30 ноября 2021 30.11.21 32 34K

BLUE REFLECTION: Second Light: Обзор

Persona по-девчачьи

Дилогия Blue Reflection чем-то похожа на Persona — тут тоже многое строится вокруг эмоций и внутренних переживаний, персонажи попадают в миры, созданные воспоминаниями, сражаются там с демонами, а после этого возвращаются в школу и много общаются друг с другом. Вот только в Blue Reflection разыгрывается и исполняется всё это силами исключительно девочек. Хотя вы уже по скриншотам увидите, что это игра для мальчиков.

 

Из игры в аниме и обратно

Первая Blue Reflection вышла в 2017 году, а создала её студия Gust, входящая в состав Koei Tecmo, которая уже собаку съела на играх с боевыми симпатичными тянками (речь, конечно, про серию Atelier). С апреля по сентябрь этого года транслировалось 24-серийное аниме Blue Reflection Ray, а теперь вот вышел полноценный сиквел с новыми героинями, но и с неизбежными отсылками к оригиналу. Не говоря уже об общности тем и самого сеттинга.

Так выглядели девочки в первой Blue Reflection.
Так выглядели девочки в первой Blue Reflection.

В Blue Reflection соединяется множество жанров (а как в аниме иначе?). Это одновременно и история о попаданцах (точнее, о попаданках), и яркий представитель махо-сёдзё — жанра игр, аниме и манги, где героинями выступают девочки-волшебницы со сверхспособностями. Причём зачастую в них превращаются обычные школьницы. В мире Blue Reflection они попадают из своих школ в иные, созданные их же чувствами и воспоминаниями измерения и там становятся титульными грустными (или печальными, меланхоличными) Отражательницами.

С помощью особых колец они связывают свои эмоции с мыслями и чувствами тех людей, которые испытывают сильные переживания, чтобы контролировать силу человеческих эмоций, не давать разрастаться негативу и так далее. Эти же кольца и текущая через них сила эмоций помогают сражаться с демонами. В общем, действительно похоже на Persona, но в девчачьем исполнении и со своими фишками.

Кадр из аниме.
Кадр из аниме.

Их не догонят

Ао Хосидзаки (Ao Hoshizaki), главная героиня  Blue Reflection: Second Light, ничего этого, конечно, не знала. Она собиралась в летнюю академию, куда её отправили после неудачного годового экзамена, увидела странное сообщение в телефоне и в итоге оказалась в другом измерении, с другими девочками и в другой школе, которая стоит посреди то ли моря, то ли океана. Естественно, это метафора моря чувств — периодически Ао, Кокоро (Kokoro), Юки (Yuki) и Рена (Rena) — так зовут первых трёх школьниц, которых мы тут встретим, — будут через эти воды выходить в странные и опасные миры, созданные воспоминаниями самих девочек.

Героини называют это измерение The Faraway, то есть Далёко.
Героини называют это измерение The Faraway, то есть Далёко.

Поначалу они толком ничего не помнят о том, как здесь оказались, и о своей жизни. Поэтому и на вкладке их биографий в дневнике стоит много прочерков. Сражаясь с демонами (естественно, созданными их подсознанием), исследуя и зачищая карту, мы находим фрагменты воспоминаний и постепенно заполняем пробелы, узнавая очередную, как правило грустную, историю. После этого по сюжету в школе появляется новая девочка (или сразу несколько) и становятся доступны для вылазок новые причудливые миры.

Истории могут быть по-настоящему грустными, но едва ли они удивят детских психологов. Одну девочку, например, травили в школе, и она построила убежище, где пряталась вместе со своей подругой. Другая, как выясняется, занималась балетом (как и героиня первой Blue Reflection, кстати) и частенько сидела в кафе своей матери (так вот почему она любит кофе!) с подружкой, которая как-то предложила ей сбежать на поезде куда глаза глядят.

Один из флешбэков.
Один из флешбэков.

