15 февраля 2022 15.02.22 130 19K

Помни...: Обзор

Очень личный обзор очень личной игры

Играл на PC

Студия Ice-Pick Lodge и её глава Николай Дыбовский известны, наверное, всем, во всяком случае на постсоветском пространстве. Приверженцы концепции «Видеоигры как искусство», они используют нестандартный подход к разработке, который чувствуется буквально во всём — от сюжета до графического дизайна. Впрочем, к чему объяснения — если вы знакомы хоть с одним из проектов Ice-Pick Lodge, то сами прекрасно понимаете, о чём речь и почему её новая игра точно заслуживает внимания.

«Ледорубы» не отличаются высокой производительностью —  «Помни…» (или Know by heart в английской локализации) — всего лишь шестая в их послужном списке. Станет ли она таким же событием для индустрии, как большинство их предыдущих проектов?

 

Ах, как хочется вернуться

Внесём ясность: ведущий гейм-дизайнер Ice-Pick Lodge, Николай Дыбовский, в создании «Помни…» участия не принимал. Руководил разработкой Айрат Закиров, занимающий в студии должность технического директора и для которого, судя по всему, игра во многом автобиографична. Параллелей между Закировым и главным героем слишком много для простого совпадения — у них примерно одинаковые возраст и место жительства (а образ города здесь далеко не на последнем месте), да и сам Айрат не скрывает, что в сюжете многое взято из жизни.

Михаил, молодой человек лет двадцати пяти, живёт в небольшом закрытом городке где-то под Казанью. У него непыльная работёнка кассиром на железнодорожной станции, однообразный быт и неторопливо тянущиеся будни, мало чем отличающиеся друг от друга. За окном то ли поздние 90-е, то ли ранние нулевые — Советского Союза уже нет, но милиционеров ещё не переименовали в полицейских, а «мобильники» явно в диковинку.

Имена в списке приезжающих граждан надо набивать вручную. Тут, конечно, сразу вспоминаешь Papers, Please. Но нет, особого смысла работа Михаила на проходной вокзала не несёт — разве что позволяет насладиться стуком клавиш печатной машинки.
Имена в списке приезжающих граждан надо набивать вручную. Тут, конечно, сразу вспоминаешь Papers, Please. Но нет, особого смысла работа Михаила на проходной вокзала не несёт — разве что позволяет насладиться стуком клавиш печатной машинки.

Жизнь Миши — один застывший миг этой эпохи, когда постсоветская разруха уже закончилась, а «стабильность» ещё не началась. Работа — дом — работа, пара фраз со знакомыми, бубнящий о чём-то телевизор — хорошо заметно, что наш герой застрял в быту, но вроде бы доволен этим и не собирается что-то менять. Мир вокруг точно такой же: в нём тоже ничего не происходит — ни страшного, ни радостного, один сплошной День сурка на провинциальный российский лад.

Но однажды всё меняется. В город возвращаются друзья детства Михаила, с которыми он расстался после школы — почти все они уехали учиться и работать в «большой мир», в то время как он остался дома. Среди этих друзей — девушка Ася, с которой Мишу связывают, судя по всему, не только товарищеские чувства. Первая половина и так небольшого сюжета — это беготня по городу в компании Аси и прочих друзей, перемежаемая воспоминаниями о том, как весело и счастливо они жили в детстве, когда все были вместе.

Тем временем в мире постепенно начинают происходить странные события — людей поражает выборочная амнезия. Человек теряет память, но не полностью, а забывает лишь самых близких людей. Брат считает сестру чужим человеком, отец не узнаёт детей, лучшие друзья в упор не замечают друг друга, а ещё вчера счастливые семейные пары выясняют, кто из них самозванец и должен уйти из «чужого» дома. Карантин, паника, закрытые границы города (который и так имеет статус ЗАТО), попытки справиться с неизвестной болезнью — классический набор фильма-катастрофы.

