25 февраля 2017 25.02.17 3 2429

Великая война: игры, мимо которых не стоит проходить

+3

Война, война никогда не меняется…

Сказал (или скажет) кто-то. Да, возможно, сущность войны никогда не менялась. Это всегда было убийством себе подобных, не важно, когда, где и как. Однако, с этим утверждением никогда не согласился бы ни один полководец, равно как и простой солдат или офицер двадцатого века. Потому что они стали именно теми, кто застал самую что ни есть «новую войну». Не благородное (хотя это как еще посмотреть) противостояние в ярких и красочных нарядах под залпы пушек, с громкими «УРА» и штыковой атакой.

Вот так, примерно

Теперь приходилось часами сидеть в засранных и засанных траншеях под градом шрапнели, бежать к противнику не под выстрелы косых мушкетов, а насаживая своё тело на пулеметные очереди и винтовочные залпы. И будет чудом, если ты сразу погибнешь. Потому что помощь не придет еще часов восемь. Если вообще придет. Нет, разумеется, если очень повезет, вы выбьете противника на своем участке. Но, скорее всего, это сделаете только вы и еще несколько человек на других участках двухсоткилометрового фронта. Разумеется, никто не выстоит…

К сожалению, про зассанность и засранность сказано не для красивого словца. Траншея на долгие месяцы становилась и спальней, и столовой, и уборной.

Первая Мировая война является одной из величайших трагедий двадцатого века. Как и везде, у неё есть свои подвиги и герои. Свои ошибки и триумфы. Свои открытия и отторжения. И, несмотря на дичайше пристальное внимание к XX веку со стороны историков, деятелей искусства и простых людей, она, можно сказать, забыта. Возможно это только впечатление, но спросите себя, что за последние десять лет создано о ней?

Ну как, длинный список? Думаю, нет, если вы не пользовались гуглом. Тем не менее, такое забвение Великая война не заслужила (хотя, можно понять почему так происходит). В конце концов, именно она показала, что любое наступление силами пехоты элементарно останавливается несколькими пулеметами. Что конница перестала быть серьезным аргументом в атаке. Что лошади уже не могут тянуть на себе все коммуникации. Что эти самые коммуникации не поспевают даже к сидящим в обороне войскам. Что не всякая цель может быть оправдана пропагандой. Что не стоит пренебрегать перспективными методами ведения войны.

Военные руководства не верили не только в танки, но и самолёты. Хотя самым несостоятельным оружием быстро стали цеппелины.

Можно еще долго говорить об ошибках Первой Мировой, о том, как хреново сидеть в траншее под дождем и не иметь возможности высунуться. Я здесь не за этим. Или почти не за этим.

Я хочу представить вам несколько игр, которые не только рассказывают произошедшие сто лет назад события, но и позволяют погрузиться в ту атмосферу, понять, что чувствовали и думали бойцы на этой войне.

И начну я с The Great War: 1914, пошаговой стратегии.

Сюжет представляет собой набор из нескольких миссий, перемежающихся интерактивными вставками с газетами и неким разговор с главнокомандующим, где объясняются основные цели миссии и как примерно надо действовать. Кампаний две – за союзников и за Германию. The Great War: 1914 пронесет вас по самым известным баталиям Великой войны, таким как «Марнское Чудо», Верден, Сомма. Конечно, говорить о достоверности самих боёв здесь нельзя, ибо всё довольно локально, размаха нету, адекватное разбиение на подразделения отсутствует. Но. Игра довольно наглядно показывает, что пара пулеметов (или орудий) и стройные винтовочные залпы могут захлебнуть любое наступление. Разумеется, офигевание от танковых атак, трясущиеся поджилки при орудийных залпах никто не отображал.

Типичная сюжетная вставка. Надо сказать, это весьма атмосферно.

