25 июля 2020 25.07.20 2 340

Неоднозначность феномена пиратства

0

Пиратство – какие ассоциации у вас вызывает данное слово? Может в голове появился образ грозного бандита в треуголке с повязкой на одном глазу? Или же морские грабители из Сомали? А может кривляющийся, но харизматичный Джонни Депп в любой своей роли после “Пиратов карибского моря”? Или же грозный школьник, который будет устанавливать все игры?

 

На самом деле, сейчас данное слово чаще вызывает ассоциации именно с использованием нелицензионного контента. И данное явление вызывает в основном порицание, что вполне справедливо. Серьёзно, пиратить – отстой. Труд должен оплачиваться. Однако, если приглядеться к пиратству, окажется, что оно не является абсолютным злом, более того, держу пари, что именно благодаря ему многие познакомились с видеоиграми, некоторыми фильмами или музыкой. Особенно те из нас, кто начал свой игровой путь в тяжёлые девяностые или в начале нулевых. Вспомнить хотя бы компанию денди, палёные кассеты на сегу или диски, продававшиеся на рынках. В данной статье я хочу взглянуть как на положительные, так и на отрицательные стороны данного явления. Также, можете ознакомиться с данной статьёй в формате видео.

Интересным аргументом о вреде пиратства является то, что бесплатный контент меньше ценится. То есть при прохождении игры или просмотре фильма потребитель со временем перестанет ценить опыт, будет бросать даже не пытаясь в него вникнуть, и со временем попросту потеряет интерес к тому или иному медиа. Аргумент интересный, однако довольно спорный. Но разве у вас не бывало такого, что одна только покупка чего-то дорогого вызывала много удовольствия? К тому же, когда контент платный, логично, что и покупатель станет более ответственно подходить к его выбору, и так как у него нет возможности “проглатывать” всё подряд, к примеру, игры одну за одной, то и внимания к приобретённому будет много больше. Так было у многих в детстве, когда одна кассета или диск затирались до дыр, так как было ограничение в количестве доступного контента. 

Пират за поглощением

С другой стороны, порой случается так, что часть контента вырезается из произведения. К примеру в “GTA 4” когда истекла лицензия на музыку, разработчики заменили её, однако изначальный шарм, создаваемый в том числе радиостанцией “Владивосток ФМ” поубавился. Сильнее пострадала первая “Mafia”, в которой попросту вырезали ту музыку, на которую истёк срок лицензии, при этом ничего не добавляя. Потеря части контента, особенно создающего атмосферу довольно печальная штука, и, опять же, кое-где всё ещё можно получить тот самый, первозданный экспириенс. Также хотелось отметить что-то из кино, но в голову пришли только вырезанные кентавры из “Фантазии” и недавний случай цензуры ягодиц с помощью волос в фильме “Всплеск”. 

Пример с фильмом “Всплеск” скорее уморителен

Есть ещё одна крайне неприятная штука. При потреблении бесплатного нелегального контента, у людей может выработаться “халявнический” образ мыслей. То есть, в определённый момент человек может попросту привыкнуть, и решить для себя, мол, а зачем мне платить за что-то, что итак бесплатно. Причём подобный ход мыслей не пройдёт вне зависимости от заработка. А ещё подобная штука может быть заразительна. К примеру, есть два условных соседа. Один из них использует только лицензию, другой же бороздит просторы бесплатных морей. И, в определённый момент, приверженцу лицензии может попросту стать обидно от того факта, что он платит, а вот сосед нет. И как итог, силы зла могут склонить его на свою сторону.