Безликие в буквальном смысле персонажи довольно пугающе выглядят на крупных планах.
Безликие в буквальном смысле персонажи довольно пугающе выглядят на крупных планах.

Не избегает этой странной болезни и наша компания, а вот о том, что с ними произойдёт и чем всё закончится, я, конечно, рассказывать не буду — раскрывать все карты в обзоре подобной игры было бы настоящим свинством. Поэтому обойдёмся без спойлеров, но не без претензий к авторам — у меня их накопилась целая охапка.

Не верю!

Вообще, оценивать такой достаточно тонко настроенный проект, апеллирующий к самым светлым чувствам — ностальгии по детству и юношеству, очень сложно. Избежать субъективного взгляда вряд ли получится, поэтому не буду и пытаться.

Расчёт авторов понятен — заставить игроков ловить постоянные флешбэки, отождествляя себя с персонажами «Помни…». Удалось ли им это? На мой взгляд, нет. Не самое популярное мнение (судя по отзывам и оценке общественности), но оно имеет право на жизнь.

Нам часто придётся собирать подобные пазлы из детства под комментарии Миши и друзей.
Нам часто придётся собирать подобные пазлы из детства под комментарии Миши и друзей.

У меня, как и у автора игры, много общего с главным героем: мы примерно одного и того же поколения, да и касательно места проживания соседствуем — я тоже из небольшого города под Казанью. Казалось бы, идеальное попадание в целевую аудиторию проекта, но как раз на этом фоне лучше всего заметны фальшь и нереалистичность поведения жителей города, из-за которых сопереживать им не получается при всём желании.

Одни диалоги чего стоят: ну не общаются так обычные люди, если это не герои классической театральной постановки или сошедшие со страниц графоманской книжки персонажи, автор которой не обладает минимальным жизненным опытом. Вычурные словесные конструкции, сленг не к месту, переигрывание — разговорная речь обычных людей выглядит совсем не так. Озвучка под стать — лишь отдельные голоса можно отметить положительно, а большинство из актёров озвучки работают как по заученной наизусть шпаргалке, без понимания контекста.

Именно такими фразами, по мнению сценаристов, общаются друзья, знакомые друг с другом с раннего детства.
Именно такими фразами, по мнению сценаристов, общаются друзья, знакомые друг с другом с раннего детства.

Моя близость к антуражу в этом случае лишь подчёркивает неумение авторов сыграть на ностальгических чувствах. Будь это полностью сказочная история или рассказ о чём-то, что тебе не так знакомо, в этом случае персонажи бы казались более человечными, как ни странно. Так и произошло в случае с  11-11 Memories Retold (там художники тоже используют интересный визуальный стиль), которая мне понравилась куда больше, чем «Помни…». Хотя казалось бы — где Первая мировая, канадские и немецкие солдаты, а где — чем-то похожий на меня Михаил из пусть и выдуманного, но такого знакомого татарского городка?

Как раз с обликом самого города и передачей особенностей провинциального быта авторы справились. Впрочем, не такая уж это и сложная задача — раскидать узнаваемые локации: НИИ, школу, гаражный кооператив, больницу, детскую площадку во дворе… Использование стереотипов в данном случае выручает, а вот столь же шаблонным образам главных героев не веришь совсем.

Ружьё на стене

Если отвлечься от попыток сыграть на ностальгических чувствах и попробовать оценить повествование в целом, то и тут поводов для радости немного. Игра довольно короткая — на прохождение уйдёт чуть больше пяти часов, — но даже это не мешает ей быть очень тягомотной в первой половине. И это не попытка показать неспешность жизни в глубинке и инфантилизм главного героя, не желающего что-то менять.

Нет, основная интрига уже вроде бы начинает закручиваться, но внезапно всё будто подвисает — большую часть мы просто ходим по городу и наблюдаем за тем, как Михаил вспоминает о good old days под незамысловатый меланхоличный саундтрек. Вызывают ли эти воспоминания какие-то чувства? Лично у меня — почти никаких, несмотря на то что сентиментальности мне не занимать.