Перейдем к геймплею. Перед нами типичный представитель своего поджанра. Нам дают вводную, предоставляют войска и отправляют выкручиваться. По факту, здесь нет даже обучения как такового. С получением нового юнита дается краткое описание, и всё. В характеристики отрядов не вынесено значения урона. Тем не менее, это не мешает разобраться в ней минут за пять. Что говорить, я сам впервые проходил её в те года, когда мой опыт ограничивался Терминатором 3: Война Машин, Блицкригом и сегой. И я не скажу, что испытывал затруднения. Разумеется, имеются и свои фишки. При получении урона, когда достигается определенный порог, пехотные отряды лишаются возможности атаковать. Но, они всё ещё способны убежать (пусть и недалеко, квадрата на два-три) и, при наличии санитарной машины, могут быть вылечены. Легкие орудия, например, могут лишиться возможности перемещаться. Помимо этого, траншеи заметно уменьшают получаемый урон. Даже от юнитов, также находящихся в них.

Что же до эстетических наслаждений, то игра способна не вызвать рвотный рефлекс даже сейчас. Разве что, текстуры ландшафта слегка пикселят. А вот с моделями дело другое. Они не только красивы и детализированы, но и достоверны (в известной степени, конечно). Можете сами в этом убедиться.

Такое положение дел нормально не только для игры, но и самой войны.

Их очень приятно рассматривать не только во время бездействия, но и стрельбы. Кроме того, есть возможность включения кинематографичной камеры, которая будет близко показывать действия ваших и вражеских юнитов. Звуковое оформление в игре, в целом приятное. Хорошо сделаны выстрелы, взрывы, звуки марша. Имеются и классические возгласы отрядов при совершении действий. Одно «За Францию!», произносимое с придыханием чего стоит. Тем не менее, не обошлось и без странностей. Например, странный скрип перед метанием гранат, создающий впечатление, что все штурмовики – слегка очень заржавевшие терминаторы дроиды.

В итоге, мы имеем довольно бодрый классический варгейм, строящийся не на очках действия, а на конкретных действиях, доступных отрядам. Не смотря на все недостатки (очень условное соответствие реальности, не самая блестящая графика даже на момент выхода и периодически багующий поиск путей), игра способна заинтересовать не только любителей пошаговых, но и военных стратегий. Кроме того, интеллект противника, пусть и не сильно гениальный, заставит вас призадуматься, постоянно перебрасывая войска по флангам и заводя их в тыл.

Следующей игрой в этом списке станет нетленный шутер от первого лица Verdun.

Её создателями являются именитые мододелы из Blackmill Games, из-под чьего пера (или, скорее, клавиатур) уже выходили The Great Trench War (мод для Battle for Middle-earth 2), Trench Rats (для MoH: Allied Assault) и Battlefield 1918. И вот, имея такой, казалось бы, не слабый опыт, в 2013 году они выпускают полновесную Verdun.

Verdun, в целом, удачно эксплуатирует формулу Red Orchestra – одно попадание = один труп. И, вроде бы, рассматривая концепцию, всё не так плохо. Длинные карты, изрытые траншеями, являющимися здесь контрольными точками. Правда, сначала надо добежать и выбить оттуда противника. Если же удалось подавить сопротивление и закрепиться – траншея переходит под контроль вашей стороны и можно начинать новые самоубийственные атаки.

Команды делятся на отряды по четыре бойца. Такое разделение ограничивает выбор оружия и контролирует игроков (хотя, сложно сказать, насколько эффективно). Каждое такое формирование включает в себя командира, отдающего приказы вызывающего артобстрел, обычного стрелка, гренадера и специалиста, чья квалификация зависит от происхождения отряда. Собственно, поэтому по ничейной земле не бегают толпы пулеметчиков с «Льюисами» наперевес.

Даже в игре поднимать в атаку — целое искусство.

И вроде игра пытается тебя накрутить – тебя снимают, когда высовываешься из-за бруствера, рядом падают снаряды, надо срочно натягивать противогаз, когда прилетает газовая мина. Атаки на окопы противника раз за разом проваливаются, ведь пара MG’шек лупят без передыху, да и Gewer 98 тоже не пукалка.

Но… Всегда есть то самое «но», способное даже ультрагигамегакрутую концепцию загнать если не на дно, то подпортить уж точно.

