30 мая 2021 30.05.21 14 16K

Shin Megami Tensei III: Nocturne: Обзор

Играл на Sony PlayStation 5

С японскими играми уже не в первый раз получается так, что спин-оффы оказываются популярнее основных серий. К примеру, о Drakengard мало кто слышал, зато о NieR: Automata знают миллионы геймеров. Вот и у издательства Atlus так же: Persona известна во всём мире, а Shin Megami Tensei — это для многих лишь набор непонятных слов. Видимо, чтобы подготовить игроков к грядущей Shin Megami Tensei V, разработчики решили напомнить им об одной из её предшественниц. Правда, заинтересовать большую аудиторию Shin Megami Tensei III Nocturne HD Remaster вряд ли сумеет.

 

Плюс на минус

Название не обманывает — это просто ремастер с поддержкой большого разрешения, и существенных нововведений или изменений в нём практически нет. Выглядит игра приятно: текстуры качественнее, чем в оригинале, локации симпатичнее. Но кадровая частота не увеличена — всё по-прежнему работает в 30 fps. А видеоролики воспроизводятся в формате 4:3 и сильно выделяются на фоне всего остального скверным качеством.

У звука тоже есть плюсы и минусы. С одной стороны, многие важные для сюжета диалоги теперь полностью озвучены. Изначально игра создавалась без учёта озвучки, поэтому имена некоторых героев вы можете менять на своё усмотрение и они будут меняться в субтитрах. Соответственно, в ремастере актёры ваши выдумки не читают, говоря вместо этого «он», «она», «учитель» и так далее, — для японских игр это норма. С другой же стороны, саундтрек не трогали вообще, и музыка эпохи PS2 осталась пережатой.

Английский перевод, кстати, немного подправили в ремастере.
Английский перевод, кстати, немного подправили в ремастере.

Старая школа

Обновление графики и звука может привлечь игроков, никогда ранее не проходивших SMTIII, вот только геймплей их с большой вероятностью отпугнёт. Эта игра — антиквариат от мира JRPG, одна из лучших представительниц жанра с продолжительной историей, мрачной атмосферой и восхитительными кат-сценами. То, как филигранно она чередовала сюжетные моменты с игровым процессом, во многом опередило время. Когда проходишь ремастер, понимаешь, что такие JRPG уже не делают, но не всегда это комплимент.

После апокалипсиса повсюду находишь души — от некоторых даже польза есть.
После апокалипсиса повсюду находишь души — от некоторых даже польза есть.

Те, кто до Persona 5 (или вышедшей на компьютерах Persona 4 Golden) не были знакомы с серией, будут чувствовать себя относительно комфортно. Структура окажется для них не совсем привычной — никаких отношений с членами команды, никаких посиделок на уроках и за пределами школы. Но как только в Токио происходит апокалипсис, а главный герой превращается в полудемона и начинает собирать команду из разнообразных существ, понимаешь, откуда растут ноги «Персоны».

Боевая система здесь пошаговая. Во время сражений необходимо уделять большое внимание слабостям противников. У вашего отряда ограниченное количество действий, но их можно увеличить, если вдумчиво подходить к боям. Когда вы просто колотите оппонента, каждый член команды совершает ход, после чего враги отвечают тем же. А когда вы целенаправленно используете способности, бьющие по слабым местам, вы получаете дополнительный ход и можете победить раньше, чем кого-то из вас ранят. Если вдруг у противника есть сопротивляемость вашей атаке, то вы теряете ходы. Всё это справедливо и для вражеского отряда — они либо совершают ошибки и дают вам фору, либо бьют по слабостям и не оставляют шансов.

Критические удары тоже дают бонусный ход, а вот промахи приводят к полному провалу.

Игра сложная и безжалостная — к боссам желательно каждый раз готовиться, да и обычные демоны могут потрепать нервы. Особенно если учитывать, что это проект эпохи PS2 со случайными сражениями. Именно из-за этого я писал выше, что такие игры уже не делают, — пользователь привык видеть в JRPG врагов, прогуливаясь по локациям. А здесь даже лишний раз проверять все комнаты в поисках лута не хочется — постоянно будешь запускать бои, в которых не желаешь участвовать.

С другой стороны, именно в этих боях находишь новых рекрутов. Когда побеждаешь всех демонов кроме одного, с ним можно поговорить — пригласить в свой отряд, чтобы он выступал на твоей стороне. Демоны зачастую очень несговорчивые, сразу начинают просить кучу всего: и аптечку им дай, и денег, и ещё больше денег, каверзные вопросы задают. Зато их можно не только делать своими товарищами, но и объединять друг с другом для создания новых, более сильных особей. Здесь сталкиваешься с одним из немногих нововведений ремастера — теперь способности при объединении позволяют выбирать самому, а не полагаться на «рандом». Это, конечно, значительно упрощает процесс создания отряда мечты.

Наконец-то договорились.

По мелочи

Хардкорностью и глубиной боевой системы впечатляла много лет назад, да и сейчас увлечёт тех, кому нравится высокая сложность. А если вам прежде всего интересна история, то специально для вас добавлен уровень сложности Merciful. Правда, он скорее похож на издёвку — противники наносят в два раза меньше урона, чем на «нормале», а весь ваш отряд становится в два раза сильнее и чаще уворачивается от ударов. В результате крутые продуманные механики становятся не нужны — вы можете всех побеждать с найденными в начале игры демонами, используя базовые атаки, и не испытывать никаких проблем.

