19 октября 2020 19.10.20 16 15K

Кровь и песок: что стоит знать о мире Amnesia перед игрой в Rebirth

История выходящей 20 октября Amnesia: Rebirth возвращается к сюжету первой части. В качестве основного сеттинга разработчики выбрали Алжирскую пустыню, а главным местом действия, похоже, станет гробница, напрямую связывающая продолжение с оригинальной игрой. Самое время вспомнить, о чём была Amnesia: The Dark Descent, чью гробницу мы будем исследовать в Rebirth, как это всё связано с реальной жизнью и при чём тут «Великий Марсианский Бог».

 

Выход Amnesia: The Dark Descent спровоцировал небывалый рост популярности хорроров от первого лица и стал отправной точкой как для сотен инди-поделок на Unity, так и для вполне профессиональных проектов вроде Outlast и Layers of Fear. Однако, отвлёкшись на «забавные» летсплеи и верещащих от «страха» стримеров, некоторые игроки так и не смогли (или не захотели) рассмотреть в Amnesia полноценную историю, развитие которой нам обещают показать в Rebirth. Но это и неудивительно, ведь Frictional Games – создатели The Dark Descent – намеренно разбросали кусочки сюжетного пазла по всей игре (и даже за её пределами), дав нам возможность самостоятельно выстроить картину происходящего.

Предыстория

Уже с первых кадров трейлера Rebirth, демонстрирующих гробницу, разработчики прозрачно намекают на связь с оригиналом. Скорее всего, нам показывают гробницу Тин-Хинан, в которой Даниэль, протагонист The Dark Descent, нашёл Сферу – таинственный артефакт, вокруг которого выстроена вся вселенная Amnesia. Что конкретно делает Сфера доподлинно неизвестно, однако следы её пребывания на Земле уходят на тысячелетия назад.

 

Никакой конкретикой о Сферах создатели Amnesia нас не радуют, но, поспекулировав, можно вспомнить globus cruciger – державу – обязательный символ власти монарха. И если на большинстве портретов правителей держава изображена в виде шара с крестом, то на более древних гравюрах этот атрибут власти выглядел точь-в-точь как артефакт из игры.

Сфера в игре и Эд Парижский, король Франции в 888–898 гг.
Сфера в игре и Эд Парижский, король Франции в 888–898 гг.

Изучив же внутриигровые записи, можно выяснить, что Сферы были центральным объектом поклонения мистерий Мистры – существовавшего и в реальности религиозного культа, распространившегося в Римской империи в начале I века н. э.

О мистериях Мистры, или митраизме, известно не так много, а большинство информации получено по интерпретациям древних скульптур и барельефов. Современные исследователи считают, что культ был популярен в рядах римских легионеров, совершавших обряды в подземных криптах – митреумах, сохранившихся в большом количестве и по сей день. Члены мистерий Мистры поклонялись богу солнца, Митре, а центральным образом митраизма была тавроктония – акт убийства Митрой быка.

Тавроктония.
Тавроктония.

Не совсем понятно, почему в Frictional Games решили связать таинственные Сферы именно с мистериями Мистры. Возможно, из-за малоизученности и загадочности этого культа – стать посвящённым в его таинства можно было, только пройдя ряд серьёзных испытаний и доказав тем самым свою верность. Высшей ступенью в митраизме был pater patrum – отец отцов.

Согласно «лору» игры, в 1839 году английский профессор Герберт вместе с Даниэлем, протагонистом первой Amnesia, отправились в Алжир на поиски предполагаемой гробницы Тин-Хинан, при исследовании которой обнаружили две Сферы. Реальное захоронение Тин-Хинан также находится в Алжирской пустыне, но вот открыто археологами оно было лишь в 1925 году.

Гробница Тин-Хинан.
Гробница Тин-Хинан.

И в жизни, и в игре учёные оценивали время постройки гробницы как IV век н. э., однако во время раскопок появились теории и о временах более древних. Французский исследователь Анри Лот предположил, что гробница была построена на месте римского каструма – военного лагеря, воздвигнутого Луцием Корнелием Бальбом в конце I века н. э. А как мы уже знаем, именно в Риме зародился митраизм.

Макет гробницы Тин-Хинан.
Макет гробницы Тин-Хинан.

Если верить легенде, Тин-Хинан была прародительницей и первой королевой туарегов – кочевого народа Северной Африки, исповедующего ислам. По одной из версий, туареги называли её «Мать всех нас», что может являться ниточкой к титулу отца отцов из мистерий Мистры. В самой игре прямых связей между Тин-Хинан и Сферами не проводится, однако можно предположить, что «Мать всех нас» ещё при жизни сумела воспользоваться артефактами, а после её смерти подданные решили похоронить свою королеву вместе с этими загадочными предметами. Один из них и обнаружил Даниэль в гробнице.

