21 июня 2021 21.06.21 40 60K

Dungeons & Dragons: что нужно знать и в какие игры стоит сыграть

Уже 22 июня у всех поклонников эпического фэнтези и ролевых экшенов появится возможность опробовать  Dungeons & Dragons: Dark Alliance. Упоминание подземелий и драконов в названии много скажет знатокам: D&D — один из самых уважаемых, проверенных временем брендов развлекательной индустрии.

Система D&D оказала сильнейшее влияние на массовую культуру вообще и на видеоигры в частности. И если вы привыкли называть себя фанатом мира игр, то просто обязаны владеть темой. Иначе в большой компании вас могут поднять на смех. Давайте приоткроем пыльный фолиант истории.

Преданья старины седой

Первая настолка по миру D&D появилась еще в 1974 году. Видеоигры в привычном нам виде в те годы попросту не существовали. За старт «Подземелий и драконов» отвечали всего два человека: Гэри Гайгэкс (Gary Gygax) и Дейв Арнесон (David Arneson). Они выдали, по сути, не просто набор механик, а целый новый мир, куда вскоре устремились мечтатели и поклонники игр. Причём название, вошедшее в историю, придумала жена Гайгэкса — система могла быть названа Ruins and Goblins или ещё хуже.

Злые языки окрестят Гэри и Дейва безнадёжными эскапистами, ну, а мы скажем, что это люди с неуёмной фантазией. Так или иначе, D&D набрала популярность довольно быстро.

Вот такие игровые поля — редкая роскошь; обычно на столе лежит картонная карта.
Вот такие игровые поля — редкая роскошь; обычно на столе лежит картонная карта.

Суть игры описать несложно, хотя глубины здесь было много уже в первые годы её существования. Компания собиралась за столом, в качестве инструментов применялись бумажное игровой поле, кубики, миниатюры приключенцев и монстров — ну и блокноты для важных записей, вроде изменения статуса персонажей. Кроме собственно игроков в процессе участвовал так называемый Dungeon Master — он выступал в качестве рассказчика, режиссёра и постановщика всего приключения. Именно этот участник игры обычно с хриплым хохотом орал что-то вроде «А вот именно в этом коридоре вас поджидает голодный предводитель упырей!». В общем, получилось эдакое развлечение для настоящих гиков. И популярность быстро росла, игра стала ветвиться и обзаводиться новыми редакциями.

Покраска миниатюр для D&D схожа с таковой для Warhammer. Один раз попробовал — пропал навсегда.
Покраска миниатюр для D&D схожа с таковой для Warhammer. Один раз попробовал — пропал навсегда.

Нет, идеи Гайгэкса и Арнесона не изменили поп-культуру в один миг. Но без них мир наших увлечений был бы уже не тем. Влияние D&D на массовую культуру можно оценить по частым отсылкам к этой настольной RPG. Например, одно из лучших DLC во франшизе BorderlandsTiny Tina's Assault on Dragon Keep рассказывает о путешествии в мир очень похожей настолки. Ну а юные герои популярного сериала «Очень странные дела» играют в D&D часто и с удовольствием. При желании можно отыскать неплохой многосерийный мультфильм из 1980-х и пару полнометражных кино в мире «Подземелий и драконов». Но с качеством у фильмов не все гладко.

А ещё по вселенной написана масса приключенческой фэнтези-литературы. Такие повести и романы активно переводились и издавались на русском языке в начале 1990-х, когда постсоветское пространство охватил книжный бум. Что характерно, многие читатели, к примеру, цикла Dragonlance, не слышали ни о настольных играх по D&D, ни о компьютерных.

Выбирайте мир — их здесь много

Если в британской настолке Warhammer есть два сеттинга — научно-фантастический и фэнтезийный, то в D&D вымышленных миров добрый десяток.

Среди вселенных выделяется настоящая экзотика, такая как мир Тёмного Солнца (Dark Sun). Эти земли пережили экологическую катастрофу, и теперь здесь только песок и летающие над ним медузы со скатами. Воды почти нет, металла тоже. Зато псионикой владеет каждый первый, не исключая монстров и животных. По этому миру было разработано несколько видеоигр, правда все они датированы 90-ми годами прошлого века и для современного игрока интереса не представляют. Мы обозначим те миры D&D, по которым сделаны актуальные, действительно крутые интерактивные развлечения.

Арракис? Нет, мир Тёмного Солнца!
Арракис? Нет, мир Тёмного Солнца!

