Меню
StopGame  Блоги Блог Osyris Романтизация войны в видео-играх и кино

Самое актуальное

  • Coffee Talk: Обзор
  • Блоги. История студии Ice-Pick Lodge. Часть четвертая, последняя: новый Мор, настоящее и будущее Ледорубов
  • Блоги. [Switch-On] Beholder: Complete edition. Страна Чудес Строгого Режима
  • Идеальное преступление / Rainbow Six Siege
  • «Инфакт» от 21.02.2020 — Sony и коронавирус, новая игра PlatinumGames, Take-Two против «Горячего Кофе», фильм Borderlands…
  • Metro: Exodus — Sam's Story: Обзор
  • The Cycle | Что может прийти на смену battle royale?
  • Onimusha: Warlords: Обзор
  • Vampire's Fall: Origins: Обзор
  • СГЧГК. Тематическая музыкальная игра
  • Рефанд?! — Stoneshard, Not for Broadcast, Coffee Talk, Ministry of Broadcast, Wet Girl…
  • Bayonetta & Vanquish: Обзор
  • DREAMS. Делаем игру по заявкам зрителей
  • Как «Воители Нью-Йорка» сделают The Division 2 лучше
  • Quake 4 — шутер, убивший серию [Разбор полетов]
  • Блоги. Детальный обзор The Witcher 2: Assassins of Kings
  • Блоги. Блоговый Инфакт. Январь 2020 (Пилот)
  • Кооп тысячелетия в Zombie Army 4
  • Тростенюк и Кулаков в GTA [2012 Год]
  • Kunai: Обзор
  • Лучшие и худшие игры по Лавкрафту
  • Поиграли в Outriders. Вот с чего начнётся НЕКСТГЕН!
  • Подкаст. Какими должны быть PS5 и Xbox к игре
  • От глубокого запоя до революции в RPG — история разработки Disco Elysium
  • Bogatyr: Обзор
  • SPEAKING SIMULATOR. Пусть говорят
  • ZOMBIE ARMY 4: DEAD WAR. Можем повторить!
  • Ministry of Broadcast: Обзор
  • ТОП ИГР 2019. Выбор геймеров [Итоги голосования на StopGame]
  • Warcraft III: Reforged: Видеообзор

Романтизация войны в видео-играх и кино

+35
Этот материал опирается на множество моих предыдущих работ. Для полноценного понимания структуры в нужных местах будут ссылки на другие материалы по теме. Также в конце есть описание, в котором указаны все блоги, которые я упоминаю. В разработке сценария участвовало несколько десятков ветеранов боевых действий, упор идет на их субъективный опыт.




Как часто вы представляли себя героем космической войны, играя в Mass Effect за командера Шепарда? Или холодного циничного убийцу чудовищ в Ведьмаке 3? А может Вам по нраву уставший, но опытный солдат из Fallout 4?

Сегодня я как двуликий Янус, воевавший в реальности человек и одновременно геймер, постараюсь разобрать тему насилия в играх. Что несут в себе войны, которые ведут люди в виртуальном пространстве игр.

Думали ли вы когда-то, как часто мы перешагиваем грань между собой – мирным человеком из опостылевшей реальности, и между персонажем – совершающим акты насилия в видео-играх? Если нет, то об этом уже задумывались и высказывались по этому поводу все окружающие – начиная от ваших близких родственников заканчивая высокопоставленными политиками. В то время как мы, геймеры, просто хотим ненадолго окунуться в другой мир. Побыть другим человеком. Плохо ли это? Постараюсь ответить как можно точнее.

«Лучшее оружие человечества» — когда вы видите такую формулировку, что первое вам приходит на ум? Порох? Атомные бомбы из серии Fallout? Футуристическое, но в теории возможное климатическое оружие?



Нет, скажу я вам. Лучшее оружие человечества – воин. Обычный натренированный сражаться человек. Без него невозможно осуществить практически никакой военной операции даже в наши дни. Многие разработчики видео-игр думают также, показывая нам мощные экзо-скелеты как в Crysis, или аугментации из Deus Ex, которые лишь дополняют человека. И так будет еще долго. Почему? Разъясняем.



Не смотря на то, что эволюционно, человек крайне уязвимое и хрупкое создание, мы имеем фантастическое преимущество над другими видами существ. Там, где многие получили от матушки природы оружие ближнего боя (когти и бивни), броню – (черепахи, дикобразы), иммунитет к ядам – медоеды, у нас есть нечто гораздо лучшее. Разум.

Конкретно он дал нам неоспоримое преимущество в доминировании над остальной флорой и фауной Земли. А дальше мы уже сами придумали свои когти, броню и иммунитет в виде оружия, доспехов, фармацевтики. Вспомните хотя бы Far cry 4 или Far cry Primal. Там герой, собирая примитивные травы, создавал усиливающие настойки прямо на ходу. Утрированно, но именно так человек наверстывает разницу в силе с другими детьми природы.



Но, вернемся к основной теме. В одном из архетипов, который вы могли видеть во многих псевдо-реалистичных милитари шутерах, типа Сall of duty, Battlefield, мы отыгрываем персонажа-армию. Способного в одно лицо убивать толпы врагов, без особых последствий для своего физического и психического здоровья.



Что такое романтизация в разрезе обсуждаемой темы?

Романтизация войны – это приукрашивание позитивных, или отрицание негативных явлений, путем гиперболизации определенных тенденций в боевых действия, или военных событиях. Если говорить проще, возьмем, например, серию Borderlands. Там убийства сотен и тысяч противников выставляются в ироничном и саркастичном свете, добавляется черный юмор про смерть, ранения, посттравматическое стрессовое расстройство персонажей.

