10 октября 2020 10.10.20 20 6724

Феномен Хранителей. Наследие Алана Мура

+17

Феномен Хранителей. Наследие Алана Мура

Не так давно отгремела церемония награждения “Эмми”, на которой второй, после “Игры Престолов”, авторский сериал HBO “Хранители” получили сразу четыре премии: “Лучший мини-сериал”, “Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме”, “Лучшая мужская роль второго пална в мини-сериале или телефильме” и “Лучший сценарий эпизода мини-сериала, фильма или драматической программы”. Мнения о данном сериале разошлись, кто-то винил сериал в плохом продолжении истории комикса, кто-то за излишнюю повестку современного общества, а кому-то сериал просто понравился. Сегодня в своем блоге я хотел бы порассуждать на тему того, как сейчас живет наследие легендарного Алана Мура и почему экранизация его графического романа — гиблое дело.

Как один человек изменил индустрию комиксов?

Для начала стоит рассказать о том, кто вообще такой Алан Мур и чем так велик его вклад. Алан Мур родился 18 ноября 1953 года в Англии в маленьком городке Нортхемптоне. Начиная с 7-8 лет, с возраста, когда он впервые познакомился с комиксами, он видел в них непаханое поле, которому еще только предстоит принести плоды. Скорее всего, он даже и не догадывался, что в будущем его признают величайшим автором комиксов в истории, а также назовут «одним из самых значительных британских писателей последних пятидесяти лет». Но начиналось все с малого: одной из значимых вещей для Мура в комиксах было то, что они показывали ему Америку, которую он никогда не видел, и не просто Америку, а именно комиксную, искаженную версию страны, которая впоследствии окажет большое влияние на его творчество. Свой путь он начал в качестве художника комедийных стрипов в местной газетенке. В дальнейшем он понял, что художественная сторона комиксов его не привлекает, а вот формат для рассказа истории подходил ему как нельзя кстати. Позже, благодаря знакомым, ему удалось поработать в Marvel UK и журналах 2000 AD и Warrior.

 Я не хотел говорить людям, что им думать, я хотел сказать людям, чтобы они начали думать

Главное отличие комиксов до и после Мура заключалось в видении супергероев. Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать. Сюжеты его комиксов несли политическую подоплеку на Британию 80-ых годов, как в “V-Значит Вендетта”, и говорили о проблемах экологии, как в “Саге о Болотной Твари”. Его герои философствовали и цитировали классику, а после и самих героев разбирали на цитаты. Маска Гая Фокса из его комикса стала символом протеста и борьбы против коррупции, символом Анонимусов, а также одним из самых известных интернет-мемов.

Из под его пера вышло не одно хорошее произведение: уже упомянутые Вендетта и Болотная Тварь, “Из Ада”, комикс про Бэтмена “Убийственная Шутка”, “Лига Выдающихся Джентльменов”, а также самый известный его графический роман — “Хранители”.

История о реалистичных людях в масках и богоподобном Докторе Манхеттане в альтернативной Америке получила множество наград и номинаций, а также дала его создателям мировую известность.

 

Чем же так хороши оригинальные “Хранители”?

Закрученный сюжет, философские размышления и аналогия на острую политическую обстановку между СССР и США — одни из малых вещей, которыми Хранители запомнились читателям. Мур сумел изобразить мир, в котором, по его мнению, отображена реалистичная реакция человечества на появление супергероев.

В первую очередь мне хотелось бы, чтобы мир, в котором окажутся “чарлтоновские” персонажи, был куда более реалистичным по замыслу, чем прежние миры супергероев, и в то же время сильнее отличался от нашего собственного мира, чем Земля-1, Земля-2 или Земля “ марвеловская”. Чтобы понять, к чему я клоню, постарайтесь представить, чем обернулось бы для мира реальное появление супергероев — как в политическом, так и в психологическом смысле.

