26 января 2023 26.01.23 30 81K

42 факта о Grand Theft Auto, которые вы не знаете

Динозавры, девушки, Данди

Серия Grand Theft Auto настолько популярна, что раскопать что-то новое и интересное о ней крайне сложно. Сколько часов мы провели на мрачных и дождливых улицах Либерти-Сити в  GTAIII? А на залитых солнцем пляжах Вайс-Сити? В сельских районах Сан-Андреаса? А может, кто-то застал первые игры франшизы — ну, те, которые с видом сверху? Неизученных уголков в мире «Крупного автоугона», наверное, уже и не осталось, однако кое-что, полагаю, всё же сможет вас удивить!

Grand Theft Auto 1

  • Вы когда-нибудь задумывались, почему игра названа именно  Grand Theft Auto? С theft auto, допустим, всё понятно, но при чём тут grand? Оказывается, в США существует такой правовой термин:
Grand theft auto — это угон транспортного средства в отсутствие владельца с намерением оставить его себе. Это серьёзное автомобильное преступление, которое подразумевает управление транспортным средством опасным образом или использование транспортного средства для совершения другого преступления, например ограбления.

Угон автомобиля с целью покататься не считается grand theft auto, поскольку в этом случае отсутствует намерение завладеть автомобилем навсегда. Однако угон автомобиля с целью последующей продажи любой его части, скорее всего, будет считаться grand theft auto.

Имеет значение и стоимость транспортного средства:

Термин grand theft применяется в случае, когда украденное имущество превышает установленный в штате предел небольшой кражи. Поскольку транспортные средства обычно имеют более высокую ценность, чем другие виды имущества, в большинстве штатов угон транспортного средства классифицируется как grand theft.

Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев игрок в GTA совершает не grand theft auto, а carjacking — угон автомобиля с применением силы или угрозой насилия.

  • Одним из главных источников вдохновения для разработчиков была Miami Vice — игровая адаптация одноимённого сериала (у нас известен как «Полиция Майами»), вышедшая на Commodore 64 и ZX Spectrum в 1986 году. Оба компьютера были чрезвычайно популярны в Великобритании, поэтому неудивительно, что будущие авторы «автоугона» были хорошо знакомы с прото-GTA.
 

Miami Vice на ZX Spectrum.

  • А вот Дэвид Джонс (David Jones), сооснователь DMA Design и один из идеологов Grand Theft Auto сравнил собственную игру с  Pac-Man, в которой полицейские играют роль призраков, а игрок — это Пакмен, вместо точек сбивающий пешеходов на автомобиле.
  • Ещё одна отсылка к наследию ZX Spectrum — обложка американского издания игры. Цифры на номерном знаке 6031769 отсылают к культовой Manic Miner, где ввод этих цифр давал игроку бесконечные жизни.
  • Изначально GTA должна была стать игрой про динозавра, крушащего городские кварталы. Программист DMA Design Майк Дэйли (Mike Dailly) хотел проверить, как будут выглядеть трёхмерные здания с высоты птичьего полёта и под небольшим углом. «В общем, он придумал игру про динозавров. У вас был город, по которому вы могли перемещаться в подобии 3D, но вы были динозавром, который бродил и разрушал здания. С этого и началась Grand Theft Auto», — вспоминает продюсер серии Колин Макдональд (Colin Macdonald).
  • Возможно, вы помните слитый игровой процесс  GTAVI, в которой якобы можно будет играть за девушку. Неслыханное дело для такой консервативной франшизы! Однако протагонисты женского пола в серии уже были — в первой части. Правда, из порта для PlayStation девушек почему-то убрали, оставив ПК-версию оригинальной игры единственной во всей серии частью с главным героем — женщиной.
  • Полноценных диалогов в первой GTA не было — главный герой молча выслушивал монологи квестодателей по телефону-автомату или читал сообщения на пейджере. Если ввести чит-код iamgarypenn, речь некоторых персонажей обогащалась нецензурными оборотами, оправдывая рейтинг 18+. Примеры приводить не буду — можете ознакомиться с ними здесь.