И, получается, что и стоять в полный рост в траншеях можно, и выходить на открытые пространства. Да даже взорвавшийся рядом снаряд тебя, вероятно, не убьёт. Не говоря уже о том, что револьвер достаёт до следующей траншеи.

Серьезно, из револьвера элементарно гасить солдат на расстояниях, доступных только винтовкам.

В сухом остатке, можно сказать, что, если вы любитель хардкорных шутеров, Верден – ваш выбор. Пусть, как мне показалось, он не столь сложен, как Рэд Орчестра. Если вы хотите на своей шкуре, от первого лица, убедиться в том, что на ничейной земле во время атак ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оставалось около 80% подразделений, вам сюда, в траншеи. Но, если вы хотите какого-то фана или удовольствия от пострелушек (даже весьма хардкорных), то эта игра не для вас. Она, по большому счету, не способна увлечь геймплеем. И дело даже не в относительном однообразии. Он просто скучен, игра выглядела весьма вкусно, но, в итоге, оказалась «нитакой».

Battle of Empires: 1914-1918

Это РТС, начинавшая свой путь как модификация к оригинальной «В Тылу Врага».

Игра разбита на пять частей, воссоздающих самые большие и наиболее важные события в период войны. Отдельные эпизоды пяти кампаний взаимосвязаны и рассказывают о боевых действиях Франции, Германии, России и Англии. Цикл заканчивает бонусная кампания, в которой игроку предстоит повоевать в форме всех стран поочередно.

Игра отличается высокой достоверностью и реализмом. Каждая из реконструированных единиц в игре создана по документам и изображениям реальных вещей. Это касается не только образцов оружия и техники, но и формы бойцов. Вот уж где раздолье для любителей хардкорной историчности, ведь даже сражения воспроизведены с маниакальным вниманием к деталям.

Пейзаж говорит сам за себя.

Во время игры будет доступен широкий арсенал оружия начала XX века. Это и отравляющие вещества (газ иприт), и осколочные боеприпасы, и первые модели танков с огнеметами, и, конечно, большое количество стрелкового оружия. Также стоит отметить реалистичную систему повреждений транспортных средств, которая рассчитывается из толщины и прочности брони, а также калибра и типа боеприпаса, наносящего урон.

Как ни крути, а эта игра даст прикурить любому прожжённому стратегу, подкидывая такие ситуации. В которых следует не только правильно распределить подчинённых, но и перебороть себя. Так что, рекомендуется абсолютно всем.

И, пожалуй, последней в этом списке, но не по значимости, я поставлю Valiant Hearts.

Да, довольно очевидный выбор, да и сказано о ней немало, но… не сказать о ней я не могу.

Итак, это аркада, повествующая нам о нелегкой судьбе нескольких человек – немца Карла, женатого на француженке; Эмиля, отца этой самой француженки; американца Фредди, записавшегося добровольцем во французскую армию; бельгийки Анны и пса. Кроме того, повествование не упускает из виду и Мари с сыном (француженка, да-да). Это чувственное произведение, способное выжать скупую мужскую слезу из любого перегоревшего человека. Но, обо всём по порядку.

И для начала, я скажу о геймплее и стилистике. Будем откровенны, первого тут нет. От слова «совсем». Всё, на что способен игрок – ходить туда-сюда, бить рукой (или еще чем-то), нажимать различные рычаги и крутить вентили. А, еще дадут покидать некоторые вещи и поездить на танке (последнее – единственный захватывающий момент в геймплейном плане). Помимо этого, есть несколько не самых сложных загадок, но, тем не менее, весьма интересных. И… всё. Ну, а что вы хотели? Игра ведь про войну, какая здесь стрельба, о чём вы?

Приклад — оружие победы.

Своё масло в огонь отрицательного костра подливает и стилистика игры. Персонажи гипертрофированы, речь хоть и озвучена, но подаётся облачками с картинками. И, если уж быть откровенным, всё это очень похоже на клоунаду. Чего стоят хотя бы офицеры, от которых хочется ржать долго и упорно. Не смотря на всю ту атмосферу, которая упорно нагнетается между игровым процессом. Хотя, справедливости ради надо сказать, что и во время геймплея есть пара-тройка атмосферных моментов.

