Одним
из главных успехов Subnautica является сеттинг того места где происходит
основное действие игры. А играем мы по большей части под водой. Для меня игры,
в которых действия происходит под водой, ощущаются особенно остро, ибо мне
очень нравится морской мир.
Графика, конечно, узнаваемая и для
многих наличие уже такой графики является минусом, но для меня такая графика
очень хорошо вписалась в созданный разработчиками океан. Тут важно подчеркнуть,
что у разработчиков очень хорошо получилось реализовать главный элемент игры –
нахождение под водой. Ощущение что ты находишься именно в воде, а не в каком-то
безвоздушном пространстве, не так и легко создать. В придачу к этому у нас вся
игра построена на том, что 80% времени игрок будет именно что находится под
водой. И вот этот элемент игры должен быть реализован и реалистично и так чтобы
эта реалистичность не пошла во вред с играбельностью. Грубо говоря, если ощущение
от нахождения в воде очень реальные, но при этом неудобно, то в таком случаи
игрок просто долго не будет находиться в игре. У разработчиков получилось
воплотить опыт нахождения под водой, как с помощью подводных лодок, так и без
них невероятно хорошо. Мне доставляло несравнимое наслаждение плавать между
всеми этими рифами, подводными пещерами и пр. Что касается объектов, начиная с
рыб и заканчивая дизайном локаций, то тут разработчикам так же удалось решить
очень сложную задачу, чтобы не создать хаос нагромождений, с одной стороны, и
пустоты пространства, с другой. В игре присутствует баланс, благодаря чему игра
как бы чередует разные типы областей, включая их загромождённость объектами. И
вот этот отлично реализованный факт не позволяет игре наскучить. А ведь
наскучить игра может очень просто, если, к примеру, будет повторяться или если
локации будут излишне пустыми или однотипными, хоть и богато декорированными.
Т.е. тут нужно уметь найти середину между «слишком много» и «слишком мало» и
чтобы это всё грамотно чередовалось друг с другом, когда одна локация
заканчивается и начинается другая. Короче говоря, вариативность локаций в игре
высокая и их дизайн разнообразен и все они очень хорошо сшиты между собой.
Отдельно отмечу фауну, флору и
постройки, включая постройки пришельцев. Вот всё что я перечислил, реализована
отлично и всё в меру (пожалуй, обладание чувством меры является главным
достоинством разработчиков). Постройки инопланетян поражают, но их не так и
много чтобы они могли надоесть. Они красивы, хоть и обыгрывают штампованное
представление, но впечатляю, создают WOW-эффект. Постройки,
которые доступны нам для строительства, так же реализованы в меру – их не
много, но и не мало. Три подводных аппарата также вполне достаточно. Подводная
лодка выглядит очень круто как снаружи, так и внутри. Единственное что напрягало
меня, так это её медлительность и хрупкость по отношению к хищникам. Впрочем, я
не пробовал устанавливать торпедные установки и поэтому не знаю, можно ли
вообще уничтожить всех тех самых опасных подводных хищников, которые больше
всего создавали мне проблемы. Робот произвёл на меня самое слабое впечатление и
мне кажется он тут лишний. Что касается всех остальных построек, из которых и
формируется база, то мне понравились, и сами идеи, что стоят за каждой из них и
внешний вид. Я с большим удовольствие поиграл в (подводного) архитектора и
декоратора, хотя всегда довольно скептически относился к подобному контенту.
Однако тут он реализован одновременно просто, но со вкусом. Нет множества одних
и тех же предметов, которые бы отличались сугубо небольшими внешними
вариациями, что так свойственно для подобного контента. Сами
круглые и округлённые здания, включая переходы между ними мне очень понравились.
Все они и красивые и подходящие. Особенно мне понравилось, как все эти
постройки выглядят ночью, как они светятся. Короче,
постройка базы и внутренний декор выполнены очень хорошо и с умением найти
золотую середину, благодаря чему даже такой игрок как я, все же решил построить
отдельную жилую комнату чисто по декоративным соображением. Особо я бы
отметил идею с аквариумом и возможностью строить многоуровневые аквариумы.
