3 мая 2020 3.05.20 39 31K

Cloudpunk: Обзор

Помните летающие авто из «Бегущего по лезвию», «Пятого элемента», «Бессмертные: Война миров»? Эти футуристические машины, мелькающие на фоне дождя и неона, стали одним из фетишей, без которых едва ли возбудится хоть один поклонник киберпанковских миров, придуманных Уильямом Гибсоном (William Gibson) и Филипом К. Диком (Philip K. Dick). И вот теперь наконец вышла игра, которая даёт нам возможность оказаться на месте водителя чудо-машины, стать героем Брюса Уиллиса (Bruce Willis), который лавировал на своём такси среди воздушных пробок в «Пятом элементе». Точнее, не героем, а героиней.

 

Жизнь взаймы

Да, в Cloudpunk мы играем за девушку по имени Рания, которая работает на титульную и, естественно, нелегальную службу доставки. Она только что перебралась откуда-то с Востока в Нивалис – огромный и теперь уже единственный на всей планете населённый людьми город. Рания не то чтобы хочет здесь закрепиться – просто другого выбора нет.

Постепенно мы узнаём о её прошлой жизни. На родине героини, где жили и работали фермеры, Рания чувствовала природу, питалась, что называется, натурпродуктами и видела живых птиц. А здесь, в огромном городе, зависшем где-то между небом и землёй (или даже океаном?), продавцы искусственных птиц, узнав, что девушка видела живого сокола, гонят её прочь, чтобы не смущала покупателей. А торговцы-андроиды предлагают то наркотики и стимуляторы, то пироги с искусственной вишней или газировку без кофеина, зато с настоящим сахаром.

Но деваться некуда – по пятам идёт Долговая служба. Поэтому продав всё, даже тело своего любимого пса (разум Камуса она сохранила на флешке и перенесла в компьютерную систему, сделав личным помощником), Рания переехала в Нивалис. В этот огромный город, где по всем законам киберпанка есть верхний район, Шпиль (там живут самые богатые и заносчивые), средний (для, соответственно, среднего класса), а также трущобы и Пустоши за пределами «нуль-врат» – там кое-как выживают и порой в буквальном смысле замерзают вольные или невольные отбросы общества.

Работая на «Клаудпанк», Рания на своём летающем ХОВА разных моделей побывает и там, и там, и там. Главное – доставлять и забирать посылки, не задавая лишних вопросов…

Некоторые предметы из инвентаря понадобятся для доступа к определённым локациям.
Некоторые предметы из инвентаря понадобятся для доступа к определённым локациям.

Обычная история

Поначалу всё идёт именно так. Мы практически молча берём и развозим посылки по большому городу, общаясь в основном с безымянным до поры до времени диспетчером «Клаудпанка». Но через какое-то время вечер (а точнее, ночь) перестаёт быть томным.

ИИ, который считает себя богом (ну, или окружающие поголовно уверены в этом) и намекает нам на грядущее уничтожение человечества; хакерство; незаконный доступ к запретным данным; попытка ареста героини; неожиданно пришедшее спасение от криминального авторитета, на которого потом приходится работать, – тут разворачивается во многом классическая, но интересная киберпанковская история.

Приходится и решения принимать – как локальные, связанные с личными историями наших клиентов, так и важные, сюжетные. Параллельно всё более тёплым становится общение с диспетчером, за голосом которого также скрывается переживший трагедию человек.

Главное – люди. И андроиды

Именно личные истории – едва ли не самое ценное, что есть в Cloudpunk. Даже если выполнять только сюжетные заказы, не отвлекаться на парковках, чтобы пробежать пешком и пообщаться с кем-то, Рания узнает много интересного и встретит самых разных персонажей со своими проблемами.

И кто скажет, что этот город не живой?
И кто скажет, что этот город не живой?

