17 июня 2020 17.06.20 1 3346

О кроличьих норах и о том почему нужно качать внимательность История ARG

+5

Здравствуй дорогой читатель. Сегодня я расскажу тебе об истории ARG-игр в альтернативной реальности (Alternative reality game). Я расскажу об истоках этого жанра и об известных его представителях.

Что это вообще такое-игры в альтернативной реальности?

Игры в альтернативной реальности это своеобразные квесты, которые используют разные способы передачи информации, в основном цифровые, и объединяют людей в погоне за разгадкой тайны. 

Дверью в игру или кроличьей норой может стать непримечательный сайт, шифр под вирусным видео или даже объявление на фонарном столбе. Ну а дальше начинается квест, тропа которая усыпана гиперссылками, имэйлами, автоответчиками и мессенджерами с подсказками для прохождения следующего этапа. И за всем этим копошением следит безликий кукловод. 

Практически все ARG придерживаются базовых принципов, которые помогают создать максимальный эффект погружения. Всего их восемь.

  1. Сюжет нелинеен.  Игроки должны сами находить подсказки и сопоставлять фрагменты истории.
  2. Подсказки могут быть в любой форме, не только ссылками в сети. Например, группа Nations в рамках рекламы очередного альбома, разбрасывала по сцене флешки с информацией. 
  3. Для решения загадок часто нужны специальные навыки и умения. Например программирования, математики или криптографии. В итоге игроки ищут подходящих помощников и объединяются в группы.
  4. Обычно об ARG не рассказывают т.к. тайна, это часть игрового процесса. Но существуют порталы, вроде ARG.net, на которых актуальные игры активно обсуждаются. 
  5. В отличие от традиционных игры в ARG чётких правил нет. Всё решается методом тыка. Случайный набор букв и цифр может оказаться паролем или шифром. Да и количество ошибок часто ограничено. Если не успел записать пароль, то увы.
  6. Это не RPG, по этому ключом к успеху может стать твоя пятёрка по краеведению.
  7. Игра может меняться в процессе. Были случаи когда авторы превращали активных игроков в персонажей детективов или отклоняли сюжет в сторону их теорий.
  8. Если вдруг участники зашли в тупик и начали сомневаться в существовании игры, то авторы могут дать им подсказку, чтобы шоу продолжалось. 

Эти принципы стали основой большинства ARG и главной причиной их большой популярности.

Истоки жанра

Первые игры в альтернативной реальности появились во второй половине девяностых годов. А их прародителем принято считать Wizards of the coast, создателей знаменитой Magic the gathering. Так для продвижения новой карточной игры Netrunner они создали некий прообраз ARG. Webrunner the hiden agenda стала первой онлайн игрой для продвижения оффлайн продукта. В ней пользователи становились хакерами которым нужно было собрать разоблачающею информацию о злобной корпорации и для этого нужно решить семь головоломок. Игра так хорошо зашла, что удостоилась внимания The New Your Times и получила сиквел в котором игроки становились уже агентами безопасности этой корпорации. 

Окончательный образ ARG сформировала некоммерческая игра Dreadnot созданная в том же 1996 усилиями скучающих журналистов San-Francisco Chronicle. На сайте газеты появилась история о таинственном похищении мальчика. По сути это был квест в духе «Выбери себе приключение», но вскоре стало ясное, что игра тесно переплетена с реальностью. Оказалось, что персонажи квеста не совсем выдуманы, они отвечали  на имейлы и оставляли подозрительные сообщения на голосовой почте. А в погоне за новыми подсказками игрокам приходилось лазить не только в программном коде сайта, но и вполне по настоящим улицам Сан-Франциско. На каком-то этапе в игру даже ввели мера города Вели Брауна.

Через год в 1997 году на экраны кинотеатров выходит триллер Дэвида Финчера под названием «Игра». Фильм по ходу пьесы довольно подробно раскрывал концепцию игр в альтернативной реальности. 

Вообщем популярность ARG только росла. А всякие тайны с легендами вызывали бурный интерес у публики.

Развитие жанра

В 1999 году поиграть со зрителями решили авторы «Ведьмы из Блэр». Слухи о реальности использованных в фильме плёнок докатились даже до России. Для большинства было очевидно, что это лишь красивый вброс, но были и те кто решил докопаться до правды. К сожалению под юбкой ведьмы ничего интересного не нашлось, хотя для вирусной рекламы использовались разные элементы ARG. Сайт фильма нагнетал мистики за счёт ненастоящих полицейских отсчётов и фейковых интервью. А на кинофестивалях раздавались листовки с якобы «пропавшими» актёрами картины. Причём указанные на них телефоны действительно работали. 

 Спустя ещё два года, в 2001 году появилась ARG которая стала иконой жанра и умудрилась вовлечь почти три миллиона человек. Называлась она The Beast и по задумке должна была претворять выход фильма «Искусственный разум», но в итоге с лёгкостью пережила дату премьеры. Тут всё было уже серьёзно: для разработки привлекли Microsoft, геймдизайнера Джорджа Вайсмена и сай-фай писателя Шона Стюорта. Специально для игры создали десятки сайтов и сотни головоломок. Общую стоимость проекта оценивали в 1 миллион долларов с перспективой выхода игр на Xbox. The Beast была детективной ARG с элементами научной фантастики. Первая подсказка содержалась в трейлера «Искусственного разума». В титрах значилась некая Жанин Сала-терапевт разумных машин. Поисковой запрос по её имени сообщал, что её коллега Эван Чан утонул на экспедиции на судне с искусственным интеллектом на борту. Тайну его гибели как раз и предстояло разгадать игрокам. В ходе расследования участники игры сталкивались с подпольным обществом борцом о защите прав роботов. Причём они по настоящему звонили игрокам с угрозами и подкармливали их любопытство новыми подсказками. И хотя The Beast особо не помогла «Искусственному разуму » в прокате, ошеломительный успех игры стал своеобразным знаком качества.

