20 мая 2020 20.05.20 5 2131

Есть двери открытые и закрытые. Книжный цикл «В финале Джон умрёт» Дэвида Вонга

+7

Немного я устал от СПГС-ных обзоров, потому решил запилиь материальчик по годной серии книг, о которой не так много народу, собственно, знает. Коллективно понимаем, что с картиночками по книгам такого коленкора в Сети существует дефицит, поэтому буду заполнять текст либо кадрами из экранизации, либо тематическими художествами с Devian Art. Кроме того, не успел я привыкнуть к обновлённому дизайну и редактору Блогов, так что будем ковыряться. Приятного чтения, друже и подруже!

Разгадав загадку, приведенную ниже, вы раскроете страшную тайну вселенной — если, конечно, не спятите. Если же страшная тайна вселенной вам уже известна, можете спокойно перевернуть страницу.

 

Допустим, у вас есть топор — обычный дешевый топор, купленный в магазине хозтоваров. И вот в один трагический зимний день вы взяли вышеупомянутый топор и отрубили им голову одному парню. Не волнуйтесь, он уже был мертв. Хотя, возможно, поволноваться бы стоило — именно вы его и застрелили.

 

Это был настоящий громила — дерганый, синие вены на огромных бицепсах, заточенные зубы, на языке татуировка-свастика. Наверняка вы таких встречали. Вы всадили в него восемь пуль, а теперь рубите ему голову топором, чтобы он уж точно не вскочил и не вцепился вам в глотку.

 

При последнем ударе топорище разлетается на мелкие кусочки. Так что теперь у вас есть сломанный топор. Потратив целую ночь на то, чтобы избавиться от мужика и его головы, вы берете топор и едете в город. В магазине хозтоваров вы объясняете продавцу, что темно-красные пятнышки на сломанном топорище — это кетчуп, после чего вам вручают совершенно новое.

 

Починенный топор спокойно лежит у вас в гараже, пока одним дождливым весенним утром вы не обнаруживаете на кухне существо, похожее на гигантского слизня с раздувшейся яйцевой камерой на хвосте. Челюсти у твари такие мощные, что без малейших усилий перекусывают вилку. Вы рубите существо на мелкие кусочки, но при этом ваше верное оружие врезается в металлическую ножку перевернутого кухонного стола. Значит, теперь у вас есть топор с зазубренным лезвием.

 

Вы, конечно, снова едете в магазин хозтоваров и покупаете другое лезвие, а вернувшись домой, обнаруживаете там парня, которого когда-то обезглавили. Голова у него новая, пришитая к телу леской, а на лице — совершенно особое выражение, словно он хочет сказать: «Ведь это ты зимой отрубил мне голову!» Такое выражение лица нечасто увидишь.

 

Вы — за топор, а парень смотрит на него полусгнившими глазами и орет, хрипя и булькая: «Этим топором ты меня и убил!»

Прав ли он?

Кратко о сабже устами сабжа

Наткнулся я на этот процитированный выше текст довольно давно, ещё в пору студенчества. По ночам к Морфею мы тогда наведывались нечасто – того и гляди, всю молодость проспишь. Многим этот неизвестного происхождения отрывок встречался на просторах Сети. Однако, как показал житейский опыт, мало кто задавался вопросом: «Чья больная фантазия смогла породить сей безудержный словесный поток? Кому понадобилось так сильно коверкать знаменитый Парадокс корабля Тесея»?

Первый же запрос в поисковике вывел меня на фильм «В финале Джон умрёт» 2012 года выпуска от Дона Коскарелли. Того самого хоррор-мейкера, что подарил миру «Фантазмы» и «Бабба Хо-Теп». С первыми я никогда знаком не был, зато угарнейшего «Баббу» с несравненным Брюсом Кемпбелом в роли Короля Собственной Персоной™ безмерно уважаю, посему знакомство с внезапно свалившейся на юного меня лентой произошло тем же вечером. Без аннотаций, без отзывов. Я просто взял и запустил на своём умирающем ноутбуке Lenovo«В финале Джон умрёт». Ну и чаёчку с чабрецом, разумеется, нарулил.

Полтора часа пронеслись незаметно. Даже слишком. Ко мне пришло страшное осознание того, что я бесповоротно подсел. Нужно больше инфы.