    Гэри Пенн (Gary Penn), кстати, — известный журналист, работавший в издании Zzap! 64 и позднее ставший творческим директором DMA Design.
  • Дополнения  GTA: London '61 и  GTA: London '69 — единственные во всей серии игры, действие которых происходит в реально существующем городе. А ещё «английский» аддон стал сценарным дебютом Дэна Хаузера (Dan Hauser), позднее ставшего главным сценаристом франшизы.

GTA: London '61.

  • Один из сооснователей DMA Design Майк Дэйли в 2010 году устроился в компанию YoYo Games, став ведущим разработчиком игрового движка GameMaker Studio. Для демонстрации возможностей своего продукта Дэйли решил перенести первую GTA в трёхмерное пространство — и добился некоторых успехов. Полностью воссоздавать геймплей оригинала программист вроде как не собирался, решив ограничиться технологической частью. Последние новости о проекте датируются 2013 годом, а жаль — было бы любопытно взглянуть на трёхмерный ремейк оригинала!
  • В середине 90-х концепцию радиостанций было довольно трудно протолкнуть как издателю, так и самим разработчикам — уж слишком необычно она звучала. «В то время не было другой игры, на которую я мог бы указать как на пример того, как [радио] будет работать, потому что ничего подобного просто не существовало. Многие действительно скептически относились к подобному, потому что до релиза Grand Theft Auto видеоигры придерживались единого [музыкального жанра] на протяжении всего [прохождения]», — вспоминает композитор Колин Андерсон (Colin Anderson).

    Лично мне в юности первая GTA попадалась исключительно в урезанном виде — без музыки. И это печально, потому что саундтрек в игре если и не был выдающимся, то близко подошёл к этому статусу. В 2022 году серии исполнилось 25 лет, и по случаю юбилея Андерсон выкатил подборку «окончательных миксов» композиций, написанных для игры. Послушайте, если в своё время пропустили.
 
  • Одним из музыкантов, участвующих в записи саундтрека, был Джонатан Уилсон (Jonathan Wilson). Уилсон, учился тогда в университете и ещё не решил, чем он будет заниматься в будущем — наукой или музыкой. Музыкант с осторожностью относился к своей репутации, поэтому в титрах предпочёл использовать псевдоним Роберт Де Негро (Robert De Negro) — в честь Роберта Де Ниро (Robert De Niro).

    Возможно, такая предусмотрительность была оправданной — сейчас Уилсон
    уважаемый профессор со степенью доктора философии. Однако прошлое
    всё-таки напомнило о себе. В честь 25-летнего юбилея серии,
    композитор оригинала Колин Андерсон участвовал в подкасте, где упомянул и Де Негро.
    Авторы подкаста, посчитавшие, что фамилия исполнителя может оскорбить
    определённые группы людей, вырезали упоминание музыканта. В результате Уилсону пришлось оправдываться за некорректный псевдоним: «Я Роберт Де Негро
    и могу подтвердить, что использование моего имени не оскорбительно.
    Призываю людей [называть меня по имени], потому что я не какой-то
    тощий белый компьютерный гик, а настоящий негр
    ».
 
  • Одним из самых странных бонусов в первой GTA был gouranga — его можно было получить за убийство группы кришнаитов, что гуськом прогуливаются по улицам игры. Но что такое gouranga? Оказывается, наклейки с этим словом стали частенько появляться на мостах в Шотландии и Англии в середине 90-х годов, а ещё их раздавали кришнаиты на музыкальном фестивале Гластонбери. В санскрите этим термином обозначалось одно из имён Кришны в древних индийских писаниях. Видимо, разработчики так часто сталкивались с гаурангой в родной Шотландии, что таким образом решили отомстить оранжевым проповедникам.

Grand Theft Auto 2

  • Для рекламы  GTA2 DMA Design сняла короткометражный фильм, нарезку из которого можно увидеть в заставке игры. В ролике, как и в игре, отсутствуют диалоги, зато достаточно узнаваемых геймплейных элементов: главный герой угоняет автомобили, выполняет задания для группировок, перекрашивает машину, чтобы скрыться от погони, и так далее. Сценарий, кстати, написал Дэн Хаузер (Dan Houser), он же снялся и в роли одного из кришнаитов.
 