 Ну а самой масштабной игрой в альтернативной реальности стала «Why so serius» предварявшая выход «Темного рыцаря». Она длилась целый год и включала в себя полноценную избирательную компанию прокурора Харви Дента. «Геймплэй» сводился к тому, чтобы находить разбросанные по городам США подсказки и декодировать секретные изображения Джокер и информацию о релизе фильма. Игра была не слишком изощрённой, но зато помогла заполнить сюжетные дыры между «Бетмен: Начало» и «Тёмный Рыцарь». В общей сложности «Why so serius» привлекла более 10 миллионов участников со всего мира. Интернет заполонили фотки людей в гриме Джокера на фоне разных мировых достопримечательностей. Самые активные получили бесплатные билеты на фильм, а двадцать два счастливчика были приглашены на примеру в Нью-Йорке. Для сравнения: В награду за прохождение The Beast можно было разжиться сувенирными листовками и банданами.

Видеоигры в реальном мире...

Ну, а когда игры в альтернативной реальности встречаются с традиционными видеоиграми, то это по истине брак заключенный на небесах. 

Одной из первых наиболее известных игр в этом ключе стала «I love bees». Её в 2004 году создали авторы той самой The Beast, для продвижения Halo 2 от Microsoft. Входом в кроличью нору стали банки мёда разосланные игроками и в этих банках находились виниловые буквы из которых складывалось фраза «I love bees». Эта же надпись появлялась в трейлер игры. Ну, а сайт с таким же адресом приводил игроков в саму ARG. Она рассказывала историю сиквела Halo и принуждала геймеров покинуть берлогу. и выйти в реальный мир. В основу геймплея легли таксофоны. Игрокам приходили координаты будок и время приходящих звонков. В ответ на пароль можно было услышать аудио сообщение с поля боя с очередной подсказкой. В других случаях на другом конце могли оказаться актёры озвучки и рассказать о войне мира Halo. И это приводило игроков в восторг! Один из фанатов ради такого даже рискнул жизнью и пошел к таксофону в ураган. 

 Но не все эксперименты видеоигровой индустрии с альтернативной реальностью одинаково успешны. Это я про No mans sky. На проект было возложено много надежд, но релиз совершенно разочаровал геймеров. Игру сопровождала собственная ARG. Её разделили на несколько сезонов каждый из которых приурочили к обновлениям и попыткам починить саму игру. Но, а завершился проект с выходом доведённой до ума версией No Mans Sky NEXT. Характерно, что данная ARG использовала как традиционные инструменты ARG, например: Сайты, телефоны и радио передатчиков так и более современные. Одним из элементов геймплэя стала трансляция на Twitch с головоломкой. Некоторые из них были интерактивными. Например: Лабиринт в котором игрокам приходилось проводить виртуального хомяка набирая команды в чате. Отрадно видеть, что с развитием коммуникаций ARG тоже развиваются. 

Случайности всё же не случайны?

Но не все ARG это продуманный маркетинговый ход, иногда обитатели нижнего интернета сами устраивают себе приключение с препятствиями. Показательной стала охота за белым флагом который повесил актёр Шайла Баф против политики самого оранжевого президента США. По первоначальной задумке камера должна была записывать то как молодые люди говорили анти Трамповскую мантру «He will not divide us» на протяжении суток. Но почти сразу камеру оцепили тролли и стали засорять эфир нацистскими шутейками. Камеру стали перемещать, что и стало началом импровизированной ARG. В какой-то момент на сайте He will not divide us началась трансляция на которой был изображен флаг с одноимённым названием на фоне голубого неба. Это только раззадорило троллей и они решили найти и снять флаг. Вычислили его по координатам солнца, звёзд и полёту самолётов. И сняли флаг. Переезды не помогали. Координаты флага умудрялись найти когда он висел на фоне непримечательной белой стены. История арт-проекта завершилась в Париже. Флаг установленный на шпиле очередного музея безуспешно пытались сжечь дроном с огнемётом, но в итоге всё таки порвали. По слухами с помощью дрессированного сокола.

(простите не смог удержаться)

Заключение

Несмотря на то, что большинство ARG являются рекламой каких-то продуктов, они невероятно увлекательны сами по себе, потому что стирают границы между игрой и реальностью. В последнее время ажиотаж несколько спал, но новые ARG всё же периодически появляются. По этому мой дорогой друг, прокачивай внимательность чтобы увидеть что-нибудь странное как в Интернете так и в нашем реальном мире. Кто знает может цифры на мусорном баке где-нибудь станут твоей кроличьей норой.

Спасибо за прочтение, дорогой читатель! Надеюсь, что тебе понравилось и мы ещё не раз встретимся!


Лучшие комментарии

Альтернативой ARG-игр раньше служило приключение на природе, им занимались в детских оздоровительных лагерях. Спасибо за интересную статью. Слышал о таком краем уха. Не знал, что для «Темного рыцаря» была похожая затея.
под юбкой ведьма ничего интересного
виртуального хомика
Координаты флага умудрялись когда он висел на фоне непримечательной белой стены.

Ах, да чуть не забыл, в заголовке случайно не пропущено слово «норах»?
Читай также