Последнее заметное новшество — функция Suspend в меню. Сохраняться в любой момент здесь не позволяют, для этого нужно найти комнату с красным знаком на двери. Но бывают случаи, когда консоль или компьютер необходимо выключить, а терять прогресс не хочется. Для этого Suspend и сделана — она создаёт временное сохранение, которое при следующем запуске игры удалится. Не самое элегантное решение, но хорошо, что хотя бы такое есть.

Часто игра не стесняется выпускать на вас большие группы врагов.
Часто игра не стесняется выпускать на вас большие группы врагов.

В остальном это всё та же классика эпохи PS2. Здесь однообразные и скучные «данжи», переполненные тупиками. Геймплейные механики, за 18 лет получившие развитие, остались в первозданном виде — к примеру, увидеть слабости противников не так просто, как в той же Persona 5. Да и куча механик вообще не объясняется. Что за цифры в левом верхнем углу? Как устроена система Press Turn? Что такое магатамы? А ведь без их использования игра становится сложнее. Интерфейс иногда раздражает — покупка нескольких предметов у торговца сопровождается лишними диалогами.

Недочёты прощаешь — всё-таки это гостья из прошлого, и многочисленные достоинства перевешивают недостатки. Но игра заслуживала куда большего, чем то, что получилось. Это порт, который привели в порядок в визуальном плане, озвучили и самую малость улучшили геймплейно — так, что без лупы и не заметишь. Почему Atlus просит за это $50, когда более свежую  Persona 4 Golden она выпустила на PC всего за $20, — решительно непонятно. Мало того, у ремастера даже платное DLC есть — то самое, добавляющее в игру Данте из Devil May Cry. Наверняка это связано с отчислениями Capcom за использование персонажа, но всё равно выглядит странно.

Камеру тоже не трогали — она постоянно норовит вернуться на место, когда ею крутишь.
Камеру тоже не трогали — она постоянно норовит вернуться на место, когда ею крутишь.

 Shin Megami Tensei III Nocturne HD Remaster едва ли стоит своих денег, особенно в российском Steam, где забыли выставить региональную цену. Однако других возможностей оценить JRPG, считающуюся одной из лучших в истории жанра, нет — приходится брать что дают. Давние фанаты серии будут рады немногочисленным нововведениям вроде упрощённого объединения демонов и возможности приостановить игру перед выключением, но новичкам будет тяжеловато влиться. Жаль, что переизданию не уделили больше внимания и не сделали игру чуточку дружелюбнее.

Плюсы: отличная JRPG старой школы с продолжительной историей; глубокая боевая система, требующая изучать слабости противников; наём демонов и их объединение для создания сильных особей не менее увлекательны, чем в последних «Персонах»; улучшенная картинка и добротное озвучивание.

Минусы: местами архаичный геймплей никак не изменили; новый уровень сложности делает игру чрезмерно лёгкой и выглядит как шутка; неоправданно высокая цена.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Shin Megami Tensei III: Nocturne

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
20 февраля 2003
138
4.1
45 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С одной стороны хочется похвалить ремастер за озвучку как оригинальную, так и английский дубляж (там и там есть мои любимые актёры/сейю). Но, блин, какой же он отвратительный в плане «ремастеринга». 

SMT необязательно хоть в чём превосходить Персону, чтобы быть стоящей серией. Если кратко, то SMT, используя плюс-минус те же механики, что и Персона, дарит совершенно другой игровой опыт. 
Я не люблю разделять Персону и SMT на яркое и мрачное. Персона — это про сюжет и человеческие взаимоотношение между персонажами. 
А SMT — это философские рассуждение о всём великом и возвышенном. О религии, вере, моральных устоях и человеческого существования в принципе. 
В общем, что Персона, что SMT потрясающие серии. Они просто разные и давят на разное.

Немного удивился придирке к новой сложности — как бы она и есть «я хочу только сюжет и мне пофиг на боевку». Так что она прекрасно и делает «пофиг на боевку».

Это, конечно, значительно упрощает процесс создания отряда мечты.

Я бы сказал что ускоряет скорее, до этого народ просто мучал кнопку создания пока не выйдет нужный.

Что за цифры в левом верхнем углу? Как устроена система Press Turn? Что такое магатамы?

Ну тут как с любой старой игрой — читай мануал, что идет в комплекте. Там правда все равно не так много инфы, про те же фазы Кагутсучи (простите за мой японский).

Когда побеждаешь всех демонов кроме одного, с ним можно поговорить — пригласить в свой отряд, чтобы он выступал на твоей стороне.

В мануале как раз сказано, что можно хоть в начале битвы, только другие демоны могут вас прервать и сделать очень больно — отнять ход, но не обязательно. 

Надеюсь русский всё же завезут. Хотя бы фанатский.

Знатоки, объясните профану, зачем играть в СМТ, если есть Персона? Т.е. есть ли что то, кроме мрачности и сложности, в чем эта серия превосходит Персону?

К слову, хоть бестиарий и одинаковый, тем не менее сущность врагов разная в корне

Только противники одинаковые )) ЧТо там что там с 80тых набор теней/демонов везде один и тот же :D  Играю щас в страйкерс и опять знакомые все рожы )) Пикси, Джек Фрост и прочие Аме-Но-Узуме хех

Да, бестиарий у франшизы общий, ибо Persona, SMT и ещё куча подсерий делят одну мультивселенную. Оттого и существа, плюс-минус, одни и те же. Хотя бывают исключения, например в SMT 4, где перерисовали многих демонов.

Учитывая, что игра была эксклюзивом PS 2, может и заслуживающий, а сейчас впервые посещает другие платформы.

Читай также