Жизнь, Полная насилия, насилием и заКанчивается.
Уолтер Ковач
Не так давно отгремела церемония награждения “Эмми”, на которой второй, после “Игры Престолов”, авторский сериал HBO “Хранители” получили сразу четыре премии: “Лучший мини-сериал”, “Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме”, “Лучшая мужская роль второго пална в мини-сериале или телефильме” и “Лучший сценарий эпизода мини-сериала, фильма или драматической программы”. Мнения о данном сериале разошлись, кто-то винил сериал в плохом продолжении истории комикса, кто-то за излишнюю повестку современного общества, а кому-то сериал просто понравился. Сегодня в своем блоге я хотел бы порассуждать на тему того, как сейчас живет наследие легендарного Алана Мура и почему экранизация его графического романа — гиблое дело.
Для начала стоит рассказать о том, кто вообще такой Алан Мур и чем так велик его вклад. Алан Мур родился 18 ноября 1953 года в Англии в маленьком городке Нортхемптоне. Начиная с 7-8 лет, с возраста, когда он впервые познакомился с комиксами, он видел в них непаханое поле, которому еще только предстоит принести плоды. Скорее всего, он даже и не догадывался, что в будущем его признают величайшим автором комиксов в истории, а также назовут «одним из самых значительных британских писателей последних пятидесяти лет». Но начиналось все с малого: одной из значимых вещей для Мура в комиксах было то, что они показывали ему Америку, которую он никогда не видел, и не просто Америку, а именно комиксную, искаженную версию страны, которая впоследствии окажет большое влияние на его творчество. Свой путь он начал в качестве художника комедийных стрипов в местной газетенке. В дальнейшем он понял, что художественная сторона комиксов его не привлекает, а вот формат для рассказа истории подходил ему как нельзя кстати. Позже, благодаря знакомым, ему удалось поработать в Marvel UK и журналах 2000 AD и Warrior.
Я не хотел говорить людям, что им думать, я хотел сказать людям, чтобы они начали думать
Главное отличие комиксов до и после Мура заключалось в видении супергероев. Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать. Сюжеты его комиксов несли политическую подоплеку на Британию 80-ых годов, как в “V-Значит Вендетта”, и говорили о проблемах экологии, как в “Саге о Болотной Твари”. Его герои философствовали и цитировали классику, а после и самих героев разбирали на цитаты. Маска Гая Фокса из его комикса стала символом протеста и борьбы против коррупции, символом Анонимусов, а также одним из самых известных интернет-мемов.
Из под его пера вышло не одно хорошее произведение: уже упомянутые Вендетта и Болотная Тварь, “Из Ада”, комикс про Бэтмена “Убийственная Шутка”, “Лига Выдающихся Джентльменов”, а также самый известный его графический роман — “Хранители”.
История о реалистичных людях в масках и богоподобном Докторе Манхеттане в альтернативной Америке получила множество наград и номинаций, а также дала его создателям мировую известность.
Закрученный сюжет, философские размышления и аналогия на острую политическую обстановку между СССР и США — одни из малых вещей, которыми Хранители запомнились читателям. Мур сумел изобразить мир, в котором, по его мнению, отображена реалистичная реакция человечества на появление супергероев.
В первую очередь мне хотелось бы, чтобы мир, в котором окажутся “чарлтоновские” персонажи, был куда более реалистичным по замыслу, чем прежние миры супергероев, и в то же время сильнее отличался от нашего собственного мира, чем Земля-1, Земля-2 или Земля “ марвеловская”. Чтобы понять, к чему я клоню, постарайтесь представить, чем обернулось бы для мира реальное появление супергероев — как в политическом, так и в психологическом смысле.
Алан Мур
В начале истории “супергероями” были те, кто просто надевал маску и шел сражаться с преступностью, то есть обычные люди, которых не устраивала обстановка на улицах. Конечно, среди них были те, кто использовал различные высокие технологии для борьбы с преступностью (напр. Сова), но большинство справлялось, как говорится, подручными средствами. Все герои различались своими подходами и видением правильного порядка, так, например, Сова представляет собой типичного, в общем понимании, героя, который борется за мир и старается просто помогать людям. Кардинально от него отличаются Комедиант и Роршах: первый является аморальным правительственным агентом, который на самом деле, единственный понимает истинную природу мира, а второй фанатик с замашками фаталиста, что не мешает быть ему одним из самых самобытных и запоминающихся персонажей комиксов. Записи его дневника можно разбирать на цитаты, а все, кто хоть раз смотрели фильм или читали комикс, наверняка запомнили его монолог:
Собачьи туши в переулке поутру, след шины на разорванном брюхе. Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо: улицы,- продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты,- вся эта мразь начнет тонуть. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: «Спаси нас!». Но я прошепчу: «Нет». Теперь весь мир стоит на краю, глядя вниз в чертово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны, И отчего-то вдруг никто не знает, что сказать. Подо мной этот ужасный город,- он вопит как скотобойня полная умственно-отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью…
Роршах. Watchmen
Со временем, люди начали бунтовать против людей в масках, так как они отнимали работу у полицейских. Главным лозунгом протестующих была знаменитая фраза: «Who Watches the Watchmen?». Но все круто меняется с приходом настоящего супергероя-полубога, в лице Доктора Манхэттена. Тогда не то что Америка, а весь мир завис в ожидании чего-то ужасного, ведь США, с полубогом на вооружении, имеет огромный рычаг давления на весь мир. Этот факт служит плацдармом для зарождения новых фобий и параной.
