30 июня 2016 30.06.16 36 4213

Рецензия. Джонатан Нолан Person of Interest: как Нью-Йорк превратился в Готэм.

+47

Главные герои слева направо: детектив Джосс Картер, Саманта «Рут» Гроувз, Гарольд Финч, Джон Риз, детектив Лайонел Фаско и Самина Шоу.

«За вами следят. У правительства есть секретная система — Машина. Она следит за вами каждый час, каждый день. Я разработал её, чтобы предотвратить теракты. Но она видит всё. Преступления, совершаемые обычными людьми. Правительство считает их неважными. Мы — нет. Скрываясь от властей, мы работаем в тайне. Вы нас не видите, но если вы жертва или преступник, мы вас вычислим… и найдём» — вступительный монолог Гарольда Финча, перевод LostFilm.TV.

Вообще, с Person of Interest ситуация сложилась очень забавно. На борту у телешоу есть всё, что нужно для статуса культового. Тут вам и шикарные актёры, в числе которых Майкл Эмерсон, за год до старта проекта закончивший съёмки в легендарном Lost, рядом с ним брутальный Джеймс Кэвизел, потрясающий женский каст (смотри фото к блогу), сюжет полный интриг, заговоров и — главное — строящийся вокруг глобальной слежки загадочного искусственного интеллекта, Рамин Джавади в кресле композитора, а также Джонатан Нолан в качестве сценариста и исполнительного продюсера. На секундочку, все фильмы того самого Нолана сняты по сценариям именно его брата. И при всём этом, популярность сериала далека от всеобщего обожания.

Этот пост будет полон любви и обожания, а написан он в честь трагического завершения шоу. Я вообще никогда не упускаю возможности вспомнить лишний раз PoI, ставя его даже выше, чем безоговорочного любимца публики от канала HBO Game of Thrones. И я обладаю всеми на то причинами.

Подозреваемый — Человек в костюме.

По своему стилю и общей атмосфере Подозреваемый очень напоминает Тёмного рыцаря. Уровень преступности в изображённом здесь Нью-Йорке едва ли не превосходит Готэм, количество группировок поражает сознание. Особенно в эпических между ними замесах. Группировка продажных копов не раз добавит проблем нашим героям, мафиози (среди которых также и семья русских авторитетов) поборются за кресло главы пяти семей, правительственные агенты не раз устроят ловушки главным героям, таинственная Десима Технолоджис строит коварные планы по изменению мирового порядка, а различные злодеи-одиночки то и дело возникают и исчезают с радаров — всё это буквально идеальный сюжет для комиксов про супер-героя.

Такое количество сюжетных линий, в свою очередь, к счастью или к лиху, возможен благодаря вертикальному сюжету. Ну, это когда каждый эпизод — отдельная, проходная, филлерная история, а ярчайшим из примеров «вертикальных» сериалов является X-Files. За гениальными сериями основного сюжета (где развиваются основные события; в X-files — мифология) идут порой очень простые и нудные детективные истории, в которых глав.герои активно изображают «капитанов» разжёвывая очередную догадку в диалогах. Но весь смак потрасающего Person of Interest в том, что на самом деле таких серий очень мало, а в конце сезона обязательно выясняется, что так или иначе все или как минимум часть спасённых бравой командой миротворцев люди были связаны какой-то длинной, замысловатой цепочкой заговоров. Тут даже за названиями корпораций, фигурировавших два сезона назад, приходится следить, ибо они вдруг появляются снова, заставляя тебя гадать где это ты слышал это причудливое словосочетание. А уж сказать, что сериал стоит смотреть хотя бы из-за не проходных, сюжетных серий — это вообще ничего не сказать, его просто стоит смотреть.

Персонажи прописаны ни чуть не хуже, чем в том же Остаться в живых (Дж.Дж.Абрамс, к слову, и здесь руку приложил — он исполнительный продюсер), вот только в отличии от тамошних болванов, которые быстро становились скучными после определённого личного катарсиса, здешние персонажи имеют логичные и динамично развивающиеся характеры. Интрига изначально строится как раз вокруг их личностей и той самой системы наблюдения — Машины, которая не просто средство для слежки, а настоящий искусственный интеллект. Отсюда, кстати, Ubisoft и позаимствовала идею для системы CtOS в своей первой Watch_Dogs (сделав её, правда, обычной системой наблюдения, да, но это ведь лишь первая игра во франчайзе, верно?) и общую стилистику оформления (блики, глюки, шлики и прочая лабуда — это всё прямиком из сериала).

