PoI производит Bad Robot, а все права у Warner Bros. и таким образом канал не имеет никакой прибыли от перепродажи прав другим телесетям, что в принципе, объясняет неумолимую позицию руководства.
Жадные ублюдки. Я любил этот сериал! :(
Главные герои слева направо: детектив Джосс Картер, Саманта «Рут» Гроувз, Гарольд Финч, Джон Риз, детектив Лайонел Фаско и Самина Шоу.
«За вами следят. У правительства есть секретная система — Машина. Она следит за вами каждый час, каждый день. Я разработал её, чтобы предотвратить теракты. Но она видит всё. Преступления, совершаемые обычными людьми. Правительство считает их неважными. Мы — нет. Скрываясь от властей, мы работаем в тайне. Вы нас не видите, но если вы жертва или преступник, мы вас вычислим… и найдём» — вступительный монолог Гарольда Финча, перевод LostFilm.TV.
Вообще, с Person of Interest ситуация сложилась очень забавно. На борту у телешоу есть всё, что нужно для статуса культового. Тут вам и шикарные актёры, в числе которых Майкл Эмерсон, за год до старта проекта закончивший съёмки в легендарном Lost, рядом с ним брутальный Джеймс Кэвизел, потрясающий женский каст (смотри фото к блогу), сюжет полный интриг, заговоров и — главное — строящийся вокруг глобальной слежки загадочного искусственного интеллекта, Рамин Джавади в кресле композитора, а также Джонатан Нолан в качестве сценариста и исполнительного продюсера. На секундочку, все фильмы того самого Нолана сняты по сценариям именно его брата. И при всём этом, популярность сериала далека от всеобщего обожания.
Этот пост будет полон любви и обожания, а написан он в честь трагического завершения шоу. Я вообще никогда не упускаю возможности вспомнить лишний раз PoI, ставя его даже выше, чем безоговорочного любимца публики от канала HBO Game of Thrones. И я обладаю всеми на то причинами.
Подозреваемый — Человек в костюме.
По своему стилю и общей атмосфере Подозреваемый очень напоминает Тёмного рыцаря. Уровень преступности в изображённом здесь Нью-Йорке едва ли не превосходит Готэм, количество группировок поражает сознание. Особенно в эпических между ними замесах. Группировка продажных копов не раз добавит проблем нашим героям, мафиози (среди которых также и семья русских авторитетов) поборются за кресло главы пяти семей, правительственные агенты не раз устроят ловушки главным героям, таинственная Десима Технолоджис строит коварные планы по изменению мирового порядка, а различные злодеи-одиночки то и дело возникают и исчезают с радаров — всё это буквально идеальный сюжет для комиксов про супер-героя.
Такое количество сюжетных линий, в свою очередь, к счастью или к лиху, возможен благодаря вертикальному сюжету. Ну, это когда каждый эпизод — отдельная, проходная, филлерная история, а ярчайшим из примеров «вертикальных» сериалов является X-Files. За гениальными сериями основного сюжета (где развиваются основные события; в X-files — мифология) идут порой очень простые и нудные детективные истории, в которых глав.герои активно изображают «капитанов» разжёвывая очередную догадку в диалогах. Но весь смак потрасающего Person of Interest в том, что на самом деле таких серий очень мало, а в конце сезона обязательно выясняется, что так или иначе все или как минимум часть спасённых бравой командой миротворцев люди были связаны какой-то длинной, замысловатой цепочкой заговоров. Тут даже за названиями корпораций, фигурировавших два сезона назад, приходится следить, ибо они вдруг появляются снова, заставляя тебя гадать где это ты слышал это причудливое словосочетание. А уж сказать, что сериал стоит смотреть хотя бы из-за не проходных, сюжетных серий — это вообще ничего не сказать, его просто стоит смотреть.
Персонажи прописаны ни чуть не хуже, чем в том же Остаться в живых (Дж.Дж.Абрамс, к слову, и здесь руку приложил — он исполнительный продюсер), вот только в отличии от тамошних болванов, которые быстро становились скучными после определённого личного катарсиса, здешние персонажи имеют логичные и динамично развивающиеся характеры. Интрига изначально строится как раз вокруг их личностей и той самой системы наблюдения — Машины, которая не просто средство для слежки, а настоящий искусственный интеллект. Отсюда, кстати, Ubisoft и позаимствовала идею для системы CtOS в своей первой Watch_Dogs (сделав её, правда, обычной системой наблюдения, да, но это ведь лишь первая игра во франчайзе, верно?) и общую стилистику оформления (блики, глюки, шлики и прочая лабуда — это всё прямиком из сериала).
