7 ноября 2022 7.11.22 29 11K

Bayonetta 3: Японское безумие

Играл на Nintendo Switch
 

Это безумие в абсолюте, помноженное на самую смелую и, в хорошем смысле, отмороженную японскую фантазию. Из Bayonetta 3 фонтанируют сумасшедшие идеи вперемешку с приятными пародиями, отсылками и пафосом, доведённым до полного абсурда. Для игроков, плохо знакомых с серией, это звучит как описание винегрета, куда накрошили кучу несочетаемых ингредиентов. Но дело в том, что Bayonetta всегда была такой. Просто не в таких количествах.

Кто такая Байонетта?

Хидеки Камию (Hideki Kamiya) вы, конечно, знаете — ну, создателя Devil May Cry, Resident Evil 2, Okami. Ещё отменённую Scalebound под его началом делали. В середине нулевых разработчик забанил Capcom и решил повторить успех Devil May Cry, но уже под эгидой SEGA. Команду нашли быстро — молодую студию PlatinumGames, и Bayonetta стала одним из первых её проектов. Игра вышла крутой, драйвовой, собрала хорошие оценки, обзавелась фанбазой… И это вообще не помогло хорошим продажам.

То есть игра вроде как окупилась, но доход от неё не соответствовал ожиданиям издателя, из-за чего франшизу забросили. В 2014-м как чёрт из табакерки выскочила Nintendo и предложила йены в обмен на эксклюзивность второй части для провальной Wii U. Sega согласилась. Сиквел слабой франшизы на провальной консоли… Звучит как отличная идея, не правда ли? Конечно, Bayonetta 2 затонула вместе с Wii U, хоть и снова собрала отличную прессу с положительными отзывами игроков.

И тут впору бы остановиться, спрятав серию в пыльный ящик и забыв о ней. Но нет. В 2017-м году Nintendo, а не правообладатель SEGA, заявляет третью часть эксклюзивно для Nintendo Switch — и подкрепляет анонс релизом двух предыдущих. В общем, судьба у ведьмы сложная, но большая N по какой-то причине всё ещё видит в ней потенциал и продолжает вкладываться в серию, привлекая к работе PlatinumGames и людей, ответственных за предыдущие игры. То есть получается, что сейчас это франшиза Nintendo, которой на самом деле владеет SEGA, не желающая, видимо, делиться правами. Но для нас главное, что по итогу мы имеем три отличных слэшера.

Сюжет

Сразу возникает вопрос: а надо ли проходить предыдущие две части, или лучше сразу браться за третью? Если пробежать триквел, то боёвка «единички» и «двоечки», скорее всего, покажется вам несколько бедной. Да, в приквелах она классная, но в Bayonetta 3 разработчики наворотили столько всего, что иногда даже чересчур. Ну и сюжеты в трилогии всё-таки связаны, хотя поначалу и не скажешь. Поэтому стоит всё же пройти классику — несколько устаревшую внешне, но не по содержанию.

Начинается всё с того, что Байонетту убивает некое могущественное существо на глазах у какой-то девушки и скрывающего своё лицо мужчины, но затем нас резко переносят в другую сцену, где ведьма ходит по магазинам, а её верный пёсик Энзо таскает за ней сумки. В какой-то момент женщина и её помощник уезжают, но около порта ведьма резко останавливает автомобиль и уходит на шикарный круизный лайнер, а Энзо остаётся ждать её внизу. Внезапно начинается дождь, а на город нападают странные существа и огромные летающие корабли. Люди в панике, а Байонетта и её подруга Жанна дают отпор новому врагу. В это же время прямо в машину ждущего снаружи Энзо приземляется девушка из первой сцены, просит отвести её к Байонетте и теряет сознание.

Немного погодя вся компания прячется от уже случившегося апокалипсиса в баре падшего ангела Родена. Виола, а именно так зовут упавшую с неба барышню, рассказывает, что напавшие на город твари — это гомункулы, захватывающие все миры в мультивселенной, и чтобы предотвратить гибель Земли, надо найти и убить их творца в самой первой реальности. Отсюда и стартует 12-часовое приключение.

На самом деле сюжет здесь предсказуемый — уже где-то с середины становится ясно, чем всё кончится. Но вот подаётся история интересно, поэтому её финал всё равно очень хочется увидеть. К тому же в игре дают поуправлять всеми основными действующими лицами, причём без дополнительных условий, как было в предыдущих частях. Но главный персонаж — это, естественно, сама Байонетта.