Первый сезон может показаться скучным и нудным сначала, поскольку начинается прямо с ходу с филлерных детективчиков, неохотно раскрывая персонажей и положение вещей в целом, нагоняя, однако, невероятную интригу. А началось всё вот так: некий миллиардер (Гарольд Финч — создатель Машины) даёт бывшему оперативнику ЦРУ (Джон Риз), ныне бомжующему в метро, задание по слежке и спасению или же нейтрализации девушки. При этом заявив, что точно не знает — спасать её, или [кого-то] от неё, а затем исчезает, поддерживая связь лишь по телефону во время расследования. Бравый боец тут же приходит в себя, принимает ванну, бреется, одевает ставший немного погодя знаменитым костюм и отправляется бесчинствовать: грабит торговцев оружием, дабы раздобыть себе арсенал для будущих дел, а так же вербует продажного копа, тем самым навлекая на себя как внимание полиции, так и бандитов, начавших за ним охоту.

Чуть позже Гарольд объясняет Джону, что знает с кем произойдёт беда, поскольку получает номера социального страхования от системы под названием Машина, ведущей круглосуточное наблюдение по всему миру для предотвращения терактов в США, но не знает точно, как человек с выпавшем номером замешан в деле: жертва он, или преступник. Машина видит всё, но ограничена в действиях: она смотрит, анализирует и выдаёт номер Управлению Национальной Безопасности, чтобы те уже сами разобрались, но поскольку она в действительности видит всё, ему пришлось научить её отсеивать номера обычных людей как неважные. Впрочем, позже всё немного поменялось и теперь он решил заняться спасением этих «неважных» номеров, найдя в этом смысл своей бессмысленной жизни. Сейчас я по сути взял и пересказал вступительный монолог Гарольда Финча, начинающий каждую серию.

Машина следит… и думает. Играя в Watch_Dogs чувство лёгкого дежавю не отпускает до самых финальных титров.

Все произошедшие за этим события — ад, караул, и кромешный п… Цензура не позволяет закончить. На момент окончания четвёртого сезона, бравая команда по спасению уже мира была вынуждена скрываться от враждебной системы под названием «Самаритянин», который яро хочет изменить человеческий мировой порядок, убить всех девиантов, отщепенцев, несогласных, а также Машину и всех её агентов, являющихся всем этим разом. Звучит как полный бред, но тот факт, что Машину, приславшей своему создателю пару сообщений в последней серии четвёртого сезона, поставили в список актёров, сыгравших самые трогательные реплики в теле-сезоне осень-весна 14-15 говорит о многом.

То как сценаристы преподносят всю эту сценарную ветку с разумным ИИ вполне вписывается в наше с вами видение вещей. Все эти спасения людей и мира, война двух искусственных разумов, как и все герои шоу — они за завесой нашего мира, за кулисами. Обычные люди живут, верят, любят, ненавидят, убивают, едят, спят и даже не догадываются, что мир изменился и изменился [по замыслу Нолана] очень давно. Незаметно. Пока они спали. Ровно как в пресловутой Матрице никто не догадывался в каком на самом деле мире они живут.

Эти курсор и строка текста — архизлодей Самаритянин. И он действительно жуткий.

При этом действие не из разряда долгоиграющих мыльных опер, хотя при желании сделать из PoI Санта-Барбару было бы очень просто. У авторов было чёткое видение развития сюжета и все события уже произошедшие говорят о том, что планы вполне себе реализованы в полной мере, не смотря на некоторые трагические события, связанные с телеканалом и производством сериала, о которых чуть позже. Авторы умеют выжать слезу, вызвать сочувствие и переживание, более того, им удивительным образом получилось сделать из пары строчек на экране, похожих на субтитры, настоящего и ужасающего антагониста всего действа. К потрясающему финалу, не оставляющего совершенно никаких вопросов и закрывшему все сюжетные дыры, поклонникам натурально пришлось обзавестись платками, попкорном, то и дело выпадающем из открытого от изумления рта, и напитками гораздо крепче колы, потягивая которые сложно было не удавиться от кома в горле.