Понятно, что в Blue Reflection можно найти то, с чем у вас ассоциируются песни группы «Тату». Намёки очевидны, особенно учитывая, что одна из ключевых механик в игре — свидания, позволяющие главной девочке, то есть Ао, укреплять отношения с другими девочками и получать за это бонусы. Но это именно намёки. Героини могут томно лежать рядом и загорать, делать комплименты или за неимением мальчиков разыгрывать спектакли про принцев, спасающих своих принцесс.

Трудно обойтись без комплиментов.
Трудно обойтись без комплиментов.

Но это всё равно выглядит достаточно невинно и проходит по тонкой грани неясных ожиданий, намёков и томления, не пересекая черту. А персонажи всё равно остаются в первую очередь подругами, которые говорят друг с другом о жизни, о книгах, о своих интересах, вспоминают что-то из жизни и делятся переживаниями.

Так что зря в российском Steam упорно блокируют игру. Blue Reflection: Second Light — в первую очередь про то, какие ранимые, тонкие душой могут быть люди и уж тем более подростки и как им приходится непросто в обычном мире. Именно в этом и в тех невесёлых историях из жизни девочек можно разглядеть социальную актуальность, а не в пресловутой повестке, которой тут и не пахнет.

Максимум пахнет юри, но и то в лёгкой форме. И понятно, что весь фансервис, наряды и выбираемые ракурсы — всё ориентировано на мужскую аудиторию.

А ракурсы тут исключительно правильные.

Всегда же приятно смотреть на то, как максимально легко одетые героини сражаются, общаются, лежат рядом на пляже, держат друг друга за руки, занимаются крафтом и в принципе всем, чем тут можно заниматься.

Естественно, в школе есть отдельное помещение для примерки костюмов.
Естественно, в школе есть отдельное помещение для примерки костюмов.

Школьницы против демонов

Геймплей в Blue Reflection: Second Light привычен для последних игр Gust и в целом для больших современных JRPG. Есть база — в данном случае школа, из которой мы периодически выбираемся, чтобы сражаться, качаться, собирать ресурсы для крафта, выполнять сюжетные и побочные квесты. Задания (в основном, понятно, про поиск чего-то нужного) тут можно принимать по смартфону, если только девушка не попросит вас подойти лично, — очень удобно!

Общение по телефону играет большую роль, в том числе и сюжетную.
Общение по телефону играет большую роль, в том числе и сюжетную.

Во время исследования карты лучше первым ударить монстра, чтобы получить бонусы к инициативе. При этом можно включить режим стелса и подкрасться, чтобы атаковать сзади — в этом случае противник будет более уязвим к нокдауну в драке. А это, как часто бывает в JRPG, один из важнейших факторов успеха.

В стелс-режиме видим конусы обзора у врагов.
В стелс-режиме видим конусы обзора у врагов.

Правда, многие элитные противники даже в этом состоянии успевают поставить щит, преодолев который кто-то из девушек выбегает вперёд и начинает яростно колошматить монстра в ближнем бою — это отдельная мини-игра, где за отведённое время нужно успевать бить, уворачиваться, контратаковать или накладывать на себя усиления.

Сложно сосредоточиться на чём-то одном.
Сложно сосредоточиться на чём-то одном.

В остальном боевая механика привычная, но эффектная и хорошо реализованная. Девушки в свой ход применяют уникальные для каждой умения, затрачивая на это определённое количество энергии, а те, кто находятся в резерве, с определённой периодичностью накладывают опять же уникальные защитные бонусы. Очерёдность хода заметна на временной шкале, и вы можете следить за этим, чтобы вовремя включать защиту от суперударов элитных врагов, когда те накопят достаточно энергии. И если управление остальными девочками можно доверить ИИ, то такие вот защитные умения всегда приходится применять самому — и это правильно.

Слаженность в боях особенно ценится.
Слаженность в боях особенно ценится.

По мере избиения оппонентов героини могут войти в раж, и тогда они зрелищно превращаются в фэнтезийных волшебниц, обновляя список доступных умений.