Геймплей и персонажи

Во время первого сражения кажется, что боёвка не особенно изменилась. Есть удары рукой, ногой, прыжки и увороты, идеальное выполнение которых активирует Witch Time, то есть замедление времени. И чем точнее вы ушли от удара врага, тем дольше длится этот режим. Но потом появляется новая механика — призыв демонов прямо на поле боя. Все они различаются по скорости, росту, атакам и управлению. Да, им тоже надо давать команды, и в этот момент Байонетта становится беззащитной — она просто танцует на месте. Так что получить затрещину от возникшего за полем зрения противника очень легко. Приходится глядеть не только на шикарную Мадам Баттерфляй, размахивающую ногами, но и по сторонам.

Демонов очень много, и каждый из них берёт более высокую планку веселья и абсурда. Какой-нибудь паук или Гоморра — это обычные твари, которых можно позвать на помощь. А как вам демонический поезд или огромная часовая башня с миниганами и механическими руками? Законов физики здесь вообще не существует, а путешествия во времени или между мирами воспринимаются как привычное явление. Всё равно что утром кофе выпить. Как совсем недавно сообщили разработчики, механика призыва была взята из той самой отменённой Scalebound, так что материал бывшего эксклюзива Xbox не пропал втуне.

В общем, наша ведьма — единственный персонаж, способный менять своё основное оружие. Но, в отличие от предыдущих игр, теперь от героини напрямую зависят не только тактики боя, но и то, в кого Байонетта превращается при ускорении, как далеко она будет прыгать или летать, и какую совместную атаку с демоном можно провести. Хотите быть гарпией? Пожалуйста. Паровозиком Томасом? Да легко.

Второй персонаж, за которого дают поиграть, — это ведьма Жанна. В предыдущих частях её надо было разблокировать, а здесь под старую знакомую выделили сразу несколько сегментов в стиле двухмерного стелс-экшена на манер Splinter Cell с мобильных телефонов нулевых годов. Есть тихие убийства, прятки в комнатах и сбор бесполезных коллектиблсов и даже приём душа. Ну да, почему бы не ополоснуться на вражеской базе?

Время на прохождение каждого такого сегмента ограничено, но таймер всегда можно пополнить, собирая часы. Первый раз, когда сталкиваешься с этим геймплеем, даже не понимаешь, что происходит. Вроде играл в одно, а теперь перед глазами совсем другое — и надо не мутузить кого-то, а тихо пробираться на базу врага. Здесь даже отдельное интро имеется, пародирующее шпионские фильмы.

Ну и третья из ларца — новая ведьма Виола. У неё есть офигенный призывной демон Чешир. К сожалению, его историю игра не раскрывает, но он дико харизматичен и обладает свободой воли, что позволяет ему совершать поступки вне приказаний своей хозяйки. Впрочем, Виола ему даже не хозяйка — у них скорее дружеские отношения. Сама же Виола по стилю боя напоминает упрощённого Райдена из другой игры PlatinumGames — Metal Gear Rising. У неё есть катана, которой она может парировать удары врага, что при успехе вызывает Witch Time. И даже во время призыва демона девушка продолжает колотить всех вокруг голыми руками.

Виолу и Байонетту можно прокачивать. Новые приёмы и способности покупаются за демонические осколки, вдобавок усиливаются призываемые демоны и оружие. А в магазине у Родена доступны разные аксессуары с дополнительными эффектами, коллекционные предметы, шмотки и цвета для костюмов персонажей. Никакой гемплейной ценности это не представляет и является лишь косметикой. В игре, конечно, имеется энциклопедия, где можно почитать обо всём и вникнуть в расклад, но для понимания сюжета это необязательно, особенно если вы проходили две предыдущие игры.

По структуре уровней здесь почти то же самое, что в предыдущих частях: всё линейно, но встречаются укромные уголки с испытаниями или скрытыми боями. Иногда даже приходится возвращаться далеко назад, чтобы обнаружить новую схватку и получить дополнительную валюту. Локации стали намного просторнее, а количество разных коллектиблсов увеличилось в разы.

Получается, здесь как минимум три разных геймплея: чистый слэшер за Байонетту, олдскульный стелс за Жанну и завязанный на точных парированиях экшен за Виолу? А вот и нет. Держите ещё пачку механик, присутствующих в игре в меньшей степени: тир, ритм-игра, шутемап, гонки с препятствиями и даже упрощённый файтинг. В Bayonetta 3 есть на что посмотреть, и годзилоподобный демон, катящийся по реке на четырёх лодках, как на роликах, — это, наверное, самое адекватное, что вы увидите.

