3 февраля 2016 3.02.16 3 1844

Виртуальность — реальность ли?

+2

Кто из нас не слышал про виртуальную реальность? Фантасты уже давно активно пишут про неё. А последние несколько лет СМИ запестрили новостями про VR и AR (новомодные обозначения/сокращения Virtual Reality и Augmented Reality — дополненная реальность ), разработку шлемов, очков, кардбоксов и т.д. Честно говоря, ещё совсем недавно я думал, что пока всё это ещё фантастика, что все выпускающиеся устройства доступны лишь как прототипы только разработчикам и не мечтал в ближайшем будущем пощупать эту самую виртуальность в реальности. Как оказалось, я ошибался, технологии не только развиваются, но и уже проникают в нашу жизнь.

За примером далеко ходить не надо, в Москве уже год существует целый клуб виртуальной реальности Virtuality Club (что для меня оказалось большим сюрпризом), где можно самому всё пощупать и ощутить на своей шкуре. О клубе я узнал на курсах менеджмента игровых интернет проектов в ВШБИ от Вячеслава Уточкина. Он же и заманил нас, бедных студентов, поздним воскресным вечером в этот клуб, дабы подсадить приобщить к передовым направлениям в разработке игр, познакомить с хорошими людьми и прочитать лекцию по VR-индустрии. Кстати сказать, лекцию читала Екатерина Филатова — исполнительный директор Ассоциации дополненной и виртуальной реальности — оказывается, и такое тоже у нас существует. Из лекции я узнал, что индустрия быстро развивается. Что на рынке есть не только буржуйские игроки, но и русские разработчики не отсиживаются. Разрабатывается Fibrum и что-то там ещё. Сколково даёт гранты. А 2016 год вообще называют годом прорыва. Ожидаются новые устройства от Oculus, HTC, Sony и вездесущий Microsoft ваяет свой HoloLens. В общем, шумиха и движуха идёт большая, странно, что я раньше не замечал этого.

Это всё хорошо, но оставим в стороне перспективы, обещания и ожидания. Посмотрим, что есть сейчас. Для многих из нас виртуальная реальность, наверное, ассоциируется с фильмом Матрица, где человек не способен отличить реальность от вымысла, где тело полностью отключается от мозга и все данные об окружающем мире в него передаёт компьютер. Сюда же можно добавить известные не в столь широких кругах произведения японского и корейского авторов Sword Art Online и Лунный скульптор. И, наверно, ещё менее известные отечественные произведения Василия Маханенко, Дмитрия Рус и т.д. Так вот, скажем прямо — всё это пока что остаётся фантастикой и продолжит оставаться таковой, пока не произойдёт прорыва на стыке биологии и компьютерных технологий, когда можно будет реально транслировать данные прямо в мозг в обход пяти органов чувств.

Виртуальная реальность же представляет сейчас собой визуальный обман мозга картинкой, транслирующейся с очень близкого расстояния прямо в хрусталик глаза. Там используется особая система линз, так что, по заверениям разработчиков, для глаз это не вредно, хрусталик и мышцы не перенапрягаются. Также обманывают и другие органы чувств: звук научились транслировать через кость сразу в среднее ухо; прикосновение и отдачу оружия эмулируют специальные жилеты, которые могут сокращаться под действием электрических импульсов; а если хочется двигаться, придётся это делать самому в реальном пространстве (внешние камеры и датчики будут отслеживать перемещение и тела и отдельных конечностей), что весьма небезопасно, учитывая то, что человек в этот момент реально слеп и не видит, куда идёт.

И всё таки, не смотря на весь этот обман, то, что есть сейчас, завораживает и открывает совершенно новый взгляд на игры. Когда я шёл в клуб, я не знал, чего ожидать. Само понятие игрового клуба как-то не укладывалось у меня в голове. В моём сознании такие клубы умерли в наш век развития интернета и превращения компьютеров действительно в персональные, имеющиеся в каждом доме. Однако, и тут я ошибся.

