Меню
StopGame  Первая полоса Игры в Средиземье: история развития и упадка

Самое актуальное

  • Штурм — эпизод 6
  • Обзор игры Shiness: The Lightning Kingdom
  • Инфакт от 27.04.2017 — Call of Duty: WWII, Alien: Isolation, Ubisoft vs Vivendi…
  • Outlast 2. Поездка на дачу
  • Call of Duty: WWII. Премьера и геймплейный трейлер
  • Rainbow Six Siege. Золотые клешни
  • Обзор игры Marvel's Guardians of the Galaxy: The Telltale Series
  • Танковый Steam'улятор
  • Видеообзор игры Yooka-Laylee
  • Обзор игры Full Throttle Remastered
  • DualShock: история геймпада, изменившего индустрию. Часть 1
  • Обзор игры Yooka-Laylee
  • Обзор игры LEGO City Undercover
  • ММОдерн №146 — Star Citizen 3.0, Rend, TESO Morrowind…
  • Все секреты игры «Сибирь» / Syberia
  • Syberia 3. Воскрешение
  • Пользовательский обзор недели
  • Видеообзор игры Warhammer 40.000: Dawn of War III
  • Разбор полетов. Soldier of Fortune: Payback
  • Обзор игры Cosmic Star Heroine
  • Обзор игры Drawn to Death
  • Видеообзор игры LEGO City Undercover
  • Трансляции StopGame.ru — лучшие моменты 2016-го (3 часть)
  • Обзор обновления Albion Online: Galahad
  • Бестолковый геймер. Fallout 4
  • Превью по пресс-версии #2 игры Prey (2017)
  • Skyforge на PlayStation 4. Божественные геймпады
  • Rainbow Six Pro League. Most Wanted vs Playing Ducks
  • Обзор игры Franz Kafka Videogame, The
  • Обзор игры Blackwood Crossing

Игры в Средиземье: история развития и упадка

Интересная всё-таки штука эти утечки информации. Благодаря им, например, геймеры узнали о существовании такой во всех отношениях «замечательной» игры, как Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan. Совсем недавно в Сеть просочилась практически официальная информация о готовящейся Middle-earth: Shadow of War. Спустя некоторое время Warner Bros., издатель проекта, подтвердила, дескать, да, слухи верны. Ну а пока покупатели, затаив дыхание, откладывают деньги на вожделенный экшен, давайте вспомним видеоигры, созданные на основе творчества Джона Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien). Поверьте, за всю историю индустрии их накопилось немало.

Для своего времени The Hobbit была прорывом. Хотя сегодня даже бокс-арт кажется каким-то… странным.

История на экране монитора


Так уж случилось, что творчество легендарного профессора привлекало внимание компьютерных энтузиастов ещё в то время, когда индустрия видеоигр только-только зарождалась. Когда компания Atari активно захватывала умы американских и европейских подростков (напишите в комментариях, интересна ли вам эта история), программисты-энтузиасты вовсю соревновались в написании самого необычного программного продукта «для своих».

Первой из известных работ такого плана стал текстовый квест The Shire. Сегодня нельзя с точностью сказать, чем он отличался от аналогов типа Zork, поскольку игра давно утеряна. Неизвестно даже, для какой платформы она создавалась. Однако совершенно точно ясно, что проект стал предвестником лавины, захлестнувшей домашние компьютеры всего за несколько лет.

«Перепевки», продукция по мотивам (зачастую весьма и весьма отдалённым, надо сказать), а порой и вовсе откровенные пародии — 80-е годы и первую половину 90-х можно по праву назвать временем интерактивного творчества по Толкиену. В рамках этого материала нет смысла рассказывать обо всём массиве этих полулегальных поделок. Но пройти мимо некоторых из них попросту невозможно.