Разворот

Однако, беда приходит откуда не ждали. Часто хорошие шоу гибнут из-за глупости канала. Person of Interest выходит на американском канале CBS специализирующимся преимущественно на процедуралах. CSI, Elementary, Mentalist и NCIS — его детища и гордость. Каждый из них собирает достаточно высокое количество зрителей. Славный Подозреваемый три года имел статус самого рейтингового шоу канала, однако, после смены таймслота для трансляции третьего сезона и увеличившемся количестве сюжетных серий с упором на научную-фантастику, рейтинги стремительно полетели вниз — идеальный представитель аудитории СBS — домохозяйка — не смогла уследить за сюжетными пердимоноклями, занимаясь домашними делами. С рекордной отметки в 16.1 млн. зрителей и 3.4/9 в демо, установленной одиннадцатым эпизодом второго сезона, сериал стал сбавлять обороты и к финалу четвёртого сезона, 4x22 'YHWH', по окончательным данным собрала 8.18 млн. телезрителей и 1.1 в демо (18-49).

Жизнь сериала висела на волоске, авторы и комьюнити едва уговорили руководство телеканала дать им возможность завершить историю. В результате, пятый и заключительный сезон был заказан в сокращённом виде — всего 13 эпизодов, вместо стандартных 22. Кроме того, эти 13 серий выходили по две-три в неделю, что севершенно убило рейтинги, которые, впрочем, всё равно удержались в районе 5.5 миллионов человек.

То, как отреагировало многомиллионное сообщество — словами не передать. Вы можете написать в поиске твиттера #13IsNotEnough и сами всё узрите. Фанаты до сих пор адресуют миллионы твиттов CBS, Warner Bros., Нолану, Netflix, актёрам сериала и даже другим каналам с требованием вернуть всё как было: полный сезон и/или в прежнем таймслоте, однако влажным надеждам фанатов на продолжения, кажется, больше нет места в нашей реальности.

PoI производит Bad Robot, а все права у Warner Bros. и таким образом канал не имеет никакой прибыли от перепродажи прав другим телесетям, что в принципе, объясняет неумолимую позицию руководства.

В погоне за рейтингами и длинным долларом, на постоянный таймслот Person of Interest CBS влепил новый сериал собственного производства Limitless по мотивам одноимённого фильма (рус. Области тьмы), так же ставший в итоге процедуралом. И вот ведь незадача (или карма, как считают фанаты): его рейтинги также были не столь удовлетворительными и даже близко не такими высокими как у первых сезонов Подозреваемого и после 22 эпизодов история о забавных таблетках, расширяющих сознание, под названием NZT так и не была и уже не будет завершена.

Поделом.

Влияние

Сложно недооценить влияние PoI на свой многомиллионный стан поклонников. В Америке статус едва ли не был возведён в культовый, если бы не трагические падения описанные выше. Тем не менее, в стане конспирологов он произвёл фурор. И даже те, кто раньше относились ко всем этим придиркам прессы к правительству о тотальной слежке, стали задумываться и почёсывать свои макушки. Немало масла в огонь подлил и г-н Сноуден слив тонны информации о работе спецслужб США.

Сноуден предупреждал.

Интернет полнится артами, фан-видео и даже фанфиками по мотивам. И, честно говоря, сериал в самом деле способен привлечь всех: и любителей детективных сериалов а-ля Miami vice, и любителей фильмов вроде Она и недавней Ex_Machina. Найдётся здесь на что посмотреть и ЛГБТ-шникам,* как показали события последних сезонов.

Эпилог

Сериал завершился. Однозначный финал с говорящим названием 'return_0' мастерски расставляет всё по местам, раздавая по заслугам всем и каждому. Гениальный sci-fi невероятно правдоподобен и не даёт в себе сомневаться ни минуты.

Person of Interest однозначно стоит смотреть, что я уже неоднократно говорил. Его тягучая атмосфера и хитросплетения сюжета затягивают и не отпускают до самого финального эпизода, заставляя простить некоторые откровенно слабые детективные истории, которыми больше всего запомнился только четвёртый сезон. И даже там всё воедино свёл финал, убивший весь скепсис на корню.

К слову, наш чудесный Леонид Давыдов, по его собственному заявлению, является открытым фанатом и лично у меня не возникло бы ни единого повода не доверять его большому и авторитетному мнению.

Господин Нолан, команда PoI, от чистого сердца спасибо Вам за невероятную историю.

И помните: за Вами следят. Слушают миллионом ушей и видят миллиардом глаз.

* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Лучшие комментарии

PoI производит Bad Robot, а все права у Warner Bros. и таким образом канал не имеет никакой прибыли от перепродажи прав другим телесетям, что в принципе, объясняет неумолимую позицию руководства.


Жадные ублюдки. Я любил этот сериал! :(
Гениальная история о том, что значит жить и быть живым в 21-ом веке. ИЧСХ, загубленная инертным стадом домохозяек, что, вообще-то, как раз лишь развивает эту идею.
Характеристику финала полностью разделяю — и про платки, и про поп-корн, и про ком в горле.

Отличный пост, я бы лучше не смог сказать. Правда, картинок явно не хватает. Как выглядит Машина, кто из главных героев — Финч, какой треугольный курсор пускает мороз по коже, и т.д.

Ну и — да — всем, кто уже успел прикоснуться к данному шедевру — вот вам напоминание о трёх простых словах, которые способны вызвать самый отчаянный ужас вперемешку с чувством безысходности:


И — нет — это не спойлер, потому что вы просто не поймёте, что это тот самый момент, пока он не настанет.

Тот, кто хотя бы не прослезился в этот момент — бездушная тварь… что, к слову, тоже одна из ключевых тем сериала.
Во-первых, теперь уже пошли детали, которые надобно бы прятать, ибо этоА во-вторых, тема с промыванием мозгов на мой взгляд там как раз передана шикарно. Если ты помнишь, ещё в прошлом сезоне (до симуляций) Самаритянин пробовал весь остальной арсенал техник для внушения. Начиная с простого гипноза и банальных попыток втереться в доверие. Это наглядно показывает, что он тогда лишь экспериментировал в новой для себе сфере по перепрошивке человеческого сознания.
В пятом же сезоне — лично у меня вообще никаких сомнений и «не верю» не возникло. Там же не просто VR, а VR под веществами. И я абсолютно уверен, что в довесок к этому Самаритянин использовал другие весёлые способы — фингалы у Самин это наглядно показывают. Морить голодом, не давать спать, выведение из нормального состояния звуками. Короче, всё то, что нам показывали в фильмах про Борна, когда объясняли, откуда вообще взялась его личность.
Ты в курсе, например, что достаточно банальной сенсорной депривации, чтобы заставить человека видеть/слышать галюны? Добавь к этому отсутствие сна, истощение, гипноз, адский стресс, психотропные препараты и VR — и что ты, что я в такой ситуации — точно не смогли бы отличить действительность от внушаемой реальности, при чём сразу же. Тут гораздо бОльшие сомнения вызывает то, как долго Самин смогла продержаться. Но это, при желании, можно объяснить тем, что она не совсем психически здорова сама по себе.

Что же касается того, как вывели из сериала актрису, исполняющую роль Шоу — это просто божественно. Я узнал о причине её «устранения» только после первого просмотра этого эпизода, когда пошёл жадно искать любую инфу о его создании. После чего, как только узнал — не смог отказать себе в удовольствии пересмотреть серию второй, третий, четвёртый раз…
И с каждым разом не прекращал восхищаться, как виртуозно они всё скрыли. То со светом играются, то с ракурсом, то с одеждой, то с заслоняющими её препятствиями… Короче, Нолан гений. Правда, не тот, которого принято таковым считать, а вот этот.
И команду он подобрал себе под стать.

P.S.: Вот только что в очередной раз, когда сел щёлкать эти 2 скрина — не удержался и снова пересмотрел весь эпизод с начала.
P.P.S.: А ты в дискорде случаем не сидишь? Ты там под каким ником?
смотрю взахлеб уже неделю и не могу оторваться!
правда, убила линия с внезапной любовью Картер и Джона, с последующей смертью Картер (чуть ли не через пять-десять минут экранного времени). Это wtf вообще! Зачем это было делать? Если так нужно было вывести персонажа из игры, можно было обойтись без розовых соплей.
Он начнет мутить с психологом и выглядит это примерно так:
— Ты должен открыться мне, Джон.
— Не могу, это сложно.
Все. И у них совместных сцен штук 20 будет. И все они выглядят вот так, как я выше написал. Насколько это плохо — судите сами :)
Ну, друже, преступники ведь бывают всегда и везде. Но эта условность, которую команде навязали CBS. В недавнем интервью Грег Пледжман (исполнительный продюссер и шоураннер где-то с 3-4 сезона) жаловался, что даже заказав сокращённый сезон, канал всё равно требовал от них определённого количества «номеров недели». Так что простительно, учитывая, что даже филлерные серии они сделали менее проходными, развивая в них семимильными шагами центральную историю, приправив детективчик изрядной долей юмора.
Про картинку: это вообще один из лучших эпизодов сериала. И да, на сцене с картинки просто нельзя обойтись без платка, если у тебя есть душа.
А ещё этот эпизод пополнил мою музыкальную коллекцию потрясающим треком Glitch Mob — Fortune Day.
И, кстати, раз уж затронул тему музыки, у сериала еще и полный порядок с музыкальной составляющей и работой со звуком. В одном только финальном эпизоде, в диалоге Гарольда с Машиной на крыше, отличная музыкальная подложка, которая, благодаря размеренности реплик самих актёров, почему-то напомнила мне о Transistor.
Картинки, да. Поправил. Надеюсь, выглядит полнее. А персонажей я представил, но в процессе оформления эта строка загадочным образом исчезла. И этот огрех поправил.

