6 октября 2019 6.10.19 20 18K

Warsaw: Обзор

Играл на PC

Darkest Dungeon, вышедшая три года назад, позволила по-новому взглянуть на популярный жанр roguelike. Игрокам явно пришлась по душе концепция этой мрачной RPG, в которой на центральном месте оказались не навыки персонажей и не их снаряжение, а психическое здоровье и устойчивость к стрессу, который был неизменным спутником главных героев. Понятно, что попытки других разработчиков так или иначе сделать что-то подобное оказались лишь вопрос времени. В прошлом году мы познакомились с Deep Sky Derelicts, которую многие называли «Darkest Dungeon в космосе», и выяснили, что сравнение это не совсем верное. А сегодня посмотрим на WARSAW. Игра польской студии Pixelated Milk внешне похожа на DD, но что внутри — банальный клон или нечто оригинальное?

 

Голоса из подполья

Варшавское восстание, случившееся в августе — октябре 1944 года — одна из наиболее драматичных страниц современной польской истории. Более двух месяцев повстанцы Армии Крайовой вели ожесточённые бои с фашистами на улицах родного города, но так и не смогли одержать победу. Попытка освободить столицу своими силами, не дожидаясь подхода советских войск, была инициативой польского правительства в изгнании, пытавшегося таким образом навязать СССР свои интересы — особых причин любить Советы после событий 1939 года у поляков не было (Союз, впрочем, отвечал им взаимностью, вспоминая Советско-польскую войну).

Как итог — победа немецких войск, закончившаяся широкомасштабной карательной операцией, наполовину стёртый с лица земли город и сотни тысяч погибших и раненых. Тем не менее само восстание для жителей Польши было и остаётся символом отваги и самопожертвования соотечественников, о чём они помнят и сейчас.

Зная о таком отношении поляков к истории собственной страны, логично предположить, что даже компьютерную игру, посвящённую восстанию, разработчики постараются сделать по-настоящему атмосферной, захватывающей и достоверной, насколько это возможно для выбранного жанра.

Первое, что бросается в глаза, — это почти полное внешнее сходство с Darkest Dungeon, от сравнений с которой никуда не деться. Но художники показали себя с лучшей стороны: именно выбранный стиль делает персонажей живыми и запоминающимися. Даже фашисты не стали безликими болванчиками, пригодными только для уничтожения во множестве боёв, — в каждом вражеском солдате чувствуется образ опасного и сильного противника.

Подобные события будут регулярно встречаться во время путешествий по городу.
Подобные события будут регулярно встречаться во время путешествий по городу.

С ополченцами ещё интереснее: за исключением странички с навыками и пары строчек во внутриигровой энциклопедии, почти вся информация о них — чисто визуальная. Но даже так, ограничившись лишь внешним видом, анимацией в бою и красочными комиксовыми вставками в момент применения навыков, авторы смогли создать для персонажей узнаваемый облик, органично дополняемый яркими фразами, которые они изредка произносят.

Максимальный эффект при минимуме средств — визуальный стиль WARSAW не поражает количеством деталей или реалистичностью, но для поставленных целей подходит в самый раз. К сожалению, на этом достоинства игры заканчиваются (в отличие от попыток скопировать творение Red Hook Studios), а дальше начинаются проблемы.

Родные стены

Повстанцы, как и положено любым подпольщикам, действуют в городе скрытно, но у них всё-таки есть центральная база, на которой сосредоточены основные силы и находится центр управления. Здесь можно отправить на лечение раненых бойцов, починить оружие, набрать рекрутов и взглянуть на список павших. С пополнением всё не так просто: у нас есть основные действующие лица — персонажи с прописанной историей и уникальной внешностью, а также обычные ополченцы. У последних нельзя менять снаряжение и набор навыков, зато их можно нанять за довольно скромную цену в любой удобный момент. Сюжетных же героев можно получить только во время выполнения миссий (не считая стартовой тройки), зато каждого из них можно прокачать до ветерана, получив новые навыки.

Есть и аналог рынка, где можно обменять одни ресурсы на другие. Всего их шесть — три вида патронов, осветительные ракеты, помогающие рассеять «туман войны», аптечки и, как ни странно, компасы, которые позволяют отряду быстрее перемещаться. Основной валютой для торговли служат некие припасы. Но есть и другой способ пополнить склады: каждый из районов Варшавы, находящийся под вашим контролем, может приносить несколько единиц определённого снаряжения или припасов в день. Кроме того, каждый район генерирует ещё и «военные ресурсы», которые влияют на движущую силу восстания. Чем она ниже, тем быстрее падает боевой дух и тем раньше может пасть какой-то из шести районов города. Захваченные немцами районы перестают поставлять ресурсы, а потеря всех шести означает окончание игры.