Одним из самых ярких примеров удачных адаптаций стала The Hobbit. Её авторы, как и десятки людей до них, пошли по пути наименьшего сопротивления и создали классическую текстовую адвенчуру. От прямых конкуренток она отличалась удивительной системой взаимодействия геймера и среды. Движок игры позволял строить достаточно сложные предложения — невиданная роскошь в те годы, когда обычный квест в лучшем случае понимал сочетания типа «пойти по левой тропинке». К тому же адвенчура могла похвастаться довольно качественными иллюстрациями. В общем, мегахит своего времени, лингвистическая система которого потом получила продолжение в Lord of the Rings: Game One и её сиквеле.

Вторым значимым проектом линейки классических «толкиеновских» игр стала так называемая J. R. R. Tolkien's The Lord of the Rings, Vol. I, вышедшая в середине 90-х на Super Nintendo. В отличие от большинства игр золотого периода, Vol. I была полноценной RPG. Разумеется, с видом сверху и — внезапно — боевой системой в реальном времени. Увы, на фоне собратьев по платформе эта ролевая сказка ничем не выделялась и была благополучно забыта всеми, кроме совсем въедливых поклонников Средиземья. Позже начались по-настоящему золотые годы…

Первая более-менее массовая игра по «Властелину колец». Хоть и забытая.

Наше время, но не совсем


В начале 2000-х годов культовое наследие Толкиена получило второе рождение. Если прежде историю Кольца Всевластья досконально знали только поклонники литературы и жанра фэнтези, то в те годы настал черёд простых обывателей собраться, купить билет в кинотеатр и отправиться на премьерный показ «Властелин колец: Братство кольца». Экранизация первой части легендарной трилогии не была безупречной во всём, упускала целые сюжетные пласты (вроде линии с Томом Бомбадилом), но всё-таки сумела во всей красе показать завораживающий мир Средиземья, параллельно спровоцировав перевыпуск всех трёх частей романа в аудио- и печатном вариантах.

Я хорошо помню, как в 2001-м году полки книжных магазинов были буквально завалены различными версиями «Братства кольца», «Двух твердынь» и «Возвращения государя» (именно так название каждой из частей перевёл творческий тандем Кистяковского и Муравьёва). Целые стеллажи были заполнены томиками, с обложек которых на покупателей смотрели как актёры кинофильма, так и просто случайные монстры, населяющие вселенную Толкиена. В общем, сказка, а не время.

Примерно в этот же период Vivendi получила права на распространение продукции по творческому наследию профессора. Первым блином оказалась просто отвратительная The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring. Её отличительными чертами стали ужасная графика и просто чудовищный игровой процесс. По сути, геймерам предложили пробежать очередную аркаду, только на этот раз привязанную к популярной вселенной. Впрочем, The Fellowship of the Ring проходили — во многом из-за удачной даты выхода. Боссы Vivendi правильно подгадали, что соседство с фильмом заставит купить диск множество людей.

Вторым по списку и первым по значимости релизом от Vivendi стала The Hobbit. И пусть вас не пугает название — параллелей с одноимённым текстовым квестом у этой игры практически нет. Объединял их лишь литературный первоисточник — сказка про путешествие Бильбо Торбинса. В остальном владельцам консолей и PC предложили банальный, но качественный клон The Legend of Zelda. Для нашей страны The Hobbit в те годы и вовсе стала одной из немногих возможностей прикоснуться к механике легендарной серии от Nintendo — GameCube же достать было почти невозможно, а Game Boy Advance предлагала немного не тот опыт.

The Hobbit по праву считается одной из самых удачных видеоигр по вселенной Толкиена.

Третьим проектом стала стратегия The Lord of the Rings: War of the Ring. Дивное время! Любая RTS, даже созданная на коленке, покупалась и изучалась под микроскопом фанатами жанра. В этом смысле продукт пришёлся ко двору. По большому счёту недостаток у игры был один — вторичность. Те, кто хотя бы раз в жизни запускал Warcraft III, очевидно, не могли найти в War of the Ring хоть что-то новое и оригинальное. Отсюда и довольно скорое забвение.

Моя прелесть


Когда Electronic Arts получила лицензию на «Властелина колец», большая часть геймеров уже ничего не ждала от продукции по мотивам — слишком гадкий остался осадочек после деятельности Vivendi.