Комикс отличался сложной структурой повествования, обилием символов и отсылок, не даром в конце комикса (по крайней мере в русском версии абсолютного издания) нас ждет множество примечаний, начиная с атрибуции цитат и историко-культурных отсылок, и заканчивая подробным разбором “пасхальных яиц” и лейтмотивов романа.
Можно долго и расплывчато говорить о достоинствах оригинального произведения, но для большей ясности и понимания я вынесу несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание.
Сильные стороны:
Сложная структура повествования (комикс внутри комикса).
Харизматичные, глубокие герои.
Проработанный сюжет, развязка которого становится ясна только к завершению книги.
Мир, который содержал аллюзию на события того времени.
Мрачная, гнетущая атмосфера.
Символизм.
Про первый пункт хотелось бы рассказать подробнее, так как он занимает важное место в сюжете. На протяжении всего романа действия иногда будут переноситься к пареньку, читающему комикс, сидя у газетной лавки. Читает он “Легенды Черной Шхуны”, вымышленный комикс о пиратах (тема была выбрана из-за того, что в мире где супергерои присутствуют в изобилии, чтиво про них быстро утратило популярность), действия которого интегрируются в повествование и вместе со своим подтекстом и аллегориями метафорически повторяют происходящее в Хранителях. Также отдельного упоминания стоит структурное расположение кадров в комиксе: обложка каждого выпуска выступает вступительным кадром и содержит в себе предпосылки дальнейшего развития сюжета. Также Гиббонс придумал “ужасную симметрию”, суть которой заключается в том, что первая и последняя страницы выпуска повторяют друг друга с точки зрения отображения кадров, но в зеркальном отображении относительно центра. В конце каждого номера, за исключением последнего, мы видим отрывки прозы за авторством Мура, которые расширяют наше понимание мира.
Не так давно были выпущены 7 дополнительных выпусков Хранителей, которые раскрываю пердыстрорию персонажей ( в России “Хранители. Начало”). Мур не работал над ними, они были созданы другими различными авторами, которые обещали фанатам серии ее достойное развитие. Однако вышло все не совсем однозначно, какие-то выпуски, как история Роршаха и Др. Манхэттена, вышли достойными первоисточника, в то время как остальные были гораздо слабее.
Также у DC выходили отдельные выпуски, в которых пересекались основные герои вселенной со вселенной Хранителей. Обещали, что в ближайшее время в России должно поступить в печать издание “Часы судного дня”, в которое войдут все выпуски кроссовера. Тогда я и ознакомлюсь с данным чтивом, а пока судить о нем не могу.
Попытки экранизировать роман предпринимались не один раз, начиная с 1986 года, права переходили от одних студий к другим, менялись режиссеры, менялись сценаристы, на протяжении всего этого времени было ясно одно — уложить действия романа в 2-2.5 часовой фильм попросту невозможно, требовался сериал. Так продолжалось до 2005 года, пока режиссерское кресло не занял Снайдер. Критики и зрители встретили экранизацию смешанными отзывами и оценками. Снайдер чутка поменял сюжет, добавив ветку об энергоресурсах, чтобы фильм был более актуальный, добавил больше драк и изменил финал истории. Как по мне, Снайдер не справился с задачей. Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”. И, естественно, это отразилось на глубине сюжета, история выходила более поверхностной. Изменили некоторых героев и в принципе их “поведение”. Под последним я подразумеваю, что нарисованные драки в комиксах выглядели куда лаконичнее, чем открытые переломы у врагов после каждого удара героев, и пинки, которые отправляли неприятеля в трехметровый полет. Изменили характер Роршаха, моего любимого персонажа вселенной. Из безэмоционального, бескомпромиссного, принципиального типа, сделали драматического героя.
Нет глубокого раскрытия мотивов персонажа, не показан переломный момент его истории, а финальная сцена с его смертью из напряженного диалога между ним и Манхэттеном, в фильме была превращена в излишнюю драму.
Повторюсь, я сужу о фильме как человек, который знаком с первоисточником, но без него это прикольное кино о супергероях.