  • Банда Отморозков (Loonies), состоящая преимущественно из пациентов психиатрической больницы, в своей атрибутике использует смайлик. Похожий образ Rockstar применила в  Manhunt, создавая группировку Улыбчивых (Smileys).
  • Аналог gouranga имеется и в сиквеле — на этот раз игроку нужно расправиться с подражателями Элвиса Пресли (Elvis Presley). Бонус называется «Элвис покинул здание!» и отсылает к фразе продюсера Горация Логана (Horace Logan), которую тот произнёс 15 декабря 1956 года на шоу Louisiana Hayride, где выступал Пресли. Фанаты музыканта так страстно желали увидеть своего кумира, что Логану пришлось их успокаивать: «Элвис покинул здание. Я уже говорил вам об этом и вы об этом знаете. Он ушёл со сцены и вышел через чёрный ход в сопровождении полицейского, так что [Элвиса] в этом здании сейчас нет».

    После этого фраза стала культовой и с завидной частотой используется в массовой культуре.
  • И ещё немного об Элвисе. Лидер банды Деревенщин (Rednecks) Билли Боб Бин имеет в собственности загородный клуб Disgracelands, название которого отсылает к Graceland — поместье, в котором проживал Пресли. Но если Graceland можно перевести как «Благодатная земля», то Disgracelands совсем наоборот — «Земля позора». Видимо, разработчики высоко ценили гений музыканта и с иронией относились к его подражателям.

Grand Theft Auto 2.

  • В 1999 году компания DMA Design была куплена издателем Take-Two Interactive, после чего разработчики анонсировали сразу две новые игры: Grand Theft Auto 3D, позже переименованную в GTAIII, а также Grand Theft Auto: Online Crime World — многопользовательскую версию экшена. Подробностей о проекте практически не сохранилось, но, скорее всего, реализация планировалось на движке второй части — большее компьютеры тех лет вряд ли бы потянули.

Grand Theft Auto III

  • GTAIII стала одним из самых успешных временных эксклюзивов на PlayStation 2 — количество проданных копий превысило 14 миллионов. Забавно, что в 2001 году Rockstar Games обращалась к Microsoft с предложением сделать проект эксклюзивом Xbox, — издатель как раз набирал стартовую линейку игр для запуска консоли. Но Microsoft не поверила в разработчиков — прошлые игры серии продавались не слишком хорошо, поэтому сделка не состоялась. Есть мнение, что третья GTA сыграла чуть ли не ключевую роль в успехе японской консоли на рынке США. Согласись Microsoft тогда на предложение разработчиков, история игровой индустрии могла бы пойти по другому курсу.
  • Мы уже привыкли, что видеоигры стали неотъемлемой частью культуры, а вот 15 лет назад ситуация была несколько иной. Но третья часть Grand Theft Auto была настолько популярной, что отсылки к ней встречались даже на телевидении. В октябре 2006 года в шестом эпизоде четвёртого сезона сериала «Морская полиция: Спецотдел» свидетель преступления сообщает главным героям, что преступник скрылся на автомобиле Kuruma, на что один из протагонистов отвечает, что никогда не слышал про такую марку. Более продвинутый агент понимает, о чём речь, и рассказывает коллегам о третьей GTA и о том, что Kuruma основана на модели Chrysler Sebring Sedan.

Grand Theft Auto III.

Grand Theft Auto: Vice City

  • Криминальная серия известна многочисленными пародиями на известных представителей шоу-бизнеса. Однако некоторые звёзды появлялись в играх под своими настоящими именами. В GTA: Vice City Stories есть миссия, где нам нужно спасти от убийц музыканта Фила Коллинза (Phil Collins), а в GTAIV можно наблюдать стендап Рики Джервэйса (Ricky Gervais).
 

Фил Коллинз в GTA: Vice City Stories.