В Borderlands 3 есть побочное задание «Целители и диллеры» на планете Прометей, где квестодателю в процессе отрывает к чертям руку. Он не унывает и говорит, что возможно это поможет ему в Рэп-карьере. В реальности же, потеря даже пальца у человека вызывает дикие проблемы – медицинские траты, долгая физио-реабилитация, необходимость заново учиться элементарно держать вилку и ложку. Не говоря уж про психологическую травму, которую нужно отдельно лечить у психотерапевта.

Если играющий в такое интерактивное развлечение взрослый человек, понимает и осознает, что это абсурд и черный юмор, то подросток или ребенок может не до конца осознавать, что это гиперболизация нарратива ради общего настроя сюжета и повествования видео-игры. Он, молодой человек, будет неосознанно считать, что потеря конечности – не такое большое дело, как об этом говорят в реальности.

Или, например, играя в Deus ex, вообще ложно будет предполагать, что наука добилась прорыва в протезировании конечностей и вполне можно заместить кибер-протезом ту самую руку. Ведь молодой неокрепший мозг впитывает информацию как губка, при этом, еще не особо разбирая, где правда, а где вымысел.

В этот момент, конечно, можно вспомнить о возрастных рейтингах игр и кино-индустрии, и я не спорю: это хороший метод правильной регуляции контента. Однако далеко не каждый родитель проявляет ответственность в этом плане, да и молодежь уже активно обходит «родительский контроль».

Вернемся к нашим баранам. Самая большая проблема истекает именно из того, что крайне мало людей, даже зрелого возраста, осознают, что такое реальные боевые действия, сколько горя и печали они несут человечеству. Именно потому, что у них нет в этом опыта. И ложный опыт в видео-играх, а также кино, становится их единственным информационным источником в этом плане.
Чем это плохо?

В первую очередь заблуждением игрока в том, что увиденное им на экране хоть как-то связано с реальными боевыми действиями. Тысячи убитых безымянных болванчиков-ботов не несут для человека никакой эмоциональной нагрузки. Он не видит за ними жен, детей, родителей, потерянный человеческий потенциал. Такую ошибку, конечно, исправляют некоторые разработчики, как naughty dog в last of us 2 где каждый враг, даже обычная собака – личность с именем, характером и индивидуальным поведением.

Вышесказанное создает у игрока стереотип, что боевые действия – обычная практика жизнедеятельности мира, что отнюдь не так. Война появилась с эволюцией человека. При этом, война именно инструмент человеческой культуры, которой можно избежать, что отлично показано в серии глобальных стратегий civilization.



Стереотипизация этого явления привносит терпимость к жестокости, творящейся в зонах боевых конфликтов. Человеческий разум раньше при новости: «В такой-то стране погибло 3 человека и ранено 7 человек», визуализировали этих людей, сопереживал им. Сейчас же представляет тех самых безымянных болванчиков. Вот в этом главная проблема романтизации войны – то, что за лесом не видно деревьев.

Вторичная проблема состоит в упрощении. В той же spec ops: the line или mass effect показано отличное повествование, рассказывающее, как война негативно влияет на мир и людей. При том же сильно упрощена боевая часть, по сути, аркада. Мол, несмотря на горе в глобальном плане, сами перестрелки – это простое и обычное дело для военных. Сел себе за укрытие и постреливай в противника. Наказание за ошибку крайне демократично. Естественно, это сглаживается повествовательной частью, где персонаж переживает за то, что он натворил в мирных перерывах между геймплейной составляющей, как например в red dead redemption 2. Но глупо выглядит персонаж только что изрешетивший два десятка человек и тут же ноющий про жестокость противника, не находите?

То что, такую сложную тему как посттравматическое стрессовое расстройство у людей, принимавших участие в боевых действиях, упрощают до нескольких строчек сюжета – нивелирует этот ужасный опыт человеческой культуры. Как итог – пренебрежение и равнодушие к такому сложному понятию как психическая травма у военных и глобально жизни людей по ту сторону экрана, неважно игры или выпуска вечерних новостей.



Почему это не так плохо как выставляют многие СМИ? Неужели насилие в играх, влияет на нашу психику?

Не смотря на массовою истерию, как в случаи с Сall of duty: modern warfare, например, чтобы сильно повлиять на психику человека у него должна быть предрасположенность к психическим расстройствам или болезням, акцентуации характера. Исследования на эту тему, задумайтесь, вышло еще 23 октября 2007 года! Статья Ричарда Вуда под названием «Проблемы с концепцией «зависимости» от видео-игр: примеры из практики».

В этой работе приведены четкие обоснования того, что интерактивные развлечения не несут в себе прямой опасности и большинство случаев агрессии в локальных ситуациях связаны скорее с психоневрологическими проблемами человека.

Большинство псевдо-реалистичных шутеров не передают и сотой доли реального боя как такового. О чем я уже упоминал в блоге «13 причин почему». На данный момент компьютерные игры направлены в основном на усидчивость, релаксацию, соревновательные элементы и т.д.
Также существуют так называемые военные виртуальные тренажеры Raytheon 3D VIRTSIM или STE – Synthetic Training Environments для новобранцев разных армий. Но массовый характер они приобрели только на западе и их максимальный эффект идет именно в сплочении отряда и коммуницировании солдат внутри подразделения во время боевых действий.



Двойные стандарты общества к видео-играм.

Страшилка на века Doom, стала именем нарицательным. Парадокс в том, что в Doom, игрок сражается с демонами и похожими на них порождениями. К примеру, это можно интерпретировать как битву человека со своими пороками: Гневом, Завистью, Обжорством и прочим. Но широкая общественность восприняла все узко в лоб. «Сегодня убивает чертей в игре, завтра – людей на улице!» — безапелляционное заявление многих яжматерей и яжактивистов под которым, конечно, нет фактики, одни эмоции, и те позаимствованы из телевизора. Конечно, таких людей из года в год становится все меньше, однако даже один такой субъект может покалечить неокрепшую психику ребенка.