Тем не менее американцы из EA не стали идти на поводу у популярного тренда и запустили мощнейший конвейер по поставке интерактивных блокбастеров. Причём не только на консолях, но и на PC — платформе, чьи пользователи в те годы привыкли к кривым портам. Вы и сами, должно быть, помните: убогое управление, не лучшая графика, банальные баги…

Первое и важное — это, конечно же, слэшеры. Их было выпущено аж два: The Lord of the Rings: The Two Towers (2002) и The Lord of the Rings: The Return of the King (2003). Последняя засветилась на PC. От поделки Vivendi боевики отличались великолепно поставленными батальными сценами, замечательной во всех отношениях картинкой и бережным подходом к миру. Готовя этот материал, я запустил PS2-версии этих игр, и они даже сегодня отлично смотрятся и проходятся.

Интерактивная версия «Возвращения короля» и по сегодняшним меркам играется очень даже достойно. А уж какие там плавно переходящие в геймплей заставки!

Вторым залпом от EA стала стратегическая дилогия The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth. Когда-то об этом мини-сериале слышали даже те, кто не переваривает фэнтези в любом виде. Причина проста — геймплей. Всё дело в том, что американцы выпустили сильнейшую смесь из увлекательной стратегии и RPG. Куча героев, нетривиальные задачи, необычный подход к постройке баз — пропасть в The Battle for Middle-earth можно было надолго.

Наконец, третьим фронтом оказался ролевой жанр. В те годы на консолях пользовались большой популярностью JRPG. От компьютерных товарок продукция из Страны восходящего солнца выгодно отличалась ставкой на сюжет при меньшей свободе действий. Взяв за основу сверхпопулярную Final Fantasy X, западные разработчики выпустили The Lord of the Rings: The Third Age. От «финалки» этому продукту достались схожая боевая система и общее геймплейное устройство. Увы, при всей интересности задумки, игра не пошла в народ — поклонники JRPG отмечали, что The Third Age загубили заниженная сложность и вторичность. На этом роман EA со вселенной Толкиена фактически закончился. Начались тёмные годы…

Наследие профессора


Не сильно покривлю душой, если скажу, что со времён дебюта EA в сеттинге Средиземья не появилось ни одной по-настоящему отличной игры. В переходный период, например, вышла довольно неплохая The Lord of the Rings Online, однако она так и не смогла выбиться в высшую лигу. Почти же все попытки Warner Bros. выпустить хоть что-то приличное оканчивались неудачей.

Первая из них — крайне средняя The Lord of the Rings: Aragorn's Quest (2010) для консолей от Nintendo и Sony. Можно долго спорить, стоило ли вообще выпускать игру, посвящённую всего одному из персонажей вселенной Толкиена. Но факт остаётся фактом: для своего времени Aragon’s Quest была крайне слабой попыткой создать экшен-адвенчуру. Удивляла даже не графика (она оказалась ожидаемо средней) — просто играть в это в конце нулевых никто не захотел. The Lord of the Rings: Aragorn's Quest банально терялась на фоне многочисленных блокбастеров.

Warner Bros. попыталась исправиться в 2011-м году, но изданная ею The Lord of the Rings: War in the North (PlayStation 3, Xbox 360, PC) в подмётки не годилась актуальным на тот момент ролевым боевикам. Единственное, что выделяло её среди аналогов, — неплохая картинка и достаточно продуманный кооператив. 63 балла на Metacritic соврать не дадут.

Наконец, в 2012-м и 2014-м соответственно вышли LEGO The Lord of the Rings и LEGO The Hobbit. Они неплохо пополнили LEGO-копилку, но выделиться среди своих собратьев по магазинной полке так и не смогли. Всё просто — если вы хоть раз в жизни видели любую LEGO-пародию, то считайте, что знаете о них всё.

Middle-earth: Shadow of Mordor. В плане графики с этой адаптацией вселенной Толкиена никакая другая не сравнится.

