15 октября 2015 15.10.15 18 2703

Почему реклама приносит вред?

+8

Совсем недавно меня стали часто поправлять за использование фразы «дешевые цены», которую якобы по словарям все считают неправильной. Я стал возмущаться, ведь мне часто приходилось слышать её по телевизору в рекламе. Да и пару дней назад по радио в какой-то заковыристом интервью кто-то произнес заветную фразу, и я опять вспомнил о ней. Друзья-филологи, коллеги, знакомые отвечали одно — дешевыми или дорогими могут быть товары и услуги, а цены низкими или высокими.

Гуглил. Долго думал, что где-то наверняка есть подвох, ведь не зря по всей стране из телевизора нам предлагают «цены — дешевле!»
На сайте «Грамоты» нашел вот такой интересный текст. Под спойлером он же.

Дешёвый и дорогой

Вопрос
Часто слышу в рекламе: «… А цены — дешевые!» Правильно ли это, ведь дешевый и дорогой — это качество товара, а не цены?
В современном русском языке дорогой и дешевый имеют и значения «о цене: высокий (дорогая цена)», «о цене: низкий (дешевая цена)». Эти значения зафиксированы в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1989), в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1997). Поэтому сегодня нормальными (хотя и с оттенком разговорности) считаются словосочетания дорогие, дешевые цены, и соответственно нормативны словосочетания стоить дорого, дороже; стоить дешево, дешевле.

Правильно
дешёвые цены, дорогие цены с оттенком разговорности.

Где-то среди форумов с обсуждением вычитал, что наши любимые писатели и поэты не гнушались подобной фразы.

Большие и маленькие русские писатели это выражение употребляли, «достаться дорогой ценой» — устойчивое выражение.
Так что никакой разумной причины не употреблять «дешевые цены» я не вижу. Это такая же метафора, как и высокие и низкие цены. Ведь на самом деле, у цен нет ни высоты, ни толщины, ни глубины.
Брокгауз и Ефрон:
Стремясь побороть своих соперников удешевлением товаров, торговцы, при оживленном соперничестве, понижают цены до последней возможности, но покупатели остаются при этом в выгоде только в том случае, если дешевизна товаров но достигается в ущерб их качеству. На деле такой ущерб случается нередко: масса покупателей падка на дешевые цены и, соблазняясь дешевизной, склонна оставлять без надлежащего внимания достоинство покупаемого предмета.

Ибо ничего общего не имеет детская простота чад Божиих, живущих непосредственным созерцанием неба, с этим манерным, лже-философским опрощенством, которое, в сущности, не отказывается от философствования, но хочет иметь его по дешевой цене. [С. Н. Булгаков. Свет невечерний (1916)]

Теперь цена еще упала, и ему придется, наоборот, дорогой товар пускать по более дешевой цене. [В. Г. Короленко. Павловские очерки (1889-1890)]

Им было можно дешевить, потому что они живут общинами и получают приношения от богатых людей одной с ними веры, но кто живет своим трудом и приношений не получает, тому по такой дешевой цене ни прясть, ни ткать, ни ободья гнуть невозможно. [Н. С. Лесков. Гора (1888)]

Ежели ставить настоящие пьесы, по дешевой цене пустить, да публике в жилку попасть, то в первый же год сто тысяч в карман положишь… [А. П. Чехов. Mari d'elle (1885-1886)]

Портреты свои он писал за очень дешевую цену, по принципу, чтобы быть доступным большинству, но совсем почти не имел заказчиков, между тем как портреты Крамского все больше и больше входили в славу и ценились все дороже и дороже. [И. Е. Репин. Далекое близкое (1912-1917)]

Он шел исполнить то желание крестьян, об исполнении которого они и не смели думать, ― отдать им за дешевую цену землю, то есть он шел сделать им благодеяние, а ему было чего-то совестно. [Л. Н. Толстой. Воскресение (1899)]