В том же wolfenstein, как бы к нему не относился лично я, хорошо обыгрывается тема «Какое будущее нас ждало в случае победы нацистов и фашистов?». Явный и хороший посыл всему обществу – «Помните, какой ужас нам довелось пережить. Не забывайте, сколько жертв пришлось отдать ради общего светлого, свободного от авторитаризма и тоталитаризма будущего!». И все же в этой игре «пустые рупоры» каким-то боком находят пропаганду нацизма.

Хорошим примером переноса военной тематики в кино-индустрии являются те фильмы и сериалы, что практически полностью переносят быт и боевую обстановку из реальности с некоторыми оговорками на пленку. Примеры: Цельнометаллическая оболочка, Мы были солдатами, По соображениям совести, Спасти рядового Раяна, Братья по оружию, Тихий океан, Уловка номер 22. Еще есть советская классика, но вряд ли современный молодой человек будет её смотреть. Подача там крайне спокойная, экшона никакого, все сосредоточено на быте советских солдат и их жертвенности. На современные ленты РФ даже не смотрите, крайний фильм от отечественных киноделов просто уничтожил остатки репутации афганцев среди общественности и оплевал их. Вы наверняка видели разбор от Бедкомидиана, или других блогеров.

Сразу уточню один момент. Пафос, который присутствует в фильмах и многих раздражает, в годных лентах, которые я упомянул, уместен. Конечно, это не понятно для гражданских, но в боевой и кризисной обстановке, которая преследует воинов в зоне боевых конфликтов, вскрывается вся гниль и доблесть, присутствующая в людях. И пережить эти моменты откровения, когда люди рискуют жизнями ради друг друга по истине неоценимый опыт. Его практически невозможно передать дословно. И даже рассказывая об этом сейчас, я уверен, что многие не поймут. И это, на самом деле хорошо, так как обстоятельства такого откровения для солдат, усугубляются теми травмами психического и физиологического характера, что они приобретают. Об этом я подробно рассказал в материале Игротерапия ПТСР у ветеранов боевых действий.



Взаимоотношения военных с играми.

Стоит сразу разъяснить, что многие военные неправильно воспринимают видео-игры. В первую очередь, потому что военные не имеют возможности полноценно в них развлекаться, а видят first person шутеры как Battlefield V через трейлеры и рекламу, максимум ютуб. Карьера армейского человека отнимает слишком много времени для какого-либо хобби. А на пенсии воин уже достаточно стар и консервативен для новых увлечений.

Обратную ситуацию я наблюдал с людьми, впервые попавшими в армию, но до этого проводившими время в милитари шутерах. Даже, если их основными играми были симулятивные шутеры вроде arma 3. Они не понимали многих стандартных вещей и явлений для военных подразделений. То, что они ожидали – пиу-пиу и бабах, а не долгие кропотливые месяцы тренировок, пристрелки оружия, разработки планов и ожиданий ради 5-10 минутного боя, где расстояние между тобой и противником зачастую сотни метров или даже километры. Боекомплект расстреливается за считанные минуты, если не экономить, а ранение или потеря 15-20% личного состава приводит к не боеспособности отряда и быстрому отступлению.

Профессиональные военные – это люди, которые на постоянной основе имеют дело с настоящим оружием. Когда человек стреляет, задействуются разные органы чувств (зрение, вестибулярный аппарат, слух), разные группы мышц. Кинетическая отдача оружия создает дискомфорт, даже боль, особенно если стрелять подряд несколько десятков магазинов. Рецепторы потерпают от резких звуков выстрела.

Кроме того, армеец постоянно ловит себя на мысли, что оружие не так должно себя вести. Это, в свою очередь, рушит даже те немногие атмосферные моменты, которые поначалу могут впечатлять в видео-играх.

После такого опыта «реалистичные» шутеры кажутся военным не такими уж и реалистичными. Как пример, Arma 3 или escape from tarkov не внушают должного уважения. И это не вина игр! А, скорее, целое мироощущение опытного вояки.

Проблема восприятия является основой данных взаимоотношений. Только человек, попробовавший обе стези, может говорить о них объективно и аргументировано. Во всех остальных случаях мы наблюдаем известную поговорку: «Не читал, но осуждаю!».





Культура умалчивания ветеранских сообществ.

В нашем мини-обществе воевавших людей сложились определённые традиции. Одна из них – умалчивание. Многие события, вещи, явления, происходившие с ветераном боевых действий, озвучиваются ими в крайне редких случаях накала эмоций. Даже самые близкие родственники не знают и десятой доли того, через что прошел воевавший человек.

Причина проста: большинство не воевавших людей просто не понимают пережитые нами эмоции и чувства так, как мы. Немногие воины могут открыться кому-либо, кроме побратимов. Помимо этого – боязнь, что тебя осудят за те действия, которые были необходимы на войне, но за которые в мирной жизни светит криминальная статья.

Это становится предпосылкой к трем негативным аспектам:

1. Информация о войне подаётся искаженно и не цельно. От того у общественности складывается ложное о ней впечатление.

2. Ситуацию используют лжеветераны, о которых я рассказывал в блоге «Яжветеран!». Они дают творцам ложное представление о боевых действиях, приукрашивая свои подвиги. Тот самый стереотип «человек-армия», по моему мнению, появился именно из-за них.

3. Ветераны ненавидят произведения культуры в виде: книг, кинофильмов, видео-игр, описывающие романтизированную войну.

По сути, мы имеем замкнутый круг. Первоисточник не дает информацию. Информацию выдумывают и приукрашивают. Носители первоисточника плюются и кривятся при виде произведения созданного по ложным лекалам. Редкие случаи годных, правдивых произведений возносятся на пьедесталы, становясь классикой.

Военные, которые «мотивировано» ненавидят игры.