Пару кликов мышью спустя я обнаруживаю занимательный факт: картина Коскарелли – не оригинальный проект, а экранизация книги неизвестного мне писаки Дэвида Вонга. И у первоисточника есть продолжение. А ещё в данный момент автор пишет третью часть. Да это же целый литературный цикл!

И понеслась!

Итог немного предсказуем: последующей ночью я поспал от силы часа два, ибо был целиком и полностью поглощён чтением. Первую книгу я добил на следующий же день, со второй разбирался меньше недели, окунаясь в неё с головой на скучных лекциях. Через год с небольшим триквел таки перевели на русский язык и ночное рандеву с писаниной Вонга состоялось вновь.

С тех самых пор я нещадно рекомендую цикл Вонга каждому встречному и получаю неистовое удовольствие от предновогодних просмотров фильма Коскарелли в кругу товарищей по интересам, мною же успешно записанных в культ поклонения Корроку, «соевому соусу» (другому «соевому соусу») и не по годам сообразительным золотистым ретриверам.

Любопытства ради я взялся искать посты о детище Вонга в любимых Бложиках. Таковых не обнаружилось. Как говорится, вызов принят.

Хотите услышать историю? Ну, пристёгивайтесь, б****!

— Вы не похожи на выходца из Азии, мистер Вонг.

 

— Потому что я не азиат. Я родился в Неназванном, а имя сменил для того, чтобы меня было труднее найти.

 

— Как это?

 

— Вонг — самая распространенная фамилия в мире. Чтобы найти меня в «гугле», придется просеять хренову кучу результатов.

Для начала, оброним пару слов о самом Дэвиде Вонге, в миру Джейсоне Парджине. Уроженец Лоренсвилля, штат Иллинойс. Недавно отметил сорок пятый день рождения. Если не пишет книги, то добывает денежные знаки, впахивая на веб-сайте Cracked.com в качестве постоянного редактора и автора статей «о всяком разном». Тематика его работ крайне разнообразна – позалипать можно и на сериальную аналитику, и на сатирические «Топ пять вещей, которые взорвут ваш мозг», и на стёбные разоблачения собственных работодателей, судя по всему, виноватых в большей части всех бед нашей цивилизации. В принципе, можете сами посмотреть.

Наелся и сидит

Успел отучиться в Университете Южного Иллинойса по специальности радио и телевидение, чтобы благополучно заруинить карьеру в крупном медиа во благо всеми любимого офисного планктонства. По собственному признанию, начиная с 1999 года, ведёт двойную жизнь:

Днем я был обычным парнем, который вбивает данные в базу в одной юридической фирмы, но по вечерам я снимал с себя хаки и превращался в другого человека — в Парня, Вбивающего Данные в Базу Страховой Компании.

Несмотря на стабильные 75 рабочих часов в неделю, Джейсон умудрялся находить свободное время и тратил его на публикацию юмористических заметок на персональной веб-страничке с ироничным именем «Pointless Waste of Time» (она же «PWOT»). Тогда же и был придуман псевдоним Дэвид Вонг, призванный уберечь Парджина от нежелательного внимания со стороны коллег и друзей, многие из которых, так или иначе, мелькали в его сетевых опусах.

В преддверии Хэллоуина 2001 года Дэвид поделился с Интернетами своим первым художественным произведением. Действующими лицами сего рассказа стали сам Дэвид и его друг Джон(прототипом это персонажа стал школьный кореш и будущий коллега на Cracked.com Майк Лейти). Герои, вышедшие из-под клавиатуры Вонга – самые простые клерки, которые совмещают работу в видеопрокате с полупрофессиональной охотой на нечисть. В той истории дуэт доблестных раздолбаев боролся с неведомой сущностью, способной превращаться в других людей, а также, аки мехи из Могучих Рейнджеров, собираться в убер-машину для убийств из разбросанной по близлежащим морозильникам мясной продукции.

