22 июня 2020 22.06.20 8 958

Блог за 0 рублей. Эссе предположительно на тему сложностей восприятия игрожура и пропасти между ним и игроками.

+5

Спойлер-фри, но осторожней со ссылками.

Приветствую уважаемого прохожего. Очень уж мне не нравится дисклеймер, который здесь приходится увидеть перед началом составления текста блога. У меня есть вопрос, и я очень хочу чтобы вы помогли мне найти на него ответ. Сам я не в состоянии хотя бы потому, что игрожур или отношение к искусству/продукту — вещи очень неконвенциональные: невозможно открыть толковый словарь истины и проверить по нему что такое хорошо, а что — плохо.

Тема блога обозначена, и подходит время её раскрывать, не забывая обмазать содержание формой. Лучше читаются блоги с картинками, и коль так — текст иногда будет прерываться фотошопиписными иконами моей кисти. Тем самым уповаю на упрощение щей читателя. Аминь.

Часть 1. Вопрос этики и ответственности.

Игровой журналист — молодая профессия. Вчерашний рядовой игрок получает привилегии и ответственность по отношению и к видеоигровому издателю и занявшему вакантное место новому игроку.

Формируется треугольник взаимной заинтересованности игрок — журналист — издатель. Взаимоотношения игрока и издателя в связи с темой блога с этого момента упрощаются до исключительно финансовых: будто и не существует PR-кампании самого издателя, он не получает фидбека по ранним демонстрациям и так далее. Мы имеем только игрового журналиста задача которого, получив раннюю копию финального продукта — составить мнение и выразить его, допустим, в статью. 
У журналиста есть ответственность перед издателем, выражающаяся в рекомендациях или запретах по освещению аспектов проекта. Теоретически издатель может запретить упоминание стабильно появляющегося синего экрана смерти на седьмом часу игры. В коротком промежутке между зарёй и закатом отечественного геймдева мы и не такие публикации видели. Сегодня же, при куда более развитом рынке и при журналисте, ушедшем в онлайн — мы себе такого представить уже не можем. Сегодня репутация чего-то да стоит. (Стоило уточнить, что про верхний интернет речи тоже идти почти не будет.)

Что станет совершенно внезапным открытием для любого кто очутится в нашем времени неподготовленным — сегодня мало чего стоит личное мнение журналиста. Особенно пришелец удивится, узнав, что речь идёт о сайте Stop Game Ru, гордо величавшего себя «Объединением авторов». Мол каждый найдёт себе автора по вкусу, и сможет через него понять будет ли та или иная игра стоить непосильно нажитых часов и отпущенных Богом денег. Более того, самому игровому журналисту странным образом не комфортно уживаться с этим фактом. Последние события даже подарили нам конкретный кейс.

Жили-были два мужчины — Денис и Дмитрий. Сделали они по обзору обзору, сделали они подкаст и сделали стрим. И не смотря на то что мужчины очень разные — поставили они объекту обозрения очень одинаковые оценки, ведь ставили оценки не они, а игровые журналисты. Замаскируем имена, поменяв у них друг другом первые буквы - Денис и Дмитрий. Дальше речь пойдёт в основном про Дениса потому что мне сложно читать.

  1. Дурным тоном было бы приписывать игре недостатки платформы. Мы знаем что геймпад — игрушка дьявола если вопрос касается стрельбы, но всё же спор не окончен. Денис вспоминает об этом в подкасте за пределами Stop Game Ru, вспоминает в беседе с Дмитрием, и даже Денис вскользь упоминает стрельбу в обзоре. В игре множество раз придется стрелять, и это будет тяжело, но никак не повлияет на оценку потому что между Денисом и Денисом образовалось что-то.
  2. В подкасте и стриме Денис обращает внимание что поменялся характер у Элли, ставшей протагонистом, и подмечает, что ему не хватает старой Элли. В обзоре же этому места не нашлось потому что слишком уж субъективный вопрос, да и вовсе сделано в угоду новому сюжету. Похоже, мы имеем дело с каким-то видом барьера.
  3. Вы поняли о ком идёт речь. Будет нечитаемо и появится какой-то дурацкий оттенок насмешки если продолжу спамить именем. Он и в подкасте и в стриме жалуется что целых 10! часов (из 25!) ему было неприятно играть. И я, например, разделяю его чувство. А ещё вот этот мальчик очень недвусмысленно стреляет в стену в важном сюжетном моменте, так что лучше не смотрите чтобы не нарваться на спойлеры. А этот мальчик с ним полностью согласен по поводу этого момента. И снова же — на оценку это не влияет, потому что разные мальчики по-разному смотрят на разные вещи и не важно кто делает обзор. Нет, барьер выглядит не так.