Естественно, противники к чему-то более устойчивы, а к чему-то менее — в данном случае игра сама подсказывает, какие и к чему. Ну и в целом по меркам многих больших JRPG градус сложности здесь не такой уж высокий. А вот по сравнению с первой частью он, пожалуй, вырос — стало больше врагов и возможностей в драках.

Как и в ролевой системе. Помимо получения опыта и уровней с автоматическим повышением параметров важную роль играют таланты, которые и новые боевые приёмы открывают, и характеристики атаки/защиты/здоровья увеличивают.

Благоустройство школы

При желании в драки можно и вовсе не вступать. Тут разрешают огибать врагов и непроходимые участки поверху (например, по крышам) или, наоборот, под каким-нибудь строением — это в таких играх встречается нечасто и делает процесс исследования более нетривиальным.

Ну а можно вот так преодолевать водные препятствия.
Ну а можно вот так преодолевать водные препятствия.

Да и в принципе изучать карты интересно. Тем более что сами миры, сотканные из воспоминаний грустных школьниц, очень разные — полчаса назад вы бродили по каким-то лесам и полям, а сейчас уже исследуете полузатопленную железнодорожную станцию или сражаетесь с демонами на городских улицах.

И не поспоришь ведь…
И не поспоришь ведь…

Кругом, понятно, разбросаны ресурсы и фрагменты памяти, а ключевые сюжетные точки и выходы охраняются боссами. По возвращении можно заняться крафтом — изготовить не только расходники (тут много всяких суши-роллов и напитков с полезными бонусами), но и материалы для отстройки и благоустройства самой школы.

И снова про удачные ракурсы.

Школа — одна из ключевых особенностей игры. Пристройки и даже мелкие улучшения вроде столиков на улице или стойки с тропическими напитками дают прибавки к силе и защите для всей партии — особенно если ставить их грамотно и рядом.

Мы сами выбираем, где размещать новые постройки.
Мы сами выбираем, где размещать новые постройки.

Кроме того, многие девушки сами просят построить что-нибудь для них — чтобы потом за теми же столиками можно было вместе порисовать или прилечь под зонтиками на лежаки. А выполнение таких персональных поручений, как и совместное рисование/загорание/общение и хождение на «свиданки», очень важно для Ао — только так она накапливает очки талантов, хотя остальные девочки делают это просто по мере того, как мы играем.

Были школьницы, а теперь — волшебницы!
Были школьницы, а теперь — волшебницы!

Кстати, сам процесс свиданий устроен очень удобно. Как правило, он предполагает, что с выбранной подругой мы вместе идём куда-то — в библиотеку, в спортзал, порисовать на природе и так далее. Так вот, весь путь проделывать лично необязательно — при желании игра телепортирует вас в нужное место.

Девочки часто делятся воспоминаниями.
Девочки часто делятся воспоминаниями.

В принципе, мне, как человеку, который до сих пор не решается удалить с ноутбука  Atelier Ryza 2: Lost Legends and the Secret Fairy (когда-нибудь я ведь добью всё, что не успел добить?), новая игра от студии Gust, конечно, понравилась. Тут и определённая глубина есть в тематике, в сюжете, да и геймплей интересный и разнообразный. Но главное, что, при более насыщенной по сравнению с оригиналом механике,  Blue Reflection: Second Light осталась в первую очередь игрой расслабляющей и медитативной. Здесь можно просто смотреть, как симпатичные и легко одетые девушки вместе сражаются, общаются, держатся за руки, занимаются спортом, готовят суши, обсуждают любимое аниме и принимают солнечные ванны. Праздник какой-то!

Плюсы: интересный сюжет, поднимающий глубокие и актуальные темы; терпкая смесь из романтики, печали и девичьего смеха; множество симпатичных девушек с разным характером; насыщенный и разнообразный геймплей в традициях современных JRPG; можно ходить с девочками на свидания и одевать их в разные костюмы; интересная фишка с благоустройством школы; зрелищные сражения, которые стали более интересными и сложными по сравнению с оригиналом; все девочки что-то выразительно щебечут на японском.