Понравилось ли мне самому? Безусловно да. Так называемое “погружение” в игру происходит гораздо лучше и ты уже хочешь, чтобы тебя так обманывали, потому что наслаждение игрой возрастает многократно. Но очень много зависит и от устройства и от игры. В гоночном симуляторе (Project Cars) мне очень понравилась работа кресла, которое повторяло все наклоны трассы, что создаёт ощущение нахождения в машине, однако в контраст этому у руля совершенно отсутствует обратная связь и крутится он лишь на пол оборота в каждую сторону и ты не чувствуешь, что управляешь той машиной, в которой якобы находишься, что сразу рушит ту иллюзию, которую создаёт кресло. В добавок ко всему, картинка очень сильно мылит и имеет большие пиксели. Как мне сказали — это общая проблема текущих шлемов и что ожидаемые новинки 2016 года должны это побороть, но я думаю, что разработчики самой игры тоже схалтурили. Явно можно было сделать лучше. Не доработали, поспешили. А ведь именно от качества исполнения на данном этапе зависит то, какое мнение сформируется у игроков о виртуальной реальности.

В другой игре от другого разработчика (InMind от Nival) графика на порядок лучше и впечатления от игры получаешь больше. Но больше всего мне понравилось играть в первый Quake. Пусть руки всё также привычно лежали на клавиатуре и мышке, но вот шлем на голове сотворил чудо. Вот уже где реально начинаешь ощущать себя там. Никакого “по ту сторону экрана”. Игра уже вокруг тебя. И если я изначально работал мышкой в привычном режиме, то через несколько минут приноровился поворотом головы управлять наведением прицела на цель, что добавило ощущения присутствия.

Стоит отметить ещё одну игру, в которую я успел поиграть — Cyber Space. Это даже не игра, как таковая, а аттракцион. Надев шлем ты оказываешься на гигантских качелях, которые раскачиваются и поднимают тебя высоко над городом, совершая полный оборот. При этом кабина, в которой ты якобы сидишь, также вращается вдоль оси скамейки. Вот где действительно нужна страховка со стороны в реальном мире. Мозг настолько обманывается, что перестаёт верить ногам, твёрдо стоящим на земле, и пытается выровнять тело относительно показываемой ему земной поверхности и в какой-то момент можно запросто упасть столбом вперёд или назад. Однако и тут можно найти недоработки. Твои компьютерные соседи по креслу застыли куклами и никак не реагируют на происходящее. Где вопли и попытка удержаться в кресле? Ах, да — звуков в игре вообще нет, нам даже наушники не давали. А вот свиста ветра в ушах явно не хватает. При этом зачем-то внизу ездит по кругу машина, которую ты видишь лишь изредка и она явно никакого отношения к улучшению погружения в игру не имеет.

К сожалению, время похода в клуб у нас было ограничено, а людей нас было не так уж и мало, попробовать все игры, которые там были, я не успел. А желание есть. Видимо, я там был не в последний раз.

Суммируя всё сказанное могу сказать, что, не смотря на то, что в текущем виде виртуальная реальность далека от представления фантастами и есть мнение, что через несколько лет идея выдохнется, как это уже было в 90х (один из наших студентов вспомнил, что в те далёкие лохматые годы у него был подобный шлем и всё было приблизительно также, как сейчас) или как это происходит сейчас с 3D телевизорами и кинектами я считаю, что технология будет жить. Хотя бы в игровой сфере, потому что решение текущих проблем позволит перейти совершенно на новый уровень в получении удовольствия от игры. Личное ИМХО, как порно-индустрия в своё время стало двигателем развития интернета, так и игры будут основной двигающей силой развития виртуальной реальность. Вернее, они уже это делают. Появление новой технологии уже вдохнуло в игровые клубы новую жизнь. Пока что он такой один, но я уверен, это не надолго.

Большое спасибо Вячеславу Уточкину за то, что вывел нас, тёмных студентов, в свет. Спасибо Екатерине Филатовой за интересную лекцию. Спасибо Максиму Чижову за гостеприимство и, в принципе, за создание клуба, где каждый может прикоснуться к мечте.


Лучшие комментарии

Собственно реакция на порно даже один из самых популярных роликов ютуба по теме virtual reality. Может и стать двигателем прогресса =)
Посмотрим, кто кого опередит)) Ну и два двигателя точно лучше, чем один ))
Читай также