Постановка и пасхальные яйца

Сотрудники PlatinumGames превратили пафос в настоящий сюрреализм, от которого получаешь неподдельное удовольствие — при условии, если вам вообще нравится подобное. Вдобавок они не стесняются бросаться из стороны в сторону, показывая то откровенный цирк, то наваливая сентиментальности. Самое удивительное, что все эти, казалось бы, несочетаемые элементы, складываются в единую картину. Как если бы кусочки мозаики соединили друг с другом, получив цельный рисунок. И хотя такие фокусы в Platinum демонстрировали уже не раз, в Bayonetta 3 они достигли апогея.

В какие-то моменты ты откровенно ржёшь над происходящим, а через 10 минут уже умываешься крокодильими слезами или поражаешься тому, как разносится очередной мир в мультивселенной. Постановка такая, что обеспечивает 12 часов чистого адреналина. А сколько отсылок и пародий! Вот референс к Viewtiful Joe и опере Плавы Лагуны из «Пятого элемента», а вот Байонетта врывается в офис PlatinumGames и вместе с оборотнем разносит там всё в щепки. Есть Годзилла и Человек-Паук. И великий «Триллер» Майкла Джексона (Michael Jackson)! Всё это было бы идеально, если бы не.

Техническое состояние игры

Bayonetta 3 использует тот же движок, что и Astral Chain, которая хоть и работала в 30 fps с редкими просадками, но выглядела здорово, учитывая мощность Switch. А теперь посмотрите на первые главы Bayonetta 3. Это уровень PlayStation 3, только в ещё более низком разрешении. Понятно, что дизайн руин Токио не подразумевает ярких цветов, но по мере развития сюжета всё не сильно меняется. В кадре мыло, частота прыгает от 60 до 25 fps, а в очень эпичные моменты лочится на 30-ти. В катсценах тоже, кстати. Эффекты прозрачности выглядят просто ужасно, но почему? В предыдущих двух играх с прозрачностью всё было отлично.

Некоторым моделькам откровенно не хватает полигонов, текстуры в большинстве своём низкого разрешения. Да, стиль выручает, но далеко не всегда. В какие-то моменты играть становится просто некомфортно. А в портативном режиме разрешение снижается ещё больше. Есть, конечно, надежда на будущие патчи, но будут ли они? Так что технически Bayonetta 3 — худшая в серии. Команду PlatinumGames стоит похвалить за то, что она впихнула в Switch невпихуемое. Такого размаха действительно не было ещё ни в одной части. Но всё-таки стоит, наверное, трезво оценивать собственный движок и мощность железа, для которого вы разрабатываете эксклюзивную игру.

Вывод

Про Bayonetta 3 невозможно сказать, что разработчики просто взяли геймплей прошлых частей и натянули на него новый сюжет. Нет. Это абсолютно новая игра с кучей разных механик, которых прежде не было в серии. Прекрасный динамичный геймплей переплетается с отличным стилем и шикарной музыкой. Кстати, имеется русская локализация в виде субтитров — так отслеживать завихрения истории проще. А новая актриса озвучения Дженнифер Хейл (Jennifer Hale) прекрасно справилась со своей задачей. Если подводить итоги, Bayonetta 3 — это шикарный слэшер, страдающий от оков платформы, для которой он создан.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Bayonetta 3

Платформа
NSW
Жанр
Дата выхода
28 октября 2022
714
4.4
143 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

четкое разграничение видео на независимые логические сегменты? Условно человеку интересно как там сюжет в игре и вообще плевать на технические огрехи — вот он спокойно идет на нужный сегмент, а не пытается на удачу в едином потоке мыслей уловить нужное ему.
Так если обзор на новый God of War выйдет раньше чем мои руки до него дойдут, то я для себя буду смотреть как раз только сегмент с тех состоянием и минусами — так как не хочу спойлерить себе сюжет и геймплейные моменты .

Ну там рецензенту переброска фразами “Fuck you!” между двумя персонажами другой игры показалась верхом искромётного юмора, так что удивляться нечему.

Я все-таки придерживаюсь мнения что игра, как и любое произведение искусства, является цельным произведением, а не суммой составных частей. И таким же, с моей точки зрения, должен быть обзор. Он должен выражать цельное мнение о цельной игре. Да, мнение будет субъективным, но оно и должно быть субъективным. Я за этим и смотрю обзоры, чтобы узнать субъективное мнение об игре. А не о том какой там графон, сюжет, звук, управление…

> я для себя буду смотреть как раз только сегмент с тех состоянием и минусами

А ты уверен что тебе этот обзор вообще нужен? Ты уже для себя решил что игра тебе интересна, и ты будешь ее проходить. Пройди, составь мнение, потом сравнишь с мнением рецензента. Я бы по крайней мере делал именно так.

