понял.
Так что же ждёт Крутого Сэма в дальнейшем?
У Croteam есть планы на выпуск ремейка Serious Sam 2, который уже станет каноничным для вселенной. Кроме того, наброски идей присутствуют даже для Serious Sam 7. Но прежде всего разработчики возьмутся за продолжение "Принципа Талоса".
Serious Sam - яркая и интересная серия, которая придётся по нраву многим геймерам, которые любят красивые пейзажи и интересные игровые решения.