«Офицерус стандартус» топает ножками.

Да, дирижабль. Да, разбившийся. Более, чем зрелищно.

А теперь о плюсах игры. А точнее одном огромном плюсе. Это сюжет.

Сейчас их будет очень много.

СПОЙЛЕРЫ, МНОГО СПОЙЛЕРОВ.

События рассказываются от лица четырёх главных персонажей. Все они имеют чёткую мотивацию своих действий и цель в этой войне. Помимо выживания, разумеется. Эмиль мобилизован во французскую армию сразу после того, как депортируют Карла. Он попадает в лагерь и проходит простенькую тренировку. Тут ему выдают винтовку и учат ею пользоваться. Правда, как-то странно. Нет, то, что его учат рукопашному бою – нормально. Но. Какого черта он использует её как биту? Ну и да. Первое, чему надо научить – стрелять. Это еще один вонючий комок в огород геймплея. Так или иначе, Эмиль попадает на фронт. Перед этим, на железнодорожной станции он помогает Фредди отбиться от нескольких идиотов-французов. Они, видимо, решили поиздеваться над темнокожим. Тем не менее, начало крепкой, хоть и не очень долгой дружбе, положено. Далее Эмиль попадает на битву при Ле-Шато и ему доверяют нести знамя. Однако наступление захлебывается, раненый француз попадает в плен (при этом, к тому подразделению, где служит его зять). А Мари получает дурные вести…

Фредди же, охваченный желанием отомстить за убитую жену, находит полк главного антагониста игры, барона фон Дорфа, во время битвы на Марне. Преодолевая линию обороны, американец уничтожит мост, несколько пулеметных точек и разорвет знамя. Да, он доберется, по сути, до одного из важнейших предметов любого подразделения, но завидев Фредди, барон трусливо сбежит. Впрочем, весь сюжет описывать не буду. Ибо это единственное, из-за чего стоит вообще играть. Скажу лишь, что Карл на протяжении всей игры будет пытаться попасть в Сен-Миель, к своей возлюбленной; Эмиль, в основном, будет помогать Фредди наказать фон Дорфа и стараться не умереть; они вместе объединяться с Анной, ищущей своего отца; и, в конце концов, каждый из них достигнет своей цели. Игра расскажет обо всех значимых моментах игры: о газовых атаках, о несчастном холме у Вокуа, о танковых атаках, о дезертирстве, поразившем армии с самого начала войны. Отдельного упоминания стоят дневники героев, исторические справки и коллекционные предметы. Всё это помогает больше погрузиться в ту эпоху, понять, что чувствовали люди на этой (да и не только этой, на самом деле) войне.

Пожалуй, в такие моменты больше всего хочется рыдать. От счастья, конечно.

Подводя итог, можно сказать, что сентиментальная история заставляет закрыть глаза на странную комиксную стилистику и бедный игровой процесс и захватывает тебя.

Что ж. Стоит сказать, что это не полный список игр о Великой войне. Я не сказал о древней The Great War: 1914-1918, Антанте (хотя, её я бы вообще не советовал, ибо классическая РТС в антураже Первой Мировой – очень дебильное решение), Spirit of War и ворохе глобальных стратегий. Отчасти, потому что не играл, отчасти потому, что, на мой взгляд, не все они отражают то, какова была Первая Мировая. Надеюсь, кто-то прислушается ко мне и попробует какие-то из игр, описанных здесь.

Что же касается неигровых материалов, рекомендую вам обратить взор на фильмы «Батальонъ» и «Эскадрилья Лафайет», мемуары и книгу "Первая Мировая война: катастрофа 1914 года", за авторством Макса Хейстингса. Последняя является опусом, на пяти сотнях страниц которого рассказываются подробно не только боевые действия, но и судьбы людей, на которые сделан большой упор.

Как по мне, лучший формат книги о войне.

Спасибо за внимание.


Лучшие комментарии

Годится. Но, о нём не слышал разве что ленивый.
Что же касается неигровых материалов

А Ремарк не годится?
Читай также