Про геймплей вообще нечего сказать — его здесь практически нет. Миша бегает по улицам, беседует с другими жителями — вот и весь игровой процесс. Те несколько мини-игр, которыми разбавляются ностальгические сценки, не заслуживают внимания. Зачем они здесь? Попытка увеличить скромный хронометраж?

Мини-игры, бессмысленные и беспощадные.
Мини-игры, бессмысленные и беспощадные.

Что касается завязки с выборочной амнезией, то и она не находит никакого разрешения. Я за время прохождения придумал множество обоснований происходящему от банальных до самых фантастических, но авторы оказались куда скромнее. У сюжета нет яркой кульминации, что, впрочем, неудивительно, учитывая упор сценария именно на ностальгию. То самое чеховское ружьё так и не выстрелило.

Печально, но берущих за душу моментов здесь всего лишь пара штук на всё прохождение, да и то один из них — это песня из финальных титров, которая хороша сама по себе и вне контекста.

Кучи листьев на земле, которые можно встретить по всему городу, — признак того, что рядом находится что-то важное из детской жизни Миши. Если подойти поближе, то нам расскажут об этом воспоминании подробнее.

То, что Ice-Pick Lodge умеет создавать настоящие произведения искусства, мы прекрасно знаем. Но, видимо, ключевым является вклад Николая Дыбовского, без участия которого  «Помни…» если и запомнится (уж простите за тавтологию), то явно не всем — мне, при всей близости антуража, образов и проблем главных героев, эта история показалась исполненной на любительском уровне. От «ледорубов» я ждал большего.

Тем не менее оставляю за читателями право со мной не согласиться — подобные проекты всегда несут в себе слишком много личного, чтобы их можно было оценить объективно.

Плюсы: оригинальный визуальный стиль; неплохо переданная атмосфера российской глубинки.

Минусы: вычурные и слишком книжные диалоги; нереалистичность поведения героев; слишком монотонное течение сюжета почти без поворотов; невнятный финал.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Помни...

Платформы
PC | PS4 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
10 февраля 2022
159
3.9
84 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Автору статьи игра не зашла… в чем проблема? Обязана нравиться, только из-за культа Ледорубов? Меня на час хватило, допройду или нет не знаю, да к тому же два раза на баги нарывался за этот час.Темв интересная, концепция, ностальгия… но как-то… чего-то не хватило, диалогов, скорее всего.Прав автор, два стула как по мне, или надо было прям театральный эпик делать, что б от каждого диалога эмоции, как в Море, или прям тупую бытовуху.А получилось ни то ни се… Разочаровывает, да и скучно играть, если прямо уж говорить...

 Блин, да за что минусы? Я элементарный вопрос задал!

Именно это. Несовпадение личного мнения автора с точкой зрения читателей.

Многие ведь читают не для того, чтобы узнать что-то новое, а ради подтверждения собственных взглядов (Да, я тоже ловлю себя на этом за некоторые из хвостов). Несогласие вызывает недовольство, которое можно легко излить в комментариях. На эти комментарии возникают резонные ответы тех, кто с автором согласен (более или менее), на что тоже следует реакция…

И вот мы имеем уже 60+ ответов, и количество их растёт.

Ну, давайте начнём с того, что игра вышла меньше недели назад, и первыми, кто её оценил, были фанаты Ледорубов. Соответственно те, кто любит подход Ice-Pick к игростроению, оценивают её скорее позитивно.

Остальные прочие, не склонные к глубокому погружению в определённые настроения, предписанные разработчиками — для них тут не так уж много интересного. Всё выстроено на ностальгии/воспоминаниях, чисто _игровых_ моментов относительно немного.

У DearEsther, между прочим, в момент выхода оценки были ещё выше. Сейчас её оценивают «скорее позитивно». А игры-то там, по сути, и нет — кажется, первый чистый «симулятор ходьбы с историей». Выйди сейчас её ремейк — это вообще заметят? Так и «Помни...» не особо что-то привносит в жанр, хотя как «ещё одно произведение известных творцов» она очень даже ничего. Но в целом среднему геймеру она вряд ли зайдёт.