***

Наши дни. Warner Bros. вместе с Monolith Productions готовятся к запуску прямого сиквела Middle-earth: Shadow of Mordor. Разработчики дежурно обещают, что продолжение этого экшена в открытом мире приятно удивит покупателей большим числом квестов, улучшенной системой Nemesis и возможностью брать штурмом замки. Увы, пока неясно, исправят ли авторы недостатки своего дебютного проекта по вселенной Толкиена. Уйдёт ли однообразие? Появится ли действительно интересный сценарий? Пока что вопросов намного больше, чем ответов.

Комментарии (33 шт.)
На ютубе есть видео где куда более подробно изложена эта тема.
Ага, тоже хотел написать сейчас это.
Если можно скиньте ссылку
Ну например это:
Спасибо, гляну на досуге. ;)
Спасибо за статью.

The Lord of the Rings: The Return of the King — была просто шедевральной. Это пример, какими должны быть игры по фильмам. Боевка там разнообразной и проработанной, множество разных ударов, комбо, анимаций, даже не знаю, с какой игрой можно сравнить. Ведь это не слэшер, а скорее би эм ап.
Одна из 3 игр, которые я купил вместе с ПК.

The Hobbit — очень атмосферная и ламповая игра, проходил с большим удовольствием.

The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth — очень крутая RTS, выпущенная по сути уже в начале заката жанра. Опять же отличалась очень хорошей проработкой, анимациями, качественной и эпичной сюжетной кампанией. А также перекосом баланса в сторону героев. Прокачанный Леголас мог в одиночку вынести несколько отрядов врагов.

В другие игры либо не играл, либо не сильно зацепили (Shodow of Mordor). Жаль конечно, что никто так и не взялся делать большую сингловую РПГ по вселенной. Такую как TES или Witcher 3.
Да, заценил в своё время The Hobbit и The Battle for Middle-earth. Первую аж 4 раза проходил.
Что-то общее есть в том числе и по атмосфере у The Hobbit c Fable.
Как минимум одна хорошая есть (об этом в тексте). Но не в стиле TES или «Ведьмака», конечно.
Речь идет про The Hobbit или же про Lord of the Rings: The Third Age?
Third Age.
Ну на PC она не заглянула, поэтому заценить не смог…
но и на PC — платформе, чьи пользователи в те годы привыкли к кривым портам. Вы и сами, должно быть, помните: убогое управление, не лучшая графика, банальные баги…
Ну с тех пор мало что поменялось, кривые порты, убогое управление (я разумеется сейчас про клавомыш) и банальные баги…
Спасибо за материал.
Первым блином оказалась просто отвратительная The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring.

Протестую, проходил не без удовольствия году так в 2007. Вопреки профильной прессе, в народе вроде считается крепким среднячком.
Уж что и вышло убогим воплощением вселенной, так это The Lord of the Rings: Conquest, о которой, кстати, даже не упомянуто.
Плюсую
Особо хотелось отметить то, что в игре были моменты, которые в фильме вообще не присутствовали, например, знакомство с Томом Бомбадилом и Могильник

Conquest же установил, запустил бой, через секунду выключил и удалил
Вопреки профильной прессе, в народе вроде считается крепким среднячком.