На Devian Art мясное чудовище изобразили вот так

Комедийный хоррор Джейсона приглянулся публике, состоявшей из примерно двух десятков человек. Через год эта цифра почти не изменилась, однако Парджин не свесил носа и опубликовал продолжение истории на следующий Хэллоуин. Эта попытка оказалась куда более удачной, и писательская деятельность нашего самоучки стала набирать обороты:

На волне успеха я стал писать продолжение этой истории — и занимался этим весь следующий год. К 2005 году хроники наших приключений выросли до 150 000 слов. Читатели засыпали меня письмами по электронной почте; фанаты утверждали, что читали историю всю ночь напролет, а наутро брали отгул, чтобы дочитать до конца. Люди тратили пачку бумаги и три картриджа, чтобы распечатать эту историю, а затем перетягивали распечатку резинками и одалживали друзьям.

Тогда же до Вонга достучались люди из Permuted Press – независимого издательства, выпускающего мистические новеллы ограниченными тиражами в мягкой обложке. Развернувшаяся на веб-сайте Дэвида трэш-эпопея мало кого оставляла равнодушным, и заведующие парочкой печатных станков граждане верили в успех потенциальной книги. Не верил в него лишь сам автор. Он долго отнекивался, но…

Потом у моей машины полетело сцепление, и я решил, что не стоит воротить нос даже от жалких грошей, которые принесет издание книги.

Результат: ломовейший роман «В финале Джон умрёт» Дэвида Вонга вышел в продажу тиражом в пять тысяч экземпляров в 2007 году. Распродан целиком. Впоследствии он не единожды возглавит первенство еженедельного списка бестселлеров по версии New York Times. Через два года книгу переиздадут в твёрдом переплёте с дополнительными материалами. Примерно в это же время Дон Коскарелли напишет Джейсону на e-mail с предложением экранизировать его литературный дебют. Премьера фильма состоится в 2012 году в рамках фестиваля независимого кино Sundance в Парк-Сити, штат Юта. Тогда же Парджин оставит офисную работу и примкнёт к редакции Cracked.com, продолжая на досуге писать о похождениях Дэвида и Джона.

— Алло?

 

— Дейв? Это Джон. Звонил твой дилер. Он говорит — или сегодня ты отдаешь ему героин, или он тебя зарежет. Встретимся там, где закопали шлюху-кореянку.

 

На самом деле эта кодовая фраза означала: «Приезжай ко мне как можно быстрее. Дело важное». Мало ли, вдруг телефон прослушивается.

 

— Джон, сейчас три часа но…

 

— Да, и не забудь — завтра мы должны убить президента.

 

*Щелк*

 

Он отключился. Последнее предложение было просьбой купить сигарет по дороге.

Вы всё ещё здесь?

На данный момент Парджин настрочил целых три книги о похождениях Дэвида и Джона. Пускай романы не совсем схожи по жанровой принадлежности, неизменными в них остаются: тандем главных героев, место действия и убер-сбалансированный стиль «комедийного хоррора». Для начала предлагаю поговорить о том, о сём и о третьем по порядку, а потом провести ряд скромных блицов по существующим произведениям франшизы.

Виновники графоманского торжества (слева — Дэвид, справа — Джон)

Дэвид Вонг – автор/рассказчик/относительно стабильная личность. Неохотно блуждает в потёмках собственного безумия. Не хочет быть героем, однако потусторонние твари чуть ли не каждый день меняют его мнение.

Столкнулся с изнанкой человеческого мира и не шибко этим доволен. Днём работает в видеопрокате и не совсем удачно косплеит смурного обывателя. По вечерам совместно с другом Джоном калымит «ведьмаком на пол ставки». В команде играет роль «ходячего гласа рассудка», несмотря на запредельную мнительность, периодические параноидальные расстройства и прочую околошизоидную мишуру, передавшуюся по материнской линии.

Пережил не самое простое детство, за время которого успел попасть в приёмную семью, пройти через издевательства в школе и ставшую следствием предыдущего пункта федеральную программу по реабилитации школьников с «уголовкой». Впрочем, Дэвидтаки не позабыл значение слова «веселье», поэтому часто впутывается в авантюры, сгенерированные Джоном, пускай и с некоторыми оговорками.   