     

     

Все мы понимаем кто лучше меня справится с перечислением множества подобных моментов, но снова же мы можем оценить какого размера пропасть образовалась между игроком и игровым журналистом даже если это два состояния одной и той же личности. Один из них говорит что игра изумительна, второй — называет разочарованием года. Я не могу решить хорошо это или плохо за всех, но для меня математика достаточно суха:

Мне любых двух из трёх вышеперечисленных пунктов достаточно для того чтобы я не считал допустимым для себя покупать эту игру. Чтобы об этом узнать до покупки мне надо:

  • Полностью посмотреть запись игры.
  • Посмотреть обзор, подкаст и стрим об игре суммарной продолжительностью три с половиной часа И посмотреть запись игры.

Обратив внимание на эти пункты, вы поймёте, что второй в общем-то можно свести до первого.

Потому что игровой журналист не дал игроку конкретно объяснить что в перечисленных моментах ему не понравилось. Только с первым пунктом я действительно могу определиться заранее, но его математически не достаточно.

Часть 2. Да кто такой этот игровой журналист, мать вашу?

Да, профессия молодая. Не существует ни курсов, ни узконаправленных факультетов на которых из тебя могут сделать дипломированного игрового журналиста. Профессию прямо сейчас на наших глазах конструируют пионеры, но конструируют не из ничего, а на базе уже существующих принципов олдскульной журналистики либо  такого же молодого блоггинга.

По мнению Патриарха Всея Руси и Зависимых Княжеств Видеоигровой Журналистики игровой журналист — это тот же кинокритик. Достойный рофл:

Возьму на себя тяжкий груз опровержения.

Видеоигра и Фильм — совершенно разные субстанции. Кинокритик по сути своей ничем не отличается от рядового зрителя, он просто смотрит фильм чуть раньше и пишет свою рецензию. У него по большей части нет ни ответственности, ни привилегий. Стоимость просмотра фильма скорее носит символический характер из-за того что индустрия развивалась многие годы и имеет огромнейшую инфраструктуру. Да и времени на ознакомление фильм отнимает в сравнении с игрой смехотворное количество. Что я потеряю если кинокритик меня злонамеренно обманет: 300 рублей и 2 часа времени.

По сути чтобы найти для себя подходящего критика — достаточно совпасть с ним во вкусе на сюжеты.

Видеоигра отнимет у меня от десятка до сотен часов и стоит её покупка для меня (не считая покупки и поддержания игровой платформы) в 3-20 раз больше. И если время своё можно защитить, просто забросив игру, то с политикой рефандов всё не так просто. У меня совпадают многие вкусы с Критиком Денисом Карамышевым (классный парень, между прочим), но оказалось что, прислушавшись, к его оценке TLOU2 я совершил бы фатальную, непоправимую ошибку и истёк бы насмерть пятью косарями.

Вопрос открыт.

Политический обозреватель? Не тот уровень ответственности. Игрожура за обман в клетку не закроют.

Спортивный? Это в киберспорте, возможно.

И тут меня осенило: давным давно уже существует потребительская (не такое плохое слово как кажется) журналистика. Обзоры моды: духи, платья, ноготочки. Путешествия. Тачки. Инструменты. И, самое близкое — техноблоги.

Ведь игровой журналистики именно как журналистики не существует практически за пределами «Крови, пота и пикселей» и потому попросту глупо рассчитывать хоть на какую-то непредвзятость со стороны Игрожура задача которого в основном сводится к объяснению стоит ли на нам тратить свои деньги на Продукт-1 или Продукт-2. 

Озарение это — вовсе не клифхенгер, не думайте что я поехавший и реально вёл всю эту стену к такому довольно очевидному выводу.

Я чую всё же ещё одну проблему, зарытую в факте схожести этих направлений.

Видеоигра — это одновременно и кот в мешке и продукт со сроком годности.