  • На групповой фотографии один из членов группы Love Fist одет в бело-голубую футболку. Это дань уважения футбольной команде «Данди Юнайтед» из родного города создателей GTA — так выглядела выездная форма команды в сезоне 2001–2002.
  • Задание Waste the Wife — большой оммаж на сцену погони из фильма «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером (Arnold Schwarzenegger). В фильме герой Шварценеггера преследует негодяя Салли, передвигающегося на таком же жёлтом спортивном автомобиле и точно так же таранит его машину, как Томми в Vice City.
  • В миссии Autocide Томми нужно убить шестерых европейцев, планирующих ограбить банк Вайс-Сити. Вроде бы ничего необычного, однако имена всех потенциальных жертв отсылают к прямым конкурентам GTA:

    • Майк Гриффин — Мэйс Гриффин из  Mace Griffin: Bounty Hunter.
    • Дик Таннер — Таннер из серии  Driver.
    • Маркус Хаммонд, Франко Картер и Чарли Дилсон — Марк Хаммонд, Фрэнк Картер и Чарли Джолсон из  The Getaway.
    • Ник Конг — Ник Канг из  True Crime: Streets of LA.
  • Полноценно обновлять гардероб можно начиная с San Andreas, но и в Vice City разработчики заготовили несколько вариантов одежды для протагониста. И без отсылок также не обошлось: костюмчик мистера Версетти, к примеру, практически полностью повторяет наряд Рикардо Таббса из «Полиции Майами».

Grand Theft Auto: San Andreas

  • San Andreas предлагала большой и изобилующий деталями мир, который игроки изучали с большим интересом. Невероятная популярность игры породила множество мифов и легенд. Фанаты якобы обнаруживали и снежного человека, и призраков, и инопланетян, и неведомых чудовищ, активно распространяя слухи о многочисленных тайнах игры. Большинство роликов о загадочной стороне San Andreas — фейки, и смотреть их сейчас довольно забавно.
 
  • Охота на снежного человека зашла так далеко, что высказаться решил даже президент Rockstar Терри Донован (Terry Donovan): «Снежного человека [в игре] нет, как нет его и в реальной жизни». Однако мистификаторов это не остановило, и по Сети разлетелась искажённая цитата Донована с небольшой припиской в конце: «Снежного человека [в игре] нет, как нет его и в реальной жизни, но что-то в лесу определённо есть».
  • Ещё одной мистификацией были автомобили-призраки: они якобы появлялись в лесах, в салоне отсутствовал водитель, а иногда машина даже пыталась убить игрока, жутко сигналя и мигая фарами. На самом деле всё гораздо прозаичнее: автомобили без водителя действительно могли появиться в лесу, но двигались они лишь из-за холмистой местности, скатываясь с горки. «Спаун» транспорта мог происходить и в том случае, если игра считала, что главный герой заблудился и не может выбраться из чащи — автомобиль призван был в этом помочь.
 
  • Не секрет, что игра изобилует отсылками к поп-культуре начала 90-х. Внимание Rockstar к деталям было настолько велико, что даже обычные прохожие созданы на основе известных образов:
  • Несмотря на культовый статус, всю линейку 3D Universe можно описать как набор мини-игр, кое-как связанных сюжетом. Тем не менее для более полного раскрытия персонажей разработчики сняли на движке 20-минутный фильм The Introduction, который связывает игру с Vice City, а также рассказывает о событиях в Сан-Андреасе до приезда Карла Джонсона.
 
  • В 2002 году DMA Design была куплена Rockstar Studios и переименована в Rockstar North. С тех пор студия сосредоточилась на крупных сериях вроде GTA и Red Dead Redemption. Однако в конце 90-х компания выпускала и другие проекты. Миссия Body Harvest отсылает к одноимённой игре на Nintendo 64. Body Harvest можно рассматривать как одного из прародителей третьей GTA: это был первый опыт разработчиков с трёхмерным пространством и свободным перемещением по миру.
 

Body Harvest.

  • На разговорном радио WCTR транслируется передача Area 53, посвящённая теориям заговора и паранормальщине. Один из дозвонившихся, называет себя Кевином и утверждает, что может запустить все ядерные ракеты в мире просто посвистев в телефонную трубку. Озвучил могущественного слушателя Кевин Митник (Kevin Mitnick) — один из самых известных хакеров 90-х.