Алан Мур

  В начале истории “супергероями” были те, кто просто надевал маску и шел сражаться с преступностью, то есть обычные люди, которых не устраивала обстановка на улицах. Конечно, среди них были те, кто использовал различные высокие технологии для борьбы с преступностью (напр. Сова), но большинство справлялось, как говорится, подручными средствами. Все герои различались своими подходами и видением правильного порядка, так, например, Сова представляет собой типичного, в общем понимании, героя, который борется за мир и старается просто помогать людям. Кардинально от него отличаются Комедиант и Роршах: первый является аморальным правительственным агентом, который на самом деле, единственный понимает истинную природу мира, а второй фанатик с замашками фаталиста, что не мешает быть ему одним из самых самобытных и запоминающихся персонажей комиксов. Записи его дневника можно разбирать на цитаты, а все, кто хоть раз смотрели фильм или читали комикс, наверняка запомнили его монолог:

Собачьи туши в переулке поутру, след шины на разорванном брюхе. Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо: улицы,- продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты,- вся эта мразь начнет тонуть. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: «Спаси нас!». Но я прошепчу: «Нет». Теперь весь мир стоит на краю, глядя вниз в чертово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны, И отчего-то вдруг никто не знает, что сказать. Подо мной этот ужасный город,- он вопит как скотобойня полная умственно-отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью…

Роршах. Watchmen

 Со временем, люди начали бунтовать против людей в масках, так как они отнимали работу у полицейских. Главным лозунгом протестующих была знаменитая фраза: «Who Watches the Watchmen?». Но все круто меняется с приходом настоящего супергероя-полубога, в лице Доктора Манхэттена.  Тогда не то что Америка, а весь мир завис в ожидании чего-то ужасного, ведь США, с полубогом на вооружении, имеет огромный рычаг давления на весь мир. Этот факт служит плацдармом для зарождения новых фобий и параной.

Комикс отличался сложной структурой повествования, обилием символов и отсылок, не даром в конце комикса (по крайней мере в русском версии абсолютного издания) нас ждет множество примечаний, начиная с атрибуции цитат и историко-культурных отсылок, и заканчивая подробным разбором “пасхальных яиц” и лейтмотивов романа.

Можно долго и расплывчато говорить о достоинствах оригинального произведения, но для большей ясности и понимания я вынесу несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание. 

Сильные стороны:

  1. Сложная структура повествования (комикс внутри комикса).

  2. Харизматичные, глубокие герои.

  3. Проработанный сюжет, развязка которого становится ясна только к завершению книги.

  4. Мир, который содержал аллюзию на события того времени. 

  5. Мрачная, гнетущая атмосфера. 

  6. Символизм.

Про первый пункт хотелось бы рассказать подробнее, так как он занимает важное место в сюжете. На протяжении всего романа действия иногда будут переноситься к пареньку, читающему комикс, сидя у газетной лавки. Читает он “Легенды Черной Шхуны”, вымышленный комикс о пиратах (тема была выбрана из-за того, что в мире где супергерои присутствуют в изобилии, чтиво про них быстро утратило популярность), действия которого интегрируются в повествование и вместе со своим подтекстом и аллегориями метафорически повторяют происходящее в Хранителях. Также отдельного упоминания стоит структурное расположение кадров в комиксе: обложка каждого выпуска выступает вступительным кадром и содержит в себе предпосылки дальнейшего развития сюжета. Также Гиббонс придумал “ужасную симметрию”, суть которой заключается в том, что первая и последняя страницы выпуска повторяют друг друга с точки зрения отображения кадров, но в зеркальном отображении относительно центра. В конце каждого номера, за исключением последнего, мы видим отрывки прозы за авторством Мура, которые расширяют наше понимание мира.

 

Бумажные последователи 

Не так давно были выпущены 7 дополнительных выпусков Хранителей, которые раскрываю пердыстрорию персонажей ( в России “Хранители. Начало”). Мур не работал над ними, они были созданы другими различными авторами, которые обещали фанатам серии ее достойное развитие. Однако вышло все не совсем однозначно, какие-то выпуски, как история Роршаха и Др. Манхэттена, вышли достойными первоисточника, в то время как остальные были гораздо слабее.