Игры по Хранителям тоже встречали не однозначно и были спороного качества. Я говорю про “Watchmen: the End is Nigh part 1” и “Watchmen: the End is Nigh part 2”. Оба — коротенькие beat`em up, которые представляют собой похождения Роршаха и Ночной Совы. Если первая часть была красивой, не скудна на сюжет, имела смачные анимации и сохраняла нуарную атмосферу оригинала, то вторая доделывалась в попыхах и была куда короче и скуднее по наполнению. Атмосфера полностью ушла в никуда и мрачные улицы сменили просторные бордели со складскими помещениями. Стоит отметить, что драки выглядели сочно, а жестокие приемы Роршаха заметно контрастировали с гуманным подходом Совы. Иногда нам позволяли расстаться со своим товарищем, чтобы выполнить мелкую работу, по типу открывания двери, а после вновь воссоединиться с ним, в остальном, игра представляла из себя поочередные арены с врагами. Можете купить игры в Steam за 150р, поиграть пару часов, а потом рефанднуть.
Маленьким предупреждением скажу, что мне сериал вообще не зашел. Я постараюсь рассказать о нем максимально объективно, но не исключаю вкрапления субъективного хейта.
Сюжет повествует о продолжение оригинального комикса. Прошло около 30 лет с момента катастрофы, мир успел круто поменяться и все уже забыли о том, кто такие Хранители. У руля теперь другие герои, а те, кто остался из старой гвардии, либо присоединились к людям в борьбе против героев, либо подались в изгнание. Три года назад в Талсе произошла новая резня: хорошо осведомленные неизвестные в масках Роршаха убили почти всех полицейских города и членов их семей, после чего полиция скрывает свои лица за повязками, преимущественно желтыми. Теперь, когда произошло новое убийство чернокожего патрульного, детектив Анджела Абар понимает, что всё это время не дававшая о себе знать расистская организация «Седьмая кавалерия» снова активизировалась. Да, основная тема фильма это расовая вражда. Этому уделена половина хронометража, сериал настолько глубоко подается в эту тему, что иногда ты забываешь, что вообще-то ты смотришь фильм о супергероях. Субъективно, в этом главная проблема сериала, она делает акцент на тех вещах, которые в оригинальных хранителях врятли поднимались бы. Сериал снят по всем современным критериям: в сюжете есть инвалид, темнокожие и представители ЛГБТ.* Я ко всему этому отношусь нормально и без претензий, но этого уж очень много в сериале. Но отвлечемся от социальной повестки и поговорим о достоинствах сериала.
Во-первых, стоит отметить замечательную операторскую работу и шикарный саундтрек. Количество символов под стать первоисточнику, а режиссерские ходы иногда заставляют удивляться. На этом, пожалуй, все…
На весь сериал буквально одна интересная серия. И как в комиксе, эта серия связана с Манхэттеном, кстати, он тут черный. Без претензий, но вы только посмотрите на это…
От харизматичных персонажей остались невзрачные солдатики в балаклавах. Темнокожая монашка, которая ломает носы четками, Красный ужас (угадайте из какой страны он родом), и Зеркало — единственный персонаж, который по началу вызывает интерес, хотя и понятно, что его образ во многом был вдохновлен Роршахом. Старых героев сливают как только могут. Из Озимандии, вместо гениального старца, делают немощного старпера, а то, как его слили в финале, оставило у меня на лице смачный след от фейспалма. Создается ощущение, что вся история была написана только для того, чтобы показать, как тяжело живется темнокожим. Да в “Если Бил-стрит могла бы заговорить”, в фильме про тяжкую судьбу афроамериканцев в Нью-Йорке, меньше сделан упор на расовую неприязнь, чем в этом сериале. За действиями героев неинтересно следить, а любимых героев втаптывают в грязь. Финал, я молчу — посмотрите сами.
В отношении сериала, я солидарен с самим Аланом Муром, что это ужас и нет ничего лучше, чем оригинальный роман. Хотя он так говорит про каждую экранизацию…
Закончить бы хотелось цитатой из сериала:
Фанат сериала про Хранителей? Так он же говно.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Жизнь, Полная насилия, насилием и заКанчивается.
Если до Мура это были чистокровные добряки, которые видели свою миссию лишь в спасении человечества и помощи ему, то после него герои обрели характеры, у них были свои интересы и слабости, герои воспринимались, как нечто чуждое, а главным злодеям в его комиксах можно было сопереживать.
для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной
Если смотреть фильм, не зная оригинала, то возможно он вам и понравится, но для тех, кто знаком с романом, тому даже режиссерская трехчасовая версия покажется неполноценной. Естественно, пришлось убрать все прозаические вставки Мура и ветку “Черной Шхуны”.
нашпигованности мета-текстом
Возможно мне стоило посмотреть фильм спустя какое-то время, а не сразу после окончания комикса.