Один андроид-повар, продавший всё ценное ради перемещения на Шпиль и временно оставшийся только в качестве ИИ на диске, всю дорогу будет рассказывать, как он рад, что станет членом «высшего общества». А в итоге его ждёт должность младшего помощника по очистке помещений (попросту уборщика). Ещё мы встретим (и даже проведём связанное с ним расследование) уморительного андроида-сыщика, который разговаривает так, будто озвучивает текст в каком-нибудь старом нуар-фильме или читает романы Рэймонда Чендлера (Raymond Chandler). «Сердца работников Долговой службы были чернее самого чёрного утреннего кофе…» – «Почему вы так странно разговариваете?» – «Дама думала, что у лучшего и самого дешёвого детектива в Мидтауне поехала крыша. Кажется, она была не так уж далека от правды…»

Но на самом деле смешного в жизни обитателей неоново-дождливого Нивалиса мало. Однажды мы, например, приедем на вызов к человеку, который собрался в путешествие к Шпилю и просит отдать все его сбережения семье. Диспетчер поясняет – он прекрасно знает, что погибнет, но ради того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на небо, готов на всё. И перед Ранией встаёт выбор: отвести вещи семье, как её и просили, или передать всё на склад «Клаудпанка» для покрытия долгов заказчика, так и не оплатившего контракт.

Электроовцам снятся сны

Ну а если делать остановки и не только развозить сюжетные заказы из точки А в точку Б, но и свободно исследовать огромный, отлично проработанный город, то количество интересных историй увеличится в разы. Только так вы встретитесь с безумным лифтом, уверенным, что его предназначение – не перевозить, а пожирать людей. Или познакомитесь с инженером, пытающимся спасти Нивалис от разрушения – периодически тут со скрёжетом падают целые здания. И никто не запретит потом к нему возвращаться, чтобы узнавать, что изменилось.

Чуть ли не большинство персонажей тут – андроиды. Одни просят нас достать дермис, выращивающий временную кожу. Другим нужны перфокарты, чтобы вспомнить всё. И это лишь малая часть персонажей, с которыми вы при желании можете познакомиться.

Электронный пёс – отличный компаньон.
Электронный пёс – отличный компаньон.

История и декорации для неё

С геймплеем в Cloudpunk всё не так однозначно. Хотя бы потому, что его тут практически нет – по сути, это «симулятор ходьбы» (а в данном случае – «полёта»), где вся ценность заключается в сюжете, диалогах и персонажах. Можно покупать для Рании еду, воду, кофе, но у неё нет параметров голода, жажды или усталости. Можно ремонтировать нашу ХОВА, которая непросто управляется и часто врезается, – но летать и выполнять задания получается даже на побитой, благо на её ТТХ это едва ли отражается. Можно покупать Рании шмотки и обставлять её квартиру, добавляя в интерьер игровую приставку, зеркало или, например, собачью будку (из уважения к забавному, но теперь уже только электронному псу). Однако всё это на геймплей тоже никак не влияет.

Выполняя задания, мы открываем доступ к улучшениям для авто, которые потом нужно покупать на ремонтных станциях, – так, можно поставить нитро и латеральные бустеры. Но и это мало отражается на игровом процессе – ну разве что ваша ХОВА будет чуть быстрее и крепче. Возможность в какой-то момент сменить машину и выбрать более крутую – это тоже из сферы лирики, эстетики, а не физики и реального влияния. Единственное, что тут действительно нужно, – вовремя заправлять авто.

Также многие жалуются на неудобную камеру и «танковое» управление во время пешеходных этапов, когда мы после парковки бежим искать квестовых персонажей, перфокарты и различный хлам для продажи. У меня тоже с этим поначалу были проблемы, но в итоге я достаточно быстро привык – ничего криминального тут нет.

С парковкой тут проблем не бывает.

Да, к Cloudpunk можно подойти с чисто формальной, игрожурской точки зрения и обвинить игру в том, что тут не хватает механик, которые так и просятся сюда и которые были, например, частично реализованы в схожей по структуре и тематике стародавней Scrapland. Но тогда давайте вспомним, чем это обернулось для проекта Американа Макги (American McGee) и студии MercurySteam Entertainment, который получил смешанные отзывы во многом из-за геймплея.