Также у DC выходили отдельные выпуски, в которых пересекались основные герои вселенной со вселенной Хранителей. Обещали, что в ближайшее время в России должно поступить в печать издание “Часы судного дня”, в которое войдут все выпуски кроссовера. Тогда я и ознакомлюсь с данным чтивом, а пока судить о нем не могу.

 

Экранизация за авторством Зака Снайдера 

Попытки экранизировать роман предпринимались не один раз, начиная с 1986 года, права переходили от одних студий к другим, менялись режиссеры, менялись сценаристы, на протяжении всего этого времени было ясно одно — уложить действия романа в 2-2.5 часовой фильм попросту невозможно, требовался сериал. Так продолжалось до 2005 года, пока режиссерское кресло не занял Снайдер. Критики и зрители встретили экранизацию смешанными отзывами и оценками. Снайдер чутка поменял сюжет, добавив ветку об энергоресурсах, чтобы фильм был более актуальный, добавил больше драк и изменил финал истории. Как по мне, Снайдер не справился с задачей. Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”. И, естественно, это отразилось на глубине сюжета, история выходила более поверхностной. Изменили некоторых героев и в принципе их “поведение”. Под последним я подразумеваю, что нарисованные драки в комиксах выглядели куда лаконичнее, чем открытые переломы у врагов после каждого удара героев, и пинки, которые отправляли неприятеля в трехметровый полет. Изменили характер Роршаха, моего любимого персонажа вселенной. Из безэмоционального, бескомпромиссного, принципиального типа, сделали драматического героя. 

Нет глубокого раскрытия мотивов персонажа, не показан переломный момент его истории, а финальная сцена с его смертью из напряженного диалога между ним и Манхэттеном, в фильме была превращена в излишнюю драму.  

Повторюсь, я сужу о фильме как человек, который знаком с первоисточником, но без него это прикольное кино о супергероях.

 

Игровые воплощения 

Игры по Хранителям тоже встречали не однозначно и были спороного качества. Я говорю про “Watchmen: the End is Nigh part 1” и “Watchmen: the End is Nigh part 2”. Оба — коротенькие beat`em up, которые представляют собой похождения Роршаха и Ночной Совы. Если первая часть была красивой, не скудна на сюжет, имела смачные анимации и сохраняла нуарную атмосферу оригинала, то вторая доделывалась в попыхах и была куда короче и скуднее по наполнению. Атмосфера полностью ушла в никуда и мрачные улицы сменили просторные бордели со складскими помещениями. Стоит отметить, что драки выглядели сочно, а жестокие приемы Роршаха заметно контрастировали с гуманным подходом Совы. Иногда нам позволяли расстаться со своим товарищем, чтобы выполнить мелкую работу, по типу открывания двери, а после вновь воссоединиться с ним, в остальном, игра представляла из себя поочередные арены с врагами. Можете купить игры в Steam за 150р, поиграть пару часов, а потом рефанднуть.

 

Хранители от НВО

Маленьким предупреждением скажу, что мне сериал вообще не зашел. Я постараюсь рассказать о нем максимально объективно, но не исключаю вкрапления субъективного хейта.

Сюжет повествует о продолжение оригинального комикса. Прошло около 30 лет с момента катастрофы, мир успел круто поменяться и все уже забыли о том, кто такие Хранители. У руля теперь другие герои, а те, кто остался из старой гвардии, либо присоединились к людям в борьбе против героев, либо подались в изгнание. Три года назад в Талсе произошла новая резня: хорошо осведомленные неизвестные в масках Роршаха убили почти всех полицейских города и членов их семей, после чего полиция скрывает свои лица за повязками, преимущественно желтыми. Теперь, когда произошло новое убийство чернокожего патрульного, детектив Анджела Абар понимает, что всё это время не дававшая о себе знать расистская организация «Седьмая кавалерия» снова активизировалась. Да, основная тема фильма это расовая вражда. Этому уделена половина хронометража, сериал настолько глубоко подается в эту тему, что иногда ты забываешь, что вообще-то ты смотришь фильм о супергероях. Субъективно, в этом главная проблема сериала, она делает акцент на тех вещах, которые в оригинальных хранителях врятли поднимались бы. Сериал снят по всем современным критериям: в сюжете есть инвалид, темнокожие и представители ЛГБТ.* Я ко всему этому отношусь нормально и без претензий, но этого уж очень много в сериале. Но отвлечемся от социальной повестки и поговорим о достоинствах сериала.