И вот теперь вы знаете бэкграунд и подоплеку. Мы подходим к крайне интересному случаю, с которого возникла идея этого материала. К высказыванию реального военного, награжденного медалью «За отвагу»:

Показать картинку

Показать картинку




Интервью на английском


Участник военных действий Дакота Мейер в разговоре с Джо Роганом поделился мнением о демонстрации вооружённых конфликтов в видео-играх. Дакота Мейер служил в морской пехоте США, принимал участие в войне в Афганистане и получил медаль «За отвагу». По его мнению, война романтизируется в видео-играх, причём не самым лучшим способом.

«Страдания стали нормой для людей. Это стало развлечением. Видео-игры о войне… война сейчас романтизирована. Я слышу, как люди говорят о том, что хотят выбить дверь и выстрелить другому человеку в лицо. Похоже, вы ничего подобного никогда не делали. Дети играют в видео-игры, посвящённые тому, из-за чего я не могу спать по ночам», — сказал бывший морпех.

«Нет ничего крутого в том, чтобы отнять жизнь у другого человека. Дети смотрят на экран снова и снова, и чем лучше становится графика, тем меньше чувств мы испытываем к страданиям других людей», — отметил Дакота Мейер.

Также Мейер назвал проблематичными игры вроде Grand Theft Auto, где можно убивать простых граждан.

Так вот. Я безмерно уважаю таких же ветеранов боевых действий как я. Более того, я рад, когда они высказывают свое субъективное мнение по тому, или иному вопросу. И я готов посидеть с ними за чашкой кофе и обсудить эту тему. Но! Не принимаю и тем более не поощряю, когда мнение берётся с потолка. Проблема конкретно этой цитаты в том, что Дакота Мейер, наверняка не читал исследования, не проверял статистику, даже не поинтересовался у профессионалов, о чем собрался высказаться. Скорее всего, он вернулся с войны и просто посмотрел пару месяцев новости на консервативном республиканском канале типа Fox.

В этом и кроется самая важная проблема современности — перенасыщение фейковой информацией (fake news). Ведь не сложно погуглить статистику по США, где есть корреляция спада насильственных преступлений с момента массового появления видео-игр. Но такие новости не окупаются. Под них не вставишь много рекламы. Правда – она скучная и медитативная, как походы в death stranding. Далеко не каждому по вкусу. Надеюсь, она по вкусу вам.

Сейчас я обращаюсь ко всем людям, что ответственны за введение запретов, распространение пропаганды, и очернению индустрии military игр и кино, а также их воздыхателям. Вы тратите миллиарды условных единиц, десятки тысяч трудо-часов переливая из пустого в порожнее. Ах, какие злые игры и кино в наше время! Проплачивая из бюджета и налогов граждан шлак, очерняющий подвиги реальных людей на войне. Умалчивая о том, что войны начинают не из-за развлечений, а из-за людей власть держащих и их амбиций. И так было с давних времен. Зависть, ненависть, отсутствие гуманистических ценностей в образования. Что-то я не видел, чтобы из-за различий во взглядах фанбоев Playstation и Xbox начинался военный конфликт, или Поигравший в PUBG человек призывал создать явление типа «Судной ночи». Просветите меня что ли, если такое было. Но, вы не можете. Потому что вы – пустые рупоры. Ваше мнение – это хайп и глупость, проплаченная из наших карманов.

Фух…пробомбил. Накипело.

Тут, по идее, должно быть послесловие. Однако, я считаю что мысль вполне законченная. Вместо этого, рад сообщить, что пока меня не было в блогах СГ, на моем YouTube канале вышло много материалов не игрового аналитики. Качество монтажа и звука возросло. Ах, да и вышло ожидаемое продолжение блога: «Стартер гайд от офицера. Срочная служба и замануха на контракт. Часть 2». Welcome!



Автор – Osyris

Вычитка и редактура – Julia_June

Сообщество в ВК. ТЫЦ!



Позитиватор
Комментарии (38 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
В целом пост понравился. Однако, замечу что в качестве примеров игр выступают в основном шутеры. Что насчёт стратегий?

Я вот, например, играя в Syrian Warfare (Сирия: Русская Буря) на своей шкуре ощутил как хреново вести бой в городской черте, особенно с техникой, которую могут взорвать ракетой, выпущенной буквально откуда угодно. То есть об этом я слышал из новостей и передач, но именно игра позволила мне это прочувствовать.

P.S. И насчёт фэйков — надо уж было тогда не только статью с GameSpot, но и ссылку на тот самый подкаст с Джо Роганом вставить. А то знаю я этих авторов из игровых изданий, любящих вырывать цитаты из контекста и вообще всё перевирать.
Годных стратегий именно про современные войны почти не выпускают. А фэнтези, или фантастика подразумевают не реальность происходящего изначально. Syrian Warfare пробовал один из знакомых, отзывался не лестно, поэтому пропустил тайтл. Ссылку не вставлял так как на инглише, но если считаешь нужным — окей =)
если считаешь нужным — окей =)

Спасибо. Посмотрел и действительно контекст не совсем такой, как представляется из статьи.