Первый сезон может показаться скучным и нудным сначала, поскольку начинается прямо с ходу с филлерных детективчиков, неохотно раскрывая персонажей и положение вещей в целом, нагоняя, однако, невероятную интригу. А началось всё вот так: некий миллиардер (Гарольд Финч — создатель Машины) даёт бывшему оперативнику ЦРУ (Джон Риз), ныне бомжующему в метро, задание по слежке и спасению или же нейтрализации девушки. При этом заявив, что точно не знает — спасать её, или [кого-то] от неё, а затем исчезает, поддерживая связь лишь по телефону во время расследования. Бравый боец тут же приходит в себя, принимает ванну, бреется, одевает ставший немного погодя знаменитым костюм и отправляется бесчинствовать: грабит торговцев оружием, дабы раздобыть себе арсенал для будущих дел, а так же вербует продажного копа, тем самым навлекая на себя как внимание полиции, так и бандитов, начавших за ним охоту.
Чуть позже Гарольд объясняет Джону, что знает с кем произойдёт беда, поскольку получает номера социального страхования от системы под названием Машина, ведущей круглосуточное наблюдение по всему миру для предотвращения терактов в США, но не знает точно, как человек с выпавшем номером замешан в деле: жертва он, или преступник. Машина видит всё, но ограничена в действиях: она смотрит, анализирует и выдаёт номер Управлению Национальной Безопасности, чтобы те уже сами разобрались, но поскольку она в действительности видит всё, ему пришлось научить её отсеивать номера обычных людей как неважные. Впрочем, позже всё немного поменялось и теперь он решил заняться спасением этих «неважных» номеров, найдя в этом смысл своей бессмысленной жизни. Сейчас я по сути взял и пересказал вступительный монолог Гарольда Финча, начинающий каждую серию.
Машина следит… и думает. Играя в Watch_Dogs чувство лёгкого дежавю не отпускает до самых финальных титров.
Все произошедшие за этим события — ад, караул, и кромешный п… Цензура не позволяет закончить. На момент окончания четвёртого сезона, бравая команда по спасению уже мира была вынуждена скрываться от враждебной системы под названием «Самаритянин», который яро хочет изменить человеческий мировой порядок, убить всех девиантов, отщепенцев, несогласных, а также Машину и всех её агентов, являющихся всем этим разом. Звучит как полный бред, но тот факт, что Машину, приславшей своему создателю пару сообщений в последней серии четвёртого сезона, поставили в список актёров, сыгравших самые трогательные реплики в теле-сезоне осень-весна 14-15 говорит о многом.
То как сценаристы преподносят всю эту сценарную ветку с разумным ИИ вполне вписывается в наше с вами видение вещей. Все эти спасения людей и мира, война двух искусственных разумов, как и все герои шоу — они за завесой нашего мира, за кулисами. Обычные люди живут, верят, любят, ненавидят, убивают, едят, спят и даже не догадываются, что мир изменился и изменился [по замыслу Нолана] очень давно. Незаметно. Пока они спали. Ровно как в пресловутой Матрице никто не догадывался в каком на самом деле мире они живут.
Эти курсор и строка текста — архизлодей Самаритянин. И он действительно жуткий.
При этом действие не из разряда долгоиграющих мыльных опер, хотя при желании сделать из PoI Санта-Барбару было бы очень просто. У авторов было чёткое видение развития сюжета и все события уже произошедшие говорят о том, что планы вполне себе реализованы в полной мере, не смотря на некоторые трагические события, связанные с телеканалом и производством сериала, о которых чуть позже. Авторы умеют выжать слезу, вызвать сочувствие и переживание, более того, им удивительным образом получилось сделать из пары строчек на экране, похожих на субтитры, настоящего и ужасающего антагониста всего действа. К потрясающему финалу, не оставляющего совершенно никаких вопросов и закрывшему все сюжетные дыры, поклонникам натурально пришлось обзавестись платками, попкорном, то и дело выпадающем из открытого от изумления рта, и напитками гораздо крепче колы, потягивая которые сложно было не удавиться от кома в горле.