Я бы по такой логике влепил бы какой-нибудь Banner Saga, например, «Проходняк», потому что ну вот вообще не зацепила, совершенно не понравился боевой геймплей, интерфейсы, сквозь эту антипатию мне с трудом было оценить и сюжет, а следовательно и игру хотелось бросить уже через час-два игры. Интересно бы вышло, если бы я писал на неё обзор и ставил оценку))) 

Напомню об оценке на сайте =)

Можно, пожалуйста, прокомментировать это немного подробней?

«Как раз с обликом самого города и передачей особенностей провинциального быта авторы справились. Впрочем, не такая уж это и сложная задача — раскидать узнаваемые локации: НИИ, школу, гаражный кооператив, больницу, детскую площадку во дворе…»

Просто я быстро разочаровался и удалил игру. В описании стима слова «Игрока ожидает погружение в быт провинциального российского городка, где ещё слышны отголоски советской эпохи и жизнь хранит на себе её следы.» и «Декорации провинциального постсоветского городка на рубеже столетий» Этого я и ожидал. Что увидел? Абсолютно «не наши» планировки" зданий, улиц, дворов и прочего, которые российские примерно такие же, как провинциальные западные городки. Дальше после получаса игры всё нормально и атмосфера и быть действительно российские, а не рандомные?

По сравнению с любой другой игрой ледорубов, эта — шаг назад. Да и для самих разработчиков, как мне кажется, это скорее маленький проходной проект.

Ну так и вышла она 10 лет назад, по сути только начиная тренд симуляторов ходьбы . 

Пет-проджект — конечно. Но не проходной проект. Люди бы не стали им заниматься в своё свободное время и душу вкладывать на протяжении многих лет.

Да вроде они на первых местах бодаются  по авторитету и величине с DTF, не?) Больше крупных игрожуров не осталось. Навигатор и Игромания подсдулись и поубавили в популярности.

Ну, а то, что не понравилась — это нормально, но есть нюанс. Просто начинаю понимать тех знакомых, которые бомбили в духе «если мнение обзорщика так отличается от общего тренда или он не любит этот жанр/игровую серию, то зафига давать ему обзор? Очевидно же, что он хорошей игре оценку занизит!»

Впрочем, то, что обзор и подход к оценке вызвал конкретно у меня (и нескольких комментаторов рядом) недоумение и разочарование — тоже вполне нормально.

Вы странные люди, ей богу))) Ну зашла и играйте в нее сутками, в чем проблема? Автор выразил свое субьективное мнение, как личность в том числе.О чем тут спорить можно? Поставьте пользовательскую оценку, или напишите свою рецензию-есть же варианты! По факту еще напишу-вместо того что б долелывать ремейк Мора, они пилят команду и пилят(сорри за каламбур) новую(кккрайне нишевую) игру.Зачем? Доделайте Мор и делайте хоть каждый по проэкту, флаг вам в айсберг!

Щас бы руководители запрещали своим сотрудникам пилить игры их мечты в свободное (!) время, чтобы выпустить игру самой студии.

Там же не хватало денег на полную разработку, нет? Типа инвестор сорвался, всё покатилось к чертям, надеялись, что хотя бы первая часть отобьётся, а в итоге даже она не окупилась, и в итоге всех поувольняли. Если верить обсуждениям в тематических пабликах.

В чем опять причина бурного обсуждения обзора?
Автору игра не понравилась, он поставил свою оценку. Что не так на этот раз?

Смотрите, сама объективность:

поразительно смешные и жизненные шутки и каламбуры

Где доказано, что они смешные? Эти шутки должны обладать качеством «смешная». В этой системе нет людей (субъектов), только сама шутка (объект). Как мы докажем, что она смешная? Само слово «смешная» подразумевает наличие некой когнитивной реакции, а реакция может быть только в системе объект + субъект. Что по вашему вообще значит «объективно»? Мое понимание этого термина явно не сходится с вашим.