Авторы Cloudpunk, видимо, трезво оценивали свои силы и не хотели, чтобы неудачно реализованные механики рушили всю атмосферу и отвлекали нас от историй и персонажей. Это, ещё раз повторю, в первую очередь повествовательная и очень медитативная, берущая своей атмосферой игра. И лично для меня, давно влюблённого в «Бегущего по лезвию», эта ставка сыграла. Да, воксельный мегаполис во многом статичен, но множество запоминающихся героев дарят чувство погружения. Мне и без геймплейных костылей и напоминаний хотелось ремонтировать авто, периодически кормить героиню, покупать ей новые шмотки, обставлять её (точнее, нашу) квартиру. Потому что я поверил – этот город живёт, как живут и пытаются преодолеть эту необычную ночь девушка по имени Рания и её пёс Камус, обитающий в компьютере с низкой тактовой частотой.

Плюсы: интересный сюжет; шикарно реализованный и безумно красивый мегаполис, залитый дождём и неоном; аккомпанемент магического синтвейва, местами даже напоминающего саундтрек к Blade Runner от Вангелиса (Vangelis); множество запоминающихся персонажей и их историй, на которые мы иногда влияем своими решениями.

Минусы: геймплей может показаться слишком уж обезжиренным; к управлению и поведению камеры во время пешеходных участков нужно привыкать.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Cloudpunk

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
23 апреля 2020
303
3.7
126 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С геймплеем в Cloudpunk всё не так однозначно. Хотя бы потому, что его тут практически нет – по сути, это «симулятор ходьбы»

геймплей может показаться слишком уж обезжиренным;


По-моему, в итогах надо было писать первую фразу, а не последнюю, а то словно специально подбиралась для итогов фраза такая, чтобы не было понятно, что конкретно имелось ввиду, а, следовательно, отбрасывалось мозгом как малозначительная.
И да, я считаю, что краткие итоги для того и существуют, чтобы кратко излагать содержание статьи без необходимости прочтения всей статьи.
Тут мы выходим на тонкий лед, поэтому я оставлю все под спойлерами. Это не критично и, если вы планируете играть, не заглядывайте в них. Вы ничего не потеряете.
Однажды мы, например, приедем на вызов к человеку, который собрался в путешествие к Шпилю и просит отдать все его сбережения семье

Не к Шпилю. Он хотел «Вознестись», чтобы увидеть небо, а это билет в один конец, так как лифт только подбрасывает людей в воздух над облаками, чтобы на несколько секунд увидеть небо. По сути, он не ищет улучшения жизни на Шпиле, а собирается свести счеты с жизнью. И именно потому что всё его барахло ему уже не понадобиться, он отдает его своим родственникам. Он даже за доставку не заплатил, потому что нищий. А по твоему тексту складывается четкое впечатление, что он получил «внезапное повышение» и отдает свои сбережения, потому что завтра разбогатеет.


Поэтому продав всё, даже тело своего любимого пса (разум Камуса она сохранила на флешке и перенесла в компьютерную систему, сделав личным помощником)

Камус никогда не был настоящим псом, он всегда был автоматой, иначе откуда у него такое ясное мышление и очевидно человеческий взгляд на мир? И сама Рания, в диалоге о его предыдущей оболочке, использует слово «Sleeve».
Хотя лично мне игра очень понравилась (ровно как и моему другу, т.к. проходи её вместе перед телевизором 2 ночи), но например момент где надо собрать 80 перфокарт для андроидши (или киборга?) это просто ужасно неуместный гринд. Советую всем, кто будет играть оставить это собирательство на конец или хотя бы не сильно гнаться за ним т.к. за первые 5 часов игры это было ещё интересно и мы рассматривали пейзажи, а потом продираться сквозь мееедленные лифты до заветного лута просто убивало.
Так вот, хочу сказать, что поддерживаю настороженное отношение к изюму. Как мне кажется игре стоило бы поставить похвально, но с плашкой «наш выбор», тем более, что прецеденты были.
Если коротко, то Тим Соре когда-то в 2014 году дал интервью, где критиковал феминизм и прочие движения, адепты которого очень ранимы к любой критике, затем ещё парочку твитов на эту же тему. После анонса игры в 2017 году про это вспомнили и на разработчиков посыпался шквал критики, из-за чего они испытывают различные проблемы, в том числе и финансовые, но вроде как игра потихоньку всё же ползёт к релизу.
Вот да, хотела сама выразить свое сомнения насчет оценки, но увидела твой комментарий. В последнее время у меня лично какой-то парад несколько переоцененных СтопГеймом в разное время игр. Поэтому оценка сразу вызвала подозрения еще до прочтения текста.
Спасибо за обзор, хочется во что-то напоминающее «бегущего» поиграть, присматривался осторожно к клаудпанку, вроде бы визуал и эстетика на уровне, а вот те диалоги, что я видел, оставляют желать лучшего. Возможно, при внимательном вчитывании мнение изменится. Пожалуй, поиграю, тем более, что выбора особо нет, потому как про анонсированный когда-то «The Last Night» ничего доброго давно уже не слышно.
Вот блин, а я думал материала не будет и уже свой обзор накатал и планировал на днях выкатить.
Не хочу придираться, но по тексту довольно много искажений фактов. Сделано ли это умышленно? И как насчет легких, но все же спойлеров неожиданных моментов? В конце концов это игра про историю и атмосферу. Геймплей же тут рудиментарный, потому что, как мне кажется, большего тут и не требуется. Игра не пытается быть блокбастером, который развлекает вас на каждом шагу, подкидывая новые механики и не давая заскучать. В большинстве игр геймплей это скелет, а тут скелет это атмосфера и сюжет. И я немного удивлен оценке «Изумительно». Что Катя Краснопольская, теперь вот Кирилл Волошин ставят изюмы довольно нишевым проектам. Мы стали забывать, что такое Изумительная игра? Я тоже влюбился в Клаудпанк, мне она очень импонирует, ее саунд дизайн просто восхитителен, история и персонажи с голосами прекрасны. Но я четко отдаю себе отчет в том, что это игра очень специфичная, с рядом серьезных минусов, на фоне крупных проектов.
Изумительная игра должна быть почти идеальна