Жизнеописание одного мальчика через компуктерные игрушки:

  • Detroit: Become Human.
    Я в общем не люблю игры Кейджа. И это не важно в контексте. Потому после выхода даже не раздумывая о покупке посмотрел стрим целиком. Игра, как я и ожидал, имела несколько непозволительных по моему мнению аспектов, и я решил её не покупать. Она не стоила моих мучений с не очень мной уважаемым качеством игрового процесса на PS4. Год назад она вышла в EGS. Я шизофреник и бойкотирую EGS (кому какое дело?), хотя уже был не против между делом, за работой или от скуки запускать чисто чтобы заруинить историю и все ондроеды вкусили бы землю бетоном. Неделю назад игра вышла в Steam — я окончательно решился, позвал сестру, мы распределили персонажей и начали. Спустя 87 минут запрос на рефанд был отправлен.
  • Tyranny.
    Играл в Pillars of Eternity, и был хорошего мнения об Obsidian. Игре не доверял. Включил какой-то стрим, и через пять минут уже качал альтернативную лицензию. Через 10 игры в АЛ бежал через зимнюю пургу чтобы закинуть наличку на кошелек Steam. Посчитал для себя непозволительным играть в настолько, по моему мнению, шикарную игру не заплатив.

  • Detroit: Become Human.
    Одновременно с релизом в Steam вышла альтернативная лицензия, но узнал я об этом буквально позавчера. Знаете что? Забесплатно — шикарная игра, слова дурного в её сторону сказать не могу. Хожу, брожу, рассматриваю графон и детали интерьеров в 60 фпс. Восторг. Заебумба.

Вы уже поняли? Не бросайте читать из-за того что поняли, речь не о том, о чем вы думаете.
Пресс-версии бесплатные.

Возвращаемся к тезису и дополняем:

Видеоигра — это одновременно и кот в мешке и продукт со сроком годности, но за относительно значительные бабки.

Тачка или Смартфон — продукт со сроком годности за относительно значительные бабки, но ты совершенно точно знаешь что покупаешь. Важны только характеристики и ты все знаешь, хочешь потрогать — сходи в салон и потрогай. 0 секретов. Все секреты — это уже обман, и закон тебя защищает.

Фильм - символические деньги и время, хоть и кот в мешке.

Видеоигра по итогам вбирает в себя все характеристики, которые только могут усложнить её оценку, адская работа и стоимость этой игры — единственный стопор, единственный показатель, который может позволить игровому журналисту здраво оценить стоит ли оно того — для него упразднен. Упразднен навсегда и максимально в его угоду. Ему не нужно ехать в офис разработчика — он садится на свой уютный диван и играет в дорогущий (в плане производства, не до таких эпитетов игры дорогие) блокбастер просто так. Я здесь не про то что я совершенно несамостоятельный и мне нужно чтобы дядя решил стоит ли игра денег и сказал мне покупать её или нет. Я про то что впечатления самого игрового журналиста строятся на основании бесплатного продукта, и, естественно, они этим смазываются.

Патриарху, например, хватило отсутствия пресс-копии для 0/10 для Inquisition. С нытья про её отсутствие обзор и начался. Не знаю насколько этот факт важен, просто вспомнилось вот.

Так вот. У нас есть повесть об игрожуре в двух частях, написанная человеком определенно несведущим, написанная снаружи. Могут ли что-то добавить люди изнутри?

Так ли важно игровому журналисту отрекаться от собственных предпочтений и стремиться к ВЕЛИКОМУ? К объективности, которой нет. Да и слово вообще без значения, не знаю как написал.

Стоит ли в обзорах обращать внимание на то что мнение строится на основании игры за 0 рублей? У игроков-то будет другая версия. В обзорах игр из раннего доступа обращают внимание на разницу версий.

P.S. Не знаю было ли уже отмечено, но гиперссылка на внутренний материал сайта не пропускается редактором. Мне пришлось конвертить ссылку в короткую, так что, возможно, та что на обзор Дмитрия скоро станет недоступна.


The Last of Us: Part II

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
19 июня 2020
2.3K
3.9
2 313 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ой, без первого комментария.
Ну и зря, уже второй день не можешь в люди выйти!
Да может никому просто дела нет. Или жвачку написал.
Нееет! Всё в порядке! Очень интересно! Хоть и горько, но правдиво. Жалко что никто не оценил…
Что такое
альтернативная лицензия
Специальная версия игры за 0 рублей. Периодически используются в рубрике «Разбор полётов» на сайте Stop Game Ru.
Так и тема щекотливая. Я гражданин сознательный, с недавних пор даже за кино и музыку рублём голосую.
Читай также