Джон «Чиз» (фамилия, не поверите, вымышленная, как и у Дэвида) – эксцентрик/алкоголик/любитель веществ/патологический врун/солист и гитарист панк-рок группы «Трёхрукая Салли». На первый взгляд — архитипичный персонаж-трикстер, ан не совсем оно так, ибо степени его раздолбайства и запредельному скиллу учинять трэш и разбрасываться угарнейшими афоризмами позавидуют и канонический Джек Воробей, и остроумный Ванька из «Курьера» Шахназарова. Успел побывать в тюрьме, что неудивительно.Если наши герои находятся на пороге гибели, то, с вероятностью 95%, виноват в этом Джон.

Крайне инфантилен, что проявляется и в натянутых отношениях с простыми смертными, и в килотоннах дерьма, что постоянно выливаются на окружающих по его вине. Тем не менее, своими шутейками Джонспособен поднять моральный дух команды в кризисные моменты, а самые безвыходные ситуации вывозятся благодаря его упорству и заводскому «режиму камикадзе». Парадоксально, но будучи одним из самых ненадёжных людей во Вселенной, в преддверии Судного Дня многие из второстепенных персонажей предпочтут доверить свои жизни именно Джону.

Дуэт настолько же привычный, насколько и незаурядный. Казалось бы, подобного рода «боевые двойки», убегающие от всевозможных НЁХ изничтожающие сущности неописуемые не то чтобы не новы, многим оскомину давно набили. И что же делать писателю, за историю об этих оболтусах взявшемуся? Ответ прост: накрутить абсурда и чернухи сверх меры, конечно же – мало давить педаль в пол, нужно втоптать её в асфальт.

Вспомнили братьев Винчестер из «Сверхъестественного»? А теперь представьте, что эту самую керуаковского размаха одиссею Дина и Сэмаописывают, скажем, Чак Паланик в соавторстве с Дугласом Адамсом, к тому же ещё и накумаренные по самое не балуй. Вот такие они, Дэвиди Джон– начало и конец, альфа и омега трэшового альтлита. В конце концов, эти парни написали всемирный хит «Верблюжий холокост» Леня одобряэ – в такое сложно не влюбиться.

In my restless dreams, I see that town… Неназванный.

Типичная фауна Неназванного во всей её красе

Да, да, не удивляйтесь. Нет большей отрады для циничного паникёра с вымышленной азиатской фамилией «для прикрытия», чем сокрытие любых сведений о себе и своём местоположении. Но какая-никакая информация о ПМЖ Вонгав книгах иногда просачивается. Находится это замечательное местечко, ориентировочно, в штате Мичиган и представляет собой образцовый провинциальный городишко Среднего Запада США. С той лишь разницей, что помимо парочки дрянных забегаловок и особо ушатанных пригородных домиков он выделяется среди прочих порталами, ведущими в иные миры, и сотнями, если не тысячами, раскиданных по округе артефактов, способных заинтересовать яйцеголовых из SCP, среди которых затесались несокрушимая пиньята и коллекция VHS-кассет с несуществующими в природе фильмами Брюса Ли. Да и бесконечно влиятельные то ли люди, то ли инопланетяне, то ли резиденты имматериума в этом городе заинтересованы не меньше, чем нигерийские студенческие сообщества в практике магии вуду.

Хоть как-то систематизировать все странности, происходящие в Неназванном, невозможно. Уж слишком разношёрстными и не поддающимися каким-либо законам мироздания и здравого смысла представляются читателю тамошние паранормальности, даже для мира паранормальщины ни разу не тривиальные. Джону и Дэвиду доведётся иметь дело и с Древними Богами, будто бы сбежавшими из книжек Лавкрафта, и до безумия гипертрофированными чудовищами из городских легенд, и тайными обществами, и даже разумными наркотиками, превращающими лицо, их употребившее, в самого настоящего Господа, одним только ногтем на мизинце левой ноги способным в клочья порвать ткань бытия и обрести Вселенную на неминуемую гибель. Гравити Фолз, только под мефедроном вперемешку с бензедрином, ей Богу. Да простит меня Коррок за эти скверные слова.

Сам по себе Неназванный – местечко блеклое. До уровня детализации того же Сайлент Хилла не дотягивает. Нет ни улочек, названных в честь мастеров западной литературы, ни иконических достопримечательностей на манер школы Мидвич иль госпиталя Брукхейвен. Но неисчислимое количество конспирологической дичи, в Неназванном творящейся, любые замечания по скромной проработке пиндосского ПГТ может компенсировать всего за пару страниц.