О моменте, о котором ты говоришь: согласен, крайне эмоциональный, но как по мне, Шоу изумительно вывели из истории и ужасно вернули. Вся эта муть с очками виртуальной реальности в последнем сезоне очень притянута за уши и скорее доставляет охапку лулзов, но сам сценарный ход о попытке завербовать приближённого при помощи симуляции — шикарна. До последнего опасался, что Шоу так и не разберётся где кончается виртуальность и где начинается реальность.
Касательно звукового ряда — у меня от музыки мурашки по коже бежали в показанной выше сцене и в финале предпоследнего сезона — когда Она обращается к Нему.
Они похожи, но на этом и всё. Никаких намеков не было о том, что Джон испытывает какие-то чувства. Я помню, что речь шла о том, что они друзья и дороги друг для друга. Всё. Никаких заигрываний, флирта и всего такого, как с той же Зои, с которой были намеки на то, что они переспали, причем не раз. И тут Джон говорит такую пламенную речь, которая вообще не в характере героя, что мне стало смешно. Может он, правда, наделялся, что Картер не переживет эту ночь, чтобы не пришлось потом как-то отвечать за свои слова?) У них не видно химии. Дружба — да, но не более. Когда он начал говорить, что неравнодушен к ней, у меня закралась мысль, что ей недолго осталось, потому что не думала, что они станут тратить сериальное время на их отношения. И еще, ОНА его изменила? Не Гарольд, который дал ему цель жить дальше? ЧТО? Серьезно? Кто писал ему эту речь? Они сами сериал смотрели?

Джона еще попытаются с кем-то свести или на этом всё?
Отличный сериал, как раз вчера только досмотрел. Концовка прям удалась, ну лично мне так показалось, хотя многие говорят, что не очень.
Из всего сериала наверно больше всех запомнился момент где: У главных героев была безвыходная ситуация(сбегали от куда-то) и машина симулировала поведение героев и искала способ уйти живыми, показано просто круто, прям оч круто. Позабавило ещё, когда Фаско поцеловал Рут, ответив на её возмущение тем, что это симуляция. Ну забавно же!
Об этой же серии выше пишет Лекс (4х11 «If-Then-Else»).

… он вообще красавчик, особенно учитывая, что у Нолана и ко. в каждом сезоне были планы на его умерщвление. А он и с Рут поцеловался и пенсию сохранил и выжил. xD
Тогда ещё маленько о Шоу и Фаско
Самое странное было, когда Фаско ножом проткнули. Так вот, этого чувака, Шоу же осматривала, а она как-никак очень крутой агент и как она могла не заметить нож, как по мне, очевидно же. Ну я лично почему то сразу же подумал, что нож должен же быть.
Ох, всё так плохо?
Лично я вообще не понимаю зачем Джону какая-то любовная линия в принципе. Ладно, флирт, но всё остальное? У него уже есть драма, трагическая потеря любимого человека. Лучше бы сыграли на этом. В стиле, что он не может забыть и поэтому закрыт для чувств к остальным.

С Зои у них была химия, причем реально классная.
Лекс, когда же вторую статью по PBR запилишь? Уж очень было интересно читать.
Уговорили, решил посмотреть. В пятой серии наткнулся на забавную пасхалку.А лучший сериал о том, как страшно жить в современном мире, всё равно «мистер робот».
Читай также