Портрет Тин-Хинан.
Портрет Тин-Хинан.

Взяв Сферу в руки, Даниэль испытал нечто вроде галлюцинаций, явивших ему видения мира со «спиральными башнями, бесконечными пустынями и невозможной геометрией». После контакта с археологом артефакт раскололся на несколько частей, а переживший шок Даниэль оказался не в силах продолжать исследования и был отправлен профессором Гербертом домой.

Возможно, в трейлере Rebirth нам показали, как выглядит другой мир.
Возможно, в трейлере Rebirth нам показали, как выглядит другой мир.

Забрав с собой осколки Сферы и вернувшись в Англию, молодой человек попытался забыть о произошедшем, но что-то не давало ему это сделать. Мысли о Сфере не покидали Даниэля, и в попытках раздобыть информацию о ней археолог хотел обратиться к профессору Герберту, однако тот бесследно исчез. Как исчезли и все члены экспедиции к гробнице Тин-Хинан. А потом начали умирать коллеги Герберта, к которым Даниэль обратился за помощью. Что-то вырвалось из той гробницы и шло за главным героем по пятам.

Спасение пришло в виде письма прусского барона Александра Бренненбургского. Александр давно занимался изучением этих артефактов и знал природу страха, испытываемого Даниэлем. По словам барона, у каждой Сферы есть свой страж, называемый Тенью, – нечто неописуемое и не имеющей осязаемой формы. Тень будет преследовать взявшего Сферу, убивая любого вставшего на её пути.

Тень в игре.
Тень в игре.

И хотя Александр в своих интересах утаил от Даниэля некоторые факты о Тени, он не был далёк от истины. Согласно логике игры, страж действительно пытается расправиться с новым обладателем Сферы, но лишь в случае неправильного с ней обращения. Видимо, последователи мистерий Мистры занимались изучением секретов использования этих артефактов, а ими молодой археолог не обладал.

Знавший, как избавиться от Тени, барон предложил Даниэлю помощь. Вот только цена за эту помощь оказалась слишком высока.

События The Dark Descent

Александр давно изучал Сферы, и на то у него была веская причина. Дело в том, что барон не родился на Земле, как обычный человек, а прибыл на неё сотни лет назад. Да, помимо религиозных и исторических ингредиентов разработчики замешали в Amnesia ещё и пришельцев. О прошлом странника с небес особо ничего не известно, как и о его настоящей родине. Известна лишь его цель – любой ценой вернуться домой. Единственной надеждой для барона и стали Сферы, выступающие источниками энергии, столь мощными, что они способны перемещать органическое существо между мирами.

Александр Бренненбургский.
Александр Бренненбургский.

Даниэль был не первым, кого Александр использовал в своих целях. Ещё в XVI веке барон Бренненбургский познакомился с двумя учёными, изучавшими Сферы, – Генрихом Корнелиусом Неттесгеймским, более известным как Агриппа, и Иоганном Вейером.

В реальной жизни Агриппа, помимо вполне обыденных занятий вроде медицины, юриспруденции и натурфилософии, больше всего был известен как автор труда «Тайная философия» – Philosophia occulta, породившего в дальнейшем сам термин «оккультизм». Понятно, что в середине XVI века подобные практики не находили тёплого приёма в обществе, поэтому за глаза Агриппу называли колдуном и магом.

Иоганн Вейер и в игре, и в жизни, стал учеником Агриппы в 14 лет и, как и учитель, имел интерес ко всему запретному и магическому. Среди современников отметился обширным классификатором адских существ под названием «Иерархия демонов Вейера», где содержались и подробные инструкции по их призыву.

Агриппа Неттесгеймский (слева) и Иоганн Вейер.
Агриппа Неттесгеймский (слева) и Иоганн Вейер.

В ходе своих научных изысканий Агриппа обнаружил близ Альтштадта один из митреумов – храмов культа мистерий Мистры. Не совсем понятно, чем эти руины так привлекли Генриха Корнелиуса, однако исследовать храм он решился лично. Экспедиция не была напрасной – в руинах митреума Неттесгеймский обнаружил Сферу, и на текущий момент это первый в игровой вселенной задокументированный её обладатель.

Правда, разобраться в предназначении артефакта учёный так и не смог. Как и в случае с Даниэлем, что-то вырвалось из храма и начало преследовать Агриппу. В попытке спастись Генрих Корнелиус выбросил Сферу и быстро покинул развалины, однако Тень проявила себя неожиданным образом – прекратила преследование, телепортировала Неттесгеймского на сотни километров от Альтштадта и исчезла.

Сфера.
Сфера.