Логотип группы «Трёхрукая Салли»

Благодарить за это стоит уникальное умение Дэвида Вонга совмещать сочетаемое с несочетаемым, действительное с вымышленным, жопно-сортирное с претенциозно-высокопарным и леденящее кровь с невероятно смешным. Слово «мэш-ап», помноженное на 666 и возведённое в квадрат. Парджин неистово эксплуатирует постмодернистские конструкты, переваривая оные через призму собственного, судя по всему, не совсем здорового воображения.Потому большая часть заимствований и цитирований, порционно выдаваемых устами Дэвидаи Джона, из разряда «дешевеньких отсылок» переходят в категорию «настолько бредово, что аж круто».

Шутка ли, начинающим писателем опусы Парджина можно советовать в качестве наиболее компетентного путеводителя по самым знаковым литературным ужасам. Чем в Неназванном только не пахнет: Баркером, «Секретными материалами», Кингом, Лавкрафтом, Ромеро, Карпентером, Райтманом. Сколь много отсылок читатель не отыщет в текстах Вонга, среди них единицы покажутся вторичными, ибо редко какие элементы чужих работ пребывают в Неназванном в первозданном виде.

Хот-дог вместо телефона — в здешних местах дело привычное.

Если шугают боди-хоррором, то настолько пошло это подаётся, что иной раз можно потерять аппетит, а избитый троп «сон собаки» не только не выводит из себя, но заставляет читателя по-хорошему удивиться. Лучшие друзья человека у Вонга, к слову, прямо как совы в «Твин Пикс» – скрывают куда больше секретов, чем вы могли бы подумать. В этом мире возможно всё и даже чуть-чуть побольше. Забудьте о бесчинствах, что создают популярные нынче Рик с Морти – им есть чему поучиться у Дэвида и Джона. На кой ляд им сдалась портальная пушка, если одной дозы «соевого соуса» вполне хватает для того, чтобы в крайне упоротой манере залезать в неевклидову геометрию и разрушать первоосновы физического мира?

От того, что воскресло из мёртвых, добра не жди – это я почерпнул из фильмов. На каждого Иисуса приходится миллион зомби.

Итак, на сегодняшний день «Вселенная Неназванного» насчитывает три романа и одну экранизацию. В конце прошлого года Парджин ненароком обмолвился, что начал работать над четвёртой книгой, но ни официальных анонсов, ни более внятных новостей по этому поводу мы ещё не видели.

Немного повторюсь: досконально разжвёвывать сюжеты Вонга достаточно тяжко, так как затеваемые его героями межпространственные пляски с бубном разрушают любые мыслимые правила драматургии. Практически всё, что происходит в его произведениях – байки Дэвидао том, как ему постоянно доводится сталкиваться с закулисьем реальности «a-la cosmic-horror-style», рассказанные от первого лица. Следовательно, читатель должен быть готов к морям субъективных мнений, океанам самобичевания, тысяче и одному вопросу «What the hell is going on, адресованным Дэвидомв сторону Высших Сил.

Приём не самый простой, ибо сбиться с ритма аль безосновательно деформировать перспективу литературного альтер-эго в самый неудобный момент истории – дело на раз плюнуть. Оттого всё больше дивишься навыкам Джейсона, который не только прекрасно оперирует простеньким, но крайне разнообразным и ярким слогом, так ещё и умудряется не теряться в круговертях своих умалишённых сценариев. Ну, а коли литератор ненароком заплутает, то разного рода обоснования и причинно-следственные связи в книгах не будут сшиты между собой белоснежными нитками. Между делом, не забываем, что первая новела – самая мозговыносящая и хитрожопая среди остальных, на протяжении нескольких лет публиковалась в Сети слабо связанными между собой обрывками. Кто бы что не говорил, а не запутаться в хитросплетениях собственного воображения – задачка не из простых.

Ученые говорят, что есть темная материя — невидимое загадочное вещество, которое заполняет пространство между звездами. Темная материя составляет 99,99% Вселенной, и ученые не знают, что это такое. А я знаю. Это апатия. Вот она, истина: сложите наши знания о Вселенной и все, что нам небезразлично, и получится крошечная искорка в огромном черном океане пофигизма.