Во-первых, стоит отметить замечательную операторскую работу и шикарный саундтрек. Количество символов под стать первоисточнику, а режиссерские ходы иногда заставляют удивляться. На этом, пожалуй, все…

На весь сериал буквально одна интересная серия. И как в комиксе, эта серия связана с Манхэттеном, кстати, он тут черный. Без претензий, но вы только посмотрите на это…

От харизматичных персонажей остались невзрачные солдатики в балаклавах. Темнокожая монашка, которая ломает носы четками, Красный ужас (угадайте из какой страны он родом), и Зеркало — единственный персонаж, который по началу вызывает интерес, хотя и понятно, что его образ во многом был вдохновлен Роршахом. Старых героев сливают как только могут. Из Озимандии, вместо гениального старца, делают немощного старпера, а то, как его слили в финале, оставило у меня на лице смачный след от фейспалма. Создается ощущение, что вся история была написана только для того, чтобы показать, как тяжело живется темнокожим. Да в “Если Бил-стрит могла бы заговорить”, в фильме про тяжкую судьбу афроамериканцев в Нью-Йорке, меньше сделан упор на расовую неприязнь, чем в этом сериале. За действиями героев неинтересно следить, а любимых героев втаптывают в грязь. Финал, я молчу — посмотрите сами. 

В отношении сериала, я солидарен с самим Аланом Муром, что это ужас и нет ничего лучше, чем оригинальный роман. Хотя он так говорит про каждую экранизацию…

Закончить бы хотелось цитатой из сериала:

Фанат сериала про Хранителей? Так он же говно.

* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Watchmen: The End Is Nigh Part 1

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
4 марта 2009
142
3.3
110 оценок
Моя оценка

Watchmen: The End Is Nigh Part 2

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
29 июля 2009
111
3.2
86 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать.

При всём моём уважении к творчеству Мура (а я его считаю одним из самых важных авторов комиксов и «Хранители, „Вендетта“, „Убийственная шутка“ и „Провиденс“ у меня на полке стоят) перекладывать на него одного ответственность за рождение идеи деконструкции супергероики — ну очень лихое заявление. Уж хотя бы по той причине, что в том же 86-м независимо от Мура начал выходить менее многослойный, но очень значимый для DC граф. роман „Возвращение Тёмного Рыцаря“ товарища Френка Миллера. Но до этих двоих было огромное количество попыток взрыхлить эту почву. „Хранители“ же всё взорвали не потому что никто когда таких идей не слышал/не видел и предположить не мог, а потому что он туда упаковал СТОЛЬКО всего, что все охренели. И до сих пор каждый первый сценарист комиксов пытается на разных этапах карьеры выдать своих „Хранителей“.

для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной

Так по-твоему суть экранизации в том, чтобы упаковать все события оригинала (а учитывая графоманский подход и вечный найнгрид Мура, событий в комиксе раз в 10 больше, чем в стандартном супергеройском „сингле“) в двух или трёхчасовой фильм? И обязательно дословно, чтобы „История Чёрной шхуны“ непременно всплывала там же, где она это делает в оригинале?

Мур — гениальный комиксист. Он прекрасно знает, как работает комикс, с точки зрения медиума и умело пользуется этим практически на каждой странице: с помощью хитрых переходов, знания, как движется глаз читателя по странице, понимания, что читать ты можешь в удобном тебе темпе и кучи всего другого, тут надо отдельно прям брать и показывать крутые штуки, которые он делает. И неэкранизируемо в „Хранителях“ в первую очередь вот это. Во вторую — да, объём тяжело такой взять. Но, опять же, „Бойцовский клуб“, считающийся едва ли не эталонной экранизацией романа Паланика, совершенно и абсолютно не передаёт ни грамма его литературного стиля. И многие события книги оказались за бортом. И это применимо не только к „Клубу“, а к огромному количеству экранизаций. (смотрит на книжную полку слева от себя) „Дорога“, „Старикам тут не место“, „Марсианин“, „Прибытие“ (которое „История твоей жизни“, кстати, в оригинале, что не очень „продаваемо“ звучит, из-за чего пришлось фильму придумывать более попсовое и звучное название, которое нихрена не отражает сути произведения!), да даже та же мульт-версия „Возвращения Тёмного Рыцаря“, которая тоже общепризнанно крута — она критически лажает с внутренним монологом Бэтса (которого просто нет практически).