Карта полуразрушенной Варшавы хоть и соответствует реальности, но нарисована уж слишком небрежно — как и весь остальной интерфейс.
Карта полуразрушенной Варшавы хоть и соответствует реальности, но нарисована уж слишком небрежно — как и весь остальной интерфейс.

За высокие показатели боевого духа в городе приходится бороться, выполняя различные задания. Проигнорировали или провалили миссию? В данном районе возрастёт уровень разрухи, показывающий, на сколько единиц снижается боевой дух каждый день.

Понятно, что потеря даже одного района может запустить цепную реакцию, но уделять внимание всем сразу не выйдет — в день доступно сразу несколько заданий в разных частях Варшавы, а выбрать можно только одно из них. Да, есть возможность совершать так называемые вылазки, представляющие собой банальный обмен припасов на боевой дух, но и они не спасают — потеря всех районов остаётся лишь вопросом времени.

Задания бывают самые разные — от обычного истребления всех врагов до поиска припасов и починки телефонных сетей. Но, как правило, всё сводится к посещению определённого количества «точек интереса» на карте (та представляет собой пусть и довольно схематичную, но всё-таки узнаваемую копию настоящей карты Варшавы). Иногда удаётся обойтись без боя, быстро пробежавшись по локации и выполнив задуманное. Долго прохлаждаться не выйдет — если закончатся очки действия, которые тратятся при передвижении отряда, а цель миссии не будет выполнена, то повстанцев ждёт поражение.

«Точки интереса» тоже разные — какие-то из них помогут пополнить запас снаряжения (если вы, к примеру, нашли труп солдата и обыскали его), а какие-то поставят перед выбором, в зависимости от которого может измениться боевой дух восстания или количество припасов в убежище. Наконец, в городе полно немцев: некоторые ни о чём не подозревают и позволят прошмыгнуть мимо, а другие могут заметить отряд даже через полквартала — в таком случае боя не избежать.

Два района уже сдались, ещё один падёт со дня на день.
Два района уже сдались, ещё один падёт со дня на день.

Получи, фашист, гранату!

Сражения — самая важная часть WARSAW хотя бы потому, что именно в боях придётся провести основную часть игры. Базовые принципы — классические: пошаговый режим, использование навыков и умений, а также перманентная смерть персонажей. Из интересных нюансов — в отличие от DD, тут и враги, и наши бойцы располагаются в два ряда: верхний и нижний, при этом нападение на недруга в противоположном ряду будет считаться атакой с фланга и нанесёт повышенный урон. Большую роль играют препятствия (например, можно прятаться за ними или «кастовать» на них провокацию, заставляя врага тратить патроны на кучу хлама). Наконец, несколько видов боеприпасов служат своего рода маной для использования умений — солдат с винтовкой не сможет применять связанные с ней способности, если у вас кончились винтовочные патроны.

И вроде бы всё есть для повторения успеха Darkest Dungeon, но в итоге бои в WARSAW, несмотря на свою значимость, стали самым слабым звеном. Механика в некоторых моментах получилась совсем непродуманной: те же боеприпасы могут кончиться в самый ответственный момент, и тогда шансов победить нет совсем никаких. Добавить простенький навык рукопашной схватки для каждого бойца — пусть с малым показателем урона, но чем не способ завершить стычку? Доходит до абсурда, когда приходится сбегать с поля боя (что означает провал миссии), оставшись против одного врага, которому до смерти остаётся один-два метких выстрела. Учитывая то, насколько долгие здесь сражения, подобные ситуации не редкость. Порой и с полными карманами патронов не легче — десятиминутное противостояние с одинокой вражеской овчаркой, умело спрятавшейся за препятствием, я запомню надолго.

Затянутость боёв сильно раздражает, тем более что у игры есть большие проблемы с балансом. Повезёт в самом начале получить персонажа с «имбовым» навыком, вроде снайперши, которая может убивать с одного попадания, — хорошо. Достались только бойцы поддержки (или напротив, нет ни одного медика), а дыры в строю приходится затыкать необученными ополченцами? Можно сразу сдаваться — на начальных этапах партии враги очень сильны и поблажек не делают.

От подобных недоработок обычно спасает хороший бета-тест, но разработчики, судя по всему, решили обойтись без него.

У врагов тоже есть умения и навыки, но изучать их приходится опытным путём — в кодексе противники удостоились лишь небольших описаний.

