31 мая 2021 31.05.21 4 14K

Mind Scanners: Обзор

 Mind Scanners изначально, уже по скриншотам, трейлеру и анонсу, стали сравнивать с  Papers, Please. Это тоже грустная антиутопия в пиксельных тонах о маленьком человеке, который живёт (точнее, выживает) в тисках государственной машины (в данном случае — Структуры) и от решений которого зависят судьбы других маленьких людей-винтиков. Только в Mind Scanners вместо советского антуража — эстетика киберпанка, а вместо печати на пропуске через границу — сканирование мозга. Но насколько интересной и глубокой получилась эта игра в сравнении с культовым творением Лукаса Поупа (Lucas Pope)?

 

Предсказуемый сюжет

Действие Mind Scanners, как я уже сказал, происходит в будущем, в мегаполисе под названием Структура. Он был создан в кратере, образовавшемся после падения метеорита. Выжившие научились управлять источником энергии «зиньока», создали этот город и оградились от внешнего мира, став чрезмерно зависимыми от технологий. Власть тут принадлежит Конструктору, выработавшему строгие правила, которым все должны следовать, — в общем, классическая диктатура.

Естественно, есть и оппозиция, и люди, которые демонстрируют аномальное поведение. Для контроля над ситуацией понадобились новые специалисты, так называемые сканеры разума — по сути, футуристические психиатры, которые определяют душевные болезни, решают, вменяем человек или нет, за режим он или против, и лечат его весьма радикальными методами. Это не лоботомия, но некоторые после таких сеансов действительно становятся почти «овощами».

Пациенты попадаются самые необычные.
Пациенты попадаются самые необычные.

Вот мы и играем за одного из таких сканеров. Стал он таким не от хорошей жизни — это фактически единственный способ продвинуться по иерархической лестнице и получить доступ в закрытый Институт зиньока, где удерживают его дочку и, кажется, проводят над ней эксперименты. Через какое-то время с ним, естественно, связываются местные революционеры, призывающие бороться со Структурой. В свою очередь, наши работодатели настоятельно просят сообщать о таких контактах. Дальнейший расклад, думаю, очевиден…

То есть ситуация классическая для таких игр: маленький человек ради спасения семьи вынужден работать на государственную машину, периодически вставая перед выбором — оставаться человеком и помогать людям или, стиснув зубы, делать всё, что от него хотят, лишь бы спасти дочку. Это не значит, что в этой истории не будет неожиданных поворотов, но в целом фабула максимально ожидаемая. В Papers, Please в этом смысле было больше глубины и деталей — хотя не исключено, что на тот момент такая история просто казалась свежей, а сейчас, после выхода и других игр в духе работы Лукаса Поупа, это уже кажется банальным.

Ради дочки можно пойти на всё.
Ради дочки можно пойти на всё.

Классический геймплей

Игровой процесс Mind Scanners тоже в основе своей нам знаком. Всё разбито на дни, и на каждый день нам выделяют определённое время, в течение которого нужно опросить человека, демонстрирующего аномальное поведение, решить, что с ним делать, и при необходимости «вылечить».

Если решаем, что психически «подозреваемый» здоров (ну, более-менее), то получим только три единицы «капок» (такая местная валюта). А вот если избавим его от «безумия», то в кошелёк упадёт сразу 15 капок. И это важно — в конце дня нужно заплатить в госказну семь капок. Если денег нет — всё, нас отправляют в зону отчуждения, что знаменует конец игры.

Депрессивный музыкант? Наш клиент.
Депрессивный музыкант? Наш клиент.

Получается, что выгоднее признавать всех психами и промывать им мозги. Представители оппозиции предупреждают, что делать этого не надо, грозят нам. Создаётся впечатление, что тут от нас что-то зависит, и мы начинаем переигрывать дни, суетиться, будить свою совесть. Но игра в начале так устроена, что «лечить» всё равно придётся — иначе просто не выжить. И все эти угрозы революционеров заскриптованные — они никуда не денутся, не станут нашими врагами раньше времени, и потом, когда придёт время по сюжету, всё равно свяжутся и предложат помощь. То есть выбор в Mind Scanners бывает иллюзорным.

Кого слушать — решать нам.
Кого слушать — решать нам.

Обилие не очень понятных мини-игр

А вот в деталях игровой процесс отличается. Во время постановки диагноза мы показываем пациентам определённые образы, слушаем, что они видят, и решаем, о чём это свидетельствует — о детской травме, навязчивой идее, богатом воображении или о чём-то ещё. Варианты есть правильные и неправильные, и нам нужно набрать три «правильных». Ошибаемся — получаем штраф к общему времени.