Мейер высказывается не столько против игр как таковых, а скорее против людей, которые играют в игры и смотрят фильмы развлекаясь за счёт убийств и страданий на экране. В то же самое время в реальности эти люди и пальцем не пошевелят, увидев что кому-то надо помочь, а вместо этого будут снимать на камеру. То есть основная проблема — в людях, не имеющих представления о реальном насилии и его последствиях, думающих что в жизни всё как в игре.
Во-всяком случае так мне показалось исходя из видео.
Проблема в том что он не разделяет два важных момента: «игры провоцируют насилие» и «игры провоцирует безразличие». Первый — ложно, второй — правда. Это собственно я и пытался донести на протяжении всего текста.
Не смотря на то, что эволюционно, человек крайне уязвимое и хрупкое создание, мы имеем фантастическое преимущество над другими видами существ

Вот ты тут ошибаешься. Человек с точки зрения природы- это прирожденная машина для убийства всего живого. Выносливые, живучие, быстро регенерирующиеся твари, переживающие потери конечностей, ломание костей, быстро адаптирующиеся к любым условиям вот что такое на самом деле люди.
Вспоминается эпическая история Геца фон Берлихингена, потерявшего руку в 24 года в 16 веке, сделавшим себе протез и после этого еще воевал с протезом пару десятилетий, прожив до 82 лет.
Тут правда есть другая засада. Человек адаптируется и привыкает к войне, что потом не может найти себя в мирной жизни…
Частично согласен. Как вид — да, как индивидум — нет. Поставь против любого крупного хищника, процентовка выживших будет мала, а победивших еще меньше. Как раз разум привел к социализации и борьбе группами. И тут я не беру в расчет уникумов которые реально были в истории, типа Хью Гласса.
Кстати, а по поводу темы статьи. Так что ты хочешь то от людей? Западная сценарная школа накрывается медным тазом. Я вот сегодня играл в Gear 5 и охеревал от того, какими там показаны военные. У меня такое ощущение, что на Западе стремительно забывают не только об ужасах войны, но и вообще, что такое закрытое иерархическое сообщество наподобие военного, и о том, что существуют другие человеческие реакции, кроме как истерить и грызться между собой.
А если ты еще живешь в информационном пузыре, пожирая западные СМИ, где злые русские против хороших парней, где война — это просто выпуск новостей и пиу-пиу с дронов, а какого-нибудь Ремарка или Миронова и прочие мощные антивоенные вещи никто не читает, как и боевые уставы, то получаются какая нибудь КОлда 2019. Когда люди пишут сценарий из мешанины пропаганды, пичкаемого с детства, слухов и собственного жизненного опыта. «Я че-то где-то слышал, мне так сказали, и я думаю, что это выглядит так». И получается романтизация войны.
В России другая проблема. У меня возникает такое ощущение, что постравматический синдром после Великой Отечественной войны был не у отдельных людей, а у целой страны, целиком. И этот посттравматический синдром сохраняется до сих пор в нашем обществе, и всё наши фильмы о войне, вооружения, память о той войне, это попытка пережить эту травму.
Мне нравится, что говорит философ Д. Галковский на эту тему. Легко ищется на ютубе.
У меня возникает такое ощущение, что постравматический синдром после Великой Отечественной войны был не у отдельных людей, а у целой страны, целиком. И этот посттравматический синдром сохраняется до сих пор в нашем обществе, и всё наши фильмы о войне, вооружения, память о той войне, это попытка пережить эту травму.

Блин, где-то я это уже слышал или читал, но не помню где. Формулировка отличная и в точку.
Кстати, а по поводу темы статьи. Так что ты хочешь то от людей?

На самом деле мне изначально, после заявления Дакоты, было интересно что об этом думают другие и я начал гуглить. И практически ничего нет на просторах СНГ на эту тему. Вот и выложил мысли, свои и других военных с кем общаюсь. Ну и корона «суръезного аналитика» как бы обязывает XD
Кстати, в паршивом фильме Звездный десант 3 шикарно прошлись по всей этой пропаганде. Особенно доставляет продажи сувенирки в конце.
скрытый текст
/
Перевод песни
Мужество !, Долг !, Честь!
Мы призываем наших солдат в этот самый темный час.
Наш образ жизни — это то, за что мы боремся.
Флаг, который летает над нами, вдохновляет нас каждый день.
Чтобы дать нашим лучшим, во всех отношениях!

(хор)
Это хороший день, чтобы умереть,
Когда вы знаете причины.
Граждане мы боремся за то, что правильно,
Благородная жертва.
Когда звонит долг, вы платите цену
За федерацию я отдам свою жизнь.

Ну все честно, в любви и войне
Вот что говорит мой пистолет.
Вы не живы, если не умираете.
Есть слова, по которым я марширую, Долг, Мужество, Честь
Каждый день, и я пытался

Это хороший день, чтобы умереть,
Когда вы знаете причины.
Граждане мы боремся за то, что правильно,
Благородная жертва.
Когда звонит долг, вы платите цену
Источник teksty-pesenok.ru
За федерацию я отдам свою жизнь
(Мужество, Долг, Честь)

Орел, он летит высоко над нами
Орел, он заставляет наше настроение расти
Он дает силы для продолжения
Летать и побеждать в этой войне!

Это хороший день, чтобы умереть,
Когда вы знаете причины.
Граждане мы боремся за то, что правильно,
(Мужество, Долг, Честь)
Благородная жертва.
Когда звонит долг, вы платите цену
За федерацию я отдам свою жизнь
(Мужество, Долг, Честь)

Это хороший день, чтобы умереть,
Когда вы знаете причины.
Граждане мы боремся за то, что правильно,
Благородная жертва.
Когда звонит долг, вы платите цену
За федерацию я отдам свою жизнь
(Мужество, Долг, Честь)
За федерацию я отдам свою жизнь.
Один из моих любимых фильмов детства, первая часть. Даже не смотря на то что перекрутили изначальную задумку Хайнлайна. Смотрел раз 20 наверно. Жаль не смогли развить франшизу =(
Еще есть советская классика, но вряд ли современный молодой человек будет её смотреть.


Мне сразу же вспомнился фильм режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение» 1977 г. Боевых сцен не много, в начале и в середине фильма. Но они показаны как небольшие стычки, но даже эти стычки выглядят ужасающе, когда пули настигают мирных жителей, а партизаны перебегают с места на место выпуская пару выстрелов — экономят патроны. Это всё ощущается неприятно, как что-то тяжёлое и гнетущее.
Ближе к концу когда нам показывают сцену казни, внимание акцентируется на свидетеле этого процесса — маленького мальчика. Кто он, как зовут, зритель не знает. Но сама сцена, то как он смотрит, то как это всё происходит — гнетущее, разрывающее на куски ощущение, словно сам там находишься а не смотришь на это из большого экрана.