Решив более не связываться со столь могущественными силами, учёный попытался забыть об инциденте и продолжить жить обычной жизнью. Однако спустя десять лет, судьба в лице Иоганна Вейера вновь напомнила Агриппе о Сфере. Вейер пошёл по стопам своего учителя, обнаружил в древних текстах упоминания артефакта и даже смог его заполучить, каким-то образом избавившись от Тени. Но вот как именно можно использовать Сферу, ни Неттесгеймский, ни Вейер понять не могли. Дальнейшие исследования привели их к знакомству с Александром Бренненбургским, что и послужило основой для сюжета Amnesia.

Бренненбургский замок.
Бренненбургский замок.

Узнав от Агриппы о его столкновении со Сферой, барон сумел её отыскать и при помощи учёного построил устройство, способное телепортировать пришельца в другой мир. Но желание вернуться домой было столь сильно, что в спешке Александр ошибся в расчётах, в результате чего Сфера Агриппы раскололась на шесть частей. Несмотря на все усилия, восстановить артефакт и совершить путешествие барону так и не удалось.

Зато удалось Иоганну Вейеру, у которого была целая коллекция Сфер, при помощи которых он и покинул нашу планету. Надо ли говорить, насколько зол был Александр Бренненбургский на молодого учёного, имевшего наглость ещё и выходить с ним на связь из другого мира? Но где найти другие артефакты, барон не знал, поэтому ему оставалось лишь ждать.

Концепт-арт устройства телепортации.
Концепт-арт устройства телепортации.

Второй шанс появился у Александра благодаря Даниэлю, обнаружившему Сферу в гробнице Тин-Хинан. Снедаемый страхом неизвестности, молодой археолог доверился Александру и прибыл в замок Бренненбург в надежде на спасение от Тени. Вот только Даниэль и не подозревал, чем это обернётся. Лишь в добровольной потере памяти – амнезии главный герой нашёл кратковременное спасение от совершённых им деяний.

А дело в том, что для функционирования телепорта барону, помимо Сферы, ещё было нужно vitae – некое вещество, выделяемое организмом при колоссальном стрессе. Ничего лучше бесконечных пыток сначала животных, а потом и людей Бренненбургский не придумал, и Даниэль стал его верным помощником, готовым на любые безумства, лишь бы избавиться от загадочной Тени.

Однако всему есть предел, поэтому, дойдя до определённой границы, протагонист The Dark Descent выпил зелье, стирающее из памяти все недавние события. Смесь, вызывающую амнезию, создал сам барон и активно применял на своих пленниках, чтобы разум несчастных не приходил в негодность слишком быстро. На момент начала игры Даниэль приходит в сознание практически в полном беспамятстве, но одно он помнит хорошо – Александра Бренненбургского надо остановить любой ценой.

Концовка Amnesia отдана на откуп игроку. Благодаря действиям главного героя барону удалось достигнуть своей цели и восстановить устройство. Телепорт снова заработал, однако нам придётся выбрать, как закончится эта история. Либо позволить пришельцу вернуться домой, а самому погибнуть от Тени, либо разрушить портал, убив тем самым Александра, и покинуть замок в надежде, что избавление мира от подобного существа сможет хоть как-то загладить грехи Даниэля. Для третьей же концовки предстояло отпилить голову Агриппе. Да-да, тот самый Генрих Корнелиус Неттесгеймский не умер, а стал пленником Бренненбургского барона, сотни лет проведя в заключении. Поместив голову Агриппы в портал, Даниэль отправлял его прямиком к Вейеру. Александр погибал, а сам Даниэль… Неизвестно, что случилось с молодым археологом, но в финальных титрах Агриппа просит Вейера помочь главному герою.

Агриппа Неттесгеймский после сотен лет в плену.
Агриппа Неттесгеймский после сотен лет в плену.

По признанию разработчиков, Amnesia: A Machine for Pigs, к созданию которой Frictional Games отношения не имела, так и останется отдельной главой в серии и её события в сиквеле учитываться не будут. Чтобы сэкономить вам время, не буду о них рассказывать, хотя история в сиквеле получилась достойная – не хуже, а на мой взгляд, даже лучше, чем в оригинале.

Как бы то ни было, Сфера, добытая Даниэлем, в конце The Dark Descent была уничтожена. Но в Алжирской пустыне, согласно записям профессора Герберта, осталась ещё одна. И именно туда нам предстоит отправиться в продолжении.

Что будет в Rebirth?

Первые две Amnesia хотя и были выдающимися хоррорами, но в своей основе всё-таки имели не раз виденные нами локации: древний замок, склеп и особняк. В Rebirth же нам обещают прогулки по пустыне – для этого жанра подобный сеттинг довольно редок. По крайней мере, мне кроме Arizona Sunshine, которая и хоррором является условно, ничего достойного вспомнить не удалось. В массовом сознании пустыни и гробницы в большинстве своём ассоциируются с Древним Египтом, мумиями и пирамидами, однако в триквеле нас ждёт Алжир, где тоже есть немало интересного.