    В конце XX века Митника приговорили к 68 месяцам тюрьмы за мошенничество с использованием компьютерной техники. По словам хакера, прокурор сумел убедить судью в том, что Митник может начать ядерную войну «просто посвистев в телефон».
  • Легендарный «потраченный» перевод San Andreas на самом деле никогда не существовал. Детально всю ситуацию с охлаждением углепластика разобрали коллеги Сечкарёв и Лоев в соответствующем видео.
 

Grand Theft Auto IV

  • Изображение проститутки Лолы Дель Рио (она же «девушка с леденцом») активно использовалось для рекламы игры. Если внимательно присмотреться к персонажу, то можно заметить, что у девушки на правой руке шесть пальцев.
  • На разговорном радио WKTT есть шоу Ричарда Бастиона, в котором ведущий принимает звонки слушателей. Интересно, что за год до выхода игры Rockstar открыла специальный телефонный номер, позвонив на который фанаты серии могли свободно высказываться на политические и социальные темы. Все звонки записывались, и некоторые из них были использованы в шоу Бастиона, так что попасть в GTA при большой удаче мог любой поклонник.
  • Многие знают, что образ Нико Беллика основан на персонаже Владимира Машкова из фильма «В тылу врага». Однако ещё до выхода игры среди фанатов ходил слух, что Беллик был навеян неким неназванным водителем, услугами которого часто пользовались создатели GTAIV.
Владимир Машков и Нико Беллик.
Владимир Машков и Нико Беллик.
  • Патрик Макрири прилагает много усилий чтобы делать великие дела, однако большинство из них оканчиваются не слишком успешно. Возможно, всё дело в том, что внутри головы Паки находится не мозг, а куб с изображением человеческих черепов.

Не знаю, есть ли здесь связь, но если проникнуть в голову проституток, то внутри можно найти похожий чёрный куб. Очень странные дела.

  • На острове Счастья, рядом со входом в Статую Счастья, можно найти выставку портретов уличного художника. Внимательному игроку многие лица могут показаться знакомыми: все эти изображения — официальные концепт-арты персонажей из предыдущих частей серии.

Grand Theft Auto V

  • Многие любят GTAV за невероятное внимание к деталям. Вот лишь несколько примеров:

    • Шлёпки действительно шлёпают персонажа по ступням, потому что внутри игры являются отдельным трёхмерным объектом, а не текстурой. Это факт породил массу теорий о том, что обувь влияет на скорость передвижения персонажей: якобы в шлёпанцах бежать не так удобно, как в кроссовках. Фанаты проверили — это миф.

    • Можно заметить, как Майкл Де Санта поворачивается в сторону человека, если тот говорит справа от него. Дело в том, что Нед Люк (Ned Luke), озвучивший Де Санту, почти полностью глух на правое ухо, поэтому при захвате движений эта черта актёра передалась игровому персонажу.

    • Если за рулём автомобиля вы воспользуетесь мобильным телефоном, то уже не сможете переключать радио или регулировать фары. Логично — обе руки-то заняты.

    • В тоннеле сигнал GPS временно пропадает, а при поездке в удалённые от города локации, в частности на гору Чилиад, некоторые радиостанции могут перестать работать.

    • Нетрудно заметить, что главные герои представляют собой три разных архетипа игроков, которые, по мнению Rockstar, чаще всего играют в серию GTA. Это отражается и в музыкальных предпочтениях, и в моделях телефонов, и даже в количестве времени, которое персонажи тратят на сон: так, Тревору необходимо 12 часов, Франклину — восемь, а Майкл (прямо как я) обходится шестью.

