13 апреля 2016 13.04.16 0 2584

Banner Saga, The [Обзор игры]

+3

Несколько дней назад солнце просто остановилось в небе,
хотя в эти долгие зимние дни никто из нас не может
с уверенностью сказать, сколько дней прошло.
 

«Ролевая игра», «пошаговая», «стратегия», «инди», «тактика», «kickstarter» — такие и некоторые другие метки в стим характеризуют данную игру. Я от себя добавил ещё одну, которая, на мой взгляд, очень ёмко характеризует произведение «stoic». Это метка «эпос». Перед нами штучное изделие (как-то даже коробит называть этот шедевр изделием), с любовью созданное выходцами из «bioware». Это именно эпос о битве людей и великанов Варлов против каменных Драугов и новом неведомом ранее зле, которого боятся даже обсидиановые великаны. Солнце остановилось и остывает. Варлы вымирают. Боги уже мертвы. Помощи ждать неоткуда. Атмосфера зимы, холода, гнетущего угасания природы и скорого конца света – вот чем пронизано повествование. Проработка мира поражает, открывая карту мы видим континент с реками, горами и лесами, с пустынями и болотами. И все эти места имеют своё название и свою историю, в чём игрок может убедиться лично, просто кликнув по названию того или иного объекта. И далеко не всю карту вам позволят изучить в первой части игры – авторы припасли огромные пласты истории на второй и третий эпизоды своей нордической «Эллады». 

Сюжет и проработанный мир обрамляет потрясающая музыка за авторством Остина Уинтори, который так же написал саундтрек для «The Journey». Это монументальные, глубокие и по-свойму холодные как скандинавские фьорды произведения с использованием фольклорных инструментов и привлечением симфонического оркестра. Часть произведений в саундтреке из 29 композиций задают игре размах, показывают всю эпичность происходящего на экране, вторая же половина треков призвана придать игре глубину и своим соло на скрипке Тейлора Дэвиса сместить акцент на взаимоотношения Аллеты со своим отцом Руком. Раньше я знал 2 игры, музыка в которых создавала как минимум половину атмосферы повествования – это «Bastion» и «Transistor», но теперь к этому списку я с лёгкостью добавляю «The banner saga». Стоит отметить, что это первый саундтрек, который я захотел купить в стиме.

Выше всяких похвал и графика. Здесь нет новомодного PBR, всяческих  SSS и AO эффектов, но тут они и не к чему. Игра полностью двухмерна, а в чём-то рисовка даже схематична, но всё выполнено настолько качественно и красиво, что это можно записать только в плюс игре. Красивые задники в бело-синих либо тёмно-зелёных тонах со свинцовым небом, в ручную отрисованные герои и классическая диснеевская анимация – всё это создаёт необходимую аутентичность и в тоже время ни на секунду не вызывает отторжения. Здесь опять же игру хочется сравнить с «Transistor».

Геймплейно игра делится на 3 части: повествовательная часть осуществляется посредством текстовых сообщений и роликов, причём первых на 2 порядка больше. Часть текстовых вставок просто рассказывают вам историю, часть же вынуждают вас совершать выбор. Причём выбор этот всегда на что-то влияет, а даже на первый взгляд правильное и максимально щадящее решение может аукнуться вам в ходе дальнейшей игры, причём аукнуться настолько громко, что можно потерять одного из героев. Фактически тут нет правильных или неправильных выборов – вы решаете задачу так, как считаете необходимым, но угодить всем и не замараться практически невозможно за очень редким исключением. В этом игра cхожа на последнем ведьмаком (точнее, ведьмак схож с сагой): нет хороших или плохих решений – есть решения, которые в бОльшей или меньшей степени удовлетворяют вас в конкретно этот момент.