“Халявничество” есть зло. Но ведь порой, приобрести контент легально попросту нет возможности. Думаю, у каждого найдётся что-то близкое сердцу, но недоступное в магазинах по тем или иным причинам, к примеру серия “Silent Hill”. Моей личной болью является серия “No One Lives Forever”, которая из-за дрязг, связанных с владением правами, не может получить не только триквел, но и даже простое переиздание. Отойдя от видеоигр, навскидку могу назвать добрый и трогательный эпизод из Симпсонов под названием «Совершенно безумный папа», в озвучке которого принимал участие Майкл Джексон. В 2019 году вышел фильм «Покидая Неверленд», и, в связи с этим, создатели сериала заявили об изъятии из обращения данного эпизода, его не будут повторять по телевидению, удалили со стриминговых сервисов и исключили из будущих релизов сериала на DVD и Blu-Ray. И как итог, единственным способом ознакомиться с вышеперечисленным, стали определённые нелегальные платформы. Если задуматься, таким образом сохраняется часть истории медиа. А ещё, порой бывает так, что контент может быть недоступен в стране по той или иной причине. Если касаться игр, можно вспомнить Австралию. Из-за довольно суровых ограничений на шокирующий контент, очень много вещей цензурируется для того, чтобы попасть на их рынок, а подчас бывает и так, что комиссия отказывается ставить рейтинг, что автоматически означает запрет на реализацию. Особенно интересным мне показался прецедент с “Hotline Miami 2”, когда комиссия не пропустила игру на рынок из-за сцены изнасилования. Издатель в лице “Devolver Digital” заявил, что поддерживает творческое видение разработчика и не собирается ничего менять в игре, а один из разработчиков игры вовсе разрешил австралийцам без зазрений совести скачать где-нибудь игру бесплатно и не переживать об оплате. Что касается кино, то можно вспомнить замечательный фильм “Кролик Джоджо”, у которого не было проката в РФ, и он недоступен в онлайн-кинотеатрах вроде Netflix. Найти его я сумел лишь в “itunes”, однако там нет перевода на русский язык, что может помешать оценить кино многим жителям РФ и СНГ.  К слову, было бы интересно почитать, есть ли у вас что-то, к чему Вы испытываете тёплые чувства, но по какой-то причине отсутствующее в магазинах или на площадках вроде онлайн-кинотеатров.  

Ещё одним минусом пиратства является то, что может происходить обесценивание интеллектуального труда и ослабление рынка интеллектуальной собственности в целом. К примеру,  порой в комментариях к статьям о кранчах в игровой индустрии мне попадались комментарии людей, на полном серьёзе сравнивающих разработчиков с шахтёрами, мол, посмотрите как они там зашиваются, а вы, белые воротнички просто ноете. Однако на деле, сравнение это крайне некорректно, и показывает непонимание некоторых индивидов того, что интеллектуальный труд также крайне энергозатратен. На мой взгляд, бесплатное использование результатов интеллектуального труда помогает подсознательно закрепить подобное мнение в голове человека. И не стоит забывать о самих творцах, ведь по сути одной из главных задач при защите интеллектуальной собственности является стимуляция и привлечение интеллектуального ресурса в виде новых создателей тем фактом, что их работа будет защищена и они смогут извлечь из неё выгоду. Могу представить каково будет вам, если вы сделаете большую работу, надеясь при этом получить на еду и дом с её сдачи, а по итогу будет только осознание, что время было потрачено впустую. Следовательно, и стимул потенциальных новаторов поугаснет, и они пойдут в иные сферы. 

Кстати о деньгах. Порой перед человеком стоит выбор, использовать бесплатно или не использовать вовсе. Можно вспомнить о том, что есть страны со средним доходом в районе 200 долларов в месяц, а порой и меньше, и лицензионный контент становится чем-то неподъёмным. В качестве примера можно привести Таджикистан, где средняя зарплата составляет 140 долларов или Кыргызстан, где средняя зарплата находится в районе 200 долларов. Да и многие геймеры, что начинали свой путь в 90-е и начале 2000-х очень хорошо понимают то, о чём идёт речь, достаточно будет вспомнить легендарную “Dendy” и кассеты к ней, с которых разработчики игр не получали ни копейки. Но, именно благодаря пиратству, условный школьник или студент некогда познакомился с чем-то новым для себя, и в итоге получил увлечение, повлиявшее на него. К тому же, этот школьник/студент со временем может стать покупателем. Или, что ещё лучше, он сам может стать разработчиком, потому что видеоигровой опыт настолько его вдохновил. К слову, не обязательно видеоигровой, быть может он станет сценаристом, режиссёром или монтажёром потому что когда-то посмотрел кучу фильмов с гнусавой озвучкой. А кто-то постиг навыки видеомонтажа или фотошопа на софте без лицензии, которые в итоге стали его хлебом, а сам он стал лицензионным пользователем того программного обеспеченияу, на котором учился. 