Мне кажется, или можно делить видео на четкие сегменты, но без вставок.

ну опять таки стоит помнить что СГ так устроен что у каждого автора своё мнение и не стоит сравнивать ноаую игру с обзором предыдущей если оба обзора не делал один и тот же человек...

«Пародирующие всякие шпионские фильмы» — по ощущению, пародирует интро конкретно «Ковбоя Бибопа».

Если коротко и без ныряний, то цельное мнение об игре — обычно последний сегмент таких роликов, где автор как раз и даёт субъективную оценку от себя, а все что было ранее — является аргументацией данной оценки.

Но отойдя слегка в сторону, можно выделить 2 типа обзоров — творческие аля эссе ( тот же обзор на Nier Automata) и более шаблонные. У каждого из подходов есть свои преимущества и недостатки.

Творческий обзор делать банально дольше и требует больше сил, из за чего ролик выйдет скорее всего намного позже выхода самой игры из за чего хайп трейн может быть потерян .

Ещё с творческим обзором нельзя поспорить так как он сам по себе цельное высказывание / единица искусства, а вот обычный можно обсудить и разобрать — в этом его ценность. С тем же обзором SteelRising от Васи я был во многом не согласен и за счёт структурированости обзора мне было проще перечислить мои замечания к нему в комментарии .

Ну а основное достоинство таких эссе конечно в том, что они даже сами по себе в полном отрыве от игры могут быть безумно интересны даже при многоразовом просмотре. Будем честны, я вряд ли когда то пересмотрю обзор третьей Байонетты, но последний ролик «разбора полетов» для рыцарей готема уже намного интереснее как единица творчества.

Как бы то не было, любые обзоры это творчество, а быть ему более стандартизированным или уходить в отрыв — сугубо выбор автора зависящий от кучи факторов (часть из которых я попробовал раскрыть ).

Это видимо уже тренд такой — бить видео на главы в стиле скучных презентаций? Прям повсюду началось. Может я чего-то в этой жизни не понимаю, но зачем? Зачем ломать цельное повествование этими неловкими паузами?

>Русяич: Я давно не получал столько удовольствия от игры.
>Я просто кричу в монитор: А КАК ЖЕ ЗИНОБЛЕЙД! КАК ЖЕ ЭТОТ ШЕДЕВР!
>Русяич: Ну, кроме Зиноблейда.
Все, претензий больше не имею. Обзор топ)

ну метроид дредом тоже был полностью доволен

Может меня кто-то не поймёт, но Вася ты cool прям дополняешь SG может и продолжение истории Metroid под новый год увидим?

«Ковбой Бибоп» и «Казино Рояль» — там тоже анимированные титры.

Ха, так и знал что нужно пройти прошлые части… Как раз перед триквелом прикупил себе прошлые части и начал уже проходить. Первую давно проходил на пк, а во вторую буду играть впервые.

Так-то во всех Бондах, кроме «Доктора Но» анимированные титры.

Так я и думал, но проверять не стал. Спасибо.

Я все-таки придерживаюсь мнения что игра, как и любое произведение искусства, является цельным произведением, а не суммой составных частей. И таким же, с моей точки зрения, должен быть обзор. Он должен выражать цельное мнение о цельной игре.

Только этими словами ты по сути перечеркиваешь свой собственный мозг и хочешь сказать, что ты скорее ИИ чем человек) Штука в том что на деле только машина может хорошо воспринимать всю информацию целиком и то с оговорками, человек же обладает структурным мышлением, может ты и не замечаешь, но твой мозг для того чтобы усвоить большой пласт информации разбивает её на части взвешивает каждую и принимает решение запомнить её или нет, тебе же допустим на математике сразу не дают решать задачки на теорию вероятности, а сначала учат азам сложению и вычитанию, которые являются частью её структуры. То есть если ты хочешь чтобы зритель хорошо усваивал информацию, то ты сам должен её подать с четкой разграниченной структурой.

Ого! Русяев полностью доволен Экзом Нинтенды!
Открываем Шампанское! ) ( тех состояние, это мелочь )

Дождались. Рад, что точки зрения и эмоции от игры перекликаются в Васей — хорошая работа!

P. S. Афиша с тем же кадром, что и я юзал на своём блоге улыбнула хд

Всегда, хотел ознакомиться с этой серией.

Читай также