В этой игре была какая-никакая атмосфера книги + (как уже сказали) моменты, опущенные в фильме. Минусов хватало, но те же слэшеры от ЕА хоть и были достаточно хороши геймплейно, как игры по мотивам вселенной практически никуда не годились. Т.е. у подхода Vivendi и ЕА были элементы, недостающие друг-другу. Т.е. среднячок от Vivendi я вспоминаю с большей теплотой, чем похвальное «прошел и забыл» от ЕА.
… сказка про путешествие Бильбо Торбинса...
а разве у Бильбо фамилия не Бэггинс? вот ссыль ru.tolkien.wikia.com/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE_%D0%91%D1%8D%D0%B3%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81
Хотя в некоторых переводах пишется Бильбо с фамилией Торбинс, Сумникс, Беббинс, Баггинс, но перевод М. Каменковича и В. Каррика более корректен к оригиналу
Для фамилии «Бэ́ггинс» Толкин предполагал связь с английским словом «bag» — «сумка». Связанное с фамилией слово «Bag End» означает «тупик». Оно было местным названием фермы тёти Толкина в Вустершире. «Бэ́ггинс» также может быть связано со словом «bagging», используемом в северной Англии для обозначения «перекуса» между приёмами пищи.
*Толкиен <fix
нифига не <fix, в википедии посмотрел Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин, так то)
В материале использовались имена из КистяМура. С моей точки зрения, это наиболее адекватный перевод с позиции зрения русского языка. В плане общего стиля в том числе. Толкиен оттуда же взят. Перевод, на который вы ссылаетесь, академический. Это как «Гамлета» читать. Есть версия Пастернака, а есть Лозинского. В одном случае литературно (Пастернак), в другом — точно (Лозинский).
С моей точки зрения перевод Кистяковского и Муравьева (КистяМура) имеет место быть, но многим привычнее перевод Каменковича и Каррика, поэтому для меня лично Бильбо Бэггинс и автор Д.Толкин.
С одной стороны да, Толкин благословил переводить имена по смыслу и Кистямур ок. С другой во-первых Муравьев немного дурак, пропагандировавший идею что «хоббит» — это «хомо рэббит» и поэтому у него текст наполнен зайцами, во-вторых зачем-то «перевел» (точнее переиначил) единственную фамилию, помеченную Толкином как непереводимую.
Вообще, по книге он вроде бы Торбинс, и его дом называется не Бэгэнд, а Торба-на-круче (по крайней мере в моём экземпляре Властелина колец и Хоббита написано так)
Зависит от того, в чьём переводе ты читал
А. Грузберг Торбинс
Н. Григорьева, В. Грушецкий Сумникс
А. Кистяковский, В. Муравьев Торбинс
М. Каменкович, В. Каррик Бэггинс
В.Волковский Беббинс (от диалект. «бебень» — «мешок»)
В.Маторина Торбинс
З.Бобырь Баггинс
К.Королёв Торбинс
Где то я такую статью уже видел в 2014…
Убогий пост, игр по ВК гораздо больше.
В детстве хорошие воспоминания оставил слешер по «Возвращению короля» от ЕА. Эта игра не только познакомила меня со слешерами, но и вообще влюбила меня в тематику сражений на мечах, фектований и т.д. Только там была какая-то зверская система чекпоинтов. Если выйдешь из игры, то не пройденый уровень приходилось начинать заного, а они не маленькие.
Текст любопытный, но разве там где подпись под скрином про игру по «Возвращению короля» не скриншот из Aragorn's Quest?
The Lord of the Rings: War in the North (PlayStation 3, Xbox 360, PC)


Эт че? :) Ну т.е. мне пришлось гуглить, например, был ли The Third Age на ПК, а тут внезапно перечисление платформ для игры, вышедшей на всех «главных» на тот момент. :)
Здравствуйте, уважаемая редакция StopGame.Ru!
Смотрю вас вот уже полгода каждое утро, я имею ввиду ваши замечательные Инфакты и тут вы открыли инициативу поздравления самого себя с днём рождения! Я был этому несказанно рад, ведь сегодня как раз мой день рождения, так ещё и новые альбомы Depeche Mode и Rick Ross недавно релизнулись, а так же Quake 5 будет бесплатным! В общем отличный получился набор на мой юбилейный, 25-тый день рождения! Поздравьте меня пожалуйста в вашем выпуске 30 марта, я буду вам несказанно рад и благодарен! Заранее большое спасибо и успехов!
комментарий удален
Статья сделана как-то слишком по верхам. Когда на самую крупную игру по Толкину, Lord of the rings online, оставляют всего пару предложений в духе есть еще такая фигня — здесь явно что-то не так. Особенно жалко смотрится на фоне конкурентов, список которых тянется еще с журнальных эпох. Ну серьезно, тут или как надо, или никак.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир

Наверх ↑