Мир Забытых королевств — самый, пожалуй, известный в сообществе геймеров. В первом приближении эти земли похожи на классическое фэнтези, эпическое и героическое. Но королевства столь детально проработаны, что вскоре открывается масса колоритных нюансов. Тут живут представители уникального бестиария — взять хотя бы иллитидов. Эти твари явно находятся в родстве с Ктулху, а их сила заключается в могучей телепатии. Иллитиды могут лишать воли и разума, их общество основано на рабском труде. Местные жители по привычке называют их разрывателями разума.

Также в Забытых королевствах есть действительно интересные локации. Как вам бесконечное Подземье, обширная система пещер, что тянется чуть ли не под целым континентом? Это настоящий подземный мир со своими государствами, флорой и фауной; именно там тёмные эльфы живут и увлечённо режут друг друга по старой недоброй традиции. Или вот — города лесных эльфов на ветвях гигантских деревьев. Именно в Forgotten Realms происходит действие большинства хитовых видеоигр по D&D, в этом же мире развернутся приключения авантюристов из Dungeons & Dragons: Dark Alliance.

В Подземье темно, сыро, и ещё там живут эльфы-садисты.
В Подземье темно, сыро, и ещё там живут эльфы-садисты.

Сеттинг Грейхок (Greyhawk) отличается сложным политическим устройством и тем, что абстрактное Зло здесь чувствует себя особо вольготно. В Эберроне (Eberron) мрачные тона, которыми описан мир, дополнены такими достижениями инженерной мысли, как железные дороги, перманентное освещение улиц в городах и летающие под облаками корабли и суда. Мир Планов (Planescape) — самая масштабная и причудливая вселенная D&D: здесь среди эфира пересекаются и наслаиваются друг на друга десятки самых разных измерений-планов. Обитатели Planescape нередко путешествуют по неизведанным землям, порой вопреки собственному желанию. А Сигил, город дверей, вообще изрыт порталами, будто кусок хорошего сыра — дырками.

Есть ещё готический вампирский Рейвенлофт (Ravenloft) и другие незаурядные места, но разработчики видеоигр давно туда не заглядывали.

От настолки до видеоигры и обратно

Когда компьютерные игры стали набирать вес и получать широкое распространение, сообщество геймеров быстро обратило внимание на «Подземелья и драконов».

Такая настольная RPG ближе к компьютерной, чем вам кажется.
Такая настольная RPG ближе к компьютерной, чем вам кажется.

С начала 1980-х годов разработчики всерьез взялись за цифровые версии D&D — стали появляться такие проекты, как D&D: Computer Fantasy Game, и экспансия настолки в мир компьютеров свершилась быстро и уверенно.

Поклонники настольных развлечений вовсе необязательно близки к геймерской братии — взять хотя бы фанатов «Монополии». Но в случае с D&D всё было предопределено — общие интересы обозначились мгновенно. Дух приключений, набор опыта, возня с магическими книгами и снаряжением, причудливый бестиарий и проработка «лора» — всё это высоко ценилось и поклонниками настольной D&D, и почитателями компьютерных развлечений по лицензии. «Настольщиков» даже стоит признать более хардкорными гиками, ведь им чаще приходится полагаться на силу собственного воображения, им не спешат на помощь графика и анимация, статистика не ведётся автоматически, у них нет сохранения и загрузки, а фоновая музыка не заиграет, если не включить заранее подготовленную пластинку.

Вот такие кости бросают в мире D&D.
Вот такие кости бросают в мире D&D.

Даже по механике настольные приключения удивительно похожи на многие CRPG. Сидя возле экрана, мы не бросаем кубики (а в D&D кроме привычных нам шестигранников есть монстры по 12 граней и больше), но компьютер или консоль совершает броски по умолчанию, хотя игральные кости обычно в кадр не попадают. Выпало высокое число на грани — ваш герой увернулся от стрелы или смог больно пнуть гоблина. Процессор мгновенно обсчитывает все условия — уровень персонажа, его статус, ранг противника, показатели снаряжения и так далее. Поэтому правила D&D прижились в электронном виде быстро и, похоже, надолго.

Эпические RPG на движке Infinity Engine

Выходившая с 1990-го на протяжении первой половины десятилетия серия  Eye of the Beholder уже стала культовой. Это RPG с видом от первого лица, где мы двигаемся по условным клеткам и изучаем таинственные подземелья. Действие происходило в Забытых королевствах. Игра отличилась огромным количеством секретов и загадок. Разработала её студия Westwood (чуть позднее она прославилась стратегией  Dune 2).