Но потери чего-то ценного — неизбежны при переносе произведения с просторов одного медиума (со своими законами, принципами „что хорошо — что плохо“ и остальными правилами) в другой. Важно, оценить, что произведение обретает в новом свете, ведь комикс, например, не умеет звучать и двигаться. И до Снайдеровских „Хранителей“ мы не слышали голос ни Роршаха, ни Манхэттена. Мы не видели (а только воображали) харизму Комедианта. Вступительную сцену с монологом тоже рисовало наше воображение. И делало оно это очевидно не так, как это визуализировал Снайдер. Но плохо ли он её визуализировал? Ну лично я считаю, что нет. И драка Комедианта с Убийцей под Unforgettable — это тоже очень круто и стильно (и сетапит с ходу практически всё нужное).

Так что да, „Хранители“ Снайдера с точки зрения идейной нагрузки ощутимо слабее оригинала, но надо ли им это? Выдержит ли один полнометражный фильм такой нашпигованности мета-текстом? А что важнее — выдержит ли зритель? (тут ещё где-то пробегают взволнованные продюссеры, мнение которых о правильных ответах на эти вопросы куда решает в миллион раз больше, чем наши реальные ответы на эти вопросы) Как по мне, важнее более общий вопрос: может ли такая версия произведения донести его мысль (или мысли), может быть как-то её дополнить или дать альтернативный взгляд на те же поднятые вопросы?

»Хранители" с задачей «глядите, это более приземлённый мир с реалистичными героями» вполне справляются. И как минимум очень бизаррную концовку оригинала несколько спасают (ну потому что она хорошо работает опять же где-то там среди метафор, а не в условно реалистичном повествовании).

… а сериал, конечно, та ещё конская задница.
Вообще на тему различий форматов я в какой-то момент просто ИДЕАЛЬНО всё понял, когда перечитывал главу про Манхэттена и его жизнь и задумался о том, что в фильме «не доятнули» (как сказал мне тогда мозг).

В комиксе — это лютый фарш из дат, имён, последовательностей событий. Засунуть это в кино — невозможно И по той причине, что тогда зритель уедет кукухой на тот же Марс самостоятельно, И по той причине, что этот момент рассчитан на то, что комикс читатель мало того, что может читать в удобном ему темпе, так ещё и перелистывать, уточнять, что там было на прошлой-позапрошлой странице — это работает ещё и как художественный приём, потому что проводит параллель между читателем и самим Манхэттеном, который вот так вот воспринимает время.

Фильм же, да — заигрывает с нелинейным повествованием, даёт что-то почувствовать, но он больше даёт прочувствовать эмоциональный спектр такого существа, как Манхэттен, чем реализует то, что заложено в комикс. Опять же — потому что в фильме ты зрителя с ума такими трюками просто сведёшь и всё.
Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”.


если ты не нашел ветку черной шхуны это уже значит, что ты смотрел не полноценную версию фильма, ибо она там есть.
Я наивно начинал смотреть экранизацию, надеясь, что он сможет подарить те же эмоции, что и комикс. И мне, как раз хотелось —
нашпигованности мета-текстом

Ожидаемо, что я ее не получил в той мере, в которой расчитывал.
Но, да, нельзя не отметить шикарную озвучку Роршаха и других героев( как по мне, его голос в русском дубляже звучит круче, чем в оригинале), которую дарит нам экранизация. Возможно мне стоило посмотреть фильм спустя какое-то время, а не сразу после окончания комикса.
Возможно мне стоило посмотреть фильм спустя какое-то время, а не сразу после окончания комикса.