Особенно время ценится и быстро расходуется во время сеансов «лечения», которые представляют собой набор мини-игр. Каждая из них снимает определённый вариант безумия, а таких у одного пациента всегда много. У кого-то, например, нужно вылечить восемь ячеек аномальности, у другого — 15. Чем больше, тем, понятно, сложнее и дольше лечение.

Пациенты могут испытывать стресс во время сеанса.
Пациенты могут испытывать стресс во время сеанса.

Поэтому нам нужно иметь в своём арсенале приборы, которые активируют эти самые мини-игры. Поначалу такой у нас всего один, самый универсальный и ненадёжный, — он часто приводит к тому, что у пациентов поднимается уровень стресса, в итоге человек отказывается от дальнейшего сеанса, требует отдыха, а это только замедляет лечение.

Новые приборы мы покупаем за те же единицы капок и за очки науки, которые постепенно накапливаются по мере прохождения. Поставка нового оборудования тоже занимает определённое время.

Всё это выглядит интересно. Да и мини-игры разные: где-то нужно повторить заданные символы, где-то — звуки, где-то — посчитать количество определённых фигур на поле и так далее. Проблема в том, что в игре нет внятного обучения и поначалу приходится методом проб и ошибок выяснять, что к чему.

Понять, что надо делать, получится не сразу.
Понять, что надо делать, получится не сразу.

Интересные личные истории

Люди и их истории — это главное и лучшее, что есть в Mind Scanners. Тут нашлось место и для трагедии, и для комедии. Одна женщина потеряла мужа и детей при пожаре, после чего несколько раз пыталась покончить с собой, а теперь просит вычистить её мозг, чтобы забыть своё прошлое. Перед очередным сеансом она может попросить обнять и поцеловать её — это снизит уровень её стресса и покажет, что она живая, чувствующая. Сотрёте её воспоминания — она будет благодарна, но, по словам разгневанной подруги, превратится в равнодушного человека. То есть утратит способность чувствовать, просить поцелуя и утешения.

С другой стороны, есть местная знаменитость, гламурная прожигательница жизни, которая придумала новую диету — «воздухорианство». Она уверена, что питается воздухом, и призывает к этому своих поклонников. Если её не вылечить, то она умрёт от голода и наркотиков, а нас оштрафуют.

Некоторые болезни тут получили новое название.
Некоторые болезни тут получили новое название.

В любом случае, большая ли это трагедия или придурь, именно от нас зависят судьбы людей: сюжетные рельсы и скрипты не отменяют личного и очень эмоционального участия в жизни конкретных персонажей. Как не отменяют и принятия последствий, к которым ведут наши решения.

Одно дело, если умерла гламурная идиотка. И совсем другое, если мы проигнорировали самозванца, выдавшего себя за сканера разума, или чрезмерно усердного охранника с «синдромом вахтёра», — пострадают и другие люди. Охранник, например, возьмёт в заложники жильцов своего дома. И штраф, который нам выпишут за это, будет мелочью на фоне мук совести. А вот если вовремя «вылечим» его, то благодарные жители подкинут нам деньжат. В таких вот дилеммах и проходит вся игра — они даже важнее и интереснее, чем сюжетные перипетии.

Поди разберись, что это с человеком!
Поди разберись, что это с человеком!

Конечно,  Mind Scanners едва ли сравнится с  Papers, Please — это всё-таки вторичный проект, в котором к тому же нашлись шероховатости разной степени тяжести. Но тут есть главное — живой нерв, эмоциональные истории людей. В этом смысле игра близка к такой же киберпанковой  Cloudpunk, и уже ради этого с ней стоит познакомиться.

Плюсы: интересные, эмоциональные, где-то грустные, а где-то забавные истории людей, на судьбы которых мы влияем; увлекательный игровой процесс; обилие мини-игр; симпатичный пиксель-арт; атмосферная музыка.

Минусы: в игровом процессе есть недоработки разной степени тяжести; нет нормального обучения; некоторые развилки иллюзорны.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Mind Scanners

Платформы
PC | Mac | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
20 мая 2021
47
3.4
24 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

после выхода и других игр в духе работы Лукаса Поупа, это уже кажется банальным.

Каких например? Я могу только вспомнить Not Tonight про вышибалу ночного клуба, но на этом и всё.

Читай также