Если большинство людей находят что-то смешным — это, раскрою секрет, не является доказательством того, что что-то является смешным. Мы не можем ожидать со 100% вероятностью, что следующий человек, прочитавший эту шутку найдет её смешной. А что если мы покажем эту шутку еще 1 миллиону человек и 95 процентов не найдут её смешной? Что, шутка перестанет быть смешной? Нет, потому что объект не может обладать таким качеством, который зависит от субъекта.

Ещё можно попробовать использовать человеческую психологию как доказательство, но никто не знает, как работает мозг в достаточной мере, чтобы доказать, что является смешным, а что нет. И даже если мы это учтём, мозги разных людей (не поверите) различаются. Теперь перед нами стоит задача определить, какие мозги правильные, а какие нет. Это глупо.

шикарной эмоциональной озвучке, которая делает 60% атмосферы

«шикарной эмоциональной озвучке» — приведите доказательство того, что она шикарная и эмоциональная. Абсолютно та же ситуация, что и со смешными шутками. И ещё… 60% атмосферы? Это как можно вычислить? Максимально размытые утверждения, смысл которых сложно понять. Что такое атмосфера? Как на неё влияет озвучка? 

насколько помню, о реальных проблемах игры автор не упоминает. Неудобная камера там, управление, отсутствие подсказок в важных моментах (хотя, тут, возможно, как с текстами диалогов — творческая задумка).

Какие проблемы реальные, какие нет? Где формула? Вы даже сами не знаете, что творческая задумка, а что нет. 

Как вообще можно быть объективным и определить, что что-то было эмоциональным, когда ты сам этого не испытал? Что, автор должен был написать что-то типа 

большинство из актёров озвучки работают как по заученной наизусть шпаргалке, без понимания контекста...

"… но на самом деле озвучка очень эмоциональная, просто я не понял, наверное"

Бред.

Хватить обвинять людей в том, что их опыт с игрой был именно таким. Я согласен с тем, что было бы лучше, если игру обозревало сразу несколько человек и читатели могли бы увидеть несколько перспектив, но, сюрприз, агрегаторы рецензий существуют именно ради этого (да, можно просто прочитать рецензию на другом сайте, вам никто не запрещает). 

Видимо, вопрос терминологии. Я бы и тот же Ганслингер проходным не назвал. «Неудачным» там, «слабым», «не в уровень» — может быть.

А под словом «проходной» у меня в голове возникает ассоциация с чем-то неважным. Либо неважным и быстро забывающимся для игрока, либо неважным для самого разработчика.

А если душу вкладывали, то уже не проходной, и всё-таки важный)

 Да и СГ никогда себя не позиционировало серьёзным изданием

Шутишь? Загляни в раздел реклама на сайте, ещё как позиционируют, а эти сказки «ой, мы всего лишь уютное объединение авторов» лишь для аудитории. И владелец есть, и главред, и задачи по контенту — все как у коммерческих изданий.

До сих пор помню эпичный обзор Игромании с оценкой  «Сойдет» / «Проходняк»  для Wasteland 3  — одной из лучших РПГ последних лет. Объективности нет нигде ,  читаешь обзор, смотришь трейлер и запись геймплея и по итогу формируешь свое мнение. Ну или находишь блогера / обзорщика чьи вкусы совпадают с твоими и доверяешь ему 

А почему автор должен повторять мнение кого-то или даже быть рупором большинства. Это такое же мнение, как верно заметили выше, только с другим эмоциональным окрасом, чем у вас.

Я, например, не согласен с рецензией сг на второй кингс баунти, о том, что игра проходняк. И претензии, что игра похожа на ведьмака, но поляки сделали лучше (лол) или что нет эмоциональной привязанности у героев (а не то, что привязаноость определяет игрок), считаю высосаной из пальца. Но это мнение автора и ок. Потому что люди разные и хотят они от игр разного.

Читай также