Это — правильный выбор )
Ну или как минимум, очистив голову от ожидания «получить то же самое» (что обычно и происходит спустя какое-то время)
А что на счет Вендетты? Достойная ли экранизация? Для меня это тоже крайне неоднозначная вещь.
Фильм, который, как раз-таки смогу по-другому донести туже мысль. Имея другую атмосферу, остается прекрасной картиной, которую в отличии от тех же Хранителей я бы пересмотрел еще разок.
«Вендетта», на мой взгляд, получилась очень пресной в киноизложении. И идеи она доносит не совсем те (опять же, как мне показалось), потому что оригинал — наааааааааамного неоднозначнее ставит вопрос и куууууда более террористично рисует террор, собственно, вместо фильмового уклона практически в вигилантизм/супергеройство какое-то. Как кино — хорошо, пересмотреть не стыдно. Но как высказывание, граф. роман сильнее, ярче, неоднозначнее (с той точки зрения, что обсуждать его интереснее).
Считаю ветку с Манхэттеном одной из лучших в романе. А про взрыв мозга, возможно это я любитель такого кино, и был бы не против, чтобы мне проехались по мозгам))
Да, мне аж самому понравилось)
Да, видимо экранизации Мура так же прокляты, как и фильмы по играм. Сам являюсь счастливым обладателем скромной коллекции его работ (даже первое издание Killing Joke имеется!) и они действительно восхитительны и отлично живут именно в рамках комиксов. Проблема, как мне кажется, в том, что продюсеры экранизаций сами не очень-то видят художественную ценность в его работах и ставят в один ряд со всеми остальными супергеройскими вселенными. Да и не только супергеройскими, вон тот же «Из ада» всрали(
Зависит от того, читал ли)
Если читал — смело смотри, без особых ожиданий. Ничего интересного, как в Хранителях Снаядера, там не будет, но как кинчик на вечерок норм. А если не читал, то лучше не смотри, чтобы не найсполерить себе
Я очень люблю «Хранителей». Так и оригинальный роман Мура, так и фильм Снайдера. Оригинал, я считаю превосходной деконструкцией супергероики и в тоже время сложной истории о мире в ожидании ядерного апокалипсиса. Удачнее всего вышли персонажи, от сурового и циничного Роршаха до размышляющего о будущем докторе Манхэттене. Фильм, как по сильно не уловил тон романа, однако хорошо его пересказал для тех, кто оригинал не читал. Однако в нем местами сильный перебор с пафосом, но в тоже время годный визуал, отличная актёрская игра и шикарный саундтрек. А вот сериал я пробовал начать и я после первой серии вообще не желаю к нему возвращаться. Это не «Хранители», а очередная фантазия от создателя сериала Lost Дэмиэна Линделоффа на тему «расизм в США». Сюжет с самого начала не интерисует, персонажи не притягивают, а весь хронометраж нам то и дело втирают одно и тоже, а про то что «Седьмая Кавалерия» носит маски Роршаха я вообще молчу. Если я захочу посмотреть об прошлом афроамериканцев, я лучше «12 лет рабства» в очередной раз посмотрю, а если об их социальных проблемах, то «Ребята с Улицы» или «Сокровище». Но, блин не такого ожидаешь от сериала по культовому графическому роману. А я то думал, что сюжет в сериале будет крутиться вокруг того, что люди узнали правду об трагедии в Нью-Йорке… Зря надеялся. И ещё удивляюсь что этот сериал недавно премию «Эмми» получил.
Да как ты смеешь говорить такое о сериале, в котором обсуждаются настолько важные проблемы современного общества как несправедливость к нацменьшинствам. Как такое вообще может не нравиться? Это кем нужно быть?
Нахрен кому сдался твой Мур с его неоднозначностью. Расизм и фашизм это однозначно плохо и никаких хороших идей там быть не может. А ты полюбому фашист, если сериал не понравился. Наверняка считаешь что супергерои могут быть только белыми. Линчевать таких нужно без суда и следствия
проехались по мозгам но всё понял- фильм хороший.
проехались по мозгам и никто ничего не понял- фильм говнистый.
Читай также