Первая часть цикла, «В финале Джон умрёт» (англ. John Dies at the End), ушедшая в печать в 2007 году, во-первых, умудряется трижды обмануть читателя одним только заголовком, а во-вторых, на полном серьёзе может вынудить особо впечатлительных поверить в теневые правительства, вооружиться магнитофоном и парой кассет с христианским роком – осторожность не бывает лишней.

В этом романе речь пойдёт о самом начале карьеры Дэвидаи Джона. Парни, хоть и молоды, бренным существованием не особо довольны, потому никаких планов на будущее окромя бесцельного прожигания лучших лет жизни так и не придумали. Во время одной из школьных тусовок они столкнулись со странным ямайцем, которому палец в рот не клади, только дай несмышлёнышам фокусы показать да напоить их «соевым соусом». Так называется живое наркотическое вещество, которое позволяет увидеть Вселенную такой, какая она есть на самом деле вне человеческого восприятия. Параллельно с даром ультра-провидения, «соус», в зависимости от своих планов «Не ты выбираешь соус, а соус тебя» наделяет своего нового носителя абсолютно непредсказуемыми мэдскиллз, к числу которых можно отнести и путешествие во времени, и общение с мертвецами, и навык собирать внеземные вундервафли из говна и палок прямо на коленке.

Но не недаром друже Ницше как-то промолвил, что, мол, подолгу вглядываясь во тьму, аукнуть не успеешь, как она начнёт пристально вглядываться в тебя. Вполне ожидаемо, что Дэвиди Джон, единожды столкнувшись с последствиями употребления «соуса», обзавелись перманентным осознанием того, что твари из иных миров никогда не оставят их в покое. Тут уж либо бороться с неведомыми силами, при этом продолжая вести «нормальный образ жизни», ибо налоги с квартплатой никто не отменял, либо в лучших традициях наиболее импульсивных героев Лавкрафта пустить себе пулю в лоб. Разумеется, наши протагонисты избрали первый путь. А дальше всё, как говорится, заверетелось… Да так, что без чекушки, бывает, не разберёшься.

Бахнув пiдливу

Эта книга, пожалуй, самая макабрическая и необузданная во всём цикле. Никаких сомнений, никаких правил – лишь парочка харизматичных маргиналов, волею судеб узнавших, что мир этот устроен гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Завлекает не на шутку, так ещё и написано великолепно. Вонг искусно бегает от крайности к крайности, при этом сохраняя повествовательное равновесие с мастерством эквилибриста. Эпизоды бодрого экшена сменяются экзистенциальными муками отдельных героев, а агрессивный юмор ниже пояса сменяется многослойными пластами тонкой иронии. Легендарная вещь, не иначе.

Есть такой паук, размером с тарелку, длиной в фут, если считать с ногами. Его называют Гигантский Паук-птицеед, или Гигантский Гребаный Паук-птицеед – те, кто видел его вживую. Не знаю, как они ловят птиц. Я знаю лишь, что Гигантский Гребаный Паук-птицеед летать не умеет, потому что если бы он умел, он бы назывался совершенно иначе. Мы бы называли его «сэр», потому что он был бы доминирующим видом на планете.

Второй роман носит название «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её» (англ. This Book Is Full of Spiders: Seriously, Dude, Don't Touch It). В 2012 году на прилавках букинистических магазинов появилось очередное детище Парджина, снова с провокационным заголовком. Правда, в этот раз не обманывающим ожидания. Дело в том, что в этот раз Неназванный стал эпицентром нашествия живых мертвецов. Вот только усопшие массово покинули свои могилы не из-за вируса, а по воле невидимых пауков-паразитов, попавших в наш мир из параллельной реальности.

В самом сердце катастрофы оказались Дэвиди Джон, вокруг них – с детства знакомое захолустье, охваченное паникой, между строк – незримые покровители Галактик, двери-телепорты в китайских ресторанах и дробовики, потому что дробовики – это круто! В отличии от первой книги, являющейся любительской «хоррор-энциклопедией» с сильным комедийным уклоном, здесь и краски значительно загустели, и настроения вокруг царят непривычно мрачноватые. Зато повествование обрело целостность, а ранее тщательно укрываемая социальная сатира теперь высовывает голову из окопа куда смелее.