    • Автомобиль Dilettante — клон Toyota Prius, первого в мире гибридного автомобиля, работающего на электрическом и бензиновом двигателях. Электрические движки производят гораздо меньше шума, что отражено и в игре: Dilettante начинает реветь, лишь когда электрика перестаёт справляться с поддержкой нужного числа оборотов двигателя.
  • В магазине одежды в городе Грейпсид можно найти знакомую куртку.
Да не умер он в конце «Драйва»!
Да не умер он в конце «Драйва»!
  • Присмотревшись к содержимому книжного шкафа в доме Франклина в Вайнвуд-Хиллз, можно заметить книгу Red Dead за авторством J. Marston. Вроде бы очевидно, что это отсылка к герою  Red Dead Redemption Джону Марстону, однако куда вероятнее, что эту книгу написал его сын Джек, большой любитель литературы.
  • О том, что первоначальный прототип GTA назывался Race’n’Chase, полагаю, многие знают. Не забыли об этом и разработчики, добавив в обновлении Diamond Casino Heist аркадную гоночную игру Race and Chase. Логотип аркады, кстати, также отсылает к оригинальной Grand Theft Auto.

Ну как, узнали для себя что-то новое? Уверен, что пропустил множество интересных факто о Grand Theft Auto. Но ведь для этого и придуманы комментарии — чтобы в них вы рассказали о самых интересных штуках, которые знаете про серию GTA!


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Факт который все зачастую упускают: Майкл никогда не был в программе защиты свидетелей

Враг у ворот — убогий фильм про снайпера Зайцева от америкосов с Джудом Лоу. А образ Нико Белика взят из фильма «В тылу врага» 2001 года с Оуэном Уилсоном и Машковым.

А в середине 2010-х оказалось что rock star специально его наняли для чёрного пиара игра серии gta.

Это где про такое почитать? В гугле не нашёл, а все суды с Take-Two выглядели слишком серьёзно, чтобы это было просто чёрным пиаром. Томпсон же после всех своих предъяв ещё и лицензию адвоката потерял.

Вроде столько уже о GTA читал, но все равно пару интересных фактов для себя нашел :)

Кстати в GTA London 1969 вместо кришнаитов вроде были футбольные болельщики, хотя я могу ошибаться.

На групповой фотографии один из членов группы Love Fist одет в бело-голубую футболку. Это дань уважения футбольной команде «Данди Юнайтед» из родного города создателей GTA — так выглядела выездная форма команды в сезоне 2001–2002.

Тут получилось некоторое расследование: выездная форма Данди Юнайтед в сезоне 2001-2002 — белая, без голубых полос; и силуэт герба на арте группы больше похож на герб сборной Аргентины, чей игрок (на 2м фото) — Клаудио Каниджа, убегает от защитника сборной Камеруна во время матча Чемпионата мира 1990. Но здесь (внезапно) другая связь — Клаудио Каниджа играл за Данди в сезоне 2000-2001. Такой вот кооп Данди и Аргентины

Здесь, наверное, путаница произошла. Подобный трюк разработчики провернули при релизе первой GTA:

Вокруг Grand Theft Auto намеренно создавали шумиху, используя скандальные материалы в прессе. Об этом позаботился известный эксперт по пиару Макс Клиффорд (Max Clifford), которого Rockstar (в то время она называлась DMA Design) наняла для продвижения игры.

«Witness protection for what?! No one was convicted of anything!»

Для совпадение слишком сложно :)

Ого, редко увидишь человека, которому первая часть нравится больше второй)

погугли «42 мем». довольно популярная цифра, хотя может случайно получилось.

ох уж эти отсылки в статье про отсылки :)

Прям ностальгия охватила, когда прочитал факты о первых двух играх серии.
Уже запускаю свои ретро-консоли)

Как же я обожаю первую ГТА. По мне из двух первых частей — она лучше. Я до сих пор поражаюсь, как при тех возможностях, можно было сделать такую колоссальную песочницу. А вот вторая часть меня немного расстроила. Вроде бы все чуть получше, а чего-то не хватает. Даже безумие было какое-то менее безумное что ли. Просто маленький пример. В первой части в конце каждой цепочки квестов обязательно был ролик. Ничего особенного, а все равно они были. А во второй части — нет. Мелочь вроде бы, а по ощущению бьет.

Вам первая тоже нравится больше?)

Не знал про гейммейкер и еще некоторые факты. Получается, раз Хотлайн Майами сделана как раз таки на Гейммейкере, можно ли ее называть продолжателем дела двухмерных ГТА?

Читай также