Самое главное — WARSAW не хватает изюминки, вроде системы психического здоровья персонажей из Darkest Dungeon. Несмотря на неплохой внешний вид и отличную работу художников и дизайнеров (которым можно простить даже полное копирование стиля DD), сам геймплей получился каким-то пресным. А ещё заметна нехватка времени на разработку — у игры уже переносили дату выхода, но, видимо, поправить все огрехи не успели. Тот же баланс или схематичный интерфейс, порой напоминающий концепт для внутреннего использования, — лишние тому примеры.

В общем, новой Darkest Dungeon из WARSAW точно не получилось, но просто хорошей игрой она ещё может стать — в настоящий момент разработчики активно патчат свое творение и строят большие планы на будущее, обещая исправить ошибки и добавить новый контент. Но раз плашки «Ранний доступ» на странице игры нет, то и заслуживает она пока лишь «Проходняк».

Плюсы: яркие и запоминающиеся персонажи; музыка.

Минусы: непродуманная механика; проблемы с балансом; затянутые бои; неудобный интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Warsaw

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
2 октября 2019
16
2.6
17 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

а инди игре — «Проходняк».

А инди-игры удостоены какой-то особой чести? Просто потому что они инди?
Крайне забавно когда один и тот же человек ставит FIFA 2020 — «Похвально», а инди игре — «Проходняк».
Найдено при обыске — «Чемодан».
Ты ещё про чемоданы давай скажи
Нет, я уверен что игра примерно такую оценку и заслужила, тут про оценку другой игре делаю не прозрачный намёк. Оказывается рецензент знает оценки ниже «Похвально».
Дружеский совет, купили — делайте рефанд. Игра абсолютно второсортная, без какой либо глубины, с ооооочень тягучим и неинтересным «геймплеем». Рисовка неплохая (благо слизанная с DD от и до), но не более того и это единственный плюс. Кажется, игра делалась исключительно для поляков, чтобы лишний раз напомнить себе какие они героические герои и какие все остальные негодяйские негодяи.
Видимо вышло слишком толсто. Нужно было хотя бы смайлик впихнуть что ли. =)
Ну так и хорошо тогда. Я же просто свое субъективное мнение высказал. Если игра понравилась — значит уже не зря была выпущена
Как хорошо развивается гейм-индустрия, ну топчется на месте, за то не дно не идёт.
Фриц на последней гифке один в один дрессировщик из ДД, только повернут в другую сторону.
Не все поляки умеют в игры.
По моим наблюдениям, многим из них, как только речь заходит о ВМВ, гонор и обиженность почти на всех (включая и британцев с французами) застилает глаза.
В итоге много эмоций и желания показать себя, но мало творчества и совсем нет глубины.

Любопытно, что прекрасные игры (я про исторически достоверные и с минимумом пропаганды) по ВМВ, делали очень многие: американцы (Close Combat, Panzer General, Red Orchestra), мы («В тылу врага», «Ил-2»), шведы (серия Hearts of Iron), французы (последние Wargame), даже румыны (Silent Hunter 3), но не поляки.
Зато здесь решил начать видимо, иначе непонятно зачем ты ответил тому парню, учитывая что аргументы тебе будут приведены те же самые что и там, потому что промахи Фифы 20, уже 20 раз все перетерли.
Нет 20-я Фифа не похвальная и ты уже писал тоже самое в теме с обзором Фифы, но так и не удосужился прочитать ответы других людей, почему в этом году Фифа не заслуживает не то что похвально, но многие напрямую говорили что ей по факту мусор надо выставить.
Шутку понял, не смешно, лайка не будет.
Ну там не было цели получить положительный результат(если это вообще возможно с таким комментарием, тобишь от тех кто понял над чем я рофлил, а не просто по инерции воткнули дизлукас), вряд ли бы многие из текущих пользователей увидели отсылку например на «нашурашу», не говоря уж о чуть более «тонких» материй которые отсылают к нестоль смешным моментам истории, хоть в целом и кажется толсто, есть мнение что просто вы(если поняли) возможно умней среднего статиста который и ставит лаки/дизы по инерции, ну или я слишком туп, и думаю что все это не так очевидно как кажется), короче это был просто коммент ради коммента, а самайлик да, забыл xD
Если я «не удосужился» ответить значит аргументы тамошние счел недостаточно вескими что бы бесполезный спор начинать. Один хрен никто ничего никому не докажет.
ну так для фкт сима фифа похвальная. Че от нее еще требовать то? то что они каждый год выходят разве должно на оценку отдельной части влиять?
То тогда очевидно что ты нямкаед, и признаешь что поляки героические герои, а все остальные негодяйские негодяи, а значит не патриот, ведь знаешь, что герои в этой истории лишь одни, а все остальные нам завидуют.
Читай также