Взять, к примеру, плато Тассилин-Адджер, при исследовании которого французский археолог Анри Лот – тот самый, который связал постройку гробницы Тин-Хинан с римским каструмом, – обнаружил множество произведений наскальной живописи. Особенно его заинтересовали «круглоголовые люди» – гуманоиды, похожие, по мнению учёного, на пришельцев в скафандрах. Больше всего среди них выделялось шестиметровое изображение существа, которое Лот окрестил «Великим Марсианским Богом».

Тассилин-Адджер выглядит как декорация из фантастического фильма.
Тассилин-Адджер выглядит как декорация из фантастического фильма.

По неподтверждённой информации, похожие изображения были найдены и на острове Пасхи, что в 13 000 км от Алжира, а на острове Хонсю, Япония, обнаружили целую скульптуру, в точности повторяющую алжирского пришельца. Большинство современных учёных, разумеется, не разделяют взгляды француза, выдвигая вполне логичные версии об изображении людей в ритуальных масках.

«Великий Марсианский Бог».
«Великий Марсианский Бог».

На территории Мавритании, недалеко от Алжира, располагается Око Сахары – древнее геологическое образование удивительной формы. Ранее учёные считали это место метеоритным кратером, но сейчас придерживаются теории о воздействии эрозии на горные породы. Во вселенной Amnesia Око было бы идеальной стартовой площадкой для древних космических кораблей!

Око Сахары.
Око Сахары.

Что касается сюжета Rebirth, то мы снова будем иметь дело и со Сферой, и с её стражем. И на последнем стоит остановиться подробнее.

Среди фанатов серии существует теория о разумности Тени. Как мы уже знаем, страж Сферы нападает лишь на того, кто не обладает секретами правильного с ней обращения, – именно поэтому она атаковала Агриппу. И если немецкий оккультист спасся лишь благодаря избавлению от артефакта, то почему Тень не расправилась с Даниэлем – вопрос открытый.

Более того, в некоторых моментах The Dark Descent даже может показаться, что страж помогает главному герою. Но зачем? Держа в голове тот факт, что после смерти Александра Тень оставляет Даниэля, можно сделать вывод, что нечто из Сферы хотело остановить Бренненбургского. Здесь самое время вспомнить алжирские находки Анри Лота и распространённую теорию палеоконтакта, которую можно связать и с происходящим в Amnesia. Кто знает, может быть, пришельцы оставили древним людям свои артефакты, чтобы защищать мир от таких злодеев, как барон?

Словом, во вселенной «Амнезии» осталось очень много вопросов, требующих ответов. А получим ли мы их – узнаем уже совсем скоро.


Поддержи Стопгейм!

Amnesia: Rebirth

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
20 октября 2020
450
3.4
224 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень интересный и полезный материал. Я бы и про Machine of pigs почитал. Или перепройти что ли?
Ну тут ведь мог быть зарыт и другой посыл, что дай человеку малейший моральный окрас его действиям, и он готов на любые зверства. Ну и может быть банально то, что мы должны хоть как-то ему сопереживать, протагонист все же
Автору спасибо за материал, было интересно прочитать.
Большущее спасибо автору за хороший пересказ событий. Оригинал так и не прошёл, но очень было интересно что же там происходит
Ничего лучше бесконечных пыток сначала животных, а потом и людей Бренненбургский не придумал, и Даниэль стал его верным помощником, готовым на любые безумства, лишь бы избавиться от загадочной Тени.

Стоит отметить, барон сказал и убедил Даниэля, что люди в темнице замка это преступники.
По этому Даниэль согласился на их пытки, и только со временем начал что-то подозревать, заметив ребёнка среди заключённых.
Собственно, барон с округи похищал уже не разбираясь кого попало. Лишь бы хватало мистической эссенции на опыты, и если не ошибаюсь продление жизни.
Огромное спасибо автору! Помог освежить память перед прохождением rebirth.
Ай спасибо за статью, играл давно, в голове не осталось почти ничего.
Очень здорово! Давай такой же разбор машины для свиней!

вчера прошел игру, а сегодня прочитал твою статью. Ну ты гений, почти во всех домыслах и размышлениях попал в точку. Будет продолжение статьи с разбором сюжета вышедшей игры)?

По этому Даниэль согласился на их пытки, и только со временем начал что-то подозревать, заметив ребёнка среди заключённых.


Мне кажется, вот тут разработчики недожали. Этой детали они вполне могли избежать, показав, что человек слаб, и перед страхом неизвестности будет готов буквально на всё, даже на пытки невинных людей.
Я не знаю, может я не прав, но на картинке с подписью «Концепт-арт устройства телепортации» изображено машинное отделение где главный герой чинит лифт а не телепорт
Читай также