И что характерно, в старых кинолентах не показывать людей декорациями. Я не замечал чтобы второстепенные персонажи выполняли роль пушечного мяса, или статистов. Мир кинолент не разделён на главных героев и статистов, а наоборот гг являются частью окружающего их мира.

Увы но в современных, кх-кх, кинопроизведениях я всё реже замечаю живость показанных миров. Окружающие люди лишь серые декорации, сырье. Да и сами главные персонажи не вызывают никаких чувств. Одно и тоже, да и то самое плохое. Больше всего это режет глаза в аниме, где есть набор статичных эмоций для каждого архетипа, вроде бесконечного смущения в любой ситуации, если гнев — оскал, если высокомерия — опущенная голова и ухмылка, если удивление от увиденного — значит открытый рот и выпученные глаза в стоячем положении, и так далее.
Всё это плоско, одинаково и уныло…
Если уж говорить о глобальных стратегиях, то это то место, где наиболее сильно проявляется безразличный цинизм к войне. Ведь так и хочется наклепать танчиков, и сделать своим этот город, окруженный так нужными тебе шахтами с золотом и железом. Ставки, конечно, высоки, затягивать нельзя, да и проиграть можно, но успех так манит. Не думаю, что реальные причины любой войны сильно отличаются: либо захватываешь, либо не даешь захватить.
Романтизация войны в видеоиграх, где ты вживаешься в роль «персонажа-армию», косящего пачками «безымянных» солдатиков, дает ложное представление о боевых действиях и воспитывает у человека «безразличие» к смертям людей, погибших в боевых точках(да и в целом). В то же время явные подвижки в улучшении графики в играх, реалистичности окружения и противников с 23 октября 2007 года явно выросло, а тот факт, что противников ботов The last of us 2 очеловечивают и придают им характеры, из-за которых ты уже не будешь к убитому относиться, как к тупому боту, как минимум меня лично даже пугает немного. С учетом того, что в первой части некоторых сюжетных «тварей» в лице людей, просто заставляли ненавидеть и убивать совсем неравнудушно(я про сцену с похищением маленькой девочки бандой людоедов, да и потасовка в конце игры тоже оставляет смешанные эмоции. Ибо буквально все, кого ты убиваешь в больничных коридорах — не плохие люди, а возможно даже наоборот). Потому вопросы мои предельно просты, если игры будут развиваться в эту сторону(а они будут), скажется ли это на усилении лишь чувства «равнодушия» и скажется ли, по твоему мнению? И стоит ли вообще очеловечивать врагов(при этом кося их так же пачками)?
Ну и вообще «войну без прикрас» нужно ли в рамках видеоигры пытаться показать войну без прикрас, при том давая под управление игроком непосредственно участника этого всего?
Если игра претендует хотя бы на частично реалистичную с повествовательной части — определенно нужно. Хотя бы пытаться. В других случаях на это можно закрывать глаза, так как понятно что ресурсы идут именно на разработку геймплея.
А по поводу реалистичной графики — первый зомби которого я увидел в RE1, будучи по сути ребенком напугал меня нехило так. Есть куча игр которые мы помним с «графикой» которую дорисовало воображение. И тогда она не казалась картонной. Потому что лучше не было.
Опять таки Шепарда или Уокера, я могу разобрать по атомам с точки зрения импакта войны на личность, так это цельные и проработанные персонажи. А например к последней батле я даже не притронусь в этом плане.
Я немного про другое. Просто разрабы, в связи с успехом новой COD, что очень херово, но попыталась «своим» показанным военным придать оттенки серости(пусть и делая абсолютно черными их противников), возможно не остановятся на этом, и, учтя ошибки, будут продолжать создавать такие сюжеты. Возможно даже постепенно выравнивая оттенки обоих сторон конфликта, и со временем, нас ждут сюжеты не о хороших парнях убивающих плохих(или так себе ребятах, убивающие гиперуродов) а о войне людей с другими людьми. Проработанные персонажи и т.д. это все здорово, но что Шепард, что Уокер — персонажи -война, косящие толпы противников, а первый даже романтизирует сами боевые действия, что, как я понял плохо, изходя из текста блога.

Потому и спросил, как бы ты относился к игре, максимально реалистичной в ее рамках. Представим, что она начиналась бы с Курса Молодого Бойца году эдак в 1944 и знакомила бы нас на протяжении часиков пяти с основами ведения боя, раскрывала сослужевцев, допы там разные бытовые нужно было бы выполнять. А после этого, познакомив и частично проникшись каждым, вас всех, в составе боевого подразделения кидают в Нормандию, где ВСЕМ Неписям в течении десяти минут боя противники отрывают конечности и разрывают пулями лица. С кишками на пляже и всем сопутствующим. А потом, походу сюжета, где уже с другими пережившими и победившими персонажами, тоже калоритными, и тоже умирающими и меняющимися, ты убиваешь не злых нацистов, а людей в их форме, да еще и с геймплеем, где патронов вечно не хватает и где хорошо бы решать проблемы в прямом контакте с противником при помощи оружия ближнего боя и подручных средств, играя во все это в VR шлеме.