Дэвид ждёт встречи с журналистом в китайском ресторане, дабы поведать ему о своих приключениях

На смену остроумным хроникам психонавтов поневоле пришла всё ещё забавная, однако менее хаотичная деконструкция популярных произведений в жанре зомби-апокалипсис.Здесь нашлось место и неадекватным телевизионщикам, и крутым шерифам с шестизарядной гаубицей в кобуре, и шаблонным подземным лабораториям, и группе сурвивалистов, полжизни заложивших на подготовку к Армагеддону, лицезреть который, как оказалось, стремновато даже с полным рюкзаком полезностей и крупным калибром за плечами. Вонг продолжает веселить и веселиться, смеяться и высмеивать – радикальных перемен не произошло. Разница между «Пауками» и оригинальной книгой заключается в том, что теперь большая часть мыслеизливаний Парджина более-менее структурированы и, в большинстве своём, имеют конечного получателя, будь то обленившиеся госучреждения или не шибко креативные коллеги по медийному цеху.

Новый труд Вонга несколько отошёл от хорошо знакомой формулы оригинала, но в бездумный шлак, паразитирующий на успехе первой книги, не превратился. «Эта книга полна пауков» — произведение более хмурое и сдержанное, однако в нём осталось всё то, за что мы полюбили «В финале Джон умрёт». Теории заговоров, загадочные измерения, чёрный юмор, колкие выражения и безудержное действо – всё при своих местах, пускай и с несколько пониженным градусом умопомешательства.

И всё собранное мной дерьмо в каком-то смысле комбинация двух вариантов — святое или опасное, или сразу оба. Итак, они находят мой адрес и втюхивают это всё мне по почте. «Дэвид Вонг знает, что сделать с этим!». Нет, я понятия не имею. Всё это просто нагромождается, и штуки, которые не кажутся слишком опасными, продаются на eBay (на этом сайте есть целый раздел «метафизика», это потрясающе).

На дворе 2017-й, и Джейсону опять спокойно не живётся. Встречайте, «Что я, чёрт возьми, прочёл?» (англ. What the Hell Did I Just Read) – историю, идеально сочетающую ключевые достоинства своих предшественников. От первой книги триквелу досталось задорное сумасшествие, а от второй – целостный сюжет и куда более профессиональное исполнение, нежели на стартовом заходе.

Дэвиди Джонвлипли в паранормальные передряги, вот только помимо древних и могущественных созданий из далёких космических царств за ними ведут охоту и великие комбинаторы из числа людей. Из плоти и крови. Наверное. Кроме того, Вонг усилил акценты на бытовых проблемах нашей сладкой парочки. Вот только я им верить не собираюсь ни за какие коврижки! Это обман! Всё обман, и все обманывают! ЧТО ЗА ХЕРНЮ Я ТОЛЬКО ЧТО ПРОЧИТАЛ?!

Старый добрый Форд Бронко Дэвида в окружении внеземных чудовищ

Собственно, автору удалось угнаться за уровнем качества, близкому к образцово-показательной первой части. История в этой книге такая же безумная, как и в далёком 2007-м, а манипуляции с изнанкой мироздания из умело запутанных превратились в воистину майндфаковые. В этот раз Вонг ставит читателя в положение беззащитного ребёнка, потерявшего маму в торговом центре – доверять нельзя никому, в том числе и самому себе. Куда ни глянь, любая деталь, любой твист, любой персонаж – всё не то, чем кажется. И как бы уморительно не было наблюдать за очередными похождениями Дэвидаи Джона, избавиться от терпкого привкуса ментального изнасилования получится нескоро.

Одно лишь огорчает – уж больно книга вышла короткой по сравнению с предшественниками. В остальном, даём добро – читайте внимательно и не расслабляйтесь. ОНИ всё знают. От НИХ никуда не скроешься. Скорее закрывайте свои двери на засовы. 

Известный трюк: вас оставляют в тишине, и вы варитесь в собственном соку, вина и сомнения прожигают дыру у вас в животе, и на пол вытекает правда.