И если серия о глазе бехолдера сегодня интересна лишь самым упёртым любителям жанра, то на рубеже веков стали выходить RPG на движке Infinity, которые обладали такой мощью и размахом, что могут похитить покой и у современного геймера. Все эти игры были переизданы в обновлённом виде и продаются в цифровых сервисах.

В Baldur’s Gate II: Enhanced Edition кроме обновлённой картинки есть немало нового контента.
В Baldur’s Gate II: Enhanced Edition кроме обновлённой картинки есть немало нового контента.

Две части эпической  Baldur’s Gate считаются не просто одними из величайших RPG двухмерной эпохи — это бессмертная классика. История борьбы отпрысков бога Баала за отцовское наследие развернулась в многострадальных Забытых королевствах, и от уровня свободы, от обилия интересных мест на карте кружилась голова. Можно было просто сунуть любопытный нос в шикарный столичный особняк, чтобы надолго влипнуть в историю с голодными оборотнями и доппельгангерами — злодеи приглашали на обед гостей, чтобы, собственно, этими же гостями отобедать.

Боевая система с активной паузой сочетала динамику и тактическую глубину: никакой суеты в духе  Diablo здесь не было, но и зевать не хотелось. Дух авантюризма, колоритные сопартийцы, роскошная музыка — в  Baldur’s Gate есть, пожалуй, всё, за что мы по сей день ценим хорошую RPG. Ну, а упомянутый движок Infinity в умелых руках выдавал фантастическую детализацию: если присмотреться, то можно увидеть, как над лотком мясника кружат мухи.

Дилогия  Icewind Dale была не так хороша в плане сюжета и свободы, но богатство боевой системы поклонники жанра оценили по достоинству: счёт заклинаниям, воровским трюкам, молитвам и бардовским песням шёл на сотни.

 Planescape: Torment стала триумфом серьёзного сценария и гимном нелинейности в диалогах. Здесь неправильная реплика — а на выбор даётся до десятка фраз вместо привычных двух или трёх — может сделать из союзника врага и наоборот.  Planescape получила духовную наследницу —  Torment: Tides of Numenera спустя целых 18 лет после выхода оригинала.

Tides of Numenera сохранила причудливость миров и акцент на диалогах.
Tides of Numenera сохранила причудливость миров и акцент на диалогах.

В разных подземельях живут разные драконы

Жанр RPG в рамках сеттинга D&D представлен особо щедро. Troika Games (авторы небезызвестной  Vampire: The Masquerade — Bloodlines) в 2003 году выдала очень симпатичную, но сыроватую  The Temple of Elemental Evil по миру Greyhawk. Трёхмерная  Neverwinter Nights с продолжением и полудюжиной классных дополнений дала геймерам гибкий редактор для создания любительских модулей. Ну, а совсем свежая  Solasta: Crown of the Magister показала редакцию D&D 5.1, где в режиме создания персонажа можно буквально утонуть на часов.

MMO Neverwinter выглядит вполне неплохо даже в наше время новейшего поколения консолей.
MMO Neverwinter выглядит вполне неплохо даже в наше время новейшего поколения консолей.

Но не только RPG всех видов и оттенков доступны геймерам при знакомстве с D&D — можно отыскать и неплохие экшены. Например, в 2004-м состоялся релиз  Forgotten Realms: Demon Stone. Этот слэшер не блистает технологичностью, но содержит несколько блестящих геймплейных эпизодов. В одной из сцен мы управляем знаменитым по книжному циклу писателя Роберта Сальваторе (R. A. Salvatore) тёмным эльфом Дриццтом (есть ещё варианты произношения имени Drizzt, но на них отвлекаться не станем). Нужно отбить нападение ледяных троллей, а эти твари в D&D постоянно регенерируют, мерзавцы. Приходится сбивать монстров с ног и прижигать их огнём костра — получилось очень живо и необычно. А в 2013-м на всех популярных платформах того времени вышел beat 'em up Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara, удачный «трибьют» аркадным игровым автоматам.

Dungeons and Dragons: Chronicles of Mystara. Навороченную графику не завезли, но от процесса не оторваться.
Dungeons and Dragons: Chronicles of Mystara. Навороченную графику не завезли, но от процесса не оторваться.

Любители RTS также могут посетить мир драконов.  Dragonshard вышла в далёком 2005 году и довольно умело смешала стратегию с ролевой игрой в симпатичном 3D, и поэтому имеет все шансы привлечь внимание современного пользователя.