Что касается второго главного элемента
подобных игр – производственных цепочек и всего что с этим связано, то в этой
игре сложность подобного контента средняя. Я не знаю, как обстоят дела с этим в
The Forest, но в бесплатной студенческой игре Arid, благодаря которой я и решил
попробовать Subnautica, их довольно много, больше чем в Subnautica. В Subnautica
всё намного проще. Если в Arid все предметы со временем ломаются, то в Subnautica
максимум что может сломаться, а точнее закончится, это заряд в батареи для
инструментов (а также в ядерном и биологическом реакторе). Вот чего мне не
хватило в Subnautica, это длинных производственных цепочек, хотя бы для «необязательных»
предметов. Короче, разработчики решили создать довольно дружелюбную для игрока
игру, однако в той же Arid есть уровень сложности которые как бы и стимулирует
игрока к большему использованию всех доступных возможностей. В этой игре нет
такого вызова. Хотя, опять же, я не пытался сражаться с подводными чудовищами,
а просто старался уплывать от них. Так вот, производственные цепочки тут
короткие. Я бы хотел увидеть более широкий вариант, когда можно было бы выбрать
два варианта: короткую производственную цепочку, но к которой необходимо прибегать
более часто и длинная производственная цепочка, которую реже нужно
использовать. Такое в игре появляется только при выборе двух источников энергии:
ядерной и биологической. Мне бы хотелось увидеть более сложную схему этих двух
источников. Тем не менее, не смотря на всё вышесказанное, крафтить в игре
приятно. Впрочем, мне было приятно искать ресурсы (сырьё),
хотя это всегда рутина.
И последнее что стоит сказать, это
сюжет. Многие люди говорят, что в подобных типах игр сюжет не важен, но мне
кажется он очень важным элементом игры. Тут он не только есть, но он тут
интересен. Как я понял, изначально планета была выбрана в качестве большой лаборатории
инопланетян, которые создали тут некий аналог исследовательского центра, чтобы
найти вакцину от некой смертельной бактерии. В итоге, инопланетяне построили на
планете большое ПВО которое, с одной стороны, не давало никому садиться на
планету, а с другой, покидать планету. Причина состояла именно в той самой
болезни. Инопланетяне так и не смогли найти вакцину, но игрок имеет все шансы
найти её. Более того, он не сможет покинуть планету, пока её не найдёт.
Насколько легко найти вакцину? Достаточно легко. За всё время я только один раз
воспользовался подсказкой с YouTube, чтобы понять,
как решить проблему с ядерным реактором «Авроры». Я
починил его, когда уже открыл главное здание инопланетян на самом дне океана,
где обитает самое мощное чудовище – огненный дракон или что-то типа этого. Путь
туда я проделал на подводной лодке, без какого либо запаса батарей и, не зная,
что прилипал нужно сразу уничтожать. В итоге я пару раз там умер, но
активировал портал и смог уплыть из этого лабиринта подземной пещеры. Короче, Циклопа я получил только в конце игры. С ним процесс игры
пошёл бы намного легче, конечно, но именно из-за этого я считаю его лишним.
Короче, сюжет мне понравился, как понравилась концовка и вообще возможность
закончить игру.
Итог таков: одна из лучших игр созданная
на довольно простых графических блоках, но с просто невероятно крутой
атмосферой. Ах да, звуки и музыка. Это третий элемент, который вносит существенных
вклад в создание невероятно реалистичной и просто крутой атмосферы. Мне было
страшно путешествовать по самом дну слыша все эти крики и не зная, какую ещё
живность я встречу там. Идеально созданная атмосфера подводного мира – это
реальный успех разработчиков. Действительно, игра уникальная и показывает, что
для бестселлера вовсе не нужна последняя версия графического движка и
видеокарта 4090. Нужно быть профессионалом и тогда даже имея средние ресурсы
можно создать шедевр. Графика важна, но как показала эта игра, не она
определяет успех. Subnautica – потрясающий проект.