Все это утрированно, конечно, но медленно(прямо таки очень медленно) именно к этому идет. И нужно ли показывать войну так не в рамках одного прецедента, а чтобы это пришло на замену идеи «романтизации войны» в целом, по твоему мнению?
Придерживаюсь мнения что правда всегда лучше выдумки. Жизнь вообще дает такие сюжеты, что ни одному художественному произведению не переплюнуть. И чем больше правдивых данных, не важно о чем, имеет культура, тем прозрачней и эмпатичнее общество. ИМХО

И в боевой обстановке я, как и другие военные, не всегда был унылым, угрюмым, циничным. Были радостные, веселые, интересные моменты, просто их нужно правильно переносить в произведение. Война сложное, многогранное явление. Однако именно страдания, боль, смерть и страх в ней доминируют над всем остальным.

Если проще — то да, лучше что бы войну показывали как она есть, хотя бы приближенно. А вот сделать игру или фильм про боевые действия, интересным, при этом уже задача творцов.
С нынешними «творцами» боюсь такие сюжеты с новыми и грядущими технологиями психику к херам подорвут) Я вижу, как в идеале, можно было б даже тот же COD недавний показать. История о войне чужими руками в другой стране, с поддержкой «своих» агрессивно настроенных против друг друга групп, каждая из которых считает другую террористической. Потенциал у такой истории для транслирования антивоенной идеи просто огромный, но что из этого в итоге получилось… Так что я скорее даже против такой замены) Но спасибо, что ответил)
Так война это не только кровь, кишки и прочее, и не героические пиу-пиу. Интереснее было бы произведение, показывающее полностью что такое война. Во всем её идиотизме, трагизме и бытовой составляющей.
Ту-же высадку в Нормандии, если показать не как «кровь, кишки», а весь тот идиотизм, творящийся там в день высадки Д, было бы интересно. Бегающий генерал под огнем противника, поднимающийся пинками солдат в атаку, вопрос всему подразделению главного героя -«какого хера вы здесь делаете и где саперы?» и прочее. Это же потом, День Д превратили в героическую эпопею, а читая книгу британского историка о Высадке, написанную еще в 80-е, там руку не убираешь от головы. Там такой песец и бардак, что ты в афиге.
А с учетом, того, что у союзников потери были лютые — как говорил один из участников дня Д-«вместе со мной до Берлина дошли всего трое человек, с которыми я высаживался», то там можно менять ГГ каждые пару месяцев. Одного ранило, второго убило и т.д.
Ту-же высадку в Нормандии, если показать не как «кровь, кишки», а весь тот идиотизм, творящийся там в день высадки Д, было бы интересно. Бегающий генерал под огнем противника, поднимающийся пинками солдат в атаку, вопрос всему подразделению главного героя -«какого хера вы здесь делаете и где саперы?» и прочее.


Я бы, наверное, тоже в это во все поиграл, но только с учетом того, что этот сумбур вызывал именно страх. Страх того, что даже командующая верхушка не способно понять, что в этой ужасающей ситуации нужно делать, а кругом смерть и глупость, не вызывающая смеха, не превращающая все это в черную комедию. А так расставить акценты и погрузить в это играющего очень и очень сложно. А с учетом того, что люди даже с сюжетом «мясного шутана», коей является вся серия Gears, косячат, я правда меньше всего хочу наблюдать херовые попытки в рассказе о ужасах реальных боевых действий. Да и выдуманных тоже.
И страх, и гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Про горящий бордель цитата очень актуальна. Там весь четкий график высадки пошел по одному месту, собрался затор, те, кто не должны, высаживались первыми, а те, кто должны были, те не высадились, образовалась пробка и т.д. А если честно я бы делал игру про день Д, то я бы разорвал шаблоны игроков. Вместо высадки на пляж Омаху, я бы выбрал другое место высадки. Ты представь, масс-культура говорит, что день Д — это кровь, кишки, массовая гибель и страх людей, ужасы войны и прочее, игрок садится играть, готов к этому, а вместо этого миссия, где ты просто высаживаешься на пляж(с минимальными или вообще без потерь не помню точно) и ничего не происходит. Вся миссия будет про то, как ты с оружием в руках идешь тупо вперед в поисках противника и не находишь его.
книгу британского историка о Высадке

Можно поподробней? Интересно почитать
Макс Хастингс операция «Оверлорд» Как открывали второй фронт.
Осирис, всё бы хорошо, но…
Художественные произведения они на то и художественные произведения. Это в сущности синонимично с романтизмом. Выдуманная история = романтизм в той или иной степени. Для художки характерны художественные приёмы. Существование метафоры как явления нивелирует надобность авторам говорить со зрителем прямым текстом. Гиперболизация позволяет правильно расставить акценты, сделать нарратив удобным. И даже суть любой драмы, базирующей на конфликты, ярко выраженном главном герое и его действиях — нереалистично. В жизни нет главного героя. У людей нет конфликтов таких масштабов в жизни, что есть в фильмах, и это именно та штука, которая делает истории интересным.
Сделать всё как в житухе вот, реалистично, шобы ты вот убивал в игорах людей максимально близких к понятию живому человеку — чепуха несусветная.
Правдоподобность, конечно, с другой стороны, это не есть реалистичность. Но и она от жанра к жанру может круто меняться. Где-то сильная правдоподобность либо не нужна, либо губительна.
Поинт, думаю, вполне понятен.
Но и она от жанра к жанру может круто меняться. Где-то сильная правдоподобность либо не нужна, либо губительна.


Знал что будет такой аргумент. Вот специально для тебя и других сделал вставку с примером из борды про оторванную руку. Просто думал что я это вполне нормально раскрыл, или не? :(

Никто не говорит про гипер-реализм, мы говорим что идет мягкая подмена понятий, которая приводит к терпимости к военным конфликтам из реальности. А это хреново, как по мне.
Просто думал что я это вполне нормально раскрыл

Читал давно. С телефона. Перед сном. Ну то есть немного размазан текст в памяти. Но не суть.
Борда вполне правдоподобна. Не реалистичная, а правдоподобная. Челик же хотел быть частью реп-тусовки. А значит вполне мотивирован не расстраиваться. Ещё и жертва на благо медицины. На правду похоже.
Никто не говорит про гипер-реализм, мы говорим что идет мягкая подмена понятий, которая приводит к терпимости к военным конфликтам из реальности.