И на десерт остался самый излюбленный аргумент против пиратства. Оно влияет на продажи и прибыль в негативную сторону и из-за этого создатели недополучают прибыль. Были прецеденты, когда создатели обвиняли пиратство в слабых продажах, к примеру так было с “Crysis”. Первая часть данной серии изначально была эксклюзивом ПК, и по словам создателей, находилась в топах по скачиваниям на пиратских трекерах. Из примеров кино вспоминается фильм “Пипец 2”. Хлоя Морец в одном из интервью говорила, что из-за пиратства мало кто пошёл в кинотеатры, в результате чего триквел и спин-офф про Убивашку так и не состоялись. Но есть один момент. В 2014 году Евросоюз профинансировал исследование, посвящённое анализу влияния деятельности пиратов на уровень продаж лицензионного контента. По результатам исследования выяснилось, что пиратство влияет на распространение контента положительно в случае с видеоиграми и музыкой, и негативно в случае с фильмами. Но это же всё враки и на самом деле всё это серьёзно бьёт по продажам. Или нет?

И раз получилась своеобразная подводка, не могу не затронуть ещё один аргумент. Пиратство может помочь в популяризации. Одним из самых ярких примеров для меня является популяризация аниме. До недавнего времени практически не было возможности смотреть произведения из лунной страны легально, и единственное, что мы могли — это смотреть, фактически, пиратки. Кто-то смотрел в озвучке, кто-то с субтитрами, но факт есть факт, большинство сегодняшних поклонников познакомились с множеством франшиз именно так. Безусловно, были сериалы и полнометражки, которые крутили по ТВ, однако за разнообразием всё же следовало идти именно в сеть. Именно благодаря этому сейчас появились площадки, на которых вполне легально можно посмотреть аниме. И да, хочу сказать искреннее спасибо доблестным переводчикам/создателям сабов/фандаберам, вы помогли мне и ещё многим познакомиться с чем-то новым, необычным и повлиявшим на нас. Кстати, вы всё ещё помните времена, когда существовали демо-версии игр? Хорошее было время, когда нам давали отрывок из игры, с помощью которого мы могли ознакомиться с проектом и решить для себя, а нужно ли его покупать. Со временем их перестали делать, и лишь недавно некоторые издатели начали вновь использовать их, например “Capcom”, этакие залихватские некроманты, которые становятся всё лучше и лучше в реанимации старины. Но многие проекты всё ещё лишены демо, конечно. есть возможность рефанда, но порой нужно чуть больше чем два часа, чтобы решить для себя, нужна игра или нет. Зато если игра понравилась, то человек в итоге может приобрести её. 

Подытоживая, хочу отметить, что если у вас есть средства и возможность приобрести, но вы всё же пиратите — это моветон. Всё же стоит понимать, что каждая игра или фильм — это труд, который конечно же должен оплачиваться. Поддерживайте то, что любите, а если что-то не нравится, высказывайтесь или не покупайте. Показателен пример с “Ubisoft” и Брейкпоинтом, когда игроки подняли такой ор недовольства такой большой, что компания решила менять свою политику. Да, я и правда считаю, что они ввели положительные изменения в грядущие релизы. Ещё, хочу отметить, что мне попадались статьи и видео, где на полном серьёзе говорилось о том, что пиратство помогает победить “конвейеры”, мол, играть в конвейерные игры стоит только так. Но стоп, разве вы не играете во что-то потому что это вам нравится. А если нравится и вы проходите, будьте добры, оплатите труд. А, ну ещё были доблестные воины из антиEGS войск, которые утверждали, что пиратить экзы магазина норма, ибо всё заплачено. Но это просто оправдание воровства. Чейндж май майнд. И ещё,  хотелось бы почитать ваше мнение по данной теме. Расскажите, что вы думаете о пиратстве? Познакомились ли вы с чем-то благодаря тем самым палёным дискам/кассетам? 


Лучшие комментарии

Читай также