― спросила наконец она, окончательно остановившись на мысли, что дом уже продан и что, следовательно, надежда приобрести его за дешевую цену утрачена для нее навсегда. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1875-1880)]

Мне предлагали там очень милую квартирку (только несколько темную) за более дешевую цену, чем здесь! [П. И. Чайковский. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк (1879)]

Споры в итоге не привели к чему-то хорошему, ибо мне настоятельно попросили не употреблять, искоренить, уничтожить эту фразу из собственного словарного запаса.
Выходит, что реклама таким способом делает нас «грамотнее».
Может, все-таки подскажет кто-нибудь как правильнее?


Лучшие комментарии

Знание русского языка и придирка к отдельным выражениям — это единственное или самое главное, что вас волнует в рекламе? Печально.
Под заголовком ожидал разбор про тлетворное влияние рекламы и вообще нужность её существования в том виде, в котором она есть сейчас, информативность, правдивость, реклама как раздражитель. Упоминание хотя бы Пелевина с его Generation П, где есть один очень интересный момент, о том, что нам показывает реклама (кстати в фильме об этом нету, но фильм в принципе очень даже ничего, перед прочтением книги сойдет, но после видный агрехы и излишне квасной патриотизм).
А как же словосочетание «дорогой ценой»? Например, мне это досталось дорогой ценой. Или это больше реднековское?
У нас и новости могут грамотнее сделать, не то что реклама. А говорить «дешёвые цены» — неправильно. Слово «дешёвый» значит, что количество денег, которое надо отдать за товар или услугу сравнительно невелико. Значит, поскольку «дешёвый» уже включает в себя понятие цены (жирным шрифтом), это словосочетание содержит тавтологию.
Сейчас прибегут диванные филологи. Вообще, имхо, на слух лучше воспринимать «низкие цены», чем «дешевые». «Дешево» ассоциируется с низким качеством товара\\\услуги или с сомнительным происхождением онных.
Не узрел взаимосвязи названия топика с содержимым. И почему же реклама наносит вред? Потому что «цены дешевле» или что? :)
Прошу помощи, Комрады.
Я стал возмущаться, ведь мне часто приходилось слышать её по телевизору в рекламе

Это вообще последнее, что можно использовать в качестве пруфа.
ну, «замочить пацана» тоже не значит его постирать. Это скорее просто привычка общества так говорить, просто кому надо и до столба докопаются.
Потому что она лезет прямо в мозг и убивает наше знание русского языка. Я указал только один пример, но ведь есть еще куча других, где бравые маркетологи льют нам в уши откровенную каку коверканием языка.
Но ведь в словарях сказано, что такое употребление не считает неправильным из-за отенка разговорности.
Я же просто не переучусь обратно :)))
Ну да. Именно поэтому я стараюсь сейчас вообще не включать телевизор. Хотя дома есть фанаты и Дом-2 и всяких Давай поженимся. Это куда хуже, я думаю.
дешевыми или дорогими могут быть товары и услуги, а цены низкими или высокими.


всё верно.

А мерить хоть что-то, ОСОБЕННО язык по рекламе — дело последнее. Ее придумывают обычные люди, многие без филологического образования, которым вообще очень далеко до грамотности.
Вообще никогда не слышал, чтобы так говорили. Обычно говорят «заплатил высокую цену» или там «цена высока», ну или «дорого обошлось», но оплату «дорогой ценой» вижу впервые.
Не говори так. Русский язык как только не уродуют, но это прям слух режет.
Я может покажусь бестактным, но кто это?
Эм… ну как бы антимонополии всё такое и один и тот же товар должен продаваться по одной и той же закупочной цене +налог магазина (который, кстати, бывает разный)… Так что по сути все правы у них самые низкие цены, потому что ниже уже нельзя…
Ну, как бы в самой теме указано, что такое употребление является вполне допустимым, хоть и с оттенком разговорности.
Читай также