Это цитата из «системы оценок». Клаудпанк прекрасная, чудесная, завораживающая, но не «почти идеальна».
P.S. Не срача ради, просто комментирую текст обзора. Я все еще с удовольствием читаю тексты Кирилла. :3
слушай, ты прав да. меня смутило что он при этом уверял когда его спрашиваешь, что тип все хорошо
Вы сразу минуете брата и пойдете к матери т.к. она захочет узнать о судьбе сына, мол был ли страх в его глазах. Также выяснится, что она подначивала сначала его брата (за которого получила страховку), а потом и его самого к этому «полёту», но в целом не считает это чем то плохим. Лично у меня сложилось впечатление, что возможно она реально верит, что сделала благое дело, а не убила сыновей ради денег и страховки (это просто бонус скорее, мол как хорошо сын смысл жизни нашел, да ещё и денег оставил)
А где же классические Рок цитаты)
Дождь за окном надоел давным-давно…
Ты устала быть покорной, ты устала быть рабой…
Говорю уже чудится, просто в последних альбома у них рок-опера, про Суини Тодда демон-парикмахер.
По крайней мере помню, в песня «Счастье» в конце после песни, Эпилог если так можно сказать. Автор говорит подобные слова: Напрасны мольбы и бесплодны молитвы, здесь время гуляет по лезвию бритвы, и все мы гуляем по лезвию бритвы, по лезвию… бритвы… Ну это так просто мне показалось, вспомнилось, просто альбом Первый акт, я много раз слушал и в памяти фраза отложилась.
The Last Night не слышно из-за травли автора игры.
Сейчас игра выглядит действительно изумительно.
Все всегда говорят, что это личное и не объективное мнение. Меня Клаудпанк не так сильно смутил, как изюм от Кати для какой-то дичевой игры, которую даже Фен не вынес. А это все-таки показатель.
Привет. спасибо за оценку. «Не хочу придираться, но по тексту довольно много искажений фактов» — а чо я исказил?

Странно как то, в рефанде cloudpunk не рекомендовали, а тут сразу оценка у нее изумительно. Играл в нее тоже пару часов, может и даже 3 часа. Скукота… Делать в игре нечего. Лети туда сюда и все. Немного сюжет интересен, но не то что бы...

А то, что фильм «Blade Runner» сделан по мотивам романа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» ни на какие мысли не наводит? Тогда внимательно перечитайте его и найди там слово «ховеркар». Хотя я даже спустя много лет отлично помню, на чем там летал Рик.
Ого, не знал про травлю, есть подробности?
я сейчас на 25/17 подсел — так что будет что-то из смешанно-рокового)
Читай также