Вот тут не понял совершенно. К какой терпимости? Война = конфликт. Причём объективно один из самых напряжённых, сложных. Именно поэтому война в придуманных историях, в игорах там, в кинчиках — гость очень частый.
Но про какую терпимость идёт речь?
?

?
Но про какую терпимость идёт речь?


Стереотипизация этого явления привносит терпимость к жестокости, творящейся в зонах боевых конфликтов. Человеческий разум раньше при новости: «В такой-то стране погибло 3 человека и ранено 7 человек», визуализировали этих людей, сопереживал им. Сейчас же представляет тех самых безымянных болванчиков. Вот в этом главная проблема романтизации войны – то, что за лесом не видно деревьев.


Как бы вот.
Кто погиб, как погиб? Какие люди сопереживают, а какие нет? И, самое главное, что меняется то от этого? И ещё главнее, если бы персонаж из борды после того, как потерял руку, начал бы проявлять весь спектр душещипательных переживаний по поводу утраты, это сделало бы историю лучше?
Нет, это сделало бы её хуже. И причины этому совершенно такие же, как почему истории, снятые по реальным событиям, байопики, намеренно не снимают так, как это было на самом деле. Где-то привирают, где-то намеренно драматизируют, где-то сочиняют.
Самое важное, что хочу донести, что антиромантизация на самом то деле есть, военная. Вот в пример приведу «битву за севастополь», где войну демонизируют. Да и не только там, на самом деле. Любой фильм про войну (не путаем фильмы, где просто есть война) является постфактум антивоенным. Мне трудно привести в пример фильм, где бы толкалась мысль, шо война это ништяк. Просто разные истории делают это по разному. А вместить весь условный ужас войны в одно какое-то произведение — это что-то из разряда «Щас пацаны ЖТА6 на андройде сделаю, только дневник заполню».
Остальные особенности, вроде бесконечных патронов и тому подобное, надо рассматривать уже отдельно. Но тут и ежу понятно, что условность. И что калладути по сути ссанина. И что там не ставится задача сделать всё как в жизни.
Ты видимо меня не понял. Борда как раз удачный пример, когда реализм откидывают и всем все понятно. Стеб, угар, нраИтса.
И, самое главное, что меняется то от этого?

Вывод войск из Вьетнама, был сделан под давлением общества и антирейтингами к примеру.
И причины этому совершенно такие же, как почему истории, снятые по реальным событиям, байопики, намеренно не снимают так, как это было на самом деле. Где-то привирают, где-то намеренно драматизируют, где-то сочиняют.

Никто не говорит про гипер-реализм, мы говорим что идет мягкая подмена понятий, которая приводит к терпимости к военным конфликтам из реальности. А это хреново, как по мне.

Любой фильм про войну (не путаем фильмы, где просто есть война) является постфактум антивоенным

То есть, простое изложения фактов в документалке голосом без интонации, в твоем понимании антивоенный фильм? Это обычная история. Вывод каждый делает сам. Просто адекватный человек по умолчанию понимает что боевые действия — плохо. Простая очевидность.
А вместить весь условный ужас войны в одно какое-то произведение — это что-то из разряда «Щас пацаны ЖТА6 на андройде сделаю, только дневник заполню».

Это уже демагогия. Есть проблема, романтизация войны в играх. По сути мифотворчество, ввод в заблуждение. Есть решение — больше рассказывать про войну как она есть. Если делается миллитари пиу-пиу аттракцион, то не врать геймерам про реализм и перенос с реальных событий в рекламных кампаниях как делает КоД и Батла. Я вот просто не знаю как упростить мою мысль сильнее.
У людей нет конфликтов таких масштабов в жизни, что есть в фильмах, и это именно та штука, которая делает истории интересным.

?
У меня всегда с рассуждениями о «романтизации войны» одна проблема: любое художественное произведение романтизирует реальность во всей её комплексности в принципе, на то это оно и художественное (а не документальное) произведение. Причём почему-то никто не говорит о вреде, ну не знаю, романтизации физики управления машиной? О романтизации принципов действия электричества? Ну типа это ко всему вполне применимо. Вот только с войной в бытовой жизни обычный человек встречается в абсолютном минимуме ситуаций, а с электричеством и вождением машин — на несколько порядков чаще.
Поэтому и возникает проблема. Когда есть сравнение с реальностью, человек осознает разницу. Тут у человека нет сравнения и подсознание воспринимает самый близкий опыт из возможного — игры и кино. Умные люди, конечно, более склоны к чтению мемуаров и документалкам, но мы же наем что таких меньшинство.
Автор, а читал ли ты «На западном фронте без перемен»? Как по мне эта книга прекрасно показывает, что такое война. После прочтения неделю сам не свой ходил. И после этого четко осознал, что по своим идеалам я достаточно близок к пацифизму. Но увы, в современности быть пацифистом это что то из разряда фантастики Стругацких.
Советую еще прочитать «Приключение Вернера Хольта». Про немецких подростков, воевавших во время Второй Мировой.
А как же такие вещи, как, к примеру, This War of Mine, где показываются последствия войны от лица мирных жителей?
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Записки барахольщика или покупка и подводные камни Xbox 360 в 2019 году
Персональный блог cтатей и прочего творчества (by Starrkiller)
Курилка 2020-го Праздника к нам Приходящего
Блог курилок и длинных разговоров
Мнение на DOOM 2016
Блог Saltan7878
Arknights: Kemonomimi Apocalypse
Персональный блог Бомжа-Металлиста
Игры против реальности
Персональный блог Блог Braiko94
Наверх ↑