Минусы: кому-то игра покажется слишком лёгкой; устаревшая графика (хотя спецэффекты это скрашивают).


Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

BLUE REFLECTION: Second Light

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2021
21
3.8
14 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С каких это пор одиночество — это психологическое заболевание?

Полагаю, потому, что «одинокие задроты» тоже люди и являются аудиторией, которая во что-то играет. Для других есть новые CoD и BF. Всех благ.

Там студентки держатся за ручки и болтают о том о сем. Отношения платонические же. Охреневаю я с такого. 

А ещё говорят что в России нет специальной структуры которая бы занималась цензурой видеоигр, и до сих пор, насколько мне известно, ни одна игра под этим предлогом не была запрещена. А что точно так это то что в стиме тонна игр с явным яоем/юри в центре внимания, и все они доступны в РФ. Так что это исключительно решение издателя.

Недоступно в русском Стиме. Интересно, позже добавят?

Я с вами и не спорю. Просто попытался разобраться в проблеме. И вылезла статья на DTF. Если это самоцензура издателя, еще хуже. Чем-то напоминает старую русскую поговорку про «Заставь дурака богу молиться»...

Ради этой игры утащил свою учетку в Steam в Казахстан. Игра вынудила приобщаться к (внимание! стереотипы!) Кумысу, степям и нанять личного Акына. 

Я прохожу ее как раз сейчас, очень радует. Мехники боя и исследования напоминают немного об Atelier Ryza, как и крафт различных фасилити. 

Кирилл, мое почтение! Третий кадр для смотревших сериал будет любопытным.

нужно ли проходить первую часть, есть ли перенос опыта, какие то бонусы если прошел первую?

Для понимания концепции мира, и для того, чтобы лично познакомиться с Хинако, Юдзу и Лайм. Они играют важную роль. 

Как, в целом, у игры с дизайном( судя по скринам героини это тупо одна моделька, отличий в прическах)?

С дизайном все роскошно, модельки действительно похожи ригом (базой), но персонажи действительно отличаются и ощущаются очень разными. Прям у тебя не будет ощущения, что это размноженная одна модель. 

Хорошо ли игра портирована на Свич?

Я трогал версию для Свитча: это отличный порт. Как минимум, по первым 3 часам. 

Прошел. Годнота, мои 8 из 10. Жутко понравились персонажи, сюжет, эксплоринг, постановка боевых анимаций, а главное — сама боевая система, это прям кайф.

Говорят, что из-за однополых отношений могут вообще не выпустить в России...

(Тоже оффтопик) Некстати, заметил, что у оригинальной Blue Reflection саундтрек куда мощнее, особенно у боссов-сефиротов. Там первые 4 ALL-MIX босс-трека охренительны (振武, TIGAR, binGe, DNF FW15C) — там лютейшая мелодичнейшая смесь клавишных, фьюжена, драм-н-бейса и электроники с дабом, причем изобретательная и разнообразная. Настоящие поклонники красивой музыки могут запросто влюбиться в треки. То, что звучит в Second Light тоже неплохо (особенно рядовые враги и тяжелые враги, треки W-P.NEURONS, My REAL), но вот боссы скучные музыкально. А фоновые треки для локаций хоть и хороши, но отдельно очень плохо слушаются. 

А вот саунд боссов из Blue Reflection я порой во время работы фоном врубаю: энергией заряжает и воскрешает в памяти яркие моменты во время сражений (там дизайн Сефиротов чего только стоил).

P.S.: саундтрекам игр уделяю пристальнейшее внимание. У той же Atelier Ryza 2 — один из лучших саундов за всю историю Gust. Поспорить с ней могут все игры Atelier цикла Dusk, Atelier Lydie & Suelle (как бы про нее на забывали поклонники франшизы), Nigths of Azure 1-2 и, частично, Ar Nosurge.

Как жаль, что западные саундтреки большинством строго функциональны и просто бренчат фоном, никак не запоминаясь и не вызывая толком эмоций, особенно в отрыве от произведения. Японских студий я могу перечислить целый ряд, которые пишут лучшие в мире OST'ы, которые прям порой отдельно запускаю — удовольствия и ностальгии для.

А я люблю жрпг конца 90-х, Фф тактикс, Хроно кросс( блииин, новости о ремастере были, точнее слухи, от радости думал обоссусь, хотя фактов, по сути нет, и нынешняя Сквер Эникс… сорри, всегдашняя Сквер Эникс!...) По мне так Тэйлс оф дестини 2 лучшая в серии и гораздо более интересная и глобальная, чем Tales of Arise.По мне так вообще самый правильный путь развития жанра-Ксеноблейд хрониклс 1-2, большие локи с поставленной с самого начала игры целью.Должен удерживать сюжет и мир игры, а не дрочка ресурсов на крафт, как в серии Ательер.

Большое спасибо за ответ, тогда обязательно посмотрю на Свиче, давно в такое не играл, а в игры Gust на псп в последний раз) В Atelier  самые первые играл,3-д как то вообще не привлекли, но гораздо больше первая  Mana Khemia   понравилась.

В Atelier  самые первые играл,3-д как то вообще не привлекли, но гораздо больше первая  Mana Khemia   понравилась.

А тут да, забавно. Кому нравятся JRPG старой закалки, предпочитают Mana Khemia

Мне больше заходят JRPG с 2010 годов, поэтому я дико полюбил серию, начиная с подсерии (цикла) Dusk и по самую последнюю — Secret с Райзой. 

Ну и первая Blue Reflection воспринимается как такой, душевный проект-мечта-разработчика, воплощенный в реальность. Очень нишевая, но при этом очень хороша, если ты ценитель. А какая там музыка, как и у всех поздних игр Gust (включая Nights of Azure 1-2)!

А ещё говорят что в России нет специальной структуры которая бы занималась цензурой видеоигр

А зачем для этого отдельная структура, ну кроме как для роспила?

Не в тему, но все равно. Сейчас вот только смотрю Евангелион, первый сезон, и пребываю в экстазе. А были какие-то достойные игры по этому шедевру?

Меня (это личное субъективное мнение, выработанное на основе опыта) в ранних JRPG смущают две вещи: нередко завышенная сложность (не люблю перепроходить боссов и сложных противников более, чем 2-3 раза — это просто тупо времязатратно) и очень часто в геймдизайне квестов (основных и побочных) преобладает парадигма «поди туда, не знаю куда» без четкого указания, куда идти (точкой на карте). А у меня, можно сказать, топографический кретинизм, я очень туго ориентируюсь на местности. У меня не так много времени на то, чтобы вооружаться гайдами и смотреть прохождения тогда, когда я ловлю затупы с навигацией класса «куда идти». В старых JRPG я их ловлю ОЧЕНЬ часто, к сожалению (XC1 прошел уже ремастернутым, XC2 ванлав). Из-за этого же я все еще не прошел Trails in the Sky и ранние двухмерные YS. Я тупо теряюсь в локациях и трачу избыточно много сил и времени на то, чтобы понять, где я, и куда идти. 

Реже — смущает графика, склоняющаяся к чиби-стилю из-за тех.ограничений тех лет. 

Да-да, подписываюсь подо всем, поэтому и считаю лучшей в жанре-Хроно кросс, там гринд невозможен(прокачка только на боссах), заблудиться мало реально, локи маленькие(хотя если хочешь норм концовку-только гайды), и сама сложность невысокая но поразительно вариативная, да и графика не устарела, хоть и 3 д.Ну и лучшая в жанре( хотя может и вообще в играх)-музыка.

Вообще тут есть два стула-маркеры на линейной локации часто заставляют думать что разрабы считают меня идиотом, маркер, как и его отсутствие (не понятно куда идти)-всего лишь признак херового геймдизайна и от года выпуска не зависит.В Хроно кросс, Фф 6-9, тактикс, Персона 2 и т.д.маркеров нет.А графика, с учетом нынешних реалей(модой на пиксели и бесплатным движком Юнити) не устареет еще долго.

Читай также