Вторая часть геймплея – менеджмент каравана. Вы будете следить за настроением людей в караване, количеством войнов и провианта. Эта часть тесно переплетена с предыдущей, так как именно нужды каравана в тот или иной момент будут влиять на ваши решения в текстовых вставках.
Третья часть – пошаговые бои. Всё типично и интуитивно понятно: 2 фазы – движение и атака, походив вы можете атаковать, но атаковав передвижение героя вы осуществить уже не сможете. Но и тут есть некоторые отличия от типичных пошаговых боёв, к которым мы привыкли, например в «X-COM». Во-первых у каждого героя есть две шкалы: броня (голубая шкала) и здоровье (красная шкала), причём обе шкалы критично важны для геймплея. Так шкала здоровья помимо всего прочего является ещё и шкалой силы атаки. Т.е. герой со здоровьем 20 и урон будет наносить бОльший, нежели герой со здоровьем 3. Но и тут всё не так просто, ведь при здоровье 20 урон в 20 единиц будет проходить только по противнику с отсутствующей бронёй, в противном итоге урон будет равен разнице урона атакующего и брони обороняющегося. А в случае, если у обороняющегося броня больше чем урон атакующего, то вообще возможно уклонение от удара. Звучит мудрёно и непонятно, но в самой игре достаточно провести несколько боёв, чтобы понять как это всё работает. Какую шкалу приоритетней сносить зависит от ваших героев и обстановки на поле боя. Такая геймдизайнерская находка добавляет сложности и вариативности боя. Второе значимое отличие от других пошаговых стратегий – порядок ходов. Тут есть чётко фиксированная очерёдность ходов в бою. За вашим ходом ВСЕГДА (кроме ситуации, когда у противника на поле боя остался только один герой) следует ход соперника. Даже если вы убили героя, который должен был ходить за вами. Это решение так же добавляет вариативности бою. Создаются ситуации, когда выгоднее оставить недобитого инвалида практически без очков здоровья (а значит и атаки), нежели добить его.

Система прокачки в игре одновременно проста и сложна в плане выбора, как и всё в этой игре. Уровни герою начисляются за убитых им врагов, на повышения уровня автоматически не происходит. Для того, чтобы повысить уровень героя вам придётся потратить очки славы. Сначала 5, потом 10,15 и, наконец, для перевода героя на 5 уровень — 20 очков. Очки зарабатываются в боях и иногда в текстовых заданиях. И не было бы в этом ничего сложного, если бы на эти же очки не надо было покупать провиант для каравана. Вновь перед игроком ставят выбор: на одной чаше весов улучшение героя, на другой — благополучие людей, доверивших вам свою жизнь. За каждый новый уровень ваш герой получает 2 нераспределённых очка навыков, которые вы можете потратить на повышение уровня брони, силы/здоровья, воли, пробитие щитов врага или напряжение. Стоит отметить, что прокачать героев на максимум не удастся в принципе — придётся делать акцент на чём-то конкретном, либо качать середнячка по всем показателям.

Единственные минусы которые я нашёл в игре – она достаточно короткая, хотя имеет высокую реиграбельность. Я прошёл игру за 9 часов, при этом часть прохождения приходилось на моё дежурство, а значит я периодически отвлекался и оставлял игру открытой пока занимался служебными обязанностями. Т.е. смело вычитайте 2 часа. Второй минус – не всегда правильный и адекватный перевод. Раза 4 за игру глаз зацепился за кривые спряжения и опечатки в тексте. Стоит так же отметить — английский в игре достаточно сложен для тех, кто его плохо знает, ибо там он литературный, а не публицистический, а текста в игре много и он критически важен. По этой причине я, например, не смогу поиграть в «The banner saga 2» на старте, а буду терпеливо ждать перевода текстов.
 

Я крайне редко ставлю играм, фильмам и каким-либо другим художественным произведениям 10 баллов, так как считаю эту оценку своеобразным практически недостижимым эталоном, но в этот раз мне хочется поставить эту оценку. Возможно как игра «The banner saga» кому-то покажется странной, непонятной, даже скучной, но как художественное произведение это шедевр. Шедевр такой же как «Побег из Шоушенка» в кинематографе или «Гамлет» в литературе. Однозначно для меня это 10/10 и «Изумительно». С нетерпением жду продолжения этого эпоса.


Лучшие комментарии

Читай также