Отдельным словцом надобно помянуть экранизацию Коскарелли, ибо вышла она, мягко говоря, неоднозначной. С одной стороны, мы имеем весьма бюджетный фильм, который знатно кастрировал первую половину первоисточника, да и смотреть на дешёвые спецэффекты без особой подготовки получится далеко не у всех. С другой стороны, дух книги передан идеально, самые угарные эпизоды оригинала на кинополотно перенесли, а обширный опыт Коскарелли в производстве трэш-ужастиков постоянно напоминает о себе. Не «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми, конечно, но смекалкой при работе с бюджетом в ящик пива автор «Фантазма» явно не обделён.

Для тех, кто книгу не читал, эта лента послужит неплохой демо-версией бумажного цикла, ибо лютый психодел и невероятной степени запущенности шизу оригинала команда Коскарелли передаёт на твёрдые пять баллов. Тем же, кто трилогию Вонга уже зачитал до дыр, дабы получить удовольствие от просмотра необходимо просто-напросто изучить историю съёмок картины. Киношникам от многого пришлось отказаться, но не из неуважения к творчеству Парджина, а по причинам куда более прозаичным: деньги, деньги, дребеденьги. Кроме того, с книгами ознакомившиеся прекрасно осознают, что дотошной экранизации ВОТ ЭТО ВОТ ВСЁ, в голове Джейсона рождённое, подлежит с наятжкой.

«В финале Джон умрёт» для больших экранов – добротный образчик независимого кинематографа, обладающего мало чем объяснимым обаянием. Это то кино, на которое натыкаешься только тогда, когда уже кажется, что мир абсолютно рехнулся, и границы сумасшествия начинают терять свои очертания. Лишь только копеечная картинка, малоизвестные актёры, буйный поток фантазии и безудержный фан – вот что такое «John Dies at the End» directed by Don Coscarelli. Уникальный трэшак. Самый настоящий самородок, одновременно и грошовый, и безмерно ламповый.

 

 Трейлер фильма вдогонку

Вам нравится запах свежескошенной травы? То, что вы чувствуете, это химический крик о бедствии, выпущенный каждой травинкой в момент, когда её срезают.

С полной уверенностью хочу заявить, что Парджину удалось сломать жанр ужасов. Да не просто сломать, а ещё и пересобрать его в виде настолько нестандартном, что обозвать его работу неоригинальной язык не поворачивается даже спустя десять с гаком лет после дебютного тиража первой книги. Живой язык и классный юмор вкупе с триллиардом нижайших поклонов в сторону классики хоррора прошлого века делают своё дело – при прочтении мозги кипят, разум неустанно генерирует не самые уместные вопросы, но отвлекаться от приключений Дэвида и Джона не хочется.Так что советую вам, дорогие друже, в эпосе данном заинтересовавшимся, отыскать дубину потяжелее, обклеить её обрывками страниц из Библии и снабдить строительными гвоздями. И собачьего корма захватите – надо же чем-то байтить четвероного разведчика на обследование аномальных зон.

Путешествие обещает быть забойным, I GUARANTEE IT.

Быть может, ещё свидимся

Не забываем, что у Парджина в библиографии имеются ещё две книги, не входящих во «Вселенную Неназванного»: «Futuristic Violence and Fancy Suits» и «Zoey Punches the Future in the Dick» (вторая ещё не вышла, но ждать осталось недолго).


Лучшие комментарии

Писательский труд в качестве хобби Куда приятнее алкоголизма.
Мне «Джон» (книга) казался идеальным изображением мироощущения городского сумасшедшего. Абсурдная эклектичность, неудавшаяся жизнь героя, паранойя вплоть до убеждения в слежке через телевизор… Мрачное произведение по итогу. В экранизации этого нет. Взять сцену с сосиской — в фильме это просто гэг, а в книге — рубеж, через который Дейву надо переступить, перестать претендовать на нормальность в глазах окружающих.
Такой моментик присутствует, но мироощущение героев Вонга, как по мне — во многом результат мироощущения читателя. Что книга с множеством параноидальных описаний от первого лица, что порезанная во многих аспектах экранизация, мной воспринимались всегда как материи угарные, даже неистово угарные. Местами мрачные, как ты и заметил, но глобально акцент сделан на комедийной составляющей. Для меня приключения Джона и Дэвида — скорее американские горки с последующим посещением кафе-мороженое, нежели те же самые горки, сойдя с которых получаешь повестку в военкомат иль любое другое грустное оповещение.
Читай также