Разворот
Однако, беда приходит откуда не ждали. Часто хорошие шоу гибнут из-за глупости канала. Person of Interest выходит на американском канале CBS специализирующимся преимущественно на процедуралах. CSI, Elementary, Mentalist и NCIS — его детища и гордость. Каждый из них собирает достаточно высокое количество зрителей. Славный Подозреваемый три года имел статус самого рейтингового шоу канала, однако, после смены таймслота для трансляции третьего сезона и увеличившемся количестве сюжетных серий с упором на научную-фантастику, рейтинги стремительно полетели вниз — идеальный представитель аудитории СBS — домохозяйка — не смогла уследить за сюжетными пердимоноклями, занимаясь домашними делами. С рекордной отметки в 16.1 млн. зрителей и 3.4/9 в демо, установленной одиннадцатым эпизодом второго сезона, сериал стал сбавлять обороты и к финалу четвёртого сезона, 4x22 'YHWH', по окончательным данным собрала 8.18 млн. телезрителей и 1.1 в демо (18-49).
Жизнь сериала висела на волоске, авторы и комьюнити едва уговорили руководство телеканала дать им возможность завершить историю. В результате, пятый и заключительный сезон был заказан в сокращённом виде — всего 13 эпизодов, вместо стандартных 22. Кроме того, эти 13 серий выходили по две-три в неделю, что севершенно убило рейтинги, которые, впрочем, всё равно удержались в районе 5.5 миллионов человек.
То, как отреагировало многомиллионное сообщество — словами не передать. Вы можете написать в поиске твиттера #13IsNotEnough и сами всё узрите. Фанаты до сих пор адресуют миллионы твиттов CBS, Warner Bros., Нолану, Netflix, актёрам сериала и даже другим каналам с требованием вернуть всё как было: полный сезон и/или в прежнем таймслоте, однако влажным надеждам фанатов на продолжения, кажется, больше нет места в нашей реальности.
PoI производит Bad Robot, а все права у Warner Bros. и таким образом канал не имеет никакой прибыли от перепродажи прав другим телесетям, что в принципе, объясняет неумолимую позицию руководства.
В погоне за рейтингами и длинным долларом, на постоянный таймслот Person of Interest CBS влепил новый сериал собственного производства Limitless по мотивам одноимённого фильма (рус. Области тьмы), так же ставший в итоге процедуралом. И вот ведь незадача (или карма, как считают фанаты): его рейтинги также были не столь удовлетворительными и даже близко не такими высокими как у первых сезонов Подозреваемого и после 22 эпизодов история о забавных таблетках, расширяющих сознание, под названием NZT так и не была и уже не будет завершена.
Поделом.
Влияние
Сложно недооценить влияние PoI на свой многомиллионный стан поклонников. В Америке статус едва ли не был возведён в культовый, если бы не трагические падения описанные выше. Тем не менее, в стане конспирологов он произвёл фурор. И даже те, кто раньше относились ко всем этим придиркам прессы к правительству о тотальной слежке, стали задумываться и почёсывать свои макушки. Немало масла в огонь подлил и г-н Сноуден слив тонны информации о работе спецслужб США.
Сноуден предупреждал.
Интернет полнится артами, фан-видео и даже фанфиками по мотивам. И, честно говоря, сериал в самом деле способен привлечь всех: и любителей детективных сериалов а-ля Miami vice, и любителей фильмов вроде Она и недавней Ex_Machina. Найдётся здесь на что посмотреть и ЛГБТ-шникам,* как показали события последних сезонов.
Эпилог
Сериал завершился. Однозначный финал с говорящим названием 'return_0' мастерски расставляет всё по местам, раздавая по заслугам всем и каждому. Гениальный sci-fi невероятно правдоподобен и не даёт в себе сомневаться ни минуты.
Person of Interest однозначно стоит смотреть, что я уже неоднократно говорил. Его тягучая атмосфера и хитросплетения сюжета затягивают и не отпускают до самого финального эпизода, заставляя простить некоторые откровенно слабые детективные истории, которыми больше всего запомнился только четвёртый сезон. И даже там всё воедино свёл финал, убивший весь скепсис на корню.
К слову, наш чудесный Леонид Давыдов, по его собственному заявлению, является открытым фанатом и лично у меня не возникло бы ни единого повода не доверять его большому и авторитетному мнению.
Господин Нолан, команда PoI, от чистого сердца спасибо Вам за невероятную историю.
И помните: за Вами следят. Слушают миллионом ушей и видят миллиардом глаз.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
PoI производит Bad Robot, а все права у Warner Bros. и таким образом канал не имеет никакой прибыли от перепродажи прав другим телесетям, что в принципе, объясняет неумолимую позицию руководства.