Надеюсь, этот текст достигнет изначальной цели: молодые люди, только начинающие свой путь в мире массовой культуры, поймут, что D&D — это всерьёз и надолго. И пускай эта настольная система появилась задолго до вашего рождения — время, похоже, не властно ни над подземельями, ни над драконами.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Это «недоразумение», как вы выразились, ещё даже не вышло, потому судить как мне кажется рановато. Neverwinter Nights 2 действительно хорош, Obsidian хорошо постарались, особенно понравился геймплей класса «Чернокнижник»: стоишь себе, пуляешь мистический заряд да инвокациями его улучшаешь))

Ну хз насколько первая часть бессмертна. Я как раз недавно перепроходил и 1ю и 2ю, так вот 1я уже очень устарела — плоские квесты, плоские сопартийцы, плоский сюжет. Единственный её плюс, ради которого наверно стоит в неё сейчас играть — это ощущение «приключенца». Не знаю, как лучше обьяснить: у тебя нет глобальной толком задачи, ты ходишь по разным локациям и сам ищешь чем себя занять. Никакой глобальности, размаха и тд. Просто группа людей, которые путешествуют и занимаются разными делами вместе.

Вот 2я часть (с аддоном)  действительно «бессмертная классика» — и за сюжетом интересно наблюдать, и по локациям квесты интересные, да и сами локации топовые (на смену набору из леса/подземелья/города здесь подводный город / разные планы / Андердарк и многое в этом духе )   , множество интересных персонажей, и имеет более бодрый геймплей ( не считая баланса сложности — но это может я рачил и не смог убить самого последнего босса на нормале, слишком уж много у неё стадий, между которым никак не восстановить заклинания ) .

Наверное,  из классических РПГ для меня теперь только Planescape: Torment лучше 2й  Baldurs Gate.

А про «Baldurs Gate 3» — судить не вышедшую игру, которую связывает с прошлыми только мир — ну такое себе. В ней даже жанр  слегка другой и, конечно, другие акценты будут 

Называть Torment: Tides of Numenera наследницей Planescape как серпом по яйцам. Это не наследница, это паразитка. Причем наглая и безликая. Правда, если играть в обратном порядке, то зайдет.

И к слову, для желающих в РПГ — Pathfinder Kingmaker. Задротно, надолго, история интересно подана. Механически не DND, зато дух вполне себе драконисто-подземельный.

Neverwinter Nights на скриншоте это ММО чтоль? Потому что ни на первую, ни на вторую часть это не похоже.

ты всё правильно понял. В твоём комменте выше ты говорил с таким тоном будто она не имеет право быть БГ3 и вообще это совершенно иная игра… только вот радикально поменялось не многое и жанр не менялся, вот в чём мой поинт.

Ну и да, я как человек проходивший неоднакратно БГ обе части, человек, который много наиграл в ролёвки как настольные так и компьютерные… после прохождения первого акта БГ3 вообще не согласен с высказыванием из самого верхнего коммента про то что она недорозумение.

Не знаю. Мне Pathfinder показался несколько душным. Хотя, я не очень много времени ей посвятил. Ощущения были аналогичные с первыми Пилларсами и я дропнул. Может зря, но те же Пилларсы я заканчивал с трудом. Тупо утомили.  Возможно, сиквел Pathfinder для меня зайдет лучше. Вроде там, на первый взгляд, всё гораздо лучше. Ну или я дурак и чего-то не понял. Такое тоже нельзя исключать. Хотя, изометрию и всю классику AD&D, люблю и уважаю.

Проблема в том, что Kingmaker сам по себе убердушный и сложный модуль.

А про «Baldurs Gate 3» — судить не вышедшую игру, которую связывает с прошлыми только мир — ну такое себе. В ней даже жанр слегка другой и, конечно, другие акценты будут

Так суть в серии Врат Балдура всегда была в том что и сюжет и фабула завязаны на этом городе из вселенной Забытых королевств, а не на общих персонажах и одном большом глобальном сюжете. Возьмем например старый Дарк Элаянс обе части или аддоны к основной серии. Поэтому нет ничего плохого в том что новая игра будет про другую партию, которая будет крутиться вокруг Врат Балдура. Ну а то что жанр другой, то нет, тот же. Ролевая игра классического типа, единственные отличия это система взятая за основу (БГ1 и БГ2 — АДнД2, БГ3 — ДнД5) и то что боевая система пошаговая, но как бы в компьютерных ролёвках РТ боёвка или пошаговка не разделяют игры на разные жанры, так как суть РПГшности у игр одна. Так что жанр всё тот же, но с другим подходом… и как по мне то пошаговка гораздо лучше подходит играм на системах ДнД и им подобным, так как с ней игра лучше передаёт ту самую настольность, которую РПГ пытаются передать в видеоиграх, основанных на них.

Как мне кажется это все таки «Дубай»,  так как автор подписал скриншот как «Neverwinter Nights», а ММО называется просто «Neverwinter Online»

Имеем трёх игроков. Вася хочет исследовать все подземелья вокруг замка и посетить астрал. Билли не терпится найти повод убить больше орков, чтобы получить уровень для завершения билда, который он подсмотрел в интернете. А Петя уже десять минут пишет предысторию персонажа, потому что предыдущего намеренно убил ради крутого сюжета.

Кто из них играет правильно?

Все они играю правильно, при одном условии… если ГМ в игре грамотно и с ролевой компонентной отвечает на их желания. Я сам ГМ и скажу что самое главное в нулевой сесии поговорить с игроками и узнать чем они хотят заниматься в игре, если они хотят качаться и собирать крутые билды то я подстрою историю под это, буду завлекать их через их желание в отыгрыш, буду давать им задачи по их хотелкам, в которых им придётся принимать важные решения, которые сильно будут влиять на мир и историю и тд. 

Поэтому я и написал что суть РПГ не в боях, а в отыгрыше и грамотном ГМе, а что он будет вести уже не так важно будь это социалочка, данжен кроулер или детективчик какой нибудь.

Фразой «Жанр слегка другой» я сократил «жанр всё тот же, но с другим подходом» и все дальнейшее объеснение ). Ну и про сюжет на Вратах — во 2й части и аддоне нет ничего связанного со Вратами, там основной город Аткатла .  Ну и я не писал, что это плохо. Вообще хз как «не судить не вышедшую игру, связанную с прошлыми только миром» стало значить, что я сам это осуждаю )

Аткатла находится в районе Врат Балдура и по лору этот город очень сильно завязан на Вратах.
Ну а фраза «связанную с прошлыми только миром» мне непонятна так как мир там везде один что в балдурах во всех включая 3, что в айсвинд дейле, что в невервинтерах, глаз бехолдера, демон стоун и прочих играх по Фаеруну. Мир разделён на районы и все игры с подзаголовком балдурс гейт проходят в районе Врат.

Но ведь Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara выходила в середине 90х на Сатурне. Точней, там вообще две игры в сборнике было. 

Грустно, что сейчас очень мало выходит игр по AD&D. А именно, хороших игр. Дичи — то там всегда хватало. Причём разножанровых игр, как бы это странно не звучало в контексте ролевого первоисточника. Ваха вон, с переменным успехом, но справляется. Хотя, сравнивать её с AD&D не совсем умно, наверное, но тем не менее. Хочется больше разнообразного и качественного, не смотря на геймплей, ведь сам сеттинг интересен изначально.

Суть РПГ впервую очередь не в боях, а в отыгрыше роли. Влияние на мир из-за диалогов и поступков,  полноценная и значимая реакция мира на все твои действия и тд. Это самое важное, адекватный ИИ как замена ГМу. Есть кучу ролевых систем вообще без боёв, т.е. там впринципе механик боя нет и это всё еще ролевые системы.

Ну как по мне, проблема D&D в том, что комп по сию пору крутого мастера не заменит. Компенсировать неудачные броски пытались в Torment Numenera. Получилось в итоге плохо. Других игр не знаю. А переигрывать ту же самую, например, битву с троллем просто потому что тебе внезапно «единичка» выпала и запорола весь бой такое себе...

понял, принял ) Я вообще не закладывал подтекста, что она не имеет права так называться. Свен Винке даже сам обьяснял выбор названия:

«Не хочу спойлерить, но если бы связи с прошлыми играми не было, игра не носила бы название Baldur`s Gate 3. Мы коснёмся истории оригинальных игр разными способами. Во-первых, вернутся некоторые старые персонажи. Во-вторых, события прошлых частей повлияют на то, что происходит в Baldur`s Gate 3.»

Сам очень жду игру, ранний доступ пока не решаюсь трогать- все таки хочу сразу в финальную версию нырнуть . 

Верю. Я еще и на релизе каким-то чудом пытался играть… По сути душнилово там одного толка — ты либо целиком забуриваешься и разбираешься в механике, либо кладешь болт, крутишь ползунки с «сложность повествовательная» до «сложность легкая, но если тупить, то отхватишь» и получаешь удовольствие. Я поклал болт. В итоге, ачивку за прохождение игры на любой сложности так и не получил. :) Зато в целом кайфанул. Но я не настаиваю. Мне позиция разрабов в